В России ввели сбор за распростра­нение рекламы в интер­нете — 3% от квар­таль­ной выручки

32
В России ввели сбор за распростра­нение рекламы в интер­нете — 3% от квар­таль­ной выручки
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

26 декабря президент РФ подписал поправки к закону «О рекламе», которые вводят сбор за распространение рекламы в интернете.

С 1 апреля 2025 года распространители рекламы в интернете и операторы рекламных систем должны будут отчислять средства в федеральный бюджет — 3% от дохода за промоматериалы, полученного в течение квартала. Отсчет кварталов будут вести с начала календарного года.

Сбор  будут начислять за всю рекламу в интернете, направленную на пользователей из России. Некоторых участников рынка от сбора освободят.

Кто должен будет платить

Сбор будут взимать с распространителей рекламы и операторов рекламных систем, которые показывают в интернете рекламу пользователям из России. Требования также касаются рекламных агентств, которые распространяют промоматериалы по поручению рекламодателя.

Если договор о распространении рекламы на территории РФ заключен с иностранной компанией или гражданином, рекламодатель должен будет удержать часть средств, которые он собирается перевести распространителю промоматериалов, для последующей уплаты сбора.

Критерии, по которым информацию будут относить к интернет-рекламе, должно определить правительство. За уплатой сбора будет следить Роскомнадзор. Ведомство будет рассчитывать сумму на основе информации, которую рекламодатели и распространители передают в Единую систему учета интернет-рекламы.

Кого освободят от сбора

Отчисления не будут взимать при распространении рекламы на сайтах федеральных телеканалов, радио и информагентств. Сбор также можно не платить, если реклама размещена на сайтах СМИ, которые соответствуют одному из этих критериев:

  1. В уставном капитале участвует государство или муниципалитеты.
  2. Получали ассигнования из федерального бюджета в течение года.
  3. Выполняют функции издателя или редакции периодического печатного издания с ежегодным тиражом от 300 тысяч до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности выхода.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, от уплаты сбора также освобождены маркетплейсы, поскольку они «занимаются продвижением, а не рекламой».

Зачем понадобился сбор

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что отчисления от рекламы пойдут на поддержку разработчиков программ, которые попали в государственный реестр российского ПО, а также на развитие информационных ресурсов. Их список установит правительство.

Идея ввести сбор за распространение интернет-рекламы появилась еще в законе о бюджете на 2025—2027 годы, проект которого внесли в Госдуму в сентябре. Тогда обсуждалось, что деньги, которые нужны на реализацию нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», можно получить за счет введения сбора за распространение рекламы и услуг продвижения в интернете.

Нацпроект рассчитан на 2025—2030 годы. Изначально предполагалось, что траты на него составят более 1,5 трлн рублей. Но, по данным Forbes, сумма выросла до 2,3 трлн рублей, больше половины из которых нужно найти во внебюджетных источниках.

Как бизнес оценил инициативу

Сразу после того как стало известно о планах обязать направлять в бюджет отчисления с дохода от интернет-рекламы, идею начали критиковать участники рынка.

В частности, в ноябре бизнес-объединение «Опора России» направило в правительство письмо, в котором предупредило, что введение сбора негативно отразится на финансовой стабильности представителей малого и среднего предпринимательства. Генеральный директор рекламного холдинга NMi Digital Анна Планина в разговоре с Forbes отметила, что рынок уже несет финансовые издержки при выполнении условий закона о маркировке рекламы, который действует с 2022 года.

В «Опоре России» предупредили, что «очевидным эффектом <…> будет увеличение стоимости товаров и услуг по всей цепочке — от цифровой платформы до конечного потребителя». В «Яндексе», который владеет сервисом для размещения рекламы «Яндекс Директ», тоже считают, что рекламодатели будут закладывать дополнительные затраты в стоимость товаров и услуг. В компании выступили против введения сбора. Там отметили, что это спровоцирует нарушение свободной конкуренции на рекламном рынке и создаст преимущество другим платформам, например ТВ, радио, операторам наружной рекламы.

Опрошенные «Коммерсантом» юристы опасаются, что компаниям придется уплачивать сбор два раза. Исходя из формулировок в законопроекте, в рамках одного показа конкретной рекламы и рекламная площадка, и агент заплатят по 3% от полученных ими денег.

Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин высказал мнение, что регулирование затронет только легальный сегмент рынка и обойдет стороной нелегальный, в частности пиратские сайты с рекламой казино и букмекеров. Сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач считает, что для оптимизации расходов бизнес будет переносить рекламу на ресурсы, не подпадающие под новые требования.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Яна ЛомакинаКак относитесь к решению ввести сбор с рекламы в интернете?
  • Ник ЗавадскиПЛОТИ35
  • art_litУра, с днем новых поборов, интересно что придумают завтра?60
  • ЙцукенУгадайте кто в конечном итоге заплатит за рекламу38
  • avart_lit, сбор за ведение счетов, на которые будет перечисляться сбор за распространение рекламы в интернете.23
  • Ащьф ЛШТШФУМРекламщики, чтобы компенсировать оплату на сбор, повысят свой ценник, производители будут закладывать в цену товара повышенные затраты на рекламу. В конечном итоге, потребители просто столкнутся с очередным повышением цен.46
  • Slava Millerart_lit, сбор за комментарии, так как их нужно хранить на серверах, а это стоит денег, закон имеет обратную силу, все символы будут подсчитаны20
  • АнтиконсьюмеристКазна пустеет, милорд!34
  • Екатерина ГончароваЗабаненый, но будет так: компания обяжет заплатить рекламодателя; рекламодатель, если он продает товары, считает экономику и закладывает расход на рекламу в цену товара. В итоге тот же товар будет продаваться дороже. Или, ещё лучше, товар закупят подешевле, ниже качеством, чтобы на разницу оплатить налоги. Тогда по той же цене станут продавать товар хуже, чем был. В итоге в минусе только покупатель13
  • AndriiЯ правильно понял? Если у предпринимателя, например, свой информационный сайт (или блог, или канал), где основным заработком является распространение рекламы, то теперь дополнительно к 6% УСН он должен будет платить ещё 3%???7
  • Виктория Штермер"это не реклама, а продвижение" я чего-то не понимаю? разве реклама не служит во всех случаях для продвижения? то есть это как раз и смысл т суть рекламы — продвинуть какую-то продукцию или услугу19
  • VladislavВиктория, ну что тут непонятного. Крупные игроки пролоббировали льготы для себя. Называть это можно любым словом, ведь деньги не пахнут.20
  • МарияЗабаненый, если с пляжа поуходят все, кто не может платить кучу налогов, но не хочет задирать цены для людей, - то на рынке останутся только крупные монополисты, т.е конкуренции придёт конец. Экономику изучали в школе? Для конечного потребителя любого товара (в перспективе - и для Вас тоже, кстати) это означает, что выбора у Вас не будет. Жричодали, и не обляпайся. Нет конкуренции = не надо бороться за потребителя, т.к у него нет альтернатив. Как Вам такие перспективы?22
  • КкКультурных слов найти нельзя, уже со всех сторон обложили этими налогами, поборами и прочими прелестями, все не наедятся…11
  • Рауфкаказна пустеет, милорд8
  • Макс ВалеевAndrii, к усн еще 5-7% ндс добавится с 20253
  • Станислав ПоплавскийЗачем эти идиоты громят и без того незначительную не ресурсную российскую экономику? Они что работают на вражеские разведки?6
  • AngelikaМакс, это если выручка больше 60млн руб в год4
  • Артем БорисовичСлышь плати давай2
  • Артем БорисовичМало ведь рекламодатели платят налоги, мало платят налогов рекламные системы (например Яндекс директ или вк реклама) ндс 20%. Давайте еще сбор введём. В итоге эти 3% будет платить конечный рекламодатель.0
  • Виталий КузьменкоSlava, вы меня опередили. 😁 Тоже самое хотел написать. 🙂 А ещё сбор за смайлы, сбор за улыбку на улице, сбор за ношение тëмных очков, сбор за дождь, сбор за шаги. 😁5
  • Екатерина ГончароваЗабаненый, так это не работает. На всем известном розовом маркетплейсе, например, первые 50 и больше товаров в выдаче показываются только за рекламу. То есть продавец платит за это деньги. Если рекламу отключить, и, например, вложить эти деньги в качество товара, то получите прекрасный очень качественный товар на 100500 странице от начала выдачи. Его увидят единицы пользователей, почти никто так далеко не листает. Покупать его почти не будут, и выручка обвалится. С таким удержаться на рынке не получится. А получать продажи будут все те, кто вкладывает в рекламу. Логично, что все кто вверху выдачи, хорошо зарабатывает. Я не знаю никого, кто отказался бы от этого из-за доплаты налога. 99% продавцов просто, как я писала выше, чуть поднимут цену на сумму налога, оставят рекламу и сохранят свой доход6
  • Вадимav, не накидывайте им идей5
  • Николас УайлдКк, "Нужно больше золота!" ©3
  • КотАртем, неверная логика, по итогу, эти 6% (3% + 3%) будет платить конечный ПОТРЕБИТЕЛЬ3
  • КотЗабаненый, чтобы исчезли баннеры, нужно запретить баннеры или обязать рекламодателей платить за них рекламополучателю.0
  • Андрей Г."от уплаты сбора также освобождены маркетплейсы, поскольку они «занимаются продвижением, а не рекламой»". А у нас тут не продажа, а реализация.2
  • Сергей"Идея ввести сбор за распространение интернет-рекламы". Идея☝🏻☝🏻 просто гениальная! И как только до этого раньше не додумались. Это ведь так неочевидно, что и тут грабануть можно. Могу подкинуть еще штук 50 таких обалденных идей😄 Ну или зачем 50, одной достаточно. Итак, идея! Заберите всю прибыль. Всё💁🏻‍♂️1
  • Можно просто ДмитрийДа, нормально - как к этому относиться? Нужно либо что-то предпринимать, либо уже подстраиваться и адаптироваться, какие еще варианты? А писать СКОКАМОЖНА какой смысл? НУ, и уж, если и писать, то точно не в комментариях.0
  • Автамонов Василий НиколаевичПора вводить сбор за мысли про себя и мысли вслух... А за последнее в тройном размере... А за критические мысли сразу же сажать всех подряд без объявления иноагентом!!! Какая экономия будет на судах по подметным письмам... А у посаженных забирать в казну все имущество...0