Главное юридическое правило — всегда оформляйте отношения договором.
Бумажный или электронный договор — лучшее доказательство того, что отношения на самом деле были. Например, что одна сторона должна оказать услуги или поставить товар, а другая — оплатить все это.
Но иногда бывает так, что договора еще нет, а он внезапно оказывается нужен. Так случилось у одного моего клиента.
Что произошло
Интернет-магазину срочно понадобились курьеры. Курьерскую службу оперативно нашли в интернете, посмотрели отзывы и решили сотрудничать.
Стороны обсудили условия по электронной почте и начали работать. Курьерская служба сбросила на почту шаблон договора, а его бумажные экземпляры стороны договорились передать друг другу в процессе. Но не успели. Никаких подписанных сканов тоже не было.
На второй же доставке курьер в метро потерял товар на 140 тысяч рублей, и директор курьерской службы спустя день в этом признался. Заверил, что всё компенсируют. Через месяц деньги интернет-магазину так и не поступили, а письма и звонки игнорировались.
Интернет-магазин и курьерская служба не успели подписать договор на бумаге, хотя договорились именно об этом. То есть без бумажного варианта их отношений как будто и не было.
Посмотрев переписку и документы, я предложила идти в суд. В первой инстанции мы выиграли: доказали, что договор был, а курьерская служба вместо доставки принесла интернет-магазину убытки. Доказать свою правоту нам помогла электронная переписка, безналичные переводы и шаблон договора курьерской службы.
Электронная переписка
Интернет-магазин и курьерская служба общались через электронную почту, а их адреса были привязаны к адресам сайтов. Еще у интернет-магазина на сайте курьерской службы был зарегистрирован личный кабинет для заявок.
Весь процесс согласования можно было отследить по письмам. Стороны договаривались об условиях работы, о подписании и передаче бумажных документов, регистрировали личный кабинет. В электронном письме генеральный директор курьерской службы даже подтвердил потерю товара и уверил в скорой компенсации убытков. Эти письма — отличное подтверждение того, что договорные отношения были и что курьерская служба свои обязанности не выполнила.
Часто партнеры договариваются о сотрудничестве или изменениях в работе по телефону. Бывает так, что на письмо нет времени — позвонить проще. Но в бизнесе все, что нельзя подтвердить доказательствами, не существует. Поэтому все телефонные договоренности стоит продублировать письмом и дождаться подтверждения условий по электронной почте. Переписку проще представить в суд в качестве доказательства: часто суды отказываются приобщать аудиозаписи разговоров, а для идентификации голоса нужна экспертиза или свидетели.
Но распечатанные скриншоты электронных писем для суда веса не имеют. Чтобы письма стали доказательствами, нужно обратиться в нотариальную контору и провести осмотр интернет-страниц. Нотариус сам сделает скриншоты и составит протокол осмотра доказательств. К протоколу он подошьет скриншоты страниц.
На сегодняшний день такой протокол — единственный способ доказать то, что происходило в интернете. Цена услуги немаленькая, но, если идти в суд, оно того стоит. Например, в Санкт-Петербурге заверение одной интернет-страницы будет стоить от 5 тысяч рублей.
В случае моего клиента единого договора на бумаге не было, но переписка с официальных адресов стала одним из доказательств того, что договор между сторонами был.
Безналичные переводы тоже доказательство отношений
Расчеты юрлиц между собой могут проходить только по безналу. Исключение — суммы до 100 тысяч рублей в рамках одного договора. Столько можно передавать наличными.
За превышение лимитов предусмотрена административная ответственность: юридическому лицу могут назначить штраф от 40 до 50 тысяч рублей.
Курьерская служба не только доставляла товар покупателям интернет-магазина, но и принимала от них оплату на свой расчетный счет. После доставок курьеры составляли отчет и отправляли его по электронной почте. Если в отчете все было верно, деньги от покупателей курьерская служба переводила интернет-магазину по безналу.
Курьерская служба переводила деньги за купленный товар со своего расчетного счета на счет интернет-магазина. В назначении платежа она указывала номер договора и основания для оплаты.
Факт безналичных взаиморасчетов стал еще одним доказательством того, что отношения между курьерской службой и интернет-магазином были.
Суть договоренностей
Когда договор есть, его условия определяют, какие законы регулируют отношения партнеров. Например, несмотря на схожесть, договор аренды и договор найма жилого помещения регулируются разными статьями гражданского кодекса.
Значит, и последствия договора для сторон тоже могут быть разными.
Когда договора нет, не всегда очевидно, какой закон регулирует отношения между партнерами. По переписке и расчетам интернет-магазина и курьерской службы было понятно, что по сути договор между ними был, но какой именно — нужно было уточнить. Это мог быть договор перевозки или договор на оказание услуг — курьерских.
Между этими договорами большая разница. Если это договор перевозки, курьер обязан возместить причиненный ущерб в размере объявленной стоимости. На этот счет закон конкретен. В 2017 году Верховный суд заявил, что перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от своей вины: даже если груз потерялся или его украли, он обязан вернуть деньги.
С договором на оказание услуг сложнее: ущерб не всегда должен возмещать поставщик услуг. В 2016 году одна организация в Санкт-Петербурге потеряла 800 тысяч рублей из-за кражи оборудования при транспортировке. Первая и вторая инстанции встали на ее сторону и обязали курьерскую службу возместить ущерб. Но кассация отменила решения нижестоящих судов: организация не смогла доказать, что передала оборудование курьерам.
Поэтому мне было важно определить отношения между магазином и курьерами как договор перевозки, а не как договор оказания курьерских услуг. Это повышало наши шансы получить компенсацию, потому что в отношении перевозчиков закон конкретен.
По условиям шаблона договора, который сбросила курьерская служба, и кодам ее экономической деятельности в ЕГРЮЛ — деятельность, связанная с перевозками, услуги по перевозкам — я постаралась доказать, что это договор перевозки грузов.
До суда — всегда претензия
Нельзя сразу идти в суд, не направив контрагенту-должнику претензию. Досудебный порядок урегулирования споров в этом случае обязателен. Если нет претензии, арбитражный суд может возвратить исковое заявление.
Чтобы соблюсти досудебный порядок, претензию лучше называть претензией и указывать в ней все требования к должнику, включая расходы, проценты, штрафы. В конце претензии стоит предупредить должника о том, что вы намерены идти в суд. Почему-то для судей это важно.
Прежде чем идти в суд, интернет-магазин обратился к курьерской службе с претензией о возмещении ущерба. В тексте претензии я указала на все доказательства и напомнила, что в письмах они подтвердили факт утери товара на 140 тысяч рублей. И предложила урегулировать конфликт мирно: перечислить деньги интернет-магазину.
Мы направили претензию на юридический адрес курьерской службы заказным письмом. Чтобы не запутаться, юридический адрес организации для отправки претензии стоит проверить на сайте ФНС. И если, например, адрес в договоре не совпадает с адресом в ЕГРЮЛ, то лучше направить претензию на оба адреса.
Неподписанная болванка договора с курьерской службой содержала пункт о сроках рассмотрения претензии — 10 дней. От этих сроков я и отталкивалась. Через 10 дней молчания курьерской службы я направила исковое заявление о возмещении убытков в суд.
Если в договоре не указан срок рассмотрения претензии или договора нет вообще, то после отправки претензии придется ждать 30 дней. И только потом отправлять иск в суд.
Если ответа на претензию нет — в суд
Мирно урегулировать спор не получилось: курьерская служба ущерб так и не возместила.
Поэтому мы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с курьерской службы стоимость утерянного товара, проценты на эту сумму, расходы на нотариуса и на юридические услуги, а также пошлину за подачу иска.
В исковом заявлении я перечислила факты, которые доказывают, что договор был: наличие электронной переписки и безналичных расчетов. То, что товар был утерян и курьерская служба признает это, подтверждало письмо от генерального директора.
Поскольку взыскиваемая сумма была меньше 500 тысяч рублей, иск интернет-магазина к курьерской службе суд рассмотрел в порядке упрощенного производства. В таком порядке суд не вызывает стороны в заседание и судья рассматривает дело единолично.
Для истца это хорошо тем, что дело рассматривается быстрее и нет необходимости тратиться на представителя в суде.
Оценив доказательства и учтя тот факт, что курьерская служба отзыв на иск в суд не представила, суд удовлетворил все исковые требования.
В своем решении суд не согласился, что между сторонами был заключен договор перевозки, и определил его как оказание услуг. Но это не повлияло на удовлетворение всех требований. Я бы поспорила, но подавать апелляцию смысла не было: результат нас устраивал.
Запомнить
- Договор — защита для сторон. Заключайте его в письменном или в электронном виде. В случае конфликта договор поможет.
- Если договор не заключен, для разбирательства в суде понадобится доказать, что были договоренности. Тогда потребуется электронная переписка и нотариус.
- Ведите переписку с почтовых адресов, которые привязаны к доменному имени сайта. И своим контрагентам пишите на почтовые адреса, которые привязаны к доменам. Дублируйте телефонные договоренности по электронной почте.
- Переводите деньги безналом с конкретным указанием назначения платежа.
- Добавьте в свои договоры возможность подписывать их удаленно и отправлять сканированные копии по электронной почте.
- Всегда читайте то, что подписываете. А если не понимаете, уточняйте и меняйте формулировки до тех пор, пока не станет понятно. Если договор все равно остается туманным, привлекайте юристов. Они помогут сделать его конкретным.