Отчет Ozon за 3 квартал 2023 года: снова все выросло, в том числе убытки
16 ноября онлайн-ретейлер Ozon опубликовал отчет за 3 квартал 2023 года, и вот главное из него:
- GMV увеличился на 140% — до 450,81 млрд рублей.
- Выручка выросла на 77% — до 108,96 млрд рублей.
- Количество активных покупателей выросло на 30% — до 42,4 млн.
- Скорректированная EBITDA снова стала отрицательной — −3,91 млрд рублей.
- Чистый убыток увеличился на 6% — до 22,05 млрд рублей.
Операционные и финансовые показатели
GMV. По итогам 3 квартала 2023 года GMV увеличился на 140% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года и составил 450,8 млрд рублей за счет увеличения количества заказов и роста среднего чека. Количество заказов выросло на 134% по сравнению с аналогичным показателем год назад и достигло 251,1 млн.
Клиенты и активность. Количество активных покупателей продолжает расти устойчивыми темпами — приблизительно на 30% год к году третий квартал подряд — и по итогам квартала достигло 42,4 млн пользователей.
В 3 квартале 2023 года покупатели продемонстрировали большую вовлеченность: частотность заказов на одного активного покупателя увеличилась на 64% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года и составила в среднем 19,2 заказа в год.
Операционные показатели Ozon за 3 квартал, млрд рублей
3к2022 | 3к2023 | Изменение | |
---|---|---|---|
GMV | 188,12 | 450,81 | 140% |
Количество заказов, млн | 107,5 | 251,1 | 134% |
Количество активных покупателей, млн | 32,7 | 42,4 | 30% |
Доля маркетплейса в GMV | 78,2% | 83,4% | 5,2 п. п. |
Операционные показатели Ozon за 3 квартал, млрд рублей
GMV | |
3к2022 | 188,12 |
3к2023 | 450,81 |
Изменение | 140% |
Количество заказов, млн | |
3к2022 | 107,5 |
3к2023 | 251,1 |
Изменение | 134% |
Количество активных покупателей, млн | |
3к2022 | 32,7 |
3к2023 | 42,4 |
Изменение | 30% |
Доля маркетплейса в GMV | |
3к2022 | 78,2% |
3к2023 | 83,4% |
Изменение | 5,2 п. п. |
Структура выручки меняется. Структура выручки постепенно диверсифицируется: если по итогам 3 квартала прошлого года выручка от продажи товаров занимала 43,3% в общей выручке, то по итогам 3 квартала 2023 года она снизилась до 36,6% благодаря быстрому росту в других категориях.
Например, сегмент финансовых услуг показал рост на 1261% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и по итогам квартала принес 3,5 млрд рублей выручки. В сегментах рекламы и доставки выручка по итогам квартала выросла на 191 и 121% соответственно.
«Ozon Финтех» продолжает развивать спектр финансовых услуг как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B. Решение «Гибкий график выплат» остается наиболее распространенным финтех-продуктом в сегменте B2B, в 3 квартале 2023 года им воспользовалось более 36 тысяч продавцов Ozon.
В 3 квартале B2B-сегмент сосредоточился на продвижении расчетно-кассового обслуживания индивидуальных предпринимателей и компаний малого и среднего бизнеса. Основной B2C-продукт «Ozon Карта» стал самым популярным способом оплаты на платформе: по состоянию на 30 сентября 2023 года количество открытых счетов превысило 29 млн.
«Ozon Глобал» продолжил работу над улучшением качества обслуживания покупателей и продавцов. Число активных продавцов, работающих в рамках направления «Ozon Глобал», увеличилось в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и по состоянию на 30 сентября 2023 года достигло более 59 тысяч.
В 3 квартале 2023 года «Ozon Глобал» запустил первый фулфилмент-центр в Китае, что позволяет сократить сроки доставки оттуда в Россию до 8—12 дней.
Структура выручки Ozon
3к2022 | 3к2023 | |
---|---|---|
Продажа товаров | 43,3% | 36,6% |
Комиссии маркетплейса | 42,1% | 38,4% |
Реклама | 10,9% | 17,9% |
Услуги доставки | 2,4% | 2,9% |
Финансовые услуги | 0,4% | 3,2% |
Туристические услуги | 0,3% | 0,2% |
Прочая выручка | 0,6% | 0,8% |
Структура выручки Ozon
Продажа товаров | |
3к2022 | 43,3% |
3к2023 | 36,6% |
Комиссии маркетплейса | |
3к2022 | 42,1% |
3к2023 | 38,4% |
Реклама | |
3к2022 | 10,9% |
3к2023 | 17,9% |
Услуги доставки | |
3к2022 | 2,4% |
3к2023 | 2,9% |
Финансовые услуги | |
3к2022 | 0,4% |
3к2023 | 3,2% |
Туристические услуги | |
3к2022 | 0,3% |
3к2023 | 0,2% |
Прочая выручка | |
3к2022 | 0,6% |
3к2023 | 0,8% |
Выручка увеличилась на 77% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал прошлого года, чему способствовал прежде всего рост сервисной выручки, в частности комиссий маркетплейса и рекламной выручки.
Операционные расходы по итогам квартала снизились на 26% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составили 19,31 млрд рублей. Снижение расходов обусловлено единовременными убытками в размере 10,8 млрд рублей в 3 квартале 2022 года из-за пожара в фулфилмент-центре в Московской области. Без учета этих трат операционные расходы выросли на 24%.
Скорректированная EBITDA по итогу квартала оказалась отрицательной и составила 3,9 млрд рублей — против положительного значения в 1,6 млрд рублей в 3 квартале 2022 года, — что обусловлено увеличением стратегических инвестиций в привлечение клиентов и в логистическую инфраструктуру для ускорения роста GMV и укрепления позиций на российском рынке розничной торговли.
Увеличение масштаба обеспечит устойчивую операционную прибыльность и рост положительного операционного денежного потока в долгосрочной перспективе. Но по итогам 9 месяцев показатель скорректированной EBITDA оказался положительным и составил 4,12 млрд рублей — против −7,14 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2022 года.
Чистый убыток за период составил 22,05 млрд рублей в 3 квартале 2023 года в результате снижения скорректированной EBITDA и увеличения финансовых расходов, связанных с переоценкой финансовых инструментов и ростом процентных расходов. В сравнении с 3 кварталом 2022 года размер убытка вырос на 6%. По итогам 9 месяцев 2023 года размер чистого убытка сократился на 48% — до 24,48 млрд рублей — против 46,97 млрд рублей годом ранее.
Чистые денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты по состоянию на 30 сентября 2023 года составили 92,7 млрд рублей — против 74,6 млрд рублей на 30 июня 2023 года — рост на 24,2%.
Финансовые показатели Ozon за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года, млрд рублей
3к2022 | 3к2023 | Изменение | 9м2022 | 9м2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 61,39 | 108,96 | 77% | 183,48 | 296,37 | 62% |
Операционные расходы | 26,16 | 19,31 | −26% | 60,51 | 53,71 | −11% |
Скорректированная EBITDA | 1,61 | −3,91 | — | −7,14 | 4,12 | — |
Чистый убыток | 20,71 | 22,05 | 6% | 46,97 | 24,48 | −48% |
Денежный поток от операционной деятельности | 7,84 | 24,86 | 217% | −27,28 | 34,18 | — |
Финансовые показатели Ozon за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года, млрд рублей
Выручка | |
3к2022 | 61,39 |
3к2023 | 108,96 |
Изменение | 77% |
9м2022 | 183,48 |
9м2023 | 296,37 |
Изменение | 62% |
Операционные расходы | |
3к2022 | 26,16 |
3к2023 | 19,31 |
Изменение | −26% |
9м2022 | 60,51 |
9м2023 | 53,71 |
Изменение | −11% |
Скорректированная EBITDA | |
3к2022 | 1,61 |
3к2023 | −3,91 |
Изменение | — |
9м2022 | −7,14 |
9м2023 | 4,12 |
Изменение | — |
Чистый убыток | |
3к2022 | 20,71 |
3к2023 | 22,05 |
Изменение | 6% |
9м2022 | 46,97 |
9м2023 | 24,48 |
Изменение | −48% |
Денежный поток от операционной деятельности | |
3к2022 | 7,84 |
3к2023 | 24,86 |
Изменение | 217% |
9м2022 | −27,28 |
9м2023 | 34,18 |
Изменение | — |
Новости и события
Делистинг в США и регистрация в России. В октябре 2023 года Ozon произвел добровольное исключение американских депозитарных расписок с биржи NASDAQ как следствие безуспешной апелляции на решение биржи о реализации принудительного делистинга. После этого компания завершила процесс регистрации проспекта ценных бумаг в России.
Бумаги Ozon продолжат обращаться на Московской бирже и Международной бирже Астаны. Перспективы редомициляции компании в Россию пока остаются неясными: она говорит о важности этого процесса, но никаких конкретных сроков и деталей не анонсирует.
Продажа автомобилей. Ozon первым среди маркетплейсов в России запустил продажу автомобилей. Машина полностью оплачивается онлайн, а договор купли-продажи подписывается при доставке. К покупке доступен весь бензиновый модельный ряд марки Chery, а именно: кроссоверы Tiggo 4 Pro, Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 8 Pro, Tiggo 8 Pro Max и седан бизнес-класса Arrizo 8.
На первом этапе доставка автомобиля на дом будет доступна жителям Московского региона, а в дальнейшем география проекта будет расширяться. Также могут появиться новые марки автомобилей. Второй год категория «Авто- и мототовары» — самая быстрорастущая на маркетплейсе. В 1 полугодии ее оборот вырос более чем в 2,8 раза год к году.
«11.11». Несмотря на рост числа распродаж в российском сегменте электронной коммерции, популярность ноябрьской распродажи «11.11» растет как среди покупателей, так и среди продавцов площадки.
В этом году 80% оборота акции составили продажи предпринимателей, 11 ноября сделали 5,4 млн заказов. В 2023 году распродажа «11.11» стартовала 30 октября, но пик пришелся на 9—11 ноября: за эти три дня оборот превысил 30 млрд рублей, что на 64% больше в сравнении с сопоставимым периодом в октябре 2023.
Средний чек вырос на 27% по сравнению с прошлым годом. Самым дорогим товаром стал автомобиль Chery Tiggo 4 Pro за 1 999 990 ₽ — только за первые три часа 11 ноября продали 12 автомобилей. В целом продавцы включили в распродажу более 68 млн товаров — в 2,5 раза больше, чем в 2022 году.
Продажи в Узбекистане. 14 ноября Ozon запустил продажи в Узбекистане. На первом этапе покупатели в Узбекистане могут получить заказы в партнерских пунктах выдачи, а также в 1660 отделениях Почты Узбекистана. Средний срок доставки составляет 12 дней.
В 2024 году Ozon планирует развивать собственную логистическую инфраструктуру в стране, в которую, кроме прочего, входят складские комплексы и служба доставки. Ozon развивает бизнес в СНГ с 2021 года, у компании уже есть своя логистическая инфраструктура в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии.
Что в итоге
Ozon опубликовал смешанную отчетность. С одной стороны, операционные показатели быстро растут: GMV, количество активных покупателей и число заказов увеличиваются на десятки и даже сотни процентов. С другой стороны, финансовые показатели продолжают оставаться слабыми.
Некоторый оптимизм внушают сокращение чистого убытка по результатам 9 месяцев 2023 года и выход скорректированной EBITDA на положительную территорию. По итогам 9 месяцев рентабельность по скорректированной EBITDA составила 1,39%.
На основании текущих тенденций рынка компания повысила финансовый прогноз на 2023 год, согласно которому GMV вырастет на 90—100%, а показатель скорректированной EBITDA по итогам полного 2023 года окажется положительным.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique