У «Русагро» рекордная выручка во всех сегментах
«Русагро» (MCX: AGRO) — крупнейший в России диверсифицированный агропромышленный холдинг. Компания управляет четвертыми по размеру сельхозугодьями.
26 апреля «Русагро» опубликовала операционные показатели по итогам первого квартала 2021 года. Благодаря высоким ценам на конечную продукцию бизнес сумел продемонстрировать рекордную выручку во всех ключевых сегментах.
Положение в отрасли
Начиная со второй половины 2020 года цены на сельскохозяйственную продукцию в России начали расти на фоне высокого спроса со стороны крупных стран. По итогам прошедшего года российский агропромышленный комплекс продал рекордные объемы продукции и экспорт впервые за последние годы превысил импорт.
Следом выросли цены на товары, для которых используется сельхозпродукция: мясо, сахар, подсолнечное масло, кисломолочные изделия и другие.
Государство обеспокоено ростом цен. Чтобы защитить внутренний рынок, замедлить рост цен и остановить продовольственную инфляцию, власти ввели ощутимые экспортные пошлины на некоторые сельхозкультуры. Более того, Министерство сельского хозяйства согласовало минимальные и максимальные цены на зерно на период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года. При достижении ценовых границ государство будет покупать или продавать крупные объемы зерна, чтобы отрегулировать цены.
«Русагро» входит в число лидеров по объемам производства сахара, свинины и масложировой продукции, поэтому выигрывает от роста цен. Более того, вертикальная интеграция позволяет компании получать преимущество по сравнению с конкурентами, которые закупают сырье у внешних продавцов.
Выручка
За первый квартал 2021 года выручка компании достигла рекордных 50,85 млрд рублей против 33,61 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Основная причина в росте цен на зерновые культуры, сахар, мясо, растительные жиры, масла и молочную продукцию. Все основные сегменты бизнеса обновили исторические максимумы по выручке за первый квартал.
Около 54% выручки составил масложировой сегмент, включая молочную продукцию, по 17% пришлось на сахарный и свиной сегменты, и еще 12% составил сельскохозяйственный сегмент.
Выручка «Русагро» за первый квартал, млрд рублей
2017 | 18,78 |
2018 | 15,5 |
2019 | 28,87 |
2020 | 33,61 |
2021 | 50,85 |
Выручка «Русагро» за первый квартал, млрд рублей
2017 | 18,78 |
2018 | 15,5 |
2019 | 28,87 |
2020 | 33,61 |
2021 | 50,85 |
Операционные показатели по сегментам
Масложировой сегмент, включая молочную продукцию. Выручка компании выросла на 62% до 27,69 млрд рублей квартал к кварталу.
При этом объемы продаж сократились на 7% до 386 тысяч тонн. Рост выручки связан с резким ростом цен — на 68% на промышленные жиры и на 102% на растительные масла год к году.
Объем продаж в тысячах тонн и выручка масложировой и молочной продукции в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | Выручка | |
---|---|---|
2017 | 122 | 4,37 |
2018 | 128 | 4,45 |
2019 | 372 | 14,28 |
2020 | 416 | 17,14 |
2021 | 386 | 27,69 |
Объем продаж в тысячах тонн и выручка масложировой и молочной продукции в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | |
2017 | 122 |
2018 | 128 |
2019 | 372 |
2020 | 416 |
2021 | 386 |
Выручка | |
2017 | 4,37 |
2018 | 4,45 |
2019 | 14,28 |
2020 | 17,14 |
2021 | 27,69 |
Сахарный сегмент. Выручка сахарного сегмента выросла на 65% квартал к кварталу до 8,64 млрд рублей. Цены на сахар выросли на 58% до 39,3 ₽ за килограмм без учета НДС. На фоне благоприятной рыночной ситуации холдинг нарастил объемы продаж на 19% до 202 тысяч тонн.
Отмечу, что объемы производства сахара в январе — марте этого года рухнули на 83% до 9 тысяч тонн на фоне низкого урожая свеклы в прошедшем сельхозсезоне 2020—2021. Компания за этот период продала в 22 раза больше сахара, чем произвела.
Объем продаж в тысячах тонн и выручка сахарного сегмента в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | Выручка | |
---|---|---|
2017 | 196 | 7,41 |
2018 | 166 | 5,21 |
2019 | 104 | 4,53 |
2020 | 169 | 5,24 |
2021 | 202 | 8,64 |
Объем продаж в тысячах тонн и выручка сахарного сегмента в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | |
2017 | 196 |
2018 | 166 |
2019 | 104 |
2020 | 169 |
2021 | 202 |
Выручка | |
2017 | 7,41 |
2018 | 5,21 |
2019 | 4,53 |
2020 | 5,24 |
2021 | 8,64 |
Мясной сегмент. Выручка от продаж мясной продукции достигла 8,56 млрд рублей и оказалась на 26% больше, чем в первом квартале 2020 года. При этом объемы продаж свиноводческой продукции увеличились лишь на 2% до 58 тысяч тонн, зато цены выросли сразу на 22% до 144,7 ₽ за килограмм, что и обеспечило рекордную выручку.
Объем производства свиней в живом весе увеличился на 4% до 75 тысяч тонн на фоне выхода на полную мощность трех новых свиноводческих комплексов в Тамбовской области.
Объем продаж в тысячах тонн и выручка мясного сегмента в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | Выручка | |
---|---|---|
2017 | 42 | 4,73 |
2018 | 39 | 4,33 |
2019 | 40 | 5,19 |
2020 | 57 | 6,81 |
2021 | 58 | 8,56 |
Объем продаж в тысячах тонн и выручка мясного сегмента в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | |
2017 | 42 |
2018 | 39 |
2019 | 40 |
2020 | 57 |
2021 | 58 |
Выручка | |
2017 | 4,73 |
2018 | 4,33 |
2019 | 5,19 |
2020 | 6,81 |
2021 | 8,56 |
Сельскохозяйственный сегмент. Выручка от продаж сельхозкультур выросла на 35% по сравнению с первым кварталом прошлого года на фоне роста цен на пшеницу, подсолнечник и сою. При этом объемы продаж масличных и зерновых культур снизились на 2% до 275 тысяч тонн из-за падения объемов продаж подсолнечника на 54% и сои на 41%.
Объем продаж в тысячах тонн и выручка сельхозпродукции в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | Выручка | |
---|---|---|
2017 | 721 | 3,67 |
2018 | 137 | 1,47 |
2019 | 353 | 4,92 |
2020 | 281 | 4,42 |
2021 | 275 | 5,96 |
Объем продаж в тысячах тонн и выручка сельхозпродукции в млрд рублей за первый квартал
Объем продаж | |
2017 | 721 |
2018 | 137 |
2019 | 353 |
2020 | 281 |
2021 | 275 |
Выручка | |
2017 | 3,67 |
2018 | 1,47 |
2019 | 4,92 |
2020 | 4,42 |
2021 | 5,96 |
Что в итоге
Рост цен на продукцию «Русагро» на фоне продовольственной инфляции в России позволил компании обновить исторические максимумы по выручке от продаж во всех основных сегментах бизнеса. При этом объемы реализации не демонстрируют такой же динамики, а в масложировом сегменте, на который приходится больше половины всей выручки, объемы продаж сокращаются. Рост цен не подкрепляется столь же сильным внутренним спросом на продукцию со стороны потребителей.
Государство пытается регулировать цены на рынке, однако пока сложно говорить об эффективности этих мер. По опросам, россияне оценивают наблюдаемый уровень инфляции за год в 14,5%, то есть в 2,6 раза выше официального уровня. На глобальном рынке видны похожие процессы.