Первому игроку приготовиться: Roblox выходит на биржу
Новости
11K

Первому игроку приготовиться: Roblox выходит на биржу

10
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

10 марта игровая платформа Roblox (NYSE: RBLX) планирует разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили присмотреться к этому бизнесу и вынести свое суждение.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.


На чем зарабатывают

Главный источник сведений о компании — ее проспект. Roblox — это игровая платформа, предоставляющая пользователям инструментарий для создания собственных игр. Игры могут быть самыми разными — от платформеров-«бродилок» с преодолением препятствий до командных состязаний типа «захват флага». Примеры игр можно посмотреть здесь.

В Roblox все построено по принципу социальной сети, где игроки могут общаться друг с другом. Компанию можно считать смесью игры и социальной сети. Roblox в целом ориентирован на детей младше 13 лет, они и составляют основную аудиторию.

Платформа бесплатная, но компания зарабатывает на продаже пользователям виртуальной валюты, на которую они покупают виртуальные предметы и аксессуары.

Собственно, как это выглядит: пользователь покупает определенное количество внутриигровой валюты Robux и тратит ее в игре. Вывести «робуксы» в реальные деньги по курсу, установленному Roblox, тоже можно.

Для этого нужно соблюсти несколько условий:

  1. Быть подписчиком Roblox Premium — стоимость варьируется от 4,99 до 19,99 $ в месяц.
  2. Быть не младше 13 лет.
  3. На счете должно быть не менее 100 тысяч робуксов.

Есть и дополнительные условия: перевести в реальные деньги можно только те робуксы, которые вы заработали в игре, причем с ограничениями — нельзя, например, выводить робуксы, полученные по реферальной программе или за продажу товаров, созданных не вами.

Компания на данный момент убыточная, и когда она станет прибыльной, никто сказать не может. К слову, немало денег она теряет на выплатах робуксов пользователям-разработчикам.

Ежедневное количество пользователей платформы по возрасту, в миллионах

201820192020
До 13 лет6,710,217,5
От 13 лет и старше4,97,014,4
Возраст неизвестен0,40,40,7

Ежедневное количество пользователей платформы по возрасту, в миллионах

До 13 лет
20186,7
201910,2
202017,5
От 13 лет и старше
20184,9
20197,0
202014,4
Возраст неизвестен
20180,4
20190,4
20200,7
Финансовые показатели компании в тыс. долларов. Источник: проспект компании, стр. 12
Финансовые показатели компании в тыс. долларов. Источник: проспект компании, стр. 12
Объем платежей на платформе компании за виртуальные предметы по регионам, в тыс. долларов и процентах от общего. Источник: проспект компании, стр. 78
Объем платежей на платформе компании за виртуальные предметы по регионам, в тыс. долларов и процентах от общего. Источник: проспект компании, стр. 78

Ежедневное количество активных пользователей по регионам, в миллионах

201820192020
США и Канада4,86,210,5
Европа3,04,99,5
Азиатско-Тихоокеанский регион1,72,84,8
Остальной мир2,53,77,7

Ежедневное количество активных пользователей по регионам, в миллионах

США и Канада
20184,8
20196,2
202010,5
Европа
20183,0
20194,9
20209,5
Азиатско-Тихоокеанский регион
20181,7
20192,8
20204,8
Остальной мир
20182,5
20193,7
20207,7

Количество часов, проведенных на платформе, по регионам, в миллиардах

201820192020
США и Канада3,85,010,7
Европа2,33,78,4
Азиатско-Тихоокеанский регион1,32,04,5
Остальной мир2,02,97,0

Количество часов, проведенных на платформе, по регионам, в миллиардах

США и Канада
20183,8
20195,0
202010,7
Европа
20182,3
20193,7
20208,4
Азиатско-Тихоокеанский регион
20181,3
20192,0
20204,5
Остальной мир
20182,0
20192,9
20207,0
Источник: проспект компании, стр. 86
Источник: проспект компании, стр. 86

Пользовательская база компании, разделенная по разным признакам, в процентах от общего в каждой категории

Платформы пользователейПол
Мобильные устр-ва72%Женщины44%
Компьютеры25%Мужчины50%
Приставки3%Неизвестно6%

Пользовательская база компании, разделенная по разным признакам, в процентах от общего в каждой категории

Возраст пользователейРегионы
Младше 9 лет25%США и Канада32%
9—12 лет29%Европа29%
13—16 лет13%АТР15%
17—24 года16%Остальной мир24%
25 лет и старше2%

Платформы пользователей
Мобильные устр-ва72%
Компьютеры25%
Приставки3%
Пол
Женщины44%
Мужчины50%
Неизвестно6%
Возраст пользователей
Младше 9 лет25%
9—12 лет29%
13—16 лет13%
17—24 года16%
25 лет и старше2%
Регионы
США и Канада32%
Европа29%
АТР15%
Остальной мир24%

Цена вопроса

Точная цена акций сейчас неизвестна, но, по данным банка Renaissance Capital, стартовая цена акций может составить 45 $ — сама Roblox ориентируется на эту цену, но пока ничего не обещает. Капитализация Roblox, таким образом, будет в районе 29 млрд долларов.

Roblox планирует провести прямое размещение акций, так что технически это не IPO (англ. initial public offering — первичное размещение акций), а DPO (англ. direct public offering — прямое публичное размещение). Но в техническом плане разница несущественная: и так и так акции оказываются на бирже.

Считается, что прямое размещение акций безумно опасно и волатильно по сравнению с обычным IPO. В принципе, это правда: цена акций и вправду может здорово скакать, поскольку в обычном IPO банки-андеррайтеры выступают в качестве гарантов успешной продажи акций. Но если посмотреть на котировки компаний, прошедших через DPO, например Slack, Spotify и Palantir, то можно увидеть, что после изначальных колебаний с течением времени стоимость их акций оказывается выше первоначальной цены размещения.

Возможно, что первые несколько недель акции будет лихорадочно трясти, но в итоге все убыточные стартапы начинают стоить так, как их оценивают инвесторы, — без оглядки на способ выхода на биржу.

Есть мнение, что в распространении негативного отношения к DPO заинтересованы банки-андеррайтеры: когда компании выходят на биржу без их посредничества, банки очень расстраиваются, потому что не получают жирных комиссий. Собственно, поэтому некоторые компании предпочитают DPO: у них нет желания платить банкам «ни за что».

Лично я думаю, что дело тут в том, что в США в целом в течение многих лет уменьшалось количество компаний на бирже, вот инвесторы и изголодались и готовы закрывать глаза на многое, лишь бы на бирже был «свежак». Часто инвесторам достаточно простого факта выхода на биржу: «Акции есть — значит, перспективный эмитент».

Как это заведено у многих стартапов, мнение рядовых акционеров в компании не будет значить ничего: на бирже будут акции класса А, каждая из которых дает один голос, а в распоряжении руководства компании будут акции класса B, каждая из которых дает 20 голосов. В общем, 70% голосов будет у основателя и директора Roblox Дэвида Базуки. На практике это означает, что руководство компании может продавливать различные решения, которые необязательно будут в интересах акционеров.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

Знатная грибница

Мэтью Уорнфорд из консалтингового агентства Dubit удачно назвал компанию «YouTube игрового мира». Как и YouTube, Roblox завлекает миллионы пользователей, которые, по сути, развлекают себя на платформе самостоятельно, создавая интересующий их контент. Некоторые игры, созданные на платформе, типа ужастика Piggy, скачивают миллиарды раз.

Сильное ускорение бизнесу Roblox придал карантин: дети больше времени проводили у мониторов. В частности, даже в Нидерландах с превосходными условиями для удаленного обучения успеваемость упала — очевидно, что дети занимались чем угодно, только не учебой.

Учитывая, что власти большинства развитых стран очевидно взяли курс на бесконечный карантин, думаю, популярность Roblox там будет расти. Но и без карантина, несмотря на некоторый возможный спад активности, у компании, скорее всего, все будет отлично: Roblox благоволит общепланетарная конъюнктура. Весьма симптоматично то, что в год падения доходов и безработицы продажи видеоигр выросли на 63%.

Целевая аудитории компании на данный момент — это публика подневольная и зависящая от родителей. Огромного простора в тратах на платформе Roblox у детей нет: здесь все зависит от щедрости их родителей. А щедрость эта зависит от финансового положения семьи — и как вы понимаете, у многих семей это положение ухудшилось в 2020 году и, возможно, продолжит ухудшаться дальше.

Также следует учитывать репутационные риски — их бесчисленное множество, ибо речь идет о детях. И как мы знаем по «Повелителю мух», дети, будучи предоставленными сами себе, могут влипнуть в большие неприятности. Я так стар, что помню морализаторские кампании борца с видеоиграми Джека Томпсона, — думаю, здесь история может повториться с понятными последствиями для акций.

И наконец, родители — сами по себе сдерживающий фактор: вполне возможно, что будет волна ограничений на игровое время. Вероятно, в связи с этим в прогнозе на 2021 год руководство Roblox не ожидает на платформе вообще никакого увеличения количества проведенных за играми часов: похоже, здесь уже достигнут пик и извлекать выручку будут из имеющейся аудитории. Компания ожидает увеличения количества активных пользователей в 2021 году всего лишь на 9% — это неплохо, но вообще не сравнить с ростом 85% в 2020.

Непонятно, когда и как компания станет прибыльной. Может быть, никогда — но это не страшно: биржа полна неприбыльных компаний, акции которых растут. Собственно, ранее упомянутые коллеги Roblox по DPO тому живое подтверждение. Но все же с убыточными компаниями всегда есть риски банкротства. Однако, возможно, компания в скором времени введет новые платные функции, что позволит ей увеличить свою рентабельность.

Источник: проспект компании, стр. 85
Источник: проспект компании, стр. 85

Резюме

Roblox — очень интересный эмитент. Акции убыточных компаний априори волатильны, но это тот самый случай, когда стоит рискнуть в целях долгосрочного инвестирования. Возможно, что в течение следующих 5 лет капитализация компании вполне может удвоиться в контексте форсированной геймификации общества развитых стран. Все же следует быть готовыми к банкротству компании.

  • Павел Милашевскийoof2
  • Том Бомбадилдевятилетний сын уверенно заявил - надо брать!9
  • Владислав РадионовМой младший 10-летний брат тоже играет на платформе Roblox. И несколько раз там что-то покупал) К их акциям интересно присмотреться.5
  • Дмитрий СупрунСын в 10 лет сказал надо брать, т.к. недавно свою штуку руб туда слил )))) Только не понятно у кого из брокеров рф будет она.6
  • Eva ShreiberУдивительно, что компания убыточная. Неужели у нее так много своих собственных разработчиков? Компаниям, которые делают игры для платформы, роблокс (насколько я знаю от друзей, владеющих подобными компаниями) не платит, а позволяет выводить деньги за процент. Типа в вашей игре купил ребенок собачку, деньги переводятся вам за вычетом комиссии. Как эта схема может быть убыточной?2
  • Eva Shreiberплюс в копилку сомнений, компания вообще свой контент не производит? На сайте ни одной вакансии конкретно для геймдев. Такая себе стратегия, имхо, только 3d party content. И со всеми деньгами, никаких планов на разработку? Куда деньги только сливаются2
  • Eva ShreiberWe have incurred net losses since our inception, and we expect to continue to incur net losses in the near future. We incurred net losses of $97.2 million, $86.0 million, and $203.2 million for the years ended December 31, 2018 and 2019, and the nine months ended September 30, 2020, respectively. As of September 30, 2020, we had an accumulated deficit of $484.0 million. We also expect our operating expenses to increase significantly in future periods, and if our DAU growth does not increase to offset these anticipated increases in our operating expenses, our business, results of operations, and financial condition will be harmed, and we may not be able to achieve or maintain profitability. Т.е. им жизненности необходим рост dau, чтоб содержать своих разрабов и поддерживать все версии, но они сами признают, что в пост ковид мире не ожидают сильного роста. Они выходят на айпио (второй раунд кстати? третий?) чтоб получить денег, которых не хватает Риски, имхо, велики. Убыточные компании, которые растут на бирже, в конце концов увеличивает value и «оправдывают» цену. Непонятно, в чем собственное вэлью компании без своего контента. Разработчик со стороны пришли и ушли. Ну, поспекулировать на хайпе? Но не на 5 лет2
  • Михаил ГородиловEva, вообще согласен со ВСЕМИ Вашими претензиями к компании, но всё же думаю этот проект взлетит, хотя прибыли там скорее всего никогда не будет.1
  • Alex Freemanспасибо. про зарубежные IPO интересно читать. тем более компании оттуда все чаще на СПб-биржу вводят, вот уже Airbnb и DoorDash есть. кстати хочу попросить сделать обзоры отчетности этих двух компаний - как у них там жизнь после IPO складывается.2
  • Олег КоробейниковСпасибо за материал, довольно интересно. А вот таблица с отчетами на русском очень расстроила, особенно странно смотрится кнопка обучения экселю после нее в статье. Расстроила из-за следующих пунктов: 1. Почему в таблице ни одной формулы для расчетов общих значений, это бы добавило больше веры в расчеты, тк бросаются в глаза ошибки и приходится идти в оригинал и искать, а как должно быть на самом деле и где в итоге ошибка? 2. Лучше в следующий раз вставляйте отрицательные числа минусом, а не строками с тире. 3. Тысячи тоже лучше вставлять числами, а не строками с пробелом. 4. Из-за пунктов выше появляются такие ошибки, как на скриншоте, которые сразу бросаются в глаза и из-за них уровень недоверия возрастает.2