Работать во время учебы в вузе: помо­гает ли ​это дальней­шей карьере

И сколько студентов вообще работает во время учебы
8
Работать во время учебы в вузе: помо­гает ли ​это дальней­шей карьере
Аватар автора

Артем Иволгин

проанализировал результаты

Страница автора

Представим себе встречу трех бывших однокурсников, которые окончили вуз три года назад.

Софья во время учебы подрабатывала — а то и полноценно работала — по специальности или хотя бы в смежном направлении. Анна фокусировалась на учебе или, возможно, других интересных делах, но не работала. А у Максима во время учебы была работа, никак не связанная со специальностью. Может быть, он физик-теоретик, который подрабатывал сборщиком заказов, — а может, учился на агронома, но работал программистом. У кого из этих трех ребят с большей вероятностью будет наивысший доход?

Мы попробовали найти ответ на этот вопрос и провели опрос среди читателей Т⁠—⁠Ж: работали ли они во время учебы и как менялся их доход в течение трех лет после окончания вуза.

Сколько студентов работает во время учебы в вузе

Работать во время учебы — норма. 48% опрошенных начали работать по специальности уже в вузе. Еще у 34% первая работа была во время учебы, но они работали не по специальности. Итого 82% студентов начали работать, когда учились, — и только у 18% первая работа была уже после окончания вуза. Для сравнения: по данным опроса 18 тысяч студентов несколько лет назад, совмещали работу с учебой 55% бакалавров и специалистов и 84% магистров.

Условная «подработка грузчиком» — чаще удел старших поколений. Доли работавших мужчин и женщин, а также людей разного возраста практически не различаются — на пару-тройку процентных пунктов. Но у тех, кому сейчас за 40, первая работа чаще была не связанной со специальностью, а у современных молодых людей — наоборот.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Чаще всего работали по специальности медики и айтишники. Как мы уже сказали выше, 82% опрошенных работали, когда учились. По специальности или на близкой к специальности роли работали 48% опрошенных, а не по специальности — 34%.

Выше всего доля тех, кто сразу начал работать по специальности, среди медиков и айтишников: больше 60%. Среди специалистов языкового профиля — это филологи, переводчики, журналисты — таких оказалось 57%, среди студентов, которые учились на маркетологов, рекламщиков и подобных специалистов, — 55%, среди студентов естественно-научного профиля — 52%. Ниже всего этот показатель среди изучавших общественные науки — историю, философию, социологию, политологию: 22%.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Чем раньше начали работать, тем вероятнее, что первая работа не по специальности. Здесь на удивление линейная и простая зависимость. Среди тех, кто начал работать на первом курсе, работавших по специальности оказалось меньше половины — 44% против 56%, которые работали не по специальности.

Среди начавших на втором курсе по специальности работали уже 52%, на третьем — 64%, на четвертом — 72%, на пятом — 76%. То есть каждый оконченный курс добавляет студенту шансов найти профильную работу.

По специальности чаще всего начинают работать на третьем курсе, не по специальности — на первом.

Как работа во время учебы влияет на дальнейший уровень зарплаты

Возьмем часть опрошенных — людей, которые закончили учебу по направлению «ИТ и программирование» больше трех лет назад, но сравнительно недавно. Например, в возрасте от 25 до 34 лет — это 60 человек. Из них во время учебы восемь человек только учились, 14 работали не по специальности, 38 — по специальности.

Медианный доход у тех, кто во время учебы работал по специальности, составил 30 тысяч рублей, у тех, кто работал не по специальности, — 20 тысяч. Сразу после вуза: не работавшие — 29 000 ₽, работавшие не по специальности — 35 000 ₽, работавшие по специальности — 67 500 ₽. Через три года после вуза — 80 000, 90 000 и 150 000 ₽ соответственно.

Получается, что зарплаты тех, кто уже в вузе начал работать по специальности, стабильно выше. А между теми, кто работал не по специальности и вообще не работал, разница невелика.

Мы можем учесть инфляцию: даже внутри этого небольшого сегмента выборки находятся люди с десятилетней разницей в возрасте, причем одни могли начать работу на первом курсе, а другие — на пятом. Но и с учетом поправки разрыв в зарплатах остается примерно таким же.

1/2
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Можно сказать, что большая разница в зарплатах объясняется так: «предусмотрительная Софья», которая начала работать по специальности еще в вузе, осталась в высокооплачиваемой сфере ИТ. А «неработавшая Анна» и «работавший на стройке Максим» разочаровались в ИТ и теперь работают в сферах с более низкими зарплатами.

Если взять сферы со средними зарплатами — экономика, юриспруденция, инженерное дело, гуманитарные направления, — то разница между «работавшей по специальности Софьей» и «работавшим неизвестно где Максимом» сократится, а «неработавшая Анна» начнет сильно отставать.

Что в итоге

Сочетали учебу с работой большинство опрошенных. Причем из совмещавших больше половины работали по специальности.

Во время учебы в вузе зарплаты у тех, кто работает по специальности, и тех, кто выбрал работу в другой сфере, примерно одинаковые. То есть если человек учится на юриста, то с точки зрения «зарплаты здесь и сейчас» безразлично, кем работать: младшим помощником джуниор-юриста или на начальной должности в любой другой сфере. И эта зарплата будет, скорее всего, небольшой.

После вуза люди, которые вообще нигде не работали, обычно зарабатывают меньше, чем те, у кого уже есть какой-то стаж. А те, кто работал по специальности, — больше, чем те, кто работал в другой сфере.

Через три года те, кто не работал в вузе, по-прежнему отстают. Возможно, здесь дело в том, что не работает во время учебы меньшинство — и они могут быть в принципе не заинтересованы в карьере.

Разница между теми, кто работал по специальности, и теми, кто выбрал что-то другое, зависит от этой самой специальности: если в сфере высокие зарплаты, то начавшие работать раньше зарабатывают больше. Если зарплаты средние, то результаты примерно равны.

Наше исследование не претендует на научность. Настоящая социология показывает: те, кто совмещает работу с учебой, чаще бросают обучение или просто хуже учатся. Особенно если работать на первом курсе больше 20 часов в неделю. При этом студенты, совмещающие учебу и работу, зарабатывают больше, чем те, кто только учился, а еще у них выше шансы найти работу после выпуска — и на дистанции в год получать больше сверстников. Хотя и здесь есть гендерный разрыв: женщины получают меньше, даже если начинают совмещать работу и учебу раньше мужчин. Наконец, работа и учеба не гарантия того, что удастся закрепиться на рынке труда. Многим выпускникам для этого нужно снова учиться.


Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Артем ИволгинРаботали во время учебы? Расскажите, как это повлияло на вашу последующую карьеру и зарплату:
  • ГладиоусНе работал во время получения первого образования, и слава Богу! Начал работать только на 6 курсе. Да, денег не было достаточно, зато было много времени и интереса к окружающему миру.18
  • Alexander MigПочти не работал до пятого курса (кроме небольших подработок). Жил с родителями. Даже не знаю, хорошо это или плохо лично для меня. Наверное, стоило попробовать побольше подрабатывать. С другой стороны, была прикольная студенческая юность. На пятом курсе устроился на преддипломную практику на завод, там и остался еще на пару лет. Дальше уже были разные компании, крупные и не очень...4
  • AlexanderРаботал почти фуллтайм со второго курса, дополнительно фрилансил. Прогулял наверно с десяток пар за всё время учебы. Цель была простая -- где-то примерно к концу магистратуры купить жильё хотя бы "категории Б", чтобы с возрастом работать меньше, а не больше. Так в целом и получилось, на 90% однушки в 35 квадратов к концу магистратуры я накопил, остальное застройщик налил в рассрочку. Подход отсутствия крупных кредитов (вообще любых, но тут повезло) одновременно с закрытием базовых потребностей, дал самое главное -- возможность и дальше рисковать в т.ч. при переговорах с работодателями и выборе способа оплаты моего труда (вплоть до бартера и "success fee"). Также стандартные карьерные грабли лучше пройти ещё в процессе учебы, просто чтобы после они не уводили карьеру "в другую сторону". Ну и тонкую специализацию в которой мне интересно работать я выбрал именно во время частой вынужденной смены проектов у максимально бесперспективного работодателя. Коротко: работа во время учебы это возможность рисковать и относительно безопасно выбирать/менять профессию в целом или специализацию в частности без оглядки на просадку в доходах. Побочный эффект -- рост кругозора и прохождение большинства обычных случающихся скорее по наивности карьерных граблей . Поинт с "решить вопрос с крышей над головой" на самом деле не важен, если точно есть где жить или такого вопроса не стоит по иным причинам. Зарплаты сразу после выпуска отличались от тех, кто только начинает карьеру, в 2-3 раза, тут совпало с выводами редакции.4
  • Евсей ИвановДочка в 2019 закончила МГУ. 30 тыр на последних курсах и 200 сразу после окончания. Через 5 лет в несколько раз больше. Статистика похожа на правду.2
  • ИринаПока училась на бакалавриате работала только в период каникул. В магистратуре работала во время учёбы на одной работе по специальности, потом на 2х не по специальности. Лучше бы училась.3
  • apТвёрдо убеждена, что работать раньше самого последнего курса без критической финансовой ситуации в жизни нельзя. На учёбе нужно именно сосредоточиться.8
  • Алевтина ВениаминовнаРаботала на третьем курсе техникума, не по специальности. Работа была в ночь, было очень тяжело совмещать с учебой, поэтому скоро уволилась и брала только подработки. Действительно, студенту сложно найти работу, которую можно совмещать с учебой, времени после пар остаётся очень мало. Училась, кстати, очень успешно, на работе иногда делала домашним задания, даже приносила ноутбук, писала курсовые и творческие работы. Если учится интересно и даётся легко, то работа не помешает, самое сложное - найти вариант с подходящим графиком. У нас в группе работающих на третьем курсе немного было, четверо человек в ночные смены, но те трое учились с трудом и тоже быстро работу бросили. Одна ради работы официантом учебу бросила... Считаю, что нужно хотя бы попытаться совмещать работу и учебу. И опыта наберёшься, и родителям все таки легче, но лучше всего, конечно, устроиться по специальности!4
  • АлёнаРаботала не по специальности пока училась и пожалела об этом 😒, т.к. сокурсницы учась и работая по специальности, мало того, что получали столько же по деньгам, так к окончанию вуза были спецами со стажем в 3! года! Им предлагали вакансии с совершенно другим ценником и условиями, чем мне без нужного опыта. 😐8