Изучаем бизнес крупнейшей кофейной компании Starbucks

6
Изучаем бизнес крупнейшей кофейной компании Starbucks

Аватар автора

Никита Компанищенко

частный инвестор

Страница автора

Starbucks (NASDAQ: SBUX) — всемирно известная сеть кофеен, которая еженедельно обслуживает около 100 млн клиентов по всему миру. Кроме продаж в собственных магазинах, Starbucks в партнерстве с Nestle поставляет продуктовым ретейлерам кофейные и чайные товары под своим брендом.

В мае 2022 года Starbucks объявила о полном уходе из России — компания продала весь свой бизнес в стране местным инвесторам. В рамках сделки американская сеть кофеен потеряла 130 заведений, а также запретила новым собственникам использовать ее имя. Сейчас бывшее подразделение Starbucks в России называется Stars Coffee.

О компании

Бизнес Starbucks можно разделить по следующим принципам: источники выручки, география и продажи готовой продукции.

Источники выручки. Starbucks выделяет три источника выручки:

  1. Фирменные магазины — кофейни под прямым управлением.
  2. Лицензионные магазины — кофейни по лицензии — аналог франчайзи.
  3. Прочая выручка — сюда входят продажи за пределами магазинов обоих типов: фасованный кофе, чай, продукты питания и готовые напитки в магазинах ретейлеров, а также роялти от Nestle.

Структура выручки выглядит следующим образом:

  1. Фирменные магазины — 85%.
  2. Лицензионные магазины — 9%.
  3. Прочая выручка — 6%.

География продаж. В отчете Starbucks выделяет три ключевых региона продаж:

  1. США.
  2. Китай.
  3. Остальной мир.

Структура выручки компании по географическому принципу выглядит следующим образом:

  1. США — 70%.
  2. Китай — 13%.
  3. Остальной мир — 17%.

Продажа готовой продукции. Состоит из трех направлений: продажа напитков, продажа еды и остальная выручка, в которую также входят доходы от дочерних компаний. Кроме основного бренда Starbucks компании принадлежат следующие бренды:

  1. Teavana — чайная компания.
  2. Seattle’s Best Coffee — розничный и оптовый продавец кофе.
  3. Evolution Fresh — производитель натуральных фруктовых соков.
  4. Ethos — производитель бутилированной воды.
  5. Princi — итальянская сеть пекарен.

Структура выручки по продажам готовой продукции выглядит следующим образом:

  1. Продажа напитков — 80%.
  2. Продажа еды — 10%.
  3. Остальная выручка — 10%.

Текущие результаты

Starbucks последние несколько лет демонстрирует устойчивые финансовые результаты. Средний заработок за год по EBITDA составляет около 5—6 млрд долларов. Но было исключение — 2020 год, когда компания столкнулась со снижением трафика посетителей и с закрытием некоторых своих точек из-за пандемии коронавируса.

В 2021 году сеть кофеен столкнулась с недовольством своих сотрудников, вследствие чего руководству пришлось объявить о планах повысить зарплату с 1 января 2022 года на 5—10% всем членам команды Starbucks, чей стаж работы превышает два года. В 2022 году это привело к дополнительным затратам, которые составили около 1,5 млрд долларов.

Сильный рост операционных расходов помешал EBITDA и чистой прибыли ретейлера в прошедшем году вырасти. Первый показатель за 12 месяцев упал на 3%, а второй — на 22% на фоне единоразового дохода в 2021, в котором компания получила 0,8 млрд долларов прибыли от продажи своих непрофильных активов.

Однако 2022 год для Starbucks нельзя назвать однозначно плохим, так как некоторые показатели все же выросли: например, общая годовая выручка увеличилась на 11% до 32,25 млрд долларов за счет сильных показателей основного американского подразделения. При этом сеть кофеен не смогла выполнить свой годовой план — компания должна была заработать в 2022 году 32,5—33 млрд долларов, но уход из России не позволил ей это сделать.

  • общая выручка увеличится на 10—12% до 36,1 млрд долларов;
  • количество магазинов возрастет на 7% до 38 тысяч штук;
  • операционная рентабельность значительно улучшится;
  • капитальные затраты тоже возрастут с 2 млрд до 2,5 млрд долларов;
  • чистая прибыль на акцию увеличится на 15—20% до 4 $.

Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов

2016201720182019202020212022
Выручка21,31622,38724,71926,50823,51829,06132,250
EBITDA5,2025,1465,1305,4552,9936,3146,147
Чистая прибыль2,8182,8854,5183,5990,9284,1993,281
Чистый долг1,3221,2410,5028,40911,5598,16012,226

Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов

Выручка
201621,316
201722,387
201824,719
201926,508
202023,518
202129,061
202232,250
EBITDA
20165,202
20175,146
20185,130
20195,455
20202,993
20216,314
20226,147
Чистая прибыль
20162,818
20172,885
20184,518
20193,599
20200,928
20214,199
20223,281
Чистый долг
20161,322
20171,241
20180,502
20198,409
202011,559
20218,160
202212,226

Сравнение с конкурентами

StarbucksMcDonald’sChipotle Mexican GrillYum! BrandsDomino’s PizzaPapa John’s
EV / EBITDA22,518,030,020,521,418,3
P / E38,431,649,928,529,650,5
Чистый долг / EBITDA2,02,8−0,54,95,92,5

Сравнение с конкурентами

EV / EBITDA
Starbucks22,5
McDonald’s18,0
Chipotle Mexican Grill30,0
Yum! Brands20,5
Domino’s Pizza21,4
Papa John’s18,3
P / E
Starbucks38,4
McDonald’s31,6
Chipotle Mexican Grill49,9
Yum! Brands28,5
Domino’s Pizza29,6
Papa John’s50,5
Чистый долг / EBITDA
Starbucks2,0
McDonald’s2,8
Chipotle Mexican Grill−0,5
Yum! Brands4,9
Domino’s Pizza5,9
Papa John’s2,5

Дивиденды

Starbucks начала свою дивидендную историю с 2010 года и постепенно увеличивает выплаты. В среднем компания тратит 50% чистой прибыли на дивиденды. Следующая запланированная выплата — 0,53 $ — дивиденд за первый квартал 2023 года, который Starbucks выплатила акционерам 10 февраля.

Кроме выплат дивидендов компания проводит обратный выкуп акций. С 2010 года Starbucks уменьшила количество акций в обращении на 23%: с 1482 до 1147,8 млн бумаг. Также стоит упомянуть, что в 2015 году у Starbucks прошел сплит акций 2 к 1.

Источник: история дивидендных выплат Starbucks

Аргументы за

Рост рынка. По данным Bloomberg, мировой рынок кофе в следующие три года будет в среднем расти на 9% и в 2024 году превысит значение 400 млрд долларов. Наибольший рост потребления покажет Азия, а именно Китай, Индия и Индонезия, на фоне увеличения доходов населения.

Развитие сети. Сеть кофеен Starbucks с 2010 года выросла практически в два раза: с 16 858 до 35 711 точек продаж. В будущем компания не намерена останавливаться: например, уже в следующем году, по прогнозам менеджмента, количество точек увеличится еще на 7% — почти до 38 тысяч.

Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks

Дивиденды и байбэк. В 2021 менеджмент Starbucks объявил о щедрых выплатах, в рамках которых в следующие три года компания суммарно обязана распределить своим акционерам 20 млрд долларов через дивиденды и обратный выкуп. С учетом текущей капитализации сети кофеен в 126 млрд долларов это соответствует доходности 16%.

Передовые технологии. Руководство Starbucks постоянно ищет новые направления развития. Недавно компания заключила партнерство с Amazon для совместной разработки технологии Amazon Just Walk Out. Также компания объявила, что планирует использовать технологию блокчейн для своей программы лояльности.

Сила бренда. По стоимости бренда Starbucks занимает 29-е место в мире, а если смотреть только секторальную разбивку, то в отрасли «Продукты питания и напитки» компания занимает четвертое место после McDonald’s, Moutai и Coca-Cola. Текущая стоимость бренда Starbucks оценивается в 60,3 млрд долларов.

Стоимость брендов, млрд долларов

МестоНазваниеСтоимость
1Amazon683,9
2Apple612
3Google458
4Microsoft410,3
5Tencent240,9
6Facebook226,7
7Alibaba196,9
8Visa191,3
9McDonald’s154,9
10Mastercard112,9
29Starbucks60,3

Стоимость брендов, млрд долларов

Amazon
Место1
Стоимость683,9
Apple
Место2
Стоимость612
Google
Место3
Стоимость458
Microsoft
Место4
Стоимость410,3
Tencent
Место5
Стоимость240,9
Facebook
Место6
Стоимость226,7
Alibaba
Место7
Стоимость196,9
Visa
Место8
Стоимость191,3
McDonald’s
Место9
Стоимость154,9
Mastercard
Место10
Стоимость112,9
Starbucks
Место29
Стоимость60,3

Аргументы против

Негативный новостной фон. Сотрудники Starbucks пытаются создать свой первый профсоюз — Starbucks Workers United, с помощью которого они хотят надавить на компанию, чтобы улучшить условия труда. Менеджмент выступает против объединения, так как это может нанести удар по имиджу сети.

Рост на уровне рынка. Даже с учетом больших дивидендных выплат с 2017 по 2022 год динамика акций Starbucks все равно идет на общерыночном уровне.

Источник: годовой отчет Starbucks

Что в итоге

Starbucks — это один из крупнейших представителей ресторанного сектора с самой большой в мире сетью кофеен. Каких инвесторов может заинтересовать компания? Тех, кто ищет относительно недорогого лидера сектора с растущими показателями и высокими выплатами: в следующие три года акционеры Starbucks в среднем получат доходность 5%. Это очень неплохие результаты для компании, чьи темпы роста увеличиваются двузначно.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • Гильермо БильермоБизнес, франчайзи, выручка, дивиденды — это всё прекрасно. Но почему такую прибыль получает кофейная сеть, где вместо кофе подают горелую бурду за оверпрайс, объясните?1
  • Никита КомпанищенкоAurelius, всё просто - компания смогла найти своего клиента в США, Китае и др. странах, который закрывает глаза на высокий ценник1
  • Гильермо БильермоНикита, я даже не про ценник, а про качество. Такого отстойного кофе, как у них, ещё поискать надо, но за ним всё равно толпы стоят по всему миру, почему?1
  • Никита КомпанищенкоAurelius, наверное, на этот вопрос лучше ответят постоянные клиенты и фанаты Старбакса)0
  • Филипп КругликовAurelius, я пил - мне вкусно. Судя по выручкам, очередям и доходам - множеству людей в мире тоже вкусно. Может у вас просто другие вкусы?2
  • Таня ПетрашоваНикита, живу в Куала Лумпуре (Малайзия), Старбакс здесь на каждом углу. За два года сделала вывод, что вкус кофе напрямую зависит от человека, который готовит напиток. А так как персонал постоянно меняется, кофе делают стажёры, поэтому и вкус соответственный(. А толпы туда ходят за атмосферой, я считаю, и возможностью просидеть в кофейне весь день с ноутбуком, купив при этом 1 чашку кофе).1