«Онегин»: 3 причины пропустить фильм Сарика Андреасяна по роману Пушкина
7 марта 2024 года в российский кинопрокат выходит «Онегин» — экранизация известного романа Александра Пушкина.
Историю утомленного Евгения Онегина и мечтательной Татьяны Лариной срежиссировал Сарик Андреасян — автор фильмов «На солнце, вдоль рядов кукурузы», «Тот еще Карлосон!» и «ЛОпуХИ», а также сериалов «Жизнь по вызову» и «Чикатило».
После просмотра фильма рассказываем, почему не стоит тратить время и деньги на эту экранизацию.
Что за «Онегин»
Дата премьеры: 7 марта 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Сарик Андреасян
Сценарист: Алексей Гравицкий
В ролях: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк, Таня Сабинова, Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Татьяна Лютаева, Владимир Вдовиченков, Ольга Тумайкина, Александр Яцко
Жанр: драма
Продолжительность: 2 часа 21 минута
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Фильм скучно адаптирует оригинальный роман
Сюжет почти полностью повторяет роман. Дворянин Евгений Онегин устает от светской жизни и уезжает из Петербурга в деревню на похороны дяди. Он решает сменить привычный быт и остаться за городом на некоторое время. Там герой знакомится с поэтом-романтиком Владимиром Ленским, а чуть позже — с сестрами Лариными. Старшая, Татьяна, моментально влюбляется в героя и признается в своих чувствах, но тот не отвечает взаимностью.
Сценаристы фильма уходят от стихотворной формы оригинала. Герои не придерживаются рифмы и говорят свободно. Только рассказчик, которого играет Владимир Вдовиченков, цитирует роман. Чаще всего персонаж появляется, чтобы представить персонажей или обратить внимание на их чувства. Такой слом четвертой стены заметно облегчает работу актерам. Им не приходится отыгрывать реакцию на какие-либо события в истории. Ведь за них все и так объяснит рассказчик.
Режиссер никак не меняет структуру произведения. Он подробно воспроизводит все значимые и не очень сцены. Так, зритель подолгу наблюдает за зваными обедами, прогулками героев и чтением в парке.
Все эпизоды похожи друг на друга, и уже после первого часа просмотра легко могут наскучить.
Второстепенные герои намного привлекательнее главных
В романе у Онегина, Ленского и сестер Лариных разные характеры, а вот в фильме они очень похожи. Все четверо почти не проявляют эмоции — даже на похоронах Ленского Ольга тихо стоит и не плачет. В оригинале героиня была более уязвима и чувствительна.
Разница между Онегиным и Ленским тоже незаметна. Хотя по сюжету герои должны друг от друга отличаться — что проговаривает в самом начале рассказчик. Однако они реагируют на все события одинаково сдержанно. В итоге экранизация лишена сильных запоминающихся сцен — зато полна пафосных и молчаливых.
Намного интереснее наблюдать за второстепенными персонажами. Мать Татьяны и Ольги привлекает внимание каждым своим появлением. Она любит пошутить и может разговорить любого, чем выделяется на фоне скованных романтических героев.
Хочется следить и за Гильо, слугой Онегина. Актер Карэн Бадалов отлично справляется с ролью кроткого, но ироничного персонажа. Он разбавляет пафосность фильма и периодически отвлекает Онегина от мрачных мыслей. За время действия Гильо перевоплощается: если в начале событий он только слуга, то во второй части фильма больше напоминает родителя Евгения. Он поддерживает хозяина и переживает за него.
Операторские решения однообразны
Авторы решили не менять слог писем Татьяны, Евгения и Владимира — герои преимущественно пишут в стихах. Визуально эпизоды с письмами похожи: персонаж сидит за столом и представляет любимого человека рядом. Кадры сменяются крупными планами текста, который кропотливо выводит перо. Далее нам обязательно показывают долгий путь письма от отправителя к адресату. И так трижды за фильм.
Для экранизации ключевых эпизодов романа Андреасян прибегает к проверенному приему — подолгу показывает лица героев крупным и средним планом под трогательную музыку. Режиссер уже поступал так в своем фильме-катастрофе «На солнце, вдоль рядов кукурузы». В «Онегине» он делает так настолько часто, что подобные сцены перестают вызывать хоть какие-то эмоции.
Особое внимание уделяют романтической линии Татьяны и Евгения. Авторы будто под микроскопом рассматривают любой жест или взгляд героев. Нечаянно соприкоснувшиеся пальцы, оставленный цветок, поцелуй руки — камера подолгу останавливается на каждой мелочи. Кажется, «Онегин» может стать конкурентом турецких сериалов, где томным взглядам и сердечным признаниям тоже отводят немало времени.
Впрочем, в фильме много крупных планов не только с персонажами. В эпизоде похорон Ленского авторы долго показывают его могилу под трагичную музыку. Похожим образом создатели растягивают, например, эпизод с игрой в бильярд. В нем много долгих кадров с шарами. Возможно, так авторы хотят подчеркнуть важность деталей. На деле зрителю слишком прямо указывают на то, что ему обязательно нужно заметить и где пустить слезу. Слишком очевидные акценты сильно упрощают фильм и делают его поверхностным.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult