Uber Technologies (NYSE: UBER) — американская технологическая компания, которая разрабатывает и использует одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси и доставки еды. В общей сложности предприятие работает в 72 странах.

В начале февраля Uber представил отчет за 4 квартал 2021 года, который сообщил инвесторам о второй подряд квартальной скорректированной прибыли по EBITDA на фоне возвращения операционных результатов компании на допандемийные уровни.

Ключевые моменты:

  1. Выручка выросла на 83% — с 3,165 до 5,778 млрд долларов — против рыночного консенсус-прогноза в размере 5,36 млрд долларов. Основная причина — рост количества поездок и показателей: MAPC и gross booking.
  2. Количество поездок, MAPC и Gross Booking увеличились до 1,769 млрд поездок, 119 млн человек и 25,866 млрд долларов, что полностью соответствует допандемийным уровням.
  3. Скорректированной EBITDA вышла из отрицательной зоны и составила 0,086 млрд долларов — против убытка в −0,454 млрд долларов в 4 квартале 2020 года.
  4. Чистая прибыль на акцию, так же как и EBITDA, оказалась положительной, увеличившись до 0,44 $, что на 0,73 $ выше прогноза. Рынок ожидал увидеть показатель в размере −0,29 $.

Структура продаж компании

Свой бизнес Uber делит двумя способами — по операционным сегментам и по географии продаж.

Операционные сегменты. Состоят из трех действующих подразделений и одного проданного бизнеса:

  1. Мобильность — самое пострадавшее от COVID-19 направление, которое занимается пассажирскими перевозками, а основной доход получает от сборов, уплачиваемых водителями такси за использование платформы Uber.
  2. Доставка — занимается доставкой еды из местных ресторанов и продуктовых магазинов. Основные приложения: Uber Eats, Postmates, Cornershop и другие.
  3. Грузовые перевозки — самое маленькое подразделение, которое с помощью своей платформы связывает перевозчиков с грузоотправителями.
  4. Передовые технологии — данный бизнес, занимающийся разработкой автономных транспортных средств и технологий райдшеринга — совместного использования транспортных средств, — компания продала в начале 2021 года.

География продаж. Бизнес Uber присутствует в четырех регионах:

  1. США и Канада.
  2. Европа, Ближний Восток и Африка.
  3. Азия.
  4. Латинская Америка.

В 4 квартале 2021 года все операционные сегменты Uber продемонстрировали отличные результаты. Доход подразделения «Мобильность» увеличился на 55% благодаря росту на 67% общего объема бронирований и сильным данным в Азии. Направление «Доставка» год к году прибавило 78% на фоне ударных показателей в Северной Америке и Европе, которые полностью компенсировали снижение в Азии. Сегмент грузовых перевозок увеличился почти в 2,5 раза за счет покупки Transplace, без нее органический рост составил бы 27%.

Структура продаж компании, млрд долларов

По операционным сегментам 4к2020 4к2021 Изменение
Мобильность 1,471 2,278 55%
Доставка 1,356 2,420 78%
Грузовые перевозки 0,313 1,080 245%
Передовые технологии 25 0

Структура продаж компании по сегментам, млрд долларов

Мобильность
4к2020
1,471
4к2021
2,278
Изменение
55%
Доставка
4к2020
1,356
4к2021
2,42
Изменение
78%
Грузовые перевозки
4к2020
0,313
4к2021
1,08
Изменение
245%
Передовые технологии
4к2020
25
4к2021
0
Изменение
По географии продаж 4к2020 4к2021 Изменение
США и Канада 1,814 3,613 99%
Европа, Ближний Восток и Африка 0,664 0,995 50%
Азия 0,385 0,751 95%
Латинская Америка 0,302 0,419 39%

Структура продаж компании по географии, млрд долларов

США и Канада
4к2020
1,814
4к2021
3,613
Изменение
99%
Европа, Ближний Восток и Африка
4к2020
0,664
4к2021
0,995
Изменение
50%
Азия
4к2020
0,385
4к2021
0,751
Изменение
95%
Латинская Америка
4к2020
0,302
4к2021
0,419
Изменение
39%

Прибыль

Чистая прибыль второй раз в истории Uber показала положительную динамику, но, как и в первом случае, ее компания заработала благодаря переоценке ранее сделанных инвестиций. В 4 квартале 2021 года чистая прибыль Uber увеличилась с −0,968 до 0,892 млрд долларов на фоне сильного роста прочих доходов.

Основные статьи раздела «Прочие доходы»:

  1. Продажа доли в MLU B. V. («Яндекс-такси»): +0,242 млрд долларов.
  2. Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Grab: +1,6 млрд долларов.
  3. Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Aurora: +1 млрд долларов.
  4. Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Didi: −1,3 млрд долларов.
  5. Прочие статьи: примерно −0,1 млрд долларов.
  6. Итоговый результат: +1,471 млрд долларов.

Получение чистой прибыли также способствовало росту скорректированной EBITDA, которая увеличилась почти в 11 раз — с 0,008 до 0,086 млрд долларов — в сравнении с 3 кварталом 2021 года. Как и прежде, самым прибыльным подразделением остается «Мобильность», ее сегментная EBITDA равна 0,575 млрд долларов, но данный результат практически полностью перекрывается корпоративными расходами Uber: общие административные расходы, исследования и разработка платформы.

Сегментная скорректированная EBITDA:

  1. «Мобильность»: +0,575 млрд долларов.
  2. «Доставка»: +0,025 млрд долларов.
  3. «Грузовые перевозки»: −0,025 млрд долларов.
  4. «Корпоративные расходы»: −0,489 млрд долларов.
  5. Итоговый результат: +0,086 млрд долларов.

Основные финансовые результаты компании

4к2020 4к2021 Изменение
Выручка, млрд долларов 3,165 5,778 83%
Общий объем бронирований, млрд долларов 17,152 25,866 51%
Количество поездок, млн штук 1 443 1 769 23%
MAPC, млн человек 93 118 27%
Скорректированная EBITDA, млрд долларов −0,454 0,086
Чистая прибыль, млрд долларов −0,968 0,892
Чистый долг, млрд долларов 1,913 4,981 260%
Выручка, млрд долларов
4к2020
3,165
4к2021
5,778
Изменение
83%
Общий объем бронирований, млрд долларов
4к2020
17,152
4к2021
25,866
Изменение
51%
Количество поездок, млн штук
4к2020
1 443
4к2021
1 769
Изменение
23%
MAPC, млн человек
4к2020
93
4к2021
118
Изменение
27%
Скорректированная EBITDA, млрд долларов
4к2020
−0,454
4к2021
0,086
Изменение
Чистая прибыль, млрд долларов
4к2020
−0,968
4к2021
0,892
Изменение
Чистый долг, млрд долларов
4к2020
1,913
4к2021
4,981
Изменение
260%

Драйверы роста

Основной драйвер роста 2021 года — это получение первой прибыли, а именно — положительной скорректированной EBITDA. По первоначальному плану компания должна была выйти в плюс в конце 2020 года, но этого не случилось из-за COVID-19, и цель автоматически переместилась на 2021 год. В 3 квартале 2021 года Uber выполнил поставленную перед собой задачу и вышел на символическую прибыль по скорректированной EBITDA.

Главным драйвером 2022 года будет дальнейшее восстановление и рост финансовых и операционных результатов, главным образом речь идет о трех показателях. Первый — скорректированная EBITDA, компании необходимо продемонстрировать инвесторам, что полученный в 2 полугодии результат не был случайностью. Второй — MAPC, Uber нужно выйти на прежние, доковидные темпы роста, когда он рос на 6% квартал к кварталу. Третий показатель — это количество поездок, с ним ситуация аналогичная, как и с MAPC: компании требуется восстановить прежнюю динамику роста примерно на 7% квартал к кварталу.

День инвестора

На следующий день после публикации финансовых результатов за 4 квартал 2021 года менеджмент Uber провел Investor Day, в рамках которого представил свой среднесрочный прогноз до 2024 года в дополнение к краткосрочному плану на следующий квартал.

Краткосрочный прогноз на 1 квартал 2022 год:

  1. Общий объем бронирований вырастет на 28—33%: с 19,536 до 25—26 млрд долларов.
  2. Скорректированная EBITDA увеличится с −0,359 до 0,100—0,13 млрд долларов.

Среднесрочный прогноз до 2024 года:

  1. Общий объем бронирований вырастет с 90 до 165—175 млрд долларов, что предполагает ежегодные темпы роста на уровне 22—25%.
  2. Скорректированная EBITDA в течение 3 лет увеличится с −0,8 до 5 млрд долларов, а рентабельность по EBITDA от gross booking — с −0,9 до примерно 3%.
  3. В долгосрочной перспективе руководство хочет выйти на следующие показатели рентабельности по EBITDA от gross booking: для подразделения «Мобильность» — 11,25%, для подразделения «Доставка» — 4,5%, общий результат по компании — 7%.
  4. Uber ожидает, что свой первый положительный FCF получит в 4 квартале 2022 года, а к 2024 году менеджмент планирует значительно нарастить данный показатель.

Сравнение Uber с главным конкурентом

В целом Uber оценен рынком на уровне своего главного американского конкурента — Lyft, хотя имеет больший размер, долю рынка и географию присутствия. Бизнес Lyft представлен только в Северной Америке — в США и Канаде, — в то время как Uber работает по всему миру.

Сравнение результатов Uber с главным конкурентом

Uber Lyft
Капитализация, млрд долларов 73 14
Темпы роста выручки 83% 70%
Скорректированная EBITDA, млрд долларов 0,086 0,075
Чистая прибыль на акцию, долларов 0,44 $ −0,75 $
Деньги и их эквиваленты, млрд долларов 5,647 0,457
Чистый долг, млрд долларов 4,981 0,198
Капитализация, млрд долларов
Uber
73
Lyft
14
Темпы роста выручки
Uber
83%
Lyft
70%
Скорректированная EBITDA, млрд долларов
Uber
0,086
Lyft
0,075
Чистая прибыль на акцию, долларов
Uber
0,44 $
Lyft
−0,75 $
Деньги и их эквиваленты, млрд долларов
Uber
5,647
Lyft
0,457
Чистый долг, млрд долларов
Uber
4,981
Lyft
0,198
EV / sales
Uber
4,48
Lyft
4,42
P / S
Uber
4,2
Lyft
4,36
Uber Lyft
EV / sales 4,48 4,42
P / S 4,20 4,36

Доля Uber и Lyft на американском рынке мобильных приложений такси

Uber Lyft
2015 85% 8%
2016 83% 10%
2017 74% 22%
2018 65% 33%
2019 68% 31%
2020 71% 29%
2021 68% 32%
Uber
2016
83%
2016
83%
2017
74%
2018
65%
2019
68%
2020
71%
2021
68%
Lyft
2016
10%
2016
10%
2017
22%
2018
33%
2019
31%
2020
29%
2021
32%

Что в итоге

Uber продемонстрировал отличные операционные показатели в последнем квартале 2021 года: общий объем бронирований вырос на 51%, количество поездок — на 23%, MAPC — на 27%. Данные результаты позволили компании второй раз в своей истории заработать прибыль для акционеров.

Не ожидавший таких показателей рынок сначала на постмаркете отреагировал бурным ростом — акции Uber вырастали до 13%, — но после, где-то в середине дня, менеджмент провел разочаровывающий Investor Day, который вкупе с данными по инфляции обвалил котировки компании в этот день с +3 до −6%.

В будущем, если руководству Uber удастся строго следовать своему намеченному среднесрочному плану до 2024 года, вероятно, оценка компании не останется на текущем низком — для американского рынка — уровне: EV / скорректированная EBITDA 2024 = 15,6.