Убыточный Ozon: за счет чего компания могла бы выйти в прибыль

Первый прибыльный квартал в истории второго по величине маркетплейса в России мог бы порадовать его акционеров. К сожалению, прибыль возникла вследствие разового неденежного дохода от реструктуризации облигаций.
Без этого дохода 1 квартал 2023 года был бы убыточным, как и предыдущие. Ozon продолжает получать убытки, несмотря на то, что четверть населения страны, или 37 млн человек, активно покупает на маркетплейсе.
Разберемся, на чем зарабатывает компания и какие у нее расходы и доходы.
На чем Ozon зарабатывает и на что тратит
Два основных направления деятельности Ozon — это продажа товаров, которые компания сама закупает и перепродает, и комиссия от сторонних продавцов на маркетплейсе. Всего от этих двух направлений компания получила 87% доходов в 2022 году.
Также компания получает доходы от рекламы, доставки, финансовых и туристических услуг.

Убыточность возникает на уровне операционной прибыли, то есть после вычета из выручки затрат на приобретение товаров, фулфилмент
Компания продает товары и оказывает услуги по ценам, которые не покрывают себестоимости товаров и услуг. Это даже без учета неоперационных показателей, таких как выплата процентов по долгу.
В 2022 году компания продала товаров и услуг на 277 млрд рублей при затратах 321 млрд рублей. В предыдущие 2 года также получила операционный убыток.
Операционные расходы Ozon, млрд рублей
2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|
Выручка | 104,4 | 178,2 | 277,1 |
Операционные расходы | 121,7 | 237,1 | 321,3 |
Себестоимость продаж | 72,9 | 112,5 | 121,5 |
Фулфилмент и доставка | 30,7 | 76,2 | 122,5 |
Продажи и маркетинг | 10,0 | 23,5 | 24,5 |
Технологии и контент | 4,4 | 12,9 | 22,9 |
Общие и административные | 3,7 | 11,9 | 19,7 |
Убыток из-за пожара | — | — | 10,2 |
Операционный убыток | 17,3 | 58,9 | 44,1 |
Выручка | |
2020 | 104,4 |
2021 | 178,2 |
2022 | 277,1 |
Операционные расходы | |
2020 | 121,7 |
2021 | 237,1 |
2022 | 321,3 |
Себестоимость продаж | |
2020 | 72,9 |
2021 | 112,5 |
2022 | 121,5 |
Фулфилмент и доставка | |
2020 | 30,7 |
2021 | 76,2 |
2022 | 122,5 |
Продажи и маркетинг | |
2020 | 10,0 |
2021 | 23,5 |
2022 | 24,5 |
Технологии и контент | |
2020 | 4,4 |
2021 | 12,9 |
2022 | 22,9 |
Общие и административные | |
2020 | 3,7 |
2021 | 11,9 |
2022 | 19,7 |
Убыток из-за пожара | |
2020 | — |
2021 | — |
2022 | 10,2 |
Операционный убыток | |
2020 | 17,3 |
2021 | 58,9 |
2022 | 44,1 |
Какие у компании убытки и на что она живет
В целом за последние 3 года компания отразила в отчетности 137,3 млрд рублей чистого убытка: 22,3 млрд в 2020 году, 56,8 млрд в 2021 году и 58,2 млрд в 2022 году. За счет чего компания покрывает эти убытки?
Более 90 млрд рублей компания выручила от размещения акций на бирже NASDAQ и продажи по закрытой подписке среди действующих акционеров — инвестфонда Baring Vostok и АФК «Система». Также компания привлекала кредиты, размещала облигации и заключала договоры лизинга. За 3 года привлекли 48 млрд рублей за вычетом сумм, направленных на погашение долгов, и выплатили 16 млрд рублей по лизинговым обязательствам.
За последние 3 года компания привлекла 122 млрд рублей за вычетом выплат по погашению долга. Денежная позиция от операционной деятельности уменьшилась на 26 млрд, а на счетах компании по итогам 2022 года оставалось 90 млрд рублей.
Несмотря на значительный объем кэша на счетах, компания взяла кредит у правительства для выкупа конвертируемых еврооблигаций за 38,6 млрд рублей. Зачем понадобился кредит, если и так было достаточно денег для выкупа?
Деньги нужны компании для покрытия операционных убытков и обслуживания значительных обязательств по лизингу офисов, складов, пунктов выдачи, транспорта. Сумма лизинговых обязательств по итогам 2022 года выросла на 51 млрд рублей — до 74 млрд рублей, — а проценты и платежи в счет погашения составили 24 млрд рублей. С 2024 года платежи по лизингу увеличатся еще на 8 млрд рублей в год за счет новых договоров.
Также у компании есть кредит на 37 млрд рублей под 13% годовых с погашением в 2026 году. Это соответствует 4,8 млрд рублей в год в виде процентов.
Наличных компании хватит еще на несколько лет при условии рефинансирования кредита в 2026 году. Ozon нужно примерно 29 млрд рублей в год на платежи по кредиту и договорам лизинга, не считая операционный убыток, который, возможно, уже в этом году удастся значительно сократить.
Что Ozon может сделать, чтобы перестать быть убыточным
Чтобы выбраться из убыточности, нужно, чтобы выручка превышала себестоимость продаж и другие расходы. Если исключить или сократить некоторые статьи расходов и увеличить цены на продаваемые товары и услуги, можно улучшить финансовое состояние компании.
Рассмотрим, какие статьи расходов можно сократить и насколько поднять цены, чтобы хотя бы по операционной прибыли Ozon вышел в безубыток.
В прошлом году затраты только на поощрение сотрудников акциями компании составили 11 млрд рублей. Расходы на СМИ, рекламу и прочий маркетинг — почти 10 млрд рублей.
Если предположить, что Ozon в рекламе не нуждается, а сотрудников убыточной компании можно не премировать акциями, то удастся сэкономить 21 млрд рублей и сократить операционные расходы до 290 млрд. Но и этого будет недостаточно при выручке 277 млрд: еще нужно компенсировать 13 млрд рублей.
Допустим, компания увеличит цены на собственные товары, услуги маркетплейса, фулфилмент и доставку на 5%. Благодаря этому выручка вырастет на 13 млрд рублей — до 290 млрд — и совпадет с суммой операционных расходов, а операционная прибыль станет равной нулю.
Но это только операционная безубыточность. У компании есть еще и другие расходы. Чтобы итоговый финансовый результат стал нулевым, надо еще раздобыть как минимум 12 млрд рублей на выплату процентов по кредиту и лизингу.
Какие есть улучшения в показателях
Но, несмотря на стабильную убыточность Ozon, прогресс в его показателях все-таки есть. По итогам 2022 года операционный убыток относительно выручки снизился до минимальных значений за 5 лет. Без учета расходов, связанных с пожаром, операционный убыток уменьшился на 42% и составил 34 млрд рублей, или 12% от выручки. Годом ранее убыток был почти 59 млрд, или 33% от выручки.
Наметились первые признаки на пути к прибыли. Операционный убыток по итогам 1 квартала этого года уже не исчисляется миллиардами, как в предыдущие кварталы, — это всего 117 млн. Если вычесть 173 млн рублей расходов, связанных с пожаром, то компания вообще вышла в плюс на 56 млн рублей по операционной прибыли.
Начиная с 4 квартала 2022 года компания существенно сократила операционный убыток — до 4% относительно выручки, — а в 1 квартале 2023 года вышла почти в ноль. Дело в том, что Ozon начал сокращать расходы.
Считать ли это первым сигналом о том, что компания встала на путь к прибыльности? Покажет отчетность ближайших кварталов. Результаты за 2 квартал 2023 года станут известны 15 августа.
Показатели Ozon по годам, млрд рублей
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
GMV | 42 | 81 | 197 | 448 | 832 |
Выручка | 37 | 60 | 104 | 178 | 277 |
Операционный убыток | 6 | 19 | 17 | 59 | 34 |
Операционный убыток как доля от выручки | 16% | 31% | 17% | 33% | 12% |
Денежный поток от операционной деятельности | −4 | −14 | 7 | −14 | −9 |
GMV | |
2018 | 42 |
2019 | 81 |
2020 | 197 |
2021 | 448 |
2022 | 832 |
Выручка | |
2018 | 37 |
2019 | 60 |
2020 | 104 |
2021 | 178 |
2022 | 277 |
Операционный убыток | |
2018 | 6 |
2019 | 19 |
2020 | 17 |
2021 | 59 |
2022 | 34 |
Операционный убыток как доля от выручки | |
2018 | 16% |
2019 | 31% |
2020 | 17% |
2021 | 33% |
2022 | 12% |
Денежный поток от операционной деятельности | |
2018 | −4 |
2019 | −14 |
2020 | 7 |
2021 | −14 |
2022 | −9 |
Сравнение Amazon и Ozon
Amazon был успешнее, чем его последователь Ozon. Множество особых факторов повлияло на деятельность каждой компании, но объединяет их то, что обе начинали в 90-е годы с торговли книгами и обеим приходилось выживать в конкурентной борьбе. Первую прибыль американский онлайн-ретейлер получил в 4 квартале 2001 года: 1 цент на акцию при выручке более миллиард долларов. По словам главы компании Джеффа Безоса, на тот момент было важнее инвестировать в будущий рост, чем оправдывать прогнозы прибыли от аналитиков.
Чтобы заработать почти незаметный 1 цент на акцию, будущему гиганту потребовалось 7 лет после основания компании в 1994 году и 5 лет после IPO в 1997 году. Первую годовую прибыль в 35 млн долларов Amazon получил в 2003 году.
Ozon за 25 лет так и не вышел в прибыль.
Что с ценой акций Ozon
После IPO в 2020 году оценка компании по коэффициенту P / S
Сейчас котировки на 20% ниже уровня, на котором открылись торги акциями компании на Мосбирже в ноябре 2020 года.
Несмотря на рост акций более чем на 250% с минимумов 2022 года, стоимость компании по P / S не выросла и колеблется около 1×. Наблюдающееся расхождение между динамикой цены и стоимостью — цена растет, а стоимость нет — говорит о неуверенности инвесторов.
Что в итоге
За 25 лет деятельности Ozon появились первые позитивные признаки на пути к прибыли. По результатам ближайших кварталов будет видно, встала компания на путь прибыльности или нет.
Если позитивные результаты последних двух кварталов окажутся единовременными событиями и компания опять вернется к операционной убыточности, то для развития и покрытия убытков опять потребуется привлекать деньги акционеров. Не все они смогут поддержать компанию. Baring Vostok, скорее всего, не примет участие в очередном раунде, а одной АФК «Система» не по силам тянуть Ozon.
На мой взгляд, сейчас Ozon поставил цель сокращать расходы и появились первые признаки перехода компании от убыточности к прибыли. Если позитивная динамика квартальных показателей продолжится, можно говорить о наметившейся последовательности на пути к получению сначала операционной, а затем и чистой прибыли.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique
Избавиться от Маликова точно надо
Дело как всегда в голове. Нужен мощный антикризисный менеджер, который выгонит дармоедов, а остальных заставит крутиться как белка в колесе. Составит профицитный бюджет, а заставит его исполнить. Убыточность таких гигантов аукается, тем что задавив мелких конкурентов или заставив плясать их под свою дудку затем этот шкаф погрязший в долгах может грохнуться, что будет иметь выраженый негативный эффект для всех, от инвесторов и производителей, до обычных потребителей и даже государства, которое не противиться бардаку, а потому выглядит как крыша для воров, сосущих кровь из тела народа. С точки зрения бизнеса с головой, даже один убыточный квартал повод к тому, чтобы начать чесать репу, что не так. А если убытки длятся годами, то самый логичный вывод- закрыть бизнес, чтобы не нести большие убытки. А причина того, что это продолжается - люди в руководстве или собственники отгребают бабло и не собираются отдавать долги.
Александр,
Andrey, Логика железная конечно)))
Меньше рекламы по тв, убрать звезд из рекламы. Разобрать по косточкам что делает топ-менеджмент и т.д. и т.п
Красота, 20 лет озон топит нормальный порядочный бизнес, просто потому, что у него нет за спиной госструктуры, которая будет покрывать все его убытки... Ну да, рыночные отношения, говорили они, и где эти рыночные отношения?
Спасибо за статью! Очень грамотно и без воды.
и в дополнение: Озон получил листинг на бирже Астаны (AIX), торги начнутся 31 июля https://www.interfax.ru/business/913740. Иностранные инвесторы вероятно добавят волатильности - одни захотят продать, другие - купить подешевевшие акции.
все было хорошо дор сравнения с Amazon которое притянуто за уши без цифр и разбора самой Amazon точнее его розничного сегмента. есть и другие аналоги типа Shopify и Alibaba кто тоже торгуется на бирже и можно сравнить их финансовое положение с Ozon.
глянул для интереса на Shopify - ситуация примерно как у Озон - хроническая убыточность за исключением нескольких лет, но в разы ниже по операционной марже, и это не маркетплейс, а конструктор интернет-магазинов, т.е. расходы у них другие.
У Alibaba за последние 10 лет не было ни одного убыточного года. По P/S тоже хорошо упала оценка - с 10х в постпандемийный период до 2х в настоящее время.
По Amazon - не было цели разбирать компанию, достаточно было показать сколько лет им понадобилось, чтобы получить первую прибыль.
Сергей, просто у Amazon розничны йбизнес на грани самоокупаемости, а в последнее время вообще убыточный
Alex, да, по итогам 2022 года розничный бизнес Амазон ушел в минус по операционной прибыли, но еще в 2013, 14, 15 гг. опер прибыль от розницы превышала опер прибыль от AWS. Видимо, конкуренция делает свое дело.
Сергей, "еще в 2013, 14, 15 гг. опер прибыль от розницы превышала опер прибыль от AWS."
потому что в AWS надо было инвестировать деньги - такм образом потери превышали прибыль.
" Видимо, конкуренция делает свое дело."
нет, в отчёте за 2015 видно что у Амазона в рознице была копеечная маржа в районе 1-2% от прибыли https://d18rn0p25nwr6d.cloudfront.net/CIK-0001018724/a18084e1-1eac-4133-8829-3fc5fb52295d.pdf
А зачем им прибыль, чтобы больше налоги платить? Я думал специально компании всё в убыток загоняют, а доход себе теми же премиями как раз выкачивают.
Забавно. Есть такой анекдот: "Боже как она лежит, мальчику же неудобно". 25 лет в минусе и жив-здоров. «Чудо – событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта»
Тут еще стоит учесть, что рынок маркетплейсов у нас растущий и отказаться от рекламных расходов они точно не могут. Плюс могут быть дополнительные расходы, связанные с приобретением конкурентов. Хотелось бы увидеть их прибыльность, но пока как-то туманно выглядят перспективы
Читал что Почта России хочет получать 0,5% от продажи на маркетплейсах, т.к. она убыточна и ей нужно "кормить" 300 тыс. сотрудников... Предлагаю так же в пользу маркетплейсов брать 0,5% от всех продаж и доставок Почты России чтобы убыточные маркетплейсы не закрылись :)
Роман, При чём тут Почта и маркетплейсы? Почта Почтой, а у маркетплейсов свои пункты выдачи или постаматы. Разве не так?!
SOCHNIKOV, Так это вопрос к Почте России - она первая начала :)
Интересно, бы было, всех наших МП, отчет такой развернутый изучить.
>>а сотрудников убыточной компании можно не премировать акциями>>
Поймиты, только ради этого все и придумано! (с)
Ozon... Хмм, не понимаю, за счёт чего они "живут" до сих пор. Или, уже, получается, как видно из статьи, "доживают". Никогда ничего у них не покупал. К счастью, у Яндекса есть свой маркетплейс, который лично меня всем устраивает.
SOCHNIKOV, мне не нравится яндекс.маркет. В малых городах нет пунктов выдачи и доступна только доставка курьером, доставку предлагают только в конкретные даты, причём для разных посылок они будут разными. Зачем мне два дня подряд ждать два раза курьера, если я могла бы дождаться всех своих посылок и забрать их из одного пункта выдачи? Плюс сама доставка долгая... У озона в каждой дыре есть пункт выдачи.
IraM, Интересно) У меня пункт выдачи заказов из Озона на первом этаже моего дома) Но я там ни разу не был. Пользовался либо курьерской доставкой из Яндекс Маркета, либо из постамата. Но большинство постаматов по городу закрыли, и открыли пункты выдачи. Ближайший от меня через 3 дома.
Насчёт курьерской доставки из Яндекса - можно же выбрать для разных заказов один день, и всё. Всё настраивается на этапе оформления. У меня бывает 7 заказов в корзине, но я ставлю для всех одну дату и одно время. Ещё есть доставка "по клику", очень удобно, от 15 минут. С плюсовой подпиской меня все устраивает, и я ни разу ещё не зашоппился ни в Озоне, ни в WB. Даже помню, что раньше они назывались "Беру" (в смысле Яндекс Маркет), я с ними с тех пор)
SOCHNIKOV, к сожалению, не всегда можно) иногда предлагают совсем уж дичь, например, доставить один товар могут 15, 16 и 17 (после 17 уже почему-то нельзя), а второй 19 и 20. Доставку по клику не предложили ни разу, полагаю, как и пункты выдачи, доступна не везде. Кароч, неудобно от слова совсем, смотрю что-то на Яндекс маркете только если за заказ есть кэшбэк.
SOCHNIKOV, наверняка у них есть план по выживанию, о котором мы не знаем.
Всегда считал, что нужно не снижать расходы, а увеличивать доходы. Лично мне пофиг, сколько стоит разная мелочевка, которую обычно покупают на маркетплейсах: 250 или 300 рублей. Это 50 рублей я готов "инвестировать" в любимый магазин, не сравнивая цены, если он меня устраивает и ценит меня как своего постоянного клиента.
Из-за попыток оптимизировать расходы и наплевательского отношения к проблемам клиента, который 10!!! лет покупал в магазине, я ушел к Жёлтым.
К сожалению, вся оптимизация расходов сводится к закручиванию гаек для селлеров и кошмаринью владельцев пунктов выдачи. В этом маразме впереди планеты всей конечно Фиолетовые.
P.S. Хорошо, что у нас есть выбор и мы не ограничены одним Amazon`ом
не удалось Озону по итогам 2 квартала 2023 подтвердить неметившуюся динамику выхода на операционную прибыль или хотя бы в 0. Компания получила хороший операционный (8,6 млрд ₽) и итоговый убыток (13,1 млрд ₽) по итогам 2к2023 после сокращения операционного убытка в 4к2022 и выхода почти на операционную безубыточность в 1к2023.
"Ozon ориентируется на показатель операционного денежного потока, не видит сейчас стратегического смысла в выходе на большую прибыль" - сообщил в ходе онлайн-конференции финдиректор компании Игорь Герасимов.