«Для них игра — это работа»: почему ребенку не нужно покупать много игрушек

Аргументы читателей Т⁠—⁠Ж

«Для них игра — это работа»: почему ребенку не нужно покупать много игрушек

Ребенок плюс игрушки — формула постоянной текучки в родительском бюджете.

В комментариях под материалом о способах экономии на игрушках читатели поделились своими мыслями — оказалось, что многие просто приняли решение покупать меньше. Их аргументы доказывают, что ребенок может быть намного счастливее без лишней машинки и робота, и помогут сократить траты на игрушки без зазрений совести.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

ПРИЧИНА № 1
Если у ребенка много игрушек, он не научится ценить вещи и делать осознанный выбор

Евгений Кулаков
борется с щедрыми бабушками и дедушками

Мне кажется, что большое количество игрушек покупают те, у кого в детстве было мало игрушек, либо те, кто подарками компенсирует недостаток внимания.

Чем больше игрушек у ребенка, тем меньше он их ценит! Я старшему покупаю игрушки два раза в год: на Новый год и на день рождения. Зато он эти дни ждет как манну небесную и очень ценит подарки. Бабушки с дедушками часто дарят мелкие игрушки, но я с этим борюсь. Кстати, с этими игрушками ребенок играет один-два дня, а потом они просто занимают место.

А младшему все досталось от старшего — сплошная экономия.


Фрёкен Снорк
считает, что избалованные дети станут испытывать трудности в будущем

У меня нет детей, и, возможно, я неправа, но мне кажется, что ребенка надо приучать ходить в магазин, чтобы купить только нужное, а не накидать в корзину барахла. И внушать мысль, что любую купленную вещь надо ценить, а не выкидывать на балкон через месяц, купив очередную безделушку. Осознанное потребление стоит прививать с младых ногтей.

В противном случае дети подрастут, место игрушек займут шмотки и девайсы — и будут девочки мучиться от проблем в духе «шкаф забит, а надеть нечего» и стоять в очередях за последним Айфоном.

Ребенка развивают книжки, активные игры, общение со взрослыми и сверстниками. Игрушки — просто вспомогательный инструмент в этом процессе. Одна машинка или кукла у ребенка или десять — не имеет значения.


ПРИЧИНА № 2
Чем меньше игрушек, тем лучше воображение у ребенка

Ульяна Степанова
учит детей любить машинки

Моей воспитаннице скоро три года. С самого раннего ее возраста я веду войну с ее родителями из-за того, в каком количестве они покупают и дарят игрушки. К третьему году жизни ребенок сам смог убедить маму с папой, что ей не нужно 10 кукол и 15 грузовиков. Пока она была маленькая, они этого не понимали.

Чтобы ребенок играл с игрушкой, его надо этому научить. Ведь для них игра — это их работа. А через игру можно научить фантазийно мыслить, импровизировать, придумывать.

У ребенка может быть одна машинка. Если он ее просто возит за веревочку по детской площадке, рано или поздно ему надоест. Но можно показать, что в машинку можно положить груз, этот груз отвезти на воображаемую стройку, высыпать, потом привезти машинку назад и посадить туда пассажиров или кота, мирно спящего на диване, доставить на остановку, потому что скоро подойдет поезд, на котором они поедут к морю, к бабушке или в парк. Летом играть с этой машиной в песке, осенью — с листьями, зимой — со снегом, можно показать, что машинка может «заболеть», потому что сломалось колесо, научить перевязывать ее бинтиком и давать «лекарство», чтобы она поправилась, — тогда ребенок будет любить и беречь эту игрушку, не станет ломать и ему не будет нужен миллион других.

Надо брать качеством, а не количеством. Ходите в магазин без детей, если есть такая возможность. До пяти лет им там нечего делать.

Учите своих детей играть, тратьте на них свое время, внимание, расширяйте их кругозор, а не тратьте деньги, тогда не придется экономить и устраивать расхламления.


Максим Юлин
отлично справлялся с сочинениями

Не знаю, как другим, но мне всегда хочется дать пять родителям, которые стойко отказывают капризным чадам, когда те клянчат какую-нибудь фигню.

Мне кажется, чем меньше у ребенка игрушек, тем богаче будет воображение. У меня в детстве были две куклы — Бэтмен и Человек-паук. Естественно, Бэтмен часто играл роль космодесантника, а Паук — представителя злобной расы гуманоидов-рептилоидов. Иногда они были еще кем-нибудь. Но суть в том, что сочинения я писал лучше всех в классе.


ПРИЧИНА № 3
Детям интереснее взрослые вещи, чем игрушки

Ivan Petrov
поощряет увлечения сына

Дети любят вещи из мира взрослых гораздо больше, чем игрушки. Если дать им попользоваться настоящими кастрюлями, тарелками, ложками или посудомойкой, вряд ли вы когда-то еще будете сами накрывать себе на стол. Это вместо того, чтобы покупать, например, игрушечную кухню.

Ну и со всем остальным так же: сын давно сам собирает компы, чинит телефоны, у него свой набор отверток и паяльник, а не вот это вот все из «Детского мира».


Дарья Попова
воспитывает помощника по хозяйству

Ребенку год и два месяца. Больше всего он любит взрослые кастрюли, сковородки, разбирать посудомойку и запускать ее, нести вещи в стиральную машину. Икеевская детская посуда положение не спасла.

Игрушки покупать стала меньше, смысла пока в них не вижу, но все равно их много. Часть дарят родственники и друзья, часть сами покупали — детство 90-х, видно, дает о себе знать.


Расскажите, сколько игрушек было у вас в детстве? И какие были самые любимые? Их дарили по праздникам или просто так? А сколько у вашего ребенка?
Герой Т—Ж

>младшему все досталось от старшего

Я как младший могу отметить, что это больно, когда нет ничего своего, у чего бы ты был первым обладателем. Игрушки, одежда все от старшего. Это обесценивание личности

99

Шевалье, понял. Взял на заметку

20

Ульяна Степанова так классно описала сценарии игры с машинкой, что мне самой захотелось машинку и играть с ней летом, зимой, на море, в снегу... подождите... у меня же уже есть машина!)))

52

Сейчас непопулярную мысль выскажу, но все же. Гора( именно гора) игрушек- нужна родителям, а никак не ребёнку. Чтобы занять хоть чем-то, вместо общения и развития мамой и папой. Ну и в телефон тупить удобнее, выдавая игруху за игрухой по мере угасания интереса
Зы: каюсь, у нас гора. Надарили, уступили, выпросил. С этим поступаю так: когда дети спят убираю далеко, кроме 3-4 в " активе". На 2-3 недели. Через 2 недели меняю набор

41

Фру, отличный способ!

2

Фру, очень согласен на тему : кому нужна гора. Мои дети уже работают, доучиваются, аспирантурят...
но пока без внуков )))
Не для укора, но набор Вы делаете тоже "для себя". Маркетинговый ход, вроде и "возможность выбора", но "профильность" на 2 недели "не обсуждается".
Тем самым Вы в "сговоре" с детьми прогуливаете немаловажные "уроки".
Всётки жить детям под диким прессингом широкого "богатства выбора" при определённой кем-то "правильной альтернативе"(. И сейчас вы с детьми имеете возможность тренироваться испытывать кайф от удачного решения и от уверенности в "правильном" выборе. Учиться не впадать в депрес(или истерику) от "неправильного".
"Легче" всего так "сначало", но и менять "стратегию" тоже нужен навык.
Блин, текст получился как для "пособия"...

Коротко - куча нужна , так же как и куча учебников.

1

Как человек, у которого в детстве было много игрушек, решительно не соглашусь) Родители не сильно тратились на них - большинство игрушек были подарочные и простые. Никаких "15 грузовиков" - все были из разных сфер и я мог "снимать" целые фильмы: солдатики, машинки, конструкторы, даже куклы. Воображение не страдает - игрушки помогают придумывать новое, плюс я не сидел с ними сутками и отлично играл и без них.

25
Герой Т—Ж

Виктор, у меня было море игрушек. Однажды мама притащила из Москвы две коробки мебели для барби. Мы (я и мои подруги, что приходили в гости) как только не играли в них! А ещё кубики, конструкторы, мягкие животные... Уу! Было классно))

1
Отредактировано

Алена, ну да, тут же только две крайности: либо миллион игрушек, либо их вообще нет.

20

Алена, вы зря так, ребенок сам выбирает. У моего ребенка куча игрушек, в том числе детская кухня (он любит готовить), и он ими не хочет играть, а хочет настоящую сковородку ставить в настоящую духовку.
У него есть крутейший детский шуруповерт, который умеет всё то же, что настоящий. А он хочет играть с папиным, настоящим, хоть он и тяжелый и не цветной.
Ребенку интересно то, чем "играют" в его понимании родители.

8

Семья жила не богато, многие игрушки позволить не могли, я это понимал (но не понимал почему именно), и канючил всякие китайские мелкие машинки рублей за 10 - их покупали без особых проблем (в магазин ходили не часто), они быстро ломались, терялись и так далее. Игрушек не было прям мало , но хотелось больше, очень разочаровывало, когда какую-то игрушку ждал несколько месяцев (премии зп родителе), а ее кто-то покупал раньше. Подарков на дни рождения мне почти никогда не дарили, но подарки могли быть спонтанными (проще говоря, когда у семьи были деньги), карманных денег фактически не было, но если оставались какие-то деньги, запланированные на поход в магазин - я мог оставить их себе. Это научило меня хитрить, покупая меньше или говоря, что чего-то не было. Не понимал, почему у других детей есть какие-то игрушки (машинки на радиоуправлении, огромные плюшевые медведи и тд) - это казалось очень несправедливым, чувствовал себя неправильным и ущербным - грамотно объяснить, почему у родителей мало денег, эти самые родители мне не могли. Хорошо помню, что года в 4, после очередного изгнания из песочницы за отсутсвие «крутых» игрушек (дети порой жестокие), был очень разочарован финансовым положением своей семьи, высказал это все родителям, в ответ вернулся default «Вырастишь, тогда и купишь себе что хочешь». В общем, я активно врал про игрушки, которые сейчас дома и приносить их на улицу нельзя - до какого-то возраста это помогало со сверстниками, но взрослые на мои периодические вопросы о том, почему у нас мало денег, чтобы скупить все игрушки, мне не отвечали. Впрочем, я и сам себе сейчас не могу до конца объяснить, почему у кого-то бюджет на неделю равен моей годовой зарплате, а почтальон/кассир в деревне получает столько за три/пять/десять лет.

8
Герой Т—Ж

У ребенка (5 лет) мало игрушек, потому что интереса к новым хватает на полдня. Потом она просто лежит, хорошо если раз в месяц поиграет. В основном играет подручными средствами, что найдет - коробками, бумажками, ленточками и т.п.

6

Интересно, какие установки будут у выросших детей, которым из кучи игрушек выдавали 2-3 "активных", а остальные прятали. Знаю, так делают некоторые родители. Не будет ли человек себя ограничивать в сознательной жизни? Или наоборот, бросится с головой в гедонизм, когда поймет, что может себе позволить и никто не ограничит?

5
Герой Т—Ж

Светлана, мне кажется так только с маленькими детьми катит. Взрослый ребенок, наверное, помнит свои игрушки. Да и делается это скорее без ведома малыша. То есть никто не говорит: вот твой мяч я спрятала, а ты с кубиком играй. 🙄 Ну, надеюсь что так никто не говорит 😆

5
Герой Т—Ж 🏆

Di, вот да, учишь-учишь ребенка границам и тому, что у него есть право выбора в отношении того, что его собственное, а потом опа - и все херишь.

2

Di, почему только с маленькими? Договариваются с ребенком любого возраста, что сейчас он играет вот с такими-то игрушками, пусть сам выберет с какими. Потом, когда надоедают, может поменять на другие. Просто одновременно все не дают. Подписана на психолога с 3мя детьми от 4 до 9 лет, которая такое практикует, и вроде хорошо идет. Я не практикую, но вопрос заинтересовал)

0

У нас с братом было очень и очень много игрушек. Периодически старые, забытые игрушки «исчезали», но это особо нас не волновало. Сейчас у сына тоже много игрушек. Мы почти ничего не покупаем, так как одна Бабушка без остановки дарит игрушки, вторая товары для творчества (ручки, карандаши, альбомы и тд). С нас обеспечение спорт инвентарем. Периодически проводим ревизию с ребёнком и выбираем игрушки, которые едут на дачу (их судьба пока не решена).
Сейчас он сам копит карманные деньги и периодически что-то покупает в интернет-магазине (мы только помогаем оформить заказ и оплатить). С игрушками, купленными на свои кровные, играет постоянно :)

5

Не призываю засыпать квартиру игрушками так, что никто не помнит где что, как делают некоторые родители. Согласен с тем, что иногда детям интересны взрослые вещи. Но был бы признателен, если были приведены ссылки на исследования по теме.

Пока я вижу лишь постулирование своей точки зрения, аргументацию, отталкивающуюся от рефлексии авторов и проецирование собственного опыта на других.

4

Гопник, отдельно у меня пригорело от заголовка статьи - как можно отождествлять естественный процесс игры и сугубо социальное явление? Даже для взрослых людей работу нельзя охарактеризовать одной эмоцией - кому-то она приносит радость, кто-то её не переносит, кто-то жить без неё не может, кто-то делает её спустя рукава, кто-то не может жить без коллектива, а кто-то мечате сесть и ничего не делать дома. Какая из этих реакций реализуется у ребёнка?

4
Герой Т—Ж

Если верить методу Монтессори, то большое количество игрушек рассеивает внимание. Поэтому, например, для годовалого ребенка в лёгком доступе должно быть 5-6 игрушек разных по виду, то есть не однотипных. У нашего больше шести, конечно. Много дарят и мы покупаем. Просто где то раз в неделю мы меняем. Одни поячем в шкаф, другие достаем и так по кругу.
Иногда действительно взрослые вещи интереснее, но игрушки тоже важны. А про то что ребенок научится ценить... Ну такое

3

У меня был как раз тот случай, когда было мало, но все на вес золота :) А самые запомнившиеся и дорогие сердцу были игрушки, которые сделал сам )

2
Герой Т—Ж 🏆

Фру, у нас в садике основную массу игрушек мы подержали в руках, когда нас фоткали на выпускной альбом в постановочных кадрах "детки играют". никакого профессионализма, просто выгодно не давать детям игрушки, чтобы они их не ломали)) 80е, есличо.

2

Pavla, я ходила а несколько садиков . Где-то соблюдали ротацию, где-то " предоставляли доступ ко всему". Ротировали обычно " сильные" воспитатели, реально любящир свою работу профессионалы Сейчас с сыном чаще наблюдаю именно ротацию.

0

Pavla, сад - вообще история другая, там и детей много, и игрушки не те, которые ребенок должен ценить и любить. Сложно ценить то, что из рук в руки переходит, и не твое.

0
Герой Т—Ж 🏆

Светлана, тогда не стоит приводить пример, что "профессиональные воспитатели так делают", если это совсем другое.

1

Алена, "тогда деревянные, прибитые к полу" - когда уже этот советский мемас выйдет из оборота, уже оскомину набил...

1

Sinister, эта фраза избитая, но она отражает подход к ценности детей в частности и людей вообще.

2

Sinister, самое смешное, что сейчас реально очень популярны деревянные игрушки простых форм, развивающие воображение ребенка, как альтернатива "бездушному" пластику и готовым предметам. Так что от этого мемаса у меня еще сильнее подгорает теперь))))

1

Татьяна, по правде говоря, вызывает вопросы про "прибитые к полу", потому что сами по себе игрушки из дерева это нормальная тема, а вот почему они к полу прибиты мне решительно не понятно.

1

Татьяна, Периодически делаю ребёнку игрушки из дерева сам. Грызунок из пластика покрылся пылью, а мой деревянный - уже прокусан весь =)

0

у ребенка должны быть игрушки, немного, но каждого вида, типа: 1 мяч, 2 машинки, самокат. ребенок должен взаимодействовать с другими детьми, чтобы посмотреть чужие игрушки, но игрушка должна быть, чтобы он не отбирал, а "менялся".

1

Алена, некоторые игрушки - это оскорбление человеческого достоинства, поэтому иногда лучше кастрюли.

1
Герой Т—Ж 🏆

Игрушек было достаточно, чтобы складывать их в ящик. Но мне чаще дарили книжки, потому что читала я с трех лет. Примерно в мои 9 лет в страну начали завозить барби, и вот это была прям мечта. Ясен пень, оригинальную барби мне так и не купили (прямщас рядом с ноутом стоит парочка коллекционных))
У падчерицы игрушек разных видов много. Покупаем не только по праздникам, но клянчить просто так не разрешаем.

0

Сама подумала над своим вопросом и поняла, что, наверное, итог будет зависеть от того, как ребенок воспримет это правило, и как его преподнесет родитель. Никакие правила не принесут пользы, если они через нервы и скандалы. И наоборот, если зайти мягко, и ребенок примет, то должно быть ок. У меня в детстве было мало игрушек, и мне вечно не хватало. Какие там 3 "активных" игрушки, когда тут семейство зверей всех видов должно идти на пикник с роботами? Приходилось мастерить и шить самой) Чем больше одновременных игрушек у меня было, тем бойче работало воображение, придумывая историю и прорабатывая взаимоотношения всех друг с другом. Поэтому много игрушек для меня не минус. Если это конечно не копеечный хлам из фикс прайса, горой сваленный в ящик.

0
Отредактировано

Светлана, а мне кажется это именно ваша личная индивидуальность. Способность и потребность в сразу многих игрушках- персонажа. Наш трехлетка совершенно не такой. Ему чуть перебор игрушек- будет полный хаос, невозможность сосредоточиться, утрата большей части игрушек и (!!)их частей. С ним именно надо сидеть и следить на что он сейчас смотрит, обязательно быть включенным в его игру. Но этт лично требования моего ребёнка. У вас- другие

0

В моём детстве было мало игрушек - но достаточно «по тем временам». В 80-е выбор был ограничен, но все, что были популярны - мне покупали. Своему ребёнку покупала много всего - что было в «тренде» в садике (частном). Когда подрос и появилась своя банковская карта - 7 лет, его личный бюджет - складывается из денежных подарков от родителей и близких друзей и родственников, раз в год или полгода накапливает и покупает дорогостоящие подарки - электросамокат, телефон, приставку, маску виртуальной реальности и т.д. По «мелочи» игрушки тоже покупает - и чем старше становится, тем проще с ним вести диалог о пользе и необходимости той или иной игрушки. Никаких жёстких табу и ограничений по подаркам - только переговоры, если что-то сейчас не можем купить - объясняем - почему и когда купим позже.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю