Люди с каким образо­ванием чаще всего работают по специ­аль­ности

Сколько читателей Т⁠—⁠Ж ​трудится по диплому
36
Люди с каким образо­ванием чаще всего работают по специ­аль­ности
Аватар автора

Кристина Болдова

проанализировала ответы

Страница автора
Аватар автора

Артем Иволгин

служит по специальности

Страница автора

Мы спросили более чем у тысячи читателей Т⁠—⁠Ж, на кого они учились и кем в итоге работают.

Подсчитали ответы и узнали, после получения какой специальности опрошенные чаще устраиваются на работу по выбранному направлению, а когда долго ищут себя. И как на это влияют изначальные мотивы выбора образовательного направления.

Шпаргалка: письма для тех, кто учится
Статьи о том, как поступать, экономить на учебе и искать работу. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Кто чаще работает по специальности

В целом работающих по специальности среди читателей Т⁠—⁠Ж больше, чем тех, кто при поступлении не угадал свою будущую профессию: 66% против 34%. При этом 94% тех, кто сейчас не работает по специальности, окончили учебное заведение — в основном для того, чтобы просто получить корочку.

Чаще всего работают по профессии в сферах, связанных с медициной: 79%. С математикой и естественными науками — 78%, искусством и культурой — 74%.

Низкая доля работающих по специальности среди гуманитариев и тех, кто учился сельскохозяйственной деятельности: чуть больше 50%. А единственное направление, где большинство меняет профессию после окончания обучения, — педагогическое. По специальности из педагогов работают только 35%.

Аватар автора

TheHricko

разочаровался в зарплатах

Страница автора

радостью бы работал в школе по специальности, если бы зарплаты были не такие нищенские.

Аватар автора

Екатерина Колодяжная

из гуманитарных наук ушла, из педагогики ушла

Страница автора

Выучилась на зарубежной филологии, пять лет проработала репетитором английского и ушла в продажи.

Высшая школа экономики изучает вопрос эффективности образования, пользуясь данными Росстата. В общих чертах результаты похожи: по данным ВШЭ, больше всего работающих по специальности — 94% — также среди медиков. А меньше всего — среди получивших сельскохозяйственные специальности: 70%. Правда, получившие педагогическое образование, по этим данным, работают по специальности в 86% случаев.

Чем выше уровень полученного образования, тем больше вероятность, что человек работает по специальности. Например, среди людей, получивших только среднее медицинское образование  , по профессии работают 50%.

Если считать все специальности в нашем опросе вместе, то среди получивших среднее профессиональное образование по специальности работают 45%, среди окончивших бакалавриат или специалитет — 64%, магистратуру — 76%, аспирантуру — 90%.

Источник финансирования образования менее значим: среди тех, кто учился на бюджете, работают по специальности 68%, а среди платников — 60%.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Как выбирали, куда поступать

У тех, кто сейчас работает по специальности, было два основных мотива для выбора места учебы: 44% считали профессию перспективной, 36% хотели учиться этому с детства. Те, у кого работа сейчас не связана с образованием, чаще всего выбирали от безысходности: самый популярный вариант — «не было другого выбора», так ответили 28%.

Кроме того, респонденты отмечали — в порядке убывания популярности, — что делали выбор под влиянием или давлением родителей, из склонности или интереса к предметам, по чистой случайности, «за компанию» и по совету авторитетных взрослых.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Для каждого фактора, который повлиял на выбор специальности, мы подсчитали долю тех, кто теперь работает по диплому, и тех, кто сменил профессию.

Оказалось, что самый надежный способ трудоустроиться по профилю — поработать по специальности перед получением образования или во время обучения. 83% тех, кто попробовал свое «родное» направление на практике, продолжают работать по диплому. Например, это люди, которые окончили ссуз, а потом пошли в вуз по той же специальности. Детские мечты и понимание, что выбранное направление перспективно, обеспечивают успех более чем в 75% случаев.

Любопытно, что среди тех, кто сказал, что выбрал направление случайно, и тех, кто уже после школы делал осознанный выбор, взвешивая все за и против, доля работающих по специальности одинаковая — 73%. Многие выбирали факультет по настоянию родителей — и в 61% случаев теперь работают по диплому. Такая же доля среди тех, кто поступал потому, что предметы, нужные при поступлении, были интересны или просто легко давались.

Аватар автора

Miss Burple

не сразу прислушалась к родителям

Страница автора

У меня тот случай, когда родители правильно советовали выбрать вектор обучения, но я выбрала экономику, а потом переучивалась на юридическом. Иногда нужно слушать маму с папой.

Аватар автора

Антон Геер

доверился судьбе

Страница автора

Выбора особо не было, просто пошел по родительским стопам: в тот же инженерный вуз, на тот же факультет. Даже декан оказался тот же. На работу позвали на третьем курсе, с тех пор 18 лет работаю не то чтобы четко по специальности, но в той же сфере.

Учился больше с ощущением «высшее же надо как-то получать». Далеко не все предметы нравились, что-то терпеть не мог. Хотя были и предметы, от которых прям кайфовал. Работа все перевернула: за полгода узнал больше, чем за 4,5 года учебы. Но вышке все равно признателен, все-таки инженерная база — это база.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Что в итоге

Чтобы в будущем работать по специальности, абитуриент маминой подруги поступает так:

  1. Вспоминает свои детские мечты.
  2. Изучает рынок труда и выбирает несколько перспективных профессий.
  3. Пробует профессии на своей шкуре, как минимум — понимает, чем конкретно занимаются люди на этой работе.
  4. Рассматривает разные варианты поступления.

И минимум 10—20% из них все равно с возрастом изменят карьерную траекторию.

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Кристина БолдоваВам повезло работать по специальности, которую вы получили? Или пришлось переучиваться? Сколько профессий вы сменили? Поделитесь опытом:
  • Анна РешетниковаРаботаю учителем -логопедом, до этого ещё и дефектологом параллельно. Пока в декрете стала работать грантописателем, координатором по грантам, было немного волонтерского опыт в этом векторе. Все почти одногрупппницы работают по специальности или сменили на учителя начальных классов, два человека не работают в педагогике вообще.2
  • ЛужайкаПоработала по специальности полгода в больнице, сбежала с полным шоком от этой богадельни. Пошла в контрактную службу, где мне с первого дня сказали: нам все равно на твое образование, и магистратура нам тоже не интересна, нам интересны твои навыки и рабочие мозги, а дальше всему научим.2
  • Надежда ИвейМне повезло поработать по специальности "журналистика" несколько лет. Я работала в журнале, на ТВ в новостях, в газете. Сейчас мне везет работать в смежной, но всё же другой сфере. Сознательно сменила журналистику на edtech. Я рада, что училась именно в моем университете и именно на этой специальности, хорошая гуманитарная база дает сильные гибкие навыки (soft skills), которые сложно тренировать на самом деле. У меня были отличные преподаватели, я прочитала просто тонны книг, было много практики. Я считаю возможность менять профессию преимуществом. Но в статье затронута тема педагогики, и вот тут ситуация действительно грустная. На учителях в школе лежит большая ответственность за жизнь, здоровье и образование детей. С них много спрашивают, они уносят тетради домой на проверку, заполняют журнал вне рабочее время, отвечают родителям в выходные, потому что кто-то забыл домашку. И при этом получают очень мало.19
  • Очаровашка И.Отучилась по направлению "Техносферная безопасность", спектр профессий большой. Попала в сферу проектирования в части промышленной безопасности, условия хорошие, есть перспективы. Но думаю, в будущем могу сменить сферу деятельности - не хватает творчества и взаимодействия с людьми, пока некритично.0
  • Miss BurpleЛужайка, если контрактная служба со стороны заказчика, то там тоже та еще богадельня 😄0
  • Очаровашка И.Надежда, согласна насчет учителей. Когда выбирала куда поступать, думала о педагогическом. Удалось поработать даже пол года в школе (мне нравится взаимодействовать со школьниками). Но зарплата, эта образовательная система с её бумажной волокитой, неблагодарное отношение сыграли свою роль в выборе направления в пользу другой сферы.7
  • АналитессаРаботала прям вот четко по диплому, но в итоге перешла в смежную область. Настолько смежную, что считаю, что работаю по специальности)1
  • Лера ХолоднаяТоварищи математики, подскажите, а где вы работаете? Заканчиваю математический факультет заграницей, очень интересуюсь статистикой, много ей занимаюсь. Пытаюсь учить питон (выходит мучительно), и совсем не представляю, как быть дальше 🥲1
  • Вика ГисичМодельер конструктор,художники по тканям,резьба по дереву0
  • Вика ГисичМодельер конструкт,художник по тканям,резчик по дереву,флорист ,прочая хрень ,которой забиты бюджетные колледжи . Вообще никак не пригодится0
  • ЛужайкаMiss, Со стороны заказчика — согласна, но смотря где работать. У нас очень адекватная организация, всё работает как швейцарские часы. А так да, наслышана про грустные истории коллег.0
  • Miss BurpleЛужайка, да дело даже не в этом, у заказчика слишком «дорогая» ответственность за косяки0
  • ЛужайкаMiss, Согласна, 2 года работаю - пока за это время не было штрафов на организацию. Делаем все в срок и по закону и будет счастье0
  • ЭллинаС радостью бы ушла из медицины, как и превалирующее большинство медиков. Надоело работать за себя и за того парня, все увольняются. Надеюсь, что в скором времени найду лучше работу.10
  • Miss BurpleЛужайка, это повезло) я часто сталкиваюсь с нарушениями заказчиками и сроков и вообще порядка проведения, приемки 🤦🏼‍♀️ иногда так подгорает 😄0
  • ЛужайкаMiss, Я думаю, дело не в везении, а в своевременном обучении нововведениям, хорошей организации и четком соблюдении всех законов, ну и, конечно, умению давать исполнителю поджопника, а то там тоже те еще индивиды встречаются, счет по 5-8 раз переделываем...0
  • Alexey IgnatyevНравилась химия, но, получив специальность, с работой особо не задалось, распределения не было, а отношения в коллективе не сложилось, да и платили мало, ушёл в другую сферу, не нравится, но деваться некуда.0
  • ДинаЛера, я математик-программист по образованию с упором на мат.статистику, плюс экономист по дополнительному образованию. Моя первая работа была в компании большой четвёрки, но сейчас бы не посоветовала туда идти - много работы, мало зарплаты и уход в индустрию тоже не очень выгодный. Вам прямая дорога в ИТ, в аналитики или в банк, скиллы подходят. Сейчас вот читаю про инвестиции и различные стат. анализы и жалею, что в универе плохо слушала преподов 🫠3
  • НикитаИ почему такой пост вышел не в декабре, а в августе, когда все только поступили? 🙃 Наводит панику немного0
  • Татьяна КузинаРаботаю по специальности0
  • Виктор Одоевский"Работаешь по специальности? То есть с фантазией проблемы?!"0
  • user3460370У меня специальность определилась задолго до поступления в 17 ,точнее в 16 лет , но работала я по ней с 14 . Мне в реальности все просили языковой ВУЗ потому , что у меня английский был с 4 лет из-за командировки отца . Но в 15 лет я заболела, думали, что смертельно два года - три больницы , аттестат 10 класса автоматом . А так как мама была реставратором с именем всю жизнь и верующим человеком, то в 16 меня покрестили , я « воскресла» . Диагноз кроме нервного срыва не подтвердился . На тот момента помимо спецшколы у меня была еще художественная и музыкальная . Поэтому поступала в ВУЗ я уже после того как устроилась на работу к маме официально в 17 и поступала 5 лет в художественный , по вечерам тратя всю зарплату на преподавателей . Не поступила . А в 1995 , когда мне надо было руководить мастерской, мне поставили условие высшего образования. И вот сначала год в академии Глазунова , потом в ПСТГУ 6 лет и после него уже поздно было чем либо руководить, просто организация обанкротилась. У дочери история еще веселее ее готовили как архитектора , она закончила МАРХИ , но не сработалась с братом , потом с другим начальником , сделала свою организацию , обанкротилась, вышла замуж , сделала за границей один проект . И работает с мужем в офисе не по своей специальности.1
  • НатальяРаботаю по профессии, на которую обучалась. Причем выбрала эту профессию еще в классе 7-8. Когда в школе написала сочинение по выбранной профессии, учитель по литературе поставила 3 и написала, что я не понимаю суть выбранной профессии. Однако, обучилась в университете и работаю по ней уже 23 года. Работа тяжелая, нервная, ненормированная, нельзя сказать, что я ее люблю, но я ее понимаю и знаю, и я ей благодарна.1
  • Лариса ЖивотноводС детства грезила медициной, мама убедила идти на бухгалтера, в итоге перевелась на ветеринарный и нашла себя в этой профессии. Не разу не пожалела, что не послушалась маму. Так что прислушивайтесь к себе!0
  • Татьяна ЯковлеваНи черта не повезло. Мама твердила с детства: "зачем тебе высшее образование?". В итоге: муз.колледж, переквалификация на бух.учет. Жалею, что никто не сказал мне лет в 14-16, в противовес наставлениям матери :" Учись! Это интереснее, чем мыть кастрюли". В свободное время много читаю (Гегель, Кант, слушаю лекции по квантовой физике, решаю задачи по алгебре, физике, и грущу, что сейчас мне совсем не до этого). Нужно работать, обеспечивать семью, и уже некогда заниматься учёбой, работа 7/0 - 5/2 на основном месте, и подработка учителем английского по выходным. Вот так иногда и родители такие, что и врагов не надо. Думать о высшем образовании было для меня, как всерьёз верить в то, что я могу полететь не Луну, абсолютно нереальное событие в жизни, а я спокойной могла бы, даже мои преподаватели сожалеют, что настояли в своё время, ибо у меня бы получилось с лёгкостью, мне легко даётся любая учеба. Верьте в себя, даже если никто в вас не верит. У вас всё получится, вы всё сможете!!!0
  • Татьяна ЯковлеваТатьяна, по диплому: учитель теории музыки, сольфеджио, муз.литературы, звали на 30к в садик на 1,5 ставки, но этих денег недостаточно, чтобы снимать жильё и чтобы хватало на еду. 35к только жильё сжирает. Устроилась на завод. В садике год отработала за 20к, послала заву к чертям собачьим со своими квиткамт зарплатными в 6500 руб. Ученики мои остались при мне.0
  • Alex AlexВсем привет! Да, я считаю, что я счастливчик. Работаю по своей специальности, я - химик-технолог. Закончил бакалавриат, магистратуру, сейчас на втором курсе докторантуры PhD. В восьмом классе школы пришёл на первый урок химии и это была любовь с первого взгляда. К моменту окончания школы я однозначно знал, что пойду учиться на профессию, связанную с химией. Был выбор - химическая технология или фармация. Я выбрал первое. И думаю все было правильно.1
  • ВоробушекЛужайка, если не секрет, что у вас за организация и кем вы работаете? В сфере медицины?0
  • AitТатьяна, теоретики - это элита! А куда бы пошли сейчас, чем бы занимались?0
  • Карина ЯковлеваРаботаю в сельскомхозяйстве(училась и учусь по той же сфере), понимаю почему многие уходят потом, это адски выматывает. Вся нервная система идёт в трубу и отдыха почти нет, к счастью всё меняется и графики во многих местах стали делать человеческие0
  • Светлана СтарковаВсё прекрасно в обзоре, но нет распределения по возрасту опрошенных или по дате окончания обучения. В разное время были модными разные профессии, то экономисты, то юристы, то айти, а то когда-то давно интердевочками многие хотели стать :) Кроме того, например, в 90е туго было с поиском работы. Нет интернета с сайтами типа хаха.ру, есть только бумажные газеты, а там объявления такие, что сейчас читать было бы страшно, сплошные сокращения, три-четыре буквы вместо полного слова, и о сути работы ничего не сказано, можно было догадаться только по рубрике, в которой объявление опубликовано. Я сейчас даже воспроизвести этот ужас не смогу. Ну типа инж по тепл сети, или работа на тлф обзв. Закончила свой вуз в 1995 по специальности геофизика -- и не работала по ней ни дня. Хотя выбирала осознанно, тогда в СПбГУ на физфаке был общий курс для всех два года, и только с третьего курса кафедру выбирали. Бакалавриат и магистратура тогда только начинались в виде эксперимента для тех, кто хотел. Но никто не понимал, зачем это, ни студенты, ни преподы. Некоторые сдавались на бакалавриат, чтобы закончить побыстрее, за четыре года, а не пять с половиной. Ещё некоторые, наоборот, шли в магистратуру, типа они больше подготовки получат, умнее будут. И магистр -- это же не только лишь специалист с дипломом, слово-то какое, звучит магически привлекательно! Но тех и других вместе было меньшинство, в основном всё же по привычной схеме заканчивали специалитет. Получился длинный экскурс в недавнюю историю. Ну штош...0
  • ЛужайкаВоробушек, Образование/культура. Тихо и спокойно по сравнению с медициной)) Работаем со многими сферами, смотря какая необходимость0
  • Дементор ДженниЯ поступила в пед, всегда любила английский язык. Работала 4 года в школах. Сейчас я русскоязычный и англоязычный диспетчер службы 112, в свободное время даю репетиторские уроки.0
  • user1801010Эллина, но вечная проблема : и куда блин применить нам весь этот багаж знаний! Кроме стрессоустойчивости, которую почти нам доломалт, непонятно, что вообще может пригодиться в дальнейшем:(0
  • Работаю рядом со своей специальностью, по специальности учитель химии и биологии, работаю инженером-химиком. Но есть мысли связаться с репетиторством0