Работать во время учебы в вузе: помогает ли это дальнейшей карьере
Представим себе встречу трех бывших однокурсников, которые окончили вуз три года назад.
Софья во время учебы подрабатывала — а то и полноценно работала — по специальности или хотя бы в смежном направлении. Анна фокусировалась на учебе или, возможно, других интересных делах, но не работала. А у Максима во время учебы была работа, никак не связанная со специальностью. Может быть, он физик-теоретик, который подрабатывал сборщиком заказов, — а может, учился на агронома, но работал программистом. У кого из этих трех ребят с большей вероятностью будет наивысший доход?
Мы попробовали найти ответ на этот вопрос и провели опрос среди читателей Т—Ж: работали ли они во время учебы и как менялся их доход в течение трех лет после окончания вуза.
Сколько студентов работает во время учебы в вузе
Работать во время учебы — норма. 48% опрошенных начали работать по специальности уже в вузе. Еще у 34% первая работа была во время учебы, но они работали не по специальности. Итого 82% студентов начали работать, когда учились, — и только у 18% первая работа была уже после окончания вуза. Для сравнения: по данным опроса 18 тысяч студентов несколько лет назад, совмещали работу с учебой 55% бакалавров и специалистов и 84% магистров.
Условная «подработка грузчиком» — чаще удел старших поколений. Доли работавших мужчин и женщин, а также людей разного возраста практически не различаются — на пару-тройку процентных пунктов. Но у тех, кому сейчас за 40, первая работа чаще была не связанной со специальностью, а у современных молодых людей — наоборот.
Чаще всего работали по специальности медики и айтишники. Как мы уже сказали выше, 82% опрошенных работали, когда учились. По специальности или на близкой к специальности роли работали 48% опрошенных, а не по специальности — 34%.
Выше всего доля тех, кто сразу начал работать по специальности, среди медиков и айтишников: больше 60%. Среди специалистов языкового профиля — это филологи, переводчики, журналисты — таких оказалось 57%, среди студентов, которые учились на маркетологов, рекламщиков и подобных специалистов, — 55%, среди студентов естественно-научного профиля — 52%. Ниже всего этот показатель среди изучавших общественные науки — историю, философию, социологию, политологию: 22%.
Чем раньше начали работать, тем вероятнее, что первая работа не по специальности. Здесь на удивление линейная и простая зависимость. Среди тех, кто начал работать на первом курсе, работавших по специальности оказалось меньше половины — 44% против 56%, которые работали не по специальности.
Среди начавших на втором курсе по специальности работали уже 52%, на третьем — 64%, на четвертом — 72%, на пятом — 76%. То есть каждый оконченный курс добавляет студенту шансов найти профильную работу.
По специальности чаще всего начинают работать на третьем курсе, не по специальности — на первом.
Как работа во время учебы влияет на дальнейший уровень зарплаты
Возьмем часть опрошенных — людей, которые закончили учебу по направлению «ИТ и программирование» больше трех лет назад, но сравнительно недавно. Например, в возрасте от 25 до 34 лет — это 60 человек. Из них во время учебы восемь человек только учились, 14 работали не по специальности, 38 — по специальности.
Медианный доход у тех, кто во время учебы работал по специальности, составил 30 тысяч рублей, у тех, кто работал не по специальности, — 20 тысяч. Сразу после вуза: не работавшие — 29 000 ₽, работавшие не по специальности — 35 000 ₽, работавшие по специальности — 67 500 ₽. Через три года после вуза — 80 000, 90 000 и 150 000 ₽ соответственно.
Получается, что зарплаты тех, кто уже в вузе начал работать по специальности, стабильно выше. А между теми, кто работал не по специальности и вообще не работал, разница невелика.
Мы можем учесть инфляцию: даже внутри этого небольшого сегмента выборки находятся люди с десятилетней разницей в возрасте, причем одни могли начать работу на первом курсе, а другие — на пятом. Но и с учетом поправки разрыв в зарплатах остается примерно таким же.
Можно сказать, что большая разница в зарплатах объясняется так: «предусмотрительная Софья», которая начала работать по специальности еще в вузе, осталась в высокооплачиваемой сфере ИТ. А «неработавшая Анна» и «работавший на стройке Максим» разочаровались в ИТ и теперь работают в сферах с более низкими зарплатами.
Если взять сферы со средними зарплатами — экономика, юриспруденция, инженерное дело, гуманитарные направления, — то разница между «работавшей по специальности Софьей» и «работавшим неизвестно где Максимом» сократится, а «неработавшая Анна» начнет сильно отставать.
Что в итоге
Сочетали учебу с работой большинство опрошенных. Причем из совмещавших больше половины работали по специальности.
Во время учебы в вузе зарплаты у тех, кто работает по специальности, и тех, кто выбрал работу в другой сфере, примерно одинаковые. То есть если человек учится на юриста, то с точки зрения «зарплаты здесь и сейчас» безразлично, кем работать: младшим помощником джуниор-юриста или на начальной должности в любой другой сфере. И эта зарплата будет, скорее всего, небольшой.
После вуза люди, которые вообще нигде не работали, обычно зарабатывают меньше, чем те, у кого уже есть какой-то стаж. А те, кто работал по специальности, — больше, чем те, кто работал в другой сфере.
Через три года те, кто не работал в вузе, по-прежнему отстают. Возможно, здесь дело в том, что не работает во время учебы меньшинство — и они могут быть в принципе не заинтересованы в карьере.
Разница между теми, кто работал по специальности, и теми, кто выбрал что-то другое, зависит от этой самой специальности: если в сфере высокие зарплаты, то начавшие работать раньше зарабатывают больше. Если зарплаты средние, то результаты примерно равны.
Наше исследование не претендует на научность. Настоящая социология показывает: те, кто совмещает работу с учебой, чаще бросают обучение или просто хуже учатся. Особенно если работать на первом курсе больше 20 часов в неделю. При этом студенты, совмещающие учебу и работу, зарабатывают больше, чем те, кто только учился, а еще у них выше шансы найти работу после выпуска — и на дистанции в год получать больше сверстников. Хотя и здесь есть гендерный разрыв: женщины получают меньше, даже если начинают совмещать работу и учебу раньше мужчин. Наконец, работа и учеба не гарантия того, что удастся закрепиться на рынке труда. Многим выпускникам для этого нужно снова учиться.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata