Ozon (MOEX: OZON), оператор ведущей российской площадки электронной коммерции, 24 мая опубликовал на своем сайте операционные и финансовые результаты за 1 квартал 2023 года.

Ключевые показатели бизнеса демонстрируют двузначный рост к аналогичному периоду прошлого года. Квартальный оборот от продаж и скорректированная EBITDA достигли рекордного уровня. Более того, у компании наконец появилась чистая квартальная прибыль — хотя это и связано с разовым фактором.

Выделим главное в отчете:

  1. Оборот от продаж (GMV) вырос на 71% — до 303 млрд рублей.
  2. Количество заказов увеличилось на 93% — до 179 млн.
  3. Количество активных покупателей выросло почти на треть и достигло рекордных 37 млн человек.
  4. Доля маркетплейса в общем обороте выросла с 70,4 до 79,5%.
  5. Выручка прибавила 47% и достигла 93,3 млрд рублей.
  6. Скорректированная EBITDA обновила исторический максимум и достигла 8 млрд рублей.
  7. Компания отразила чистую прибыль в размере 10,7 млрд рублей после досрочного погашения своих евробондов.
Как делать деньги из денег
Лучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.

Операционные показатели

В 1 квартале 2023 года оборот от продаж Группы вырос на 71% до 303 млрд рублей, что в основном связано с высокими показателями маркетплейса Ozon.

Количество заказовна площадке увеличилось на 93% — до 179 млн — как за счет расширения клиентской базы, так и за счет роста частоты заказов.

Количество активных покупателей достигло рекордных 37 млн, что на 29% больше, чем было в 1 квартале 2022 года.

На одного активного клиента Ozon в среднем приходится 15 заказов в год — за последние два года этот показатель вырос почти втрое.

Операционные показатели Ozon

GMV, млрд рублей Число заказов, млн штук Число активных покупателей, млн человек
1к2021 74 34 16
2к2021 89 41 18
3к2021 108 56 21
4к2021 177 92 26
1к2022 178 93 28
2к2022 171 90 31
3к2022 188 108 33
4к2022 296 175 35
1к2023 303 179 37
GMV, млрд рублей
1к2021
74
2к2021
89
3к2021
108
4к2021
177
1к2022
178
2к2022
171
3к2022
188
4к2022
296
1к2023
303
Число заказов, млн штук
1к2021
34
2к2021
41
3к2021
56
4к2021
92
1к2022
93
2к2022
90
3к2022
108
4к2022
175
1к2023
179
Число активных покупателей, млн человек
1к2021
16
2к2021
18
3к2021
21
4к2021
26
1к2022
28
2к2022
31
3к2022
33
4к2022
35
1к2023
37

Финансовые показатели

Выручка бизнеса по итогам 1 квартала 2023 года выросла на 47% — до 93,3 млрд рублей, что в основном связано с ростом доходов от предоставляемых услуг на 120% по сравнению с 1 кварталом 2022 года. Комиссионная выручка маркетплейса выросла в 2,1 раза — до 39,6 млрд рублей. Рекламная выручка взлетела почти в 3 раза — до 10,8 млрд рублей. Выручка за услуги доставки увеличилась на 26% — до 1,9 млрд рублей.

Самую слабую динамику выручки продемонстрировал сегмент продажи товаров, прибавив всего 1% — до 39,8 млрд рублей.

Помимо основных направлений, связанных с продажей товаров и предоставлением услуг маркетплейса, компания развивает собственную финансовую платформу Ozon Invest и онлайн-сервис для бронирования авиа- и железнодорожных билетов Ozon Travel. Финансовые услуги принесли компании дополнительно 628 млн рублей, еще 151 млн рублей добавили комиссии за туристические услуги.

Динамика выручки Ozon по направлениям, млрд рублей

1к2023 1к2022 Изменение
Продажа товаров 39,8 39,3 1%
Комиссии маркетплейса 39,6 18,8 111%
Рекламная выручка 10,8 3,6 197%
Услуги доставки 1,9 1,5 26%
Финансовые услуги 0,6
Комиссии за туристические услуги 0,2 0,1 19%
Прочее 0,3 0,2 48%
Продажа товаров
1к2023
39,8
1к2022
39,3
Изменение
1%
Комиссии маркетплейса
1к2023
39,6
1к2022
18,8
Изменение
111%
Рекламная выручка
1к2023
10,8
1к2022
3,6
Изменение
197%
Услуги доставки
1к2023
1,9
1к2022
1,5
Изменение
26%
Финансовые услуги
1к2023
0,6
1к2022
Изменение
Комиссии за туристические услуги
1к2023
0,2
1к2022
0,1
Изменение
19%
Прочее
1к2023
0,3
1к2022
0,2
Изменение
48%

Валовая прибыль компании выросла почти в 9 раз — до 15,6 млрд рублей. В пресс-релизе менеджмент сообщает, что компании удалось снизить операционные расходы на заказ более чем в 2 раза. Это также привело к росту скорректированной EBITDA до рекордных 8 млрд рублей. Уже четыре квартала подряд показатель оказывается в положительной зоне.

Но самое важное — компания наконец отразила чистую прибыль по итогам квартала, которая составила 10,7 млрд рублей: годом ранее был зафиксирован убыток в размере 19,1 млрд рублей. Выйти в прибыль удалось не только благодаря росту выручки и оптимизации издержек, но и из-за разового фактора: компания досрочно погасила свои обязательства и получила единовременный финансовый доход.

Финансовые показатели Ozon, млрд рублей

Выручка Скорректированная EBITDA Чистый убыток / прибыль
1к2021 33,4 −4,9 −6,7
2к2021 37,0 −9,1 −15,2
3к2021 41,5 −11,3 −14,0
4к2021 66,3 −15,9 −20,8
1к2022 63,6 −8,9 −19,1
2к2022 58,5 0,2 −7,2
3к2022 61,4 1,6 −20,7
4к2022 93,6 3,9 −11,2
1к2023 93,3 8,0 10,7
Выручка
1к2021
33,4
2к2021
37,0
3к2021
41,5
4к2021
66,3
1к2022
63,6
2к2022
58,5
3к2022
61,4
4к2022
93,6
1к2023
93,3
Скорректированная EBITDA
1к2021
−4,9
2к2021
−9,1
3к2021
−11,3
4к2021
−15,9
1к2022
−8,9
2к2022
0,2
3к2022
1,6
4к2022
3,9
1к2023
8,0
Чистый убыток / прибыль
1к2021
−6,7
2к2021
−15,2
3к2021
−14,0
4к2021
−20,8
1к2022
−19,1
2к2022
−7,2
3к2022
−20,7
4к2022
−11,2
1к2023
10,7

Почему пришлось погасить долг досрочно

Дело в том, что у компании были размещены еврооблигации на сумму 750 млн долларов США с погашением в 2026 году. В марте прошлого года американская биржа NASDAQ сообщила о планах принудительного делистинга ценных бумаг компании Ozon, чей основной бизнес находится в России. Это событие позволило держателям еврооблигаций требовать от эмитента досрочного погашения своих обязательств (с учетом накопленных процентов на 31 мая 2022 года).

В октябре более 90% держателей долга проголосовали за досрочное погашение, и компании пришлось в срочном порядке находить ресурсы на исполнение своих обязательств. На момент выхода пресс-релиза было выплачено примерно 94% от основной суммы по еврооблигациям.

Что в итоге

Судя по динамике ключевых операционных и финансовых показателей, перед нами классический пример молодой растущей компании, которая постепенно начинает входить в фазу «зрелости» — когда акцент постепенно должен смещаться с роста выручки ради захвата рынка (даже ценой убытков) в сторону создания прибыли для акционеров.

Первый шаг сделан: компания наконец получила квартальную чистую прибыль, пусть это и связано с вынужденным погашением собственных долгов. Однако важен сам прецедент.

Более того, уже четыре квартала подряд EBITDA бизнеса находится в положительной зоне, и по итогам января — марта 2023 года достигла исторического максимума. Это позволяет рассчитывать, что компания движется в верном направлении и в ближайшие годы квартальная чистая прибыль станет не разовым, а постоянным событием.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique