На Мосбирже начались торги акциями Whoosh: стоимость близка к цене размещения

15
На Мосбирже начались торги акциями Whoosh: стоимость близка к цене размещения

Аватар автора

Альберт Хабибрахимов

следит за новостями

Страница автора

На Московской бирже 14 декабря начались торги акциями сервиса для аренды самокатов Whoosh под тикером WUSH. На открытии в 15:00 мск их стоимость резко подскочила.

На максимуме акции достигали 258,72 ₽, а на минимуме опускались до 157 ₽, показывают данные Мосбиржи. Позднее цена стабилизировалась, к 15:30 ценные бумаги компании торговались в районе 183—185 ₽.

Котировки близки к цене размещения: Whoosh разместила акции по 185 ₽ за штуку, капитализация составила 20,6 млрд рублей. Первоначально компания планировала провести размещение с ценой в диапазоне 185—225 ₽, но 12 декабря уточнила параметры и выбрала нижнюю границу.

В свободном обращении после размещения на бирже торгуется 10% акций Whoosh. В ходе IPO компания привлекла 2,1 млрд рублей за счет дополнительной эмиссии. Также акционеры выделили акции на 0,2 млрд для стабилизации на вторичных торгах. Привлеченные деньги компания направит на расширение парка, выход в новые регионы и укрепление позиций в существующих.

Акционеры компании и аффилированные с ними лица не смогут продавать свои акции в течение 185 дней после IPO.

Размещение Whoosh стало единственным IPO на российском рынке в кризисном 2022 году.

Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Главное про бизнес Whoosh

Сервис запустили в 2019 году бывшие топ-менеджеры авиакомпании S7 Дмитрий Чуйко, Олег Журавлев, Егор Баяндин и Сергей Лаврентьев. Первые самокаты Whoosh появились в Москве, к октябрю 2022 года компания работала в 37 городах России, а также в Алма-Ате, Астане и Минске. За три года парк вырос до почти 82 тысяч электросамокатов. В сервисе зарегистрировано 11,3 млн пользователей, из них 4,9 млн совершило хотя бы одну поездку за сезон.

По географии и размеру парка Whoosh уступает только компании Urent. Но у них разная бизнес-модель: Urent кроме своего парка развивает франчайзинговую сеть, а Whoosh отказалась от франшизы в 2020 году.

Whoosh позиционирует себя как технологическая компания. Команда разработала собственную платформу для управления парком. Каждый самокат оснащен IoT-модулем, который передает платформе данные о геопозиции и состоянии устройств. Благодаря этой системе команда видит, например, когда самокаты нуждаются в ремонте или зарядке.

Операционные показатели Whoosh

2019202020219м2022
Парк самокатов, тысяч штук1,39,340,981,8
Коэффициент доступности44%49%79%81%
Количество пользователей, млн человек0,21,66,111,3
Количество поездок, млн0,33,626,346,6
Количество поездок на активного пользователя, штук3,34,07,79,6
Средняя цена поездки184 ₽247 ₽160 ₽125 ₽
Локации присутствия, штук4122540

Операционные показатели Whoosh

Парк самокатов, тысяч штук
20191,3
20209,3
202140,9
9м202281,8
Коэффициент доступности
201944%
202049%
202179%
9м202281%
Количество пользователей, млн человек
20190,2
20201,6
20216,1
9м202211,3
Количество поездок, млн
20190,3
20203,6
202126,3
9м202246,6
Количество поездок на активного пользователя, штук
20193,3
20204,0
20217,7
9м20229,6
Средняя цена поездки
2019184 ₽
2020247 ₽
2021160 ₽
9м2022125 ₽
Локации присутствия, штук
20194
202012
202125
9м202240

За январь — сентябрь 2022 года выручка Whoosh уже превысила результат за весь 2021 год и составила 6,29 млрд рублей. Но чистая прибыль снизилась из-за убытков от курсовой разницы, амортизации и роста расходов на обслуживание долга. Долговая нагрузка состоит из банковских кредитов и облигаций, которые компания выпустила в первом полугодии 2022 года.

С самого начала Whoosh показывает чистую прибыль. Основной конкурент — Urent — не раскрывает свои финансовые показатели. В проспекте Whoosh есть оценки аналитиков и данные из открытых источников. По ним в 2021 году выручка Urent составила 3,24 млрд рублей, а прибыль до налогов — 17 млн рублей. Выручка Whoosh составила 4,13 млрд рублей, а прибыль до налогов — 1,83 млрд рублей.

Основные расходы Whoosh — это обслуживание, ремонт, перевозка и зарядка электросамокатов. Возможные риски для бизнеса компания видит в регулировании отрасли государством. Подробнее про бизнес Whoosh, риски, дивидендную политику компании, схему IPO и перспективы акций на бирже Т⁠—⁠Ж писал отдельно.

Финансовые показатели Whoosh, млрд рублей

2019202020219м2022
Выручка0,070,864,136,29
Чистая прибыль0,020,221,801,63
Свободный денежный поток0,04−1,00−1,480,66
Чистый долг−0,041,022,293,04

Финансовые показатели Whoosh, млрд рублей

Выручка
20190,07
20200,86
20214,13
9м20226,29
Чистая прибыль
20190,02
20200,22
20211,80
9м20221,63
Свободный денежный поток
20190,04
2020−1,00
2021−1,48
9м20220,66
Чистый долг
2019−0,04
20201,02
20212,29
9м20223,04

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Альберт ХабибрахимовБудете покупать акции Whoosh? Расскажите, что думаете о перспективах компании:
  • МихаилДа, надеюсь на рост активности пользователей данного вида транспортного средства, в частности сервиса Whoosh1
  • ГогаМихаил, ничего такого не будет. В лучшем случае, люди будут опасаться ездить. В худшем, эти СИМы будут запрещены. Пройдёт несколько лет, и о них будут вспоминать как о нелепостях вроде парковки на газонах или бесплатной парковки.0
  • Гломгольд ФлинхартДо границы на нем можно доехать?0
  • Алексей ПетровЭти самокаты, валяющиеся кучами на тротуарах, сбивающие прохожих и выскакивающие перед бампером, так всех достали, что даже наши депутаты, в жизни из авто с водителем не вылезавшие, вынуждены были принять закон об ограничении скорости самокатов до 25 км/час. Не принимая во внимание эмоционального фактора (ну вы уже поняли, что они мне не нравятся), отмечу очевидные риски - конкуренция, непредсказуемое законодательное регулирование, издержки (те же аккумуляторы, которые надо постоянно менять) и вероятность прохождения моды на эти таратайки. Короче, не купил и не куплю.3
  • Андрей ГостГога, вынужден с Вами не согласиться. Whoosh предоставил хороший и не дорогой сервис, который, как я полагаю, уже никуда не уйдет. Ничего не могу сказать относительно больших городов (там есть метро и слишком большие расстояния), но для сибирской глубинки - шеринг самокатов очень актуален. Шеринг самокатов, лично дня меня, уже заменил любой вид общественного транспорта в повседневной жизни, поскольку это быстро, дешево и удобно.1
  • Mr.XВыглядит как развод для мамонтов. Для Москвы и Петербурга, возможно, самокаты и популярны как постоянное средство транспорта, которым пользуется, в регионах -нет. Во-первых, это объективно дорого для регионального кошелька и катаются на моей памяти только школьники и молодежь летом в качестве развлечения.(Сужу по родному региональному центру более 500 тысяч жителей) Во-вторых, качество дорог и инфраструктуры. В регионах ее кроме пары центральных площадей и скверов просто нет. Особо кататься, кроме летнего развлечения по центру не выйдет. Спрашивается: за счет чего рост бизнеса?3
  • QwertyMr.X, по тротуарам вполне нормально катается. Вещь удобная. Мне куда проще летом использовать самокат для быстрой поездки, чем такси1
  • Mr.XQwerty, для крупного города или Москвы, согласен. Только в регионе такси выйдет дешевле самоката и безопаснее, благодаря убитым дорогам. Час самоката рублей 200-300, такси будет дешевле. Плюс люди значительно беднее и там самокаты как средство передвижения никто не рассматривает.2
  • Сергей ТорочевУже0
  • Unapologetic RepublicanMr.X, им еще и в крупных городах есть где расти, а в маленьких городах, предположу, что самокат может считаться крутой вещью и innovators & early adopters (~15% от общего количества пользователей) готовы платить больше за сам факт использования «элитарного» гаджета, которому Kia Rio не конкурент. Но вот риск регулирования отрасли для меня перекрывает все возможные плюсы.0
  • Mr.XUnapologetic, вы, похоже не знаете как работает философия регионального человека) Там не мыслят категориями early adopters и какой я буду крутой на самокате, может только школьники и пара модных студентов. В регионе у тебя есть медианная зарплата тысяч 20-30 рублей, разбитые дороги и автобус до завода(очень утрированно, но посыл такой) и экономического смысла в таком транспорте просто нет. Все российские конторы за последние годы, которые вышли на IPO сложились в разы, здесь будет похожая ситуация через некоторое время, просто уверен.6
  • Unapologetic RepublicanMr.X, они могут и не знать таких слов, но количество людей которые хотят первыми пользоваться новыми услугами/устройствами практически одинаково во все соц.группах. И большинство использует самокат не как транспорт.0
  • Mr.XUnapologetic, так а смысл развития такого транспорта, если его используют пару раз в году в местном парке? Представим среднего жителя провинциального города Н, который получает 30 тысяч рублей и оплачивает квартиру/тратит почти все на еду и минимальные удобства. Также он ищет товары подешевле в фикспрайс, иногда ходит в кино/кафе на оставшиеся пару тысяч рублей в месяц. С таким запасом средств, я никак не вижу, что такой гражданин будет в свободное время брать самокат по цене такси в качестве развлечения. Как диковинку попробовать один раз на пару часов, возможно. Вот, кстати, у фикспрайса и подобных дискаунтеров сейчас космический рост выручки. Никак я не могу представить, что сегмент условных "Михалычей" лет 40+ с завода в таком же проценте стремиться выделиться первым самокатом на районе как зумерские школьники из Москвы. Совершенно другие интересы и стиль жизни.0
  • BlackMaskДа-да, мода на самокаты пройдёт. И на айфоны прошла, как видите. Пользоваться кнопочными куда удобнее)0