В выписки из ПФР вернули стаж и баллы. Говорят, был технический сбой
Неделю назад мы рассказали, что из выписок по лицевым счетам некоторых россиян пропал стаж и пенсионные баллы. После этого об инциденте написали СМИ, а люди стали массово запрашивать извещения в ПФР — проблема у многих подтвердилась. Но теперь все хорошо: стаж и баллы снова на месте. Пенсионный фонд объяснил, что все дело в обновлении программ и ничьи права не нарушены. Но вы все равно проверьте, на месте ли стаж.
Сбой в ПФР устранили
Вот что нужно об этом знать:
- В выписках из ПФР отражались некорректные данные: оттуда пропала информация о стаже и баллах за 2017 и 2018 год.
- Ошибки были не во всех выписках — у многих все осталось на месте.
- ПФР не предупреждал о сбое и возможных неточностях.
- Сейчас есть официальные комментарии: ошибка коснулась только выписок, в лицевых счетах ничего не пропадало, на начисление пенсий это не повлияло.
- Сбой произошел из-за обновлений программ, все уже починили — стаж и баллы вернулись.
- Эта ситуация касается только тех случаев, когда данные о стаже были, а потом пропали. Если их не было или вы раньше не проверяли, нужно разбираться индивидуально.
- Электронные услуги — это удобно, но это не всегда надежно. Собирайте и храните все документы.
Стаж и баллы снова появились, но вы проверьте
В выписках из лицевого счета в ПФР снова отображаются данные за 2017 и 2018 год. Мы проверили несколько раз — сейчас выписка такая же, какой была в прошлом году. Все данные на месте.
Проверьте свою выписку — это бесплатно на госуслугах. И расскажите в комментариях, вернулись ли ваши данные за 2017 и 2018 год, если они пропадали.
Как пенсионный фонд объяснил пропажу данных?
Мы получили ответ от пресс-службы пенсионного фонда.
Вот так он выглядит в оригинале:
Отсутствие информации о стаже и пенсионных баллах в выписке из лицевого счета не означает, что они пропали. Все пенсионные права, сведения о которых надлежащим образом переданы работодателями, полностью учтены и зафиксированы на лицевых счетах.
На данный момент сервис формирования выписок работает корректно. Ранее некорректное отображение информации было связано с тестированием нового программного комплекса (оно продлится до конца января) и коснулось небольшого количества выписок, не более нескольких процентов от всех, по которым обновляется информация о стаже и баллах.
Но даже это никоим образом не затронуло пенсионные права людей и не создало каких-либо препятствий. Напомним, выписка носит исключительно информационный характер. При назначении пенсии отсутствие каких-либо сведений в выписке не влияет на объем учитываемых пенсионных прав — пенсия назначается исходя из полных сведений лицевого счета, доступ к которым есть у специалистов.
Также обращаем внимание, что сведения лицевого счета используются исключительно в целях обязательного пенсионного страхования. По закону выписка не может направляться никаким организациям — только самому застрахованному лицу.
Говорить об отображении сведений за 2018 год корректно только по итогам первого квартала нынешнего года, поскольку до этого времени работодатели еще сдают отчетность о пенсионных баллах и стаже, приобретенных работниками в течение года.
Центр консультирования ПФР в настоящее время переподключается, о чем каждый позвонивший на линию информируется. С февраля центр возобновит работу по новому номеру 8-800-600-25-24 и через сервис онлайн-консультанта на сайте ПФР.
А вот — что он означает:
- Информация пропала только из выписок, но осталась в лицевом счете. То есть в отчетах через госуслуги и сайт ПФР было одно, а на самом деле в базах было другое.
- Технический сбой связан с обновлением программ и коснулся не всех.
- Сейчас все в порядке.
- Даже если он вас коснулся, это не нарушило ваши права и не повлияло на размер пенсий. Выписка — только для информации, она не влияет на начисления.
- Данные за 2018 год отражены не полностью: идет пора отчетности, это нормально.
- Горячая линия ПФР скоро заработает.
Также пришел ответ на персональный запрос. Его суть такая же: все дело в техническом сбое.
Почему ПФР не сообщил об этом публично?
Мы не знаем. Возможно, не посчитали серьезным инфоповодом. Или быстро все починили, и стало неактуально. А может быть, ошибку до сих пор бы не исправили, если бы Т—Ж о ней не написал, а люди не начали забрасывать ПФР запросами.
На сайте ПФР до сих пор нет новостей о том, что это был технический сбой и он ни на что не повлиял. И что всё снова работает. Но вы теперь знаете, как обстоят дела. Расскажите тем, кого это касается.
У меня до сих пор нет данных за 2018 год. В чем дело?
Пресс-служба ПФР заверила нас, что сейчас все работает: данные из лицевого счета совпадают с выписками, которую присылают госуслуги. Наши проверки показали, что это правда.
Информации за 2018 год действительно может пока не быть, это нормально. Но только в том случае, если ее и раньше не было. Например, взносы ИП за 2018 год еще не могли попасть в выписку: ФНС не успела передать сведения, а многие ИП пока не сдали декларации. Работодатели передают данные не сразу при начислении взносов, а по итогам квартала и года. Если сейчас нет данных о взносах за два или три квартала 2018 года — ничего страшного, проверьте выписку позже.
Если данные были, а потом пропали и так и не появились — разбирайтесь с пенсионным фондом. Здесь что-то не так.
У меня нет данных о взносах до 2017 года, не отражаются годы декрета и вообще все не так. Как это исправить?
В выписке из ПФР могут отражаться не все данные — например, там может не быть нестраховых периодов. Это тоже нормально и не связано со сбоем.
Еще бывает, что вы думаете, что работодатель платил взносы и сдавал отчеты, а он не платил и не сдавал. В итоге данных в лицевом счете о стаже никогда и не было. То есть они не пропали, а никогда там и не числились, хотя вы были уверены в обратном. И тут дело не в обновлении программ.
Суть сбоя была в том, что данные, которые раньше были, вдруг исчезли — причем именно за два конкретных года: 2017 и 2018. Вот это сейчас исправили.
Если у вас изначально что-то не то с суммами, стажем и баллами, нужно разбираться индивидуально. Соберите документы, которые подтверждают стаж, и идите в свое отделение пенсионного фонда. Корректировка данных — это рядовая ситуация, она не связана с техническим сбоем, выписками и госуслугами. Иногда стаж приходится доказывать через суд, это тоже обычный порядок по закону.
Повлияет ли этот сбой на начисление пенсии и выдачу кредитов?
Пресс-служба заверяет, что не повлияет. Мы тоже думаем, что не повлияет. Но этот сбой показал, что не всегда электронная услуга работает корректно. Накладки могут произойти из-за полезных обновлений и продлятся несколько дней, но они случатся именно тогда, когда вам нужны будут корректные данные. И вас об этом никто не предупредит.
Поэтому советуем сохранять все документы о стаже и заработке, брать копии справок и приказов при увольнении и периодически проверять данные в лицевом счете — денег за это не берут.
Кстати, у государства есть много других полезных и бесплатных сервисов, которые хранят информацию о вас: поищите всякое на сайтах ПФР, ФНС и госуслуг. Может быть, найдете еще что-нибудь интересное и разберетесь. Как мы разобрались с выписками с вашей помощью.