Изучаем бизнес крупнейшей кофейной компании Starbucks
Starbucks (NASDAQ: SBUX) — всемирно известная сеть кофеен, которая еженедельно обслуживает около 100 млн клиентов по всему миру. Кроме продаж в собственных магазинах, Starbucks в партнерстве с Nestle поставляет продуктовым ретейлерам кофейные и чайные товары под своим брендом.
В мае 2022 года Starbucks объявила о полном уходе из России — компания продала весь свой бизнес в стране местным инвесторам. В рамках сделки американская сеть кофеен потеряла 130 заведений, а также запретила новым собственникам использовать ее имя. Сейчас бывшее подразделение Starbucks в России называется Stars Coffee.
О компании
Бизнес Starbucks можно разделить по следующим принципам: источники выручки, география и продажи готовой продукции.
Источники выручки. Starbucks выделяет три источника выручки:
- Фирменные магазины — кофейни под прямым управлением.
- Лицензионные магазины — кофейни по лицензии — аналог франчайзи.
- Прочая выручка — сюда входят продажи за пределами магазинов обоих типов: фасованный кофе, чай, продукты питания и готовые напитки в магазинах ретейлеров, а также роялти от Nestle.
Структура выручки выглядит следующим образом:
- Фирменные магазины — 85%.
- Лицензионные магазины — 9%.
- Прочая выручка — 6%.
География продаж. В отчете Starbucks выделяет три ключевых региона продаж:
- США.
- Китай.
- Остальной мир.
Структура выручки компании по географическому принципу выглядит следующим образом:
- США — 70%.
- Китай — 13%.
- Остальной мир — 17%.
Продажа готовой продукции. Состоит из трех направлений: продажа напитков, продажа еды и остальная выручка, в которую также входят доходы от дочерних компаний. Кроме основного бренда Starbucks компании принадлежат следующие бренды:
- Teavana — чайная компания.
- Seattle’s Best Coffee — розничный и оптовый продавец кофе.
- Evolution Fresh — производитель натуральных фруктовых соков.
- Ethos — производитель бутилированной воды.
- Princi — итальянская сеть пекарен.
Структура выручки по продажам готовой продукции выглядит следующим образом:
- Продажа напитков — 80%.
- Продажа еды — 10%.
- Остальная выручка — 10%.
Текущие результаты
Starbucks последние несколько лет демонстрирует устойчивые финансовые результаты. Средний заработок за год по EBITDA составляет около 5—6 млрд долларов. Но было исключение — 2020 год, когда компания столкнулась со снижением трафика посетителей и с закрытием некоторых своих точек из-за пандемии коронавируса.
В 2021 году сеть кофеен столкнулась с недовольством своих сотрудников, вследствие чего руководству пришлось объявить о планах повысить зарплату с 1 января 2022 года на 5—10% всем членам команды Starbucks, чей стаж работы превышает два года. В 2022 году это привело к дополнительным затратам, которые составили около 1,5 млрд долларов.
Сильный рост операционных расходов помешал EBITDA и чистой прибыли ретейлера в прошедшем году вырасти. Первый показатель за 12 месяцев упал на 3%, а второй — на 22% на фоне единоразового дохода в 2021, в котором компания получила 0,8 млрд долларов прибыли от продажи своих непрофильных активов.
Однако 2022 год для Starbucks нельзя назвать однозначно плохим, так как некоторые показатели все же выросли: например, общая годовая выручка увеличилась на 11% до 32,25 млрд долларов за счет сильных показателей основного американского подразделения. При этом сеть кофеен не смогла выполнить свой годовой план — компания должна была заработать в 2022 году 32,5—33 млрд долларов, но уход из России не позволил ей это сделать.
- общая выручка увеличится на 10—12% до 36,1 млрд долларов;
- количество магазинов возрастет на 7% до 38 тысяч штук;
- операционная рентабельность значительно улучшится;
- капитальные затраты тоже возрастут с 2 млрд до 2,5 млрд долларов;
- чистая прибыль на акцию увеличится на 15—20% до 4 $.
Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 21,316 | 22,387 | 24,719 | 26,508 | 23,518 | 29,061 | 32,250 |
EBITDA | 5,202 | 5,146 | 5,130 | 5,455 | 2,993 | 6,314 | 6,147 |
Чистая прибыль | 2,818 | 2,885 | 4,518 | 3,599 | 0,928 | 4,199 | 3,281 |
Чистый долг | 1,322 | 1,241 | 0,502 | 8,409 | 11,559 | 8,160 | 12,226 |
Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов
Выручка | |
2016 | 21,316 |
2017 | 22,387 |
2018 | 24,719 |
2019 | 26,508 |
2020 | 23,518 |
2021 | 29,061 |
2022 | 32,250 |
EBITDA | |
2016 | 5,202 |
2017 | 5,146 |
2018 | 5,130 |
2019 | 5,455 |
2020 | 2,993 |
2021 | 6,314 |
2022 | 6,147 |
Чистая прибыль | |
2016 | 2,818 |
2017 | 2,885 |
2018 | 4,518 |
2019 | 3,599 |
2020 | 0,928 |
2021 | 4,199 |
2022 | 3,281 |
Чистый долг | |
2016 | 1,322 |
2017 | 1,241 |
2018 | 0,502 |
2019 | 8,409 |
2020 | 11,559 |
2021 | 8,160 |
2022 | 12,226 |
Сравнение с конкурентами
Starbucks | McDonald’s | Chipotle Mexican Grill | Yum! Brands | Domino’s Pizza | Papa John’s | |
---|---|---|---|---|---|---|
EV / EBITDA | 22,5 | 18,0 | 30,0 | 20,5 | 21,4 | 18,3 |
P / E | 38,4 | 31,6 | 49,9 | 28,5 | 29,6 | 50,5 |
Чистый долг / EBITDA | 2,0 | 2,8 | −0,5 | 4,9 | 5,9 | 2,5 |
Сравнение с конкурентами
EV / EBITDA | |
Starbucks | 22,5 |
McDonald’s | 18,0 |
Chipotle Mexican Grill | 30,0 |
Yum! Brands | 20,5 |
Domino’s Pizza | 21,4 |
Papa John’s | 18,3 |
P / E | |
Starbucks | 38,4 |
McDonald’s | 31,6 |
Chipotle Mexican Grill | 49,9 |
Yum! Brands | 28,5 |
Domino’s Pizza | 29,6 |
Papa John’s | 50,5 |
Чистый долг / EBITDA | |
Starbucks | 2,0 |
McDonald’s | 2,8 |
Chipotle Mexican Grill | −0,5 |
Yum! Brands | 4,9 |
Domino’s Pizza | 5,9 |
Papa John’s | 2,5 |
Дивиденды
Starbucks начала свою дивидендную историю с 2010 года и постепенно увеличивает выплаты. В среднем компания тратит 50% чистой прибыли на дивиденды. Следующая запланированная выплата — 0,53 $ — дивиденд за первый квартал 2023 года, который Starbucks выплатила акционерам 10 февраля.
Кроме выплат дивидендов компания проводит обратный выкуп акций. С 2010 года Starbucks уменьшила количество акций в обращении на 23%: с 1482 до 1147,8 млн бумаг. Также стоит упомянуть, что в 2015 году у Starbucks прошел сплит акций 2 к 1.
Аргументы за
Рост рынка. По данным Bloomberg, мировой рынок кофе в следующие три года будет в среднем расти на 9% и в 2024 году превысит значение 400 млрд долларов. Наибольший рост потребления покажет Азия, а именно Китай, Индия и Индонезия, на фоне увеличения доходов населения.
Развитие сети. Сеть кофеен Starbucks с 2010 года выросла практически в два раза: с 16 858 до 35 711 точек продаж. В будущем компания не намерена останавливаться: например, уже в следующем году, по прогнозам менеджмента, количество точек увеличится еще на 7% — почти до 38 тысяч.
Дивиденды и байбэк. В 2021 менеджмент Starbucks объявил о щедрых выплатах, в рамках которых в следующие три года компания суммарно обязана распределить своим акционерам 20 млрд долларов через дивиденды и обратный выкуп. С учетом текущей капитализации сети кофеен в 126 млрд долларов это соответствует доходности 16%.
Передовые технологии. Руководство Starbucks постоянно ищет новые направления развития. Недавно компания заключила партнерство с Amazon для совместной разработки технологии Amazon Just Walk Out. Также компания объявила, что планирует использовать технологию блокчейн для своей программы лояльности.
Сила бренда. По стоимости бренда Starbucks занимает 29-е место в мире, а если смотреть только секторальную разбивку, то в отрасли «Продукты питания и напитки» компания занимает четвертое место после McDonald’s, Moutai и Coca-Cola. Текущая стоимость бренда Starbucks оценивается в 60,3 млрд долларов.
Стоимость брендов, млрд долларов
Место | Название | Стоимость |
---|---|---|
1 | Amazon | 683,9 |
2 | Apple | 612 |
3 | 458 | |
4 | Microsoft | 410,3 |
5 | Tencent | 240,9 |
6 | 226,7 | |
7 | Alibaba | 196,9 |
8 | Visa | 191,3 |
9 | McDonald’s | 154,9 |
10 | Mastercard | 112,9 |
… | … | … |
29 | Starbucks | 60,3 |
Стоимость брендов, млрд долларов
Amazon | |
Место | 1 |
Стоимость | 683,9 |
Apple | |
Место | 2 |
Стоимость | 612 |
Место | 3 |
Стоимость | 458 |
Microsoft | |
Место | 4 |
Стоимость | 410,3 |
Tencent | |
Место | 5 |
Стоимость | 240,9 |
Место | 6 |
Стоимость | 226,7 |
Alibaba | |
Место | 7 |
Стоимость | 196,9 |
Visa | |
Место | 8 |
Стоимость | 191,3 |
McDonald’s | |
Место | 9 |
Стоимость | 154,9 |
Mastercard | |
Место | 10 |
Стоимость | 112,9 |
… | … |
Starbucks | |
Место | 29 |
Стоимость | 60,3 |
Аргументы против
Негативный новостной фон. Сотрудники Starbucks пытаются создать свой первый профсоюз — Starbucks Workers United, с помощью которого они хотят надавить на компанию, чтобы улучшить условия труда. Менеджмент выступает против объединения, так как это может нанести удар по имиджу сети.
Рост на уровне рынка. Даже с учетом больших дивидендных выплат с 2017 по 2022 год динамика акций Starbucks все равно идет на общерыночном уровне.
Что в итоге
Starbucks — это один из крупнейших представителей ресторанного сектора с самой большой в мире сетью кофеен. Каких инвесторов может заинтересовать компания? Тех, кто ищет относительно недорогого лидера сектора с растущими показателями и высокими выплатами: в следующие три года акционеры Starbucks в среднем получат доходность 5%. Это очень неплохие результаты для компании, чьи темпы роста увеличиваются двузначно.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique