Финансовые привычки милле­ниалов, зумеров и иксеров

Результаты опроса читателей Т⁠—⁠Ж
9
Финансовые привычки милле­ниалов, зумеров и иксеров
Аватар автора

Артем Иволгин

проанализировал ответы

Страница автора

Для удобства разделили всех опрошенных на три группы по так называемой теории поколений — подробнее о ней мы рассказывали в отдельном материале:

  1. «Зумеры» и младше — в возрасте до 27 лет включительно.
  2. «Миллениалы» — от 28 до 44 лет.
  3. «Иксеры» и более старшие поколения — от 45 лет.

В таком делении, конечно, есть доля условности: нельзя сказать, что человек, родившийся в 1996 году, сильно отличается от того, кто родился в 1997. Это просто удобная модель, которая позволяет понять, есть ли различия между этими большими группами людей разного возраста. Спойлер: судя по результатам опроса, есть.

В фокусе исследования — миллениалы, это самое многочисленное и экономически активное поколение в современной России. Их образ жизни, привычки, цели и возможности мы сравниваем с соседними поколениями: зумерами сейчас и иксерами, когда они были в том же возрасте, что миллениалы сейчас.

Подробнее обсуждать то, как молодые люди чувствуют себя в современной экономике, будут наши коллеги в третьем сезоне подкаста «В курсе рубля».

Кто участвовал в опросе

Миллениалы позже заводят семью. Своя семья — собственная семейная ячейка с партнером и, возможно, детьми — есть у 70% опрошенных миллениалов. В старшем поколении в этом возрасте семейными были 82%. Среди зумеров сейчас семейные только 49% — впрочем, они младше и в будущем, возможно, еще заведут семью.

Модель раздельного бюджета становится популярнее. Если считать только семейных, то у старшего поколения в 70% семей был совместный бюджет. У миллениалов он встречается в 54% случаев, а у зумеров — в 49%. При этом семьи, которые вообще не ведут бюджет, среди молодых также встречаются реже.

То есть раньше супруги чаще, чем сейчас, жили с общим бюджетом или вовсе без бюджета: или всё вместе, или никак. А раздельный бюджет — это более современное веяние.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Деньги сейчас откладывает больше людей и в большем объеме. Никаких сбережений не делают около 15% миллениалов и людей более младшего возраста. И эти результаты совпадают с данными нашего опроса о сбережениях. Когда те, кому сегодня больше 45 лет, были моложе, среди них без сбережений обходилось в два с лишним раза больше людей — 38%.

Сильно различается доля тех, кому удается откладывать существенные суммы, больше половины дохода. Среди людей старшего поколения таких всего 5%, среди миллениалов и младше — 11—12%.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Депозиты — главный способ сберечь накопления. В отличие от иксеров, которые больше вкладывались в валюту и наличные рубли, миллениалы чаще пользуются депозитами и биржевыми инструментами — 75 и 43% опрошенных соответственно.

Аватар автора

Вася Пупкин

оценил возможности по диверсификации

Страница автора

У наших родителей особо не было возможности копить деньги. Все деньги сгорели вместе с Советским Союзом, и люди остались ни с чем. Мы можем спокойно покупать валюту (сейчас с евро и долларами похуже стало, но жить можно), недвигу, драгоценные металлы, акции, облигации, крипту и много чего еще. В этом плане стало намного лучше.

В отличие от зумеров, миллениалы больше пользуются разными инструментами: у зумеров обычно кроме депозитов ничего нет. Возможно, это объясняется тем, что у миллениалов пока больше денег, чем у зумеров, — просто в силу возраста.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Миллениалы копят сразу на все. Основная цель сбережений для миллениалов — финансовая подушка безопасности. На нее копят 67% опрошенных. В этом они не сильно отличаются от людей старше и младше. Разве что люди за 45 чаще называют подушку безопасности сбережениями на черный день.

В среднем у миллениала 2,3 финансовой цели — например, подушка безопасности и сбережения на крупные покупки. У иксеров и бумеров в этом возрасте было 1,7 цели, у зумеров сегодня — 2,1. То есть миллениалы больше тревожатся о будущем, хотят накопить на все сразу.

По сравнению с зумерами миллениалы существенно чаще копят на пенсию и будущее детей: это легко объяснить тем, что они старше. Но при этом те, кому сейчас за 45, в более молодом возрасте откладывали на пенсию реже, чем это делают сейчас миллениалы. Объяснить это сложнее: возможно, у них было для этого недостаточно ресурсов. Либо же дело в разном отношении к своему будущему: люди советского воспитания привыкли рассчитывать на госпенсию, не задумываясь, что на достойную старость надо копить самому.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

У миллениалов больше вещей, но меньше серьезной собственности. У 66% опрошенных миллениалов уже есть собственное жилье, а у 48% — автомобиль. Среди людей старшего поколения больше было и тех и других: 76 и 56% соответственно. Зато миллениалы чаще считают, что у них все в порядке с едой, одеждой, мебелью и бытовой техникой. То есть уровень бытового комфорта у них выше, чем у поколения родителей в том же возрасте, а серьезной собственности меньше. При этом сказали, что им важно иметь собственное жилье, 94% миллениалов и только 82% представителей более старшего поколения.

По сравнению с зумерами, которые находятся только в начале карьеры, уровень благосостояния миллениалов по всем параметрам выше.

Аватар автора

Михаил

безжалостно посчитал

Страница автора

Мои родители последние 20 лет зарабатывают примерно в два раза больше медианы, я сейчас — в четыре раза больше медианы. Но на свои деньги 15 лет назад они могли позволить себе куда больше серьезных покупок (недвижимость, авто), чем я сейчас. Вот такая математика.

Аватар автора

Никита Зимин

оценил покупательную способность зарплат

Страница автора

Предыдущее поколение, работая разносчиком корреспонденции или официантом, спокойно покупало за год авто, а за 5—10 лет — недвижимость. А сегодня даже самые образованные и сильные специалисты не в состоянии приобрести недвижимость либо делают это с большим трудом и за куда большее время.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

29% миллениалов пробовали себя в бизнесе. Это чуть меньше, чем у поколения их родителей, но намного больше, чем у современной молодежи: 34 и 16% соответственно. При этом больше половины тех, у кого пока нет опыта в бизнесе, в целом хотели бы им заняться.

Миллениалы считают, что им в общем повезло с возможностями. Сами миллениалы полагают, что у их поколения больше возможностей, чем у поколения их родителей: так ответили 69% опрошенных. При этом ответы людей более старшего и более младшего возраста неожиданно сходятся: среди них так считает существенно меньше, 51 и 55% соответственно.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
  • Annie PolyakovaОчень ждала итогов!3
  • Девушка с деньгамиУ иксеров может еще быть больше своего жилья, так как они получили по наследству/от государства, тогда как у зумеров еще родители в основном живы, да и квартир от государства нет35
  • sekaifutariУ вас очень смещенная выборка, источников 0. Поздравляю, ваше исследование нерепрезентативно!16
  • Кабина БелазаА как надо было ответить в опросе по ссылке, если я например не делаю сбережений, потому что досрочно гашу кредиты?2
  • АркадийВыборка нерепрезентативна, чтобы делать выводы о целых поколениях! Редакция ТЖ себе, конечно, мощно льстит по части охватов. Вы бы ещё спросили у подписоты, поддерживают ли они Путина.. ))) Чет напомнило старый анекдот: "По итогам интернет-опроса выяснилось, что 100% людей пользуются интернетом". ))14
  • Sorra Polyarova>>Предыдущее поколение, работая разносчиком корреспонденции или официантом, спокойно покупало за год авто, а за 5—10 лет — недвижимость. Это ж когда у нас курьер или официант получал такие деньжищи? Сто процентов переведенная иностранная статья.7
  • АбонентНищета и невозможность купить имущество, называется повышеным бытовым комфортом. Т.е. раньше отец мог накопить на квартиру и машину и купить и хватало денег еще на жизнь. А мне теперь только соковыжималка доступна вместо квартиры-это повышенное благосостояние.Ну да.1
  • ЛевДевушка, в отличие от миллениалов, у которых родители в основном умерли0
  • Лев«66% опрошенных миллениалов уже есть собственное жилье» — очевидно, что это не отражает ситуацию в целом по стране. Возможно, редакции стоит проводить исследования с привлечением профессиональных социологов.0