Люди с каким образованием чаще всего работают по специальности
Мы спросили более чем у тысячи читателей Т—Ж, на кого они учились и кем в итоге работают.
Подсчитали ответы и узнали, после получения какой специальности опрошенные чаще устраиваются на работу по выбранному направлению, а когда долго ищут себя. И как на это влияют изначальные мотивы выбора образовательного направления.
Кто чаще работает по специальности
В целом работающих по специальности среди читателей Т—Ж больше, чем тех, кто при поступлении не угадал свою будущую профессию: 66% против 34%. При этом 94% тех, кто сейчас не работает по специальности, окончили учебное заведение — в основном для того, чтобы просто получить корочку.
Чаще всего работают по профессии в сферах, связанных с медициной: 79%. С математикой и естественными науками — 78%, искусством и культурой — 74%.
Низкая доля работающих по специальности среди гуманитариев и тех, кто учился сельскохозяйственной деятельности: чуть больше 50%. А единственное направление, где большинство меняет профессию после окончания обучения, — педагогическое. По специальности из педагогов работают только 35%.
C радостью бы работал в школе по специальности, если бы зарплаты были не такие нищенские.
Выучилась на зарубежной филологии, пять лет проработала репетитором английского и ушла в продажи.
Высшая школа экономики изучает вопрос эффективности образования, пользуясь данными Росстата. В общих чертах результаты похожи: по данным ВШЭ, больше всего работающих по специальности — 94% — также среди медиков. А меньше всего — среди получивших сельскохозяйственные специальности: 70%. Правда, получившие педагогическое образование, по этим данным, работают по специальности в 86% случаев.
Чем выше уровень полученного образования, тем больше вероятность, что человек работает по специальности. Например, среди людей, получивших только среднее медицинское образование , по профессии работают 50%.
Если считать все специальности в нашем опросе вместе, то среди получивших среднее профессиональное образование по специальности работают 45%, среди окончивших бакалавриат или специалитет — 64%, магистратуру — 76%, аспирантуру — 90%.
Источник финансирования образования менее значим: среди тех, кто учился на бюджете, работают по специальности 68%, а среди платников — 60%.
Как выбирали, куда поступать
У тех, кто сейчас работает по специальности, было два основных мотива для выбора места учебы: 44% считали профессию перспективной, 36% хотели учиться этому с детства. Те, у кого работа сейчас не связана с образованием, чаще всего выбирали от безысходности: самый популярный вариант — «не было другого выбора», так ответили 28%.
Кроме того, респонденты отмечали — в порядке убывания популярности, — что делали выбор под влиянием или давлением родителей, из склонности или интереса к предметам, по чистой случайности, «за компанию» и по совету авторитетных взрослых.
Для каждого фактора, который повлиял на выбор специальности, мы подсчитали долю тех, кто теперь работает по диплому, и тех, кто сменил профессию.
Оказалось, что самый надежный способ трудоустроиться по профилю — поработать по специальности перед получением образования или во время обучения. 83% тех, кто попробовал свое «родное» направление на практике, продолжают работать по диплому. Например, это люди, которые окончили ссуз, а потом пошли в вуз по той же специальности. Детские мечты и понимание, что выбранное направление перспективно, обеспечивают успех более чем в 75% случаев.
Любопытно, что среди тех, кто сказал, что выбрал направление случайно, и тех, кто уже после школы делал осознанный выбор, взвешивая все за и против, доля работающих по специальности одинаковая — 73%. Многие выбирали факультет по настоянию родителей — и в 61% случаев теперь работают по диплому. Такая же доля среди тех, кто поступал потому, что предметы, нужные при поступлении, были интересны или просто легко давались.
У меня тот случай, когда родители правильно советовали выбрать вектор обучения, но я выбрала экономику, а потом переучивалась на юридическом. Иногда нужно слушать маму с папой.
Выбора особо не было, просто пошел по родительским стопам: в тот же инженерный вуз, на тот же факультет. Даже декан оказался тот же. На работу позвали на третьем курсе, с тех пор 18 лет работаю не то чтобы четко по специальности, но в той же сфере.
Учился больше с ощущением «высшее же надо как-то получать». Далеко не все предметы нравились, что-то терпеть не мог. Хотя были и предметы, от которых прям кайфовал. Работа все перевернула: за полгода узнал больше, чем за 4,5 года учебы. Но вышке все равно признателен, все-таки инженерная база — это база.
Что в итоге
Чтобы в будущем работать по специальности, абитуриент маминой подруги поступает так:
- Вспоминает свои детские мечты.
- Изучает рынок труда и выбирает несколько перспективных профессий.
- Пробует профессии на своей шкуре, как минимум — понимает, чем конкретно занимаются люди на этой работе.
- Рассматривает разные варианты поступления.
И минимум 10—20% из них все равно с возрастом изменят карьерную траекторию.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata