Как я провел 19 дней в Пакистане летом 2024 года: часть 2, Исламабад — Скарду — Пешавар
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
День пятый
Утром от вчерашнего недомогания не осталось следа, чувствовал я себя бодренько, настроение было хорошее, а значит путешествие продолжается по плану. Пакистанскому такси я не доверял, поэтому вызывать начал часа за 4 до вылета. Хотя ехать было прилично — около 35 км. Пробок не должно было быть, но так как это был Пакистан, могло случиться все что угодно, думал я.
Такси приехало быстро. Как только я сел, водитель сразу сказал, что цена, показанная в приложении, полный отстой. Цена для водителя действительно была отстойной — 1100 с чем-то рупий, около 360 рублей. Мне не хотелось торговаться, я сказал: «1500», он сразу согласился.
По дороге я увидел массовую ночлежку бездомных. Они просто спали на газончике разделительной полосы: кто-то в сетчатых одноместных палатках, кто-то просто так.
Доехали быстро. В аэропорту на входе к международным рейсам была суета, куча людей с тележками и чемоданами толпились у входа. На внутренних же наоборот — почти никого не было, только 2 или 3 человека. Так как я приехал рано, регистрация на мой рейс ещё не началась. Я сидел и ждал её начало под пение птиц, залетевших внутрь аэропорта.
Скарду — это небольшой горный городок, находящийся на севере Пакистана. Это относительно туристическое место. В Скарду находятся ближайший аэропорт к второй вершине мира горе К2 (Чогори) и ещё 3 восьмитысячникам Пакистана. Всего их 5 в этой стране. А ещё во время полёта должно быть видно недалеко ещё один восьмитысячник — Нанга-Парбат, и чтобы это не пропустить я забронировал место у окошка.
Есть хотелось сильно, и после регистрации я зашёл в какую-то кофейню, где продавали сэндвичи и маленькие пиццы. Сэндвичи точно были с мясом, а вот у пиццы визуальных признаков мяса не было. Я, конечно, подозревал, что, скорее всего, оно там есть, но я уже морально был готов. Откусив пиццу, я потерял статус вегетарианца. Я, конечно, себя оправдываю, но мне кажется, у меня не было шанса остаться вегетарианцем и при этом не умереть от отравления дизентерии или ещё чего-нибудь в Пакистане.
А после на самолёте пакистанских авиалиний с флагом Пакистана на хвосте и записанной молитвой в громкоговорителе мы взлетели. Лететь было около часа, и вскоре начались горы. Пилот объявил о том, что скоро будет видно Нанга-Парбат; и вот среди облаков торчит её вершина. В самолёте я окончательно снял вопрос о моем вегетарианстве, съев что-то мясное.
Когда мы подлетали к Скарду в один момент казалось, что от крыла до гор пару десятков метров.
А когда мы приземлились, и я вышел из самолета передо мной открылась фантастическая панорама. Взлетно-посадочную полосу со всех сторон окружали горы: где-то ближе, где-то дальше.
Помимо нашего стоял ещё один самолёт. Практически все вышедшие люди фоткали и снимали эту красоту, а потом подъехал автобус, и мы поехали. Не знаю почему автобуса не было сразу, но мне казалось, что нам специально дали время для того, чтобы пофоткаться.
Сам аэропорт был одноэтажным маленьким зданием. Внутри для иностранцев была спец стойка для регистрации. Я подошёл первым, сотрудник что-то заполнил и отдал мне паспорт и визу, за мной подошёл какой-то азиат.
Как только я вышел, то сразу был атаковал таксистами. На этот раз мне нужно было такси, ибо других вариантов у меня вообще не было. И вообще я слабо представлял как буду перемещаться по Скарду. Таксист, которому я показал распечатку с букинга с адресом отеля, озвучил цену 2000 рупий. Я знал, что ехать около 10 км и 2000 рупий — это слишком. Я сразу сбил цену до 1500, и таксист без разговоров согласился. Сзади на его машине красовался портрет Имрана Хана, это бывший премьер-министр Пакистана, который в данный момент находился в тюрьме.
Скарду был другим. В нем не было суеты, как в Равалпинди, а с Исламабадом я вообще не сравниваю — Исламабад вообще другой. Дорога от аэропорта по сути была региональной трассой или что-то типа того, не знаю как правильно классифицируются такие дороги. Вокруг были горы, в небольшой реке женщины стирали одежду, встречались блокпосты, но скорее условные. Где-то стояли люди с оружием, где-то просто нужно было объехать какое-нибудь препятствие.
Таксист привёз меня в отель, я сделал фотку с Имран Ханом и заселился.
Это был самый дешёвый номер за всю поездку. В рублевом эквиваленте он стоил менее 1500 рублей за ночь. Номер был чистый с двумя одиночными кроватями, но без кондиционера. Мне любезно предоставили удлинитель, чтобы было удобно заряжать гаджеты возле кровати.
На первый день в Скарду у меня был план, хотя даже не день, а скорее полдня, так как было уже обеденное время. Я собирался подняться к форту Харпоччо, который находился недалеко от отеля. Недалеко — это километра 3. Когда я вышел из отеля мне сразу открылся прекрасный вид на гору, которая была прямо передо мной и очень красивую и ухоженную территорию отеля.
Идти по Скарду было приятно, не было изнуряющей жары (город находится на высоте 2300 м), за заборами росли абрикосы и яблоки, а также привычные тополя или что-то очень похожее на них. Людей на улицах было немного, разве что на основных дорогах кипела движуха. Хотя отель находился в центре, но через пару километров я уже оказался на окраине и вышел из застройки. По дороге я сфоткал колоритных дядек, которые загружали в телегу камни. Горы нависали прямо надо мной.
К форту нужно было подняться в гору. Для этого была тропинка, почти на всю длину оборудованная металлическими перилами. На спуск прошли две женщины с детьми до 10 лет. Подъем был не сложный, но моему не окрепшему организму после болезни было тяжковато.
Поднявшись, я увидел двух мужчин, один из которых продавал билеты. Это был дедушка, не возьмусь говорить сколько ему лет, но мне показалось, что в районе 70.
Все было официально — мне дали входной билет с изображением форта за 200 рупий. Сам вход представлял собой бойницу или лючек для других целей в закрытых дверях в полметра шириной и длиной. За дверьми стояла кровать. С форта открывался потрясающий вид на Скарду, реку Инд и окружающие это все горы, некоторые вершины были в снегу. Неплохой вид был и во время подъёма, но с форта была панорама во все стороны. Помимо меня из туристов наверху была одна пара и двое строителей, которые что-то делали на крыше деревянной постройки. Из-за хорошей акустики было слышно то ли азан, то ли молитву очень громко из двух мечетей, которые находились в нескольких километрах отсюда.
Немного побродив и забравшись на самую высокую точку на территории форта, я решил идти обратно в отель. «Шукрия» — сказал я дедушке на выходе, «Шукрия» — повторил он. «Худа хафиз». «Хафиз» — повторил он.
В следующий раз из отеля я вышел, когда уже стемнело. Мой отель был в нескольких сотня метров от большой дороги, и рядом с ним была кромешная тьма. Только фонарик на телефоне помогал держаться дороги и не упасть в канаву с краю. Вскоре я вышел на освещенную дорогу, там работали кафешки и магазины, много где жарили шашлык. Гулять по вечернему Скарду мне доставляло удовольствие. Тут я впервые увидел, что некоторые грузовики ещё и светятся. И в это время многие фуры разгружались возле складов, магазинчиков и пр. К некоторым я подходил, чтобы пофоткать их, а когда я подошёл снять очередной грузовик, и ребята разгружавшие соседний, жестами пригласили меня к своему грузовику. Они разгружали бананы.
А после завели меня на банановые склады. Когда я вышел у них был перерыв, все пили газировку, мне тоже налили. А один из их команды принёс мне связку бананов. Пауза закончилась и многие хотели что-то мне сказать или спросить, но их старший, как я понял, торопил их на работу, и я пошёл тоже. Ещё немного побродив я пошёл спать.
День шестой
На второй день в Скарду у меня уже был план. Вчера на Google Картах я нашёл пару мест, где можно взять в аренду велик. Информация об этих местах было немного, но я выбрал себе точку, в которую и отправился утром. В плане было посетить несколько мест, которые я тоже нагуглил вечером. Предварительно ни с кем не созванивался, а просто пошёл к открытию, к 9 утра. Идти было около 4 км. С собой взял рюкзак, положил туда часть вчерашних бананов, салфетки, воду. По дороге я хотел купить ещё еды, но в магазин, в который я зашёл не располагал богатым ассортиментом, и поэтому я взял ещё водички и чипсов.
Придя на место, где должен был быть прокат великов, я не обнаружил ничего похожего на это. Как обычно походил вокруг да около, но так ничего похожего не обнаружил, и я решил написать по номеру, который был указан в Google Картах. Написав по номеру, ответа я ждал минут 10. Чувак задал несколько уточняющих вопросов и сказал, что приедет минут через 10.
Я ждал на перекрёстке, так как не знал, куда идти. Посередине перекрёстка был флаг и некоторые подходили и целовали его. В одиночестве подождать не получилось — один мужик завёл разговор, представился отставным военным.
Скоро владелец проката приехал. Это был молодой парень. А его пункт выглядел как обычный гараж без вывески и без ничего, но в этот гараж нельзя было заехать, потому что был небольшой пандус. Внутри было несколько великов, в том числе и разобранных. Парень задал ещё раз уточняющие вопросы и предложил мне горный велик. Он снял педаль с другого велика и прикрутил к моему. Увидев, что у меня Gopro, предложил мне шлем, чтобы я мог закрепить камеру на шлеме. Мы договорились, что я возьму велик минимум на 5 часов. Я оставил ему в залог паспорт и визу и поехал.
Метров через 200, когда началась горка, я понял, что для начала мне надо разобраться, как управляться со всеми этими скоростями. После первого же подъёма я понял, что далеко я уехать не смогу — мне было очень тяжело подниматься в горку. Первая локация, к которой я собирался подъехать — это был подвесной мост через реку Инд, около 15 км от отеля. У дороги был небольшой уклон в горку; ехать было очень тяжело. Ни о чём, кроме как о том, насколько мне тяжко в этот момент я не думал. Довольно-таки быстро я почувствовал, что мне нужно остановиться, чтобы передохнуть.
Я остановился возле стоянки грузовиков. У обочины стояло несколько разукрашенных экземпляров.
Посмотрев, что еду не туда, я почувствовал некоторое облегчение — потому что мне надо было ехать обратно, вниз. С горки мне нравилось ехать больше, я уже стал смотреть по сторонам, а не только думать о том, как мне тяжко.
На улице мне несколько раз попадались мальчишки, которые предлагали купить жидкость розового цвета.
Необычно было то, что с каждым таким прилавком стояли колонки, и из них громко играло что-то похожее на какие-то религиозные призывы. Я стал догадываться, что это как-то связано с Ашурой — важным днём для мусульман. Но пробовать мне это совершенно не хотелось. После предполагаемого отравления, я очень осторожно относился к любой еде и питью. Вообще-то подобный прилавок впервые мне встретился ещё вчера вечером, но тогда я не связал песнопение из колонок и лоток с розовой водой.
Когда я съехал с основной дороги, это уже не было похоже на город, это была самая настоящая деревня. Машины и байки проезжали редко, по бокам шли каменные заборы. Людей на улице тоже практически не было, хотя в основном мне встречались дети. Время от времени встречались небольшие магазинчики. Эта дорога была сплошная улица без перекрёстков, но разве что были какие-то небольшие проулочки.
В какой-то момент меня посетило чувство, что это всё я когда-то видел в каком-то своём детском сне, это было очень необычно. Все как будто уже было: такие же деревья, такие же заборы, такие же пустые дворники.
Дома закончились, и я остановился для отдыха и выпил практически половину запасы воды, который у меня были с собой на всю поездку. Когда закончились дома, начались песчаные дюны, и дорога была местами занесена песком. После того, как я немного проехал, слева от меня началась территория аэропорта. Людей на улице вообще не было.
Вскоре я уже подъезжал к мосту. Перед мостом работал каток и пара рабочих.
Это был висячий мост через реку Инд, длиной не менее трёхсот метров. Полотно было деревянным, а ширина только на одну машину.
Примерно на середине моста я разъехался с трактором, пересёк реку и сразу же после съехал с моста на берег. Рядом с опорами моста было какое-то помещение, и там, судя по всему, сидел охранник. Я бросил велик, каску и портфель и сел на какой-то камень, возможно, это было ограждение чего-то огорода.
Я решил, что это моя первая и последняя локация на велике, больше я не вывезу.
Я сидел на берегу. Периодически по мосту проезжали машины, я ел чипсы и бананы. В один момент коричневые воды Инда понесли к аравийскому морю какие-то бочки, только что выкинутые чуваками на мосту из машины. Я не помню, сколько точно просидел, но это было где-то между часом и полутора часами.
Когда начался ветер и мелкий дождик, я решил ехать отдавать велик. Порывы ветра качали мост, и когда я по нему поехал, один из порывов опрокинул меня с велика. Пока я ехал по мосту погода нормализовалось, дождик срываться перестал.
На обратном пути мне встречалось больше детей; некоторые, и девочки, и мальчики были в, вероятно, школьной форме. Видимо, в это время у них заканчивались занятия.
Было немного неудобно отдавать велик раньше обговоренного, ведь я несколько раз повторил, что беру его на 5 часов минимум. Но не прошло даже 4-х. Я решил съездить к стоянке грузовиков, у которых был в начале моего вело-трипа. По дороге в одном месте был настолько крутой подъем, что я слез с велика и покатил его пешком.
В этот момент ко мне подъехал молодой парень, который представился Джохаром. Он стал расспрашивать, где я был в Скарду, и предложил прокатить меня к какому-то месту. Я объяснил ему, что для начала мне нужно отдать велик. В итоге мы просто обменялись номерами, и я покатил велик в горку. Когда крутая горка кончились, я запрыгнул на велик и потащился дальше на нем. Тоже в горку, но менее крутую.
Недалеко от грузовиков на дороге был нарисован израильский флаг. Каждый желающий мог проехаться по нему. Хотя даже у нежелающего шансов объехать его было немного, потому что он был нарисован на всю полосу.
Написав хозяину велосипеда, я выдвинулся в его сторону. Но когда я подъехал ответа ещё не было. Немного подождав я позвонил, но ответа так же не было. Сил и желания никуда ехать не было, и я сел на пандус и стал ждать. Особого негодования не было, так как я приехал раньше обговоренного времени больше, чем на час. Естественно, нашелся тип, желающий пообщаться. Он присел рядом. Скарду был очень пыльный, это хорошо проявлялось на моем рюкзаке — пыль была в каждой складочке. Спустя час владелец велика ответил. Извинился, сказал, что был занят и вскоре был на месте. Плату за аренду он взял с меня за 4 часа, я отдал велик, собрал документы и пошёл.
Я понял, что мне не хватит 5 флешек по 64 гига для того, чтобы снять всю поездку на видео, и я решил поискать SD-карту для камеры. Первый магазин, в котором могла быть карта был прямо на перекрёстке, на котором я ждал аренду велика. Но там не было скоростной SD-карты, которая подходила для 4K видео. Продавец мне сказал пройти на какой-то рынок. С его слов то ли идти, то ли ехать до него было 5 минут. Как оказалось, всё-таки ехать, потому что я шёл, шёл, шёл и ничего не было. Пока я шёл, меня нагнал арендодатель великов и предложил сходить пообедать — я отказался. Через несколько попыток я нашёл подходящую мне SD-карту.
А вот с кафешкой было сложнее. В те, которые я заходил, не было абсолютно никаких супов, а что-то другое я есть не хотел. Я уходил все дальше и дальше. Но вбив маршрут в карты, они мне показали, что обратно идти не придётся, а иду я как бы по кругу, а пройдя ещё дальше я увидел знакомые места. Именно через это место я ходил на форт Харпоччо. Уже недалеко от отеля я нашёл кафешку и поел куриный суп с халапеньо. А после завалился отдыхать.
Через какое-то время мне написал Джохар. Он спросил, хотел бы я куда-нибудь съездить. План на завтра я не готовил, так что не знал, что и ответить. Он сам мне предложил съездить на озеро, где очень красиво по его словам. На вопрос сколько это будет стоить он ответил, что только бензин и сколько не жалко. Я такие ответы не очень люблю, если честно, поэтому сразу сказал, что готов потратить только 4000 рупий. Он согласился. Мы договорились, что он заедет за мной в завтра в 7 утра. Я скинул ему локацию отеля и на этом разговор был окончен. Ближе к вечеру я собирался сходить в ту же кафешку и поесть того же супа с халапеньо, но заснул. А проснулся поздно вечером и снова лёг спать.
День седьмой
Утром написал Джохар, чтобы уточнить все ли в силе. А потом попросил уточнить локацию скриншотами, так как гугл у него почему-то не работал.
Я вышел подождать его на улице. Купил какой-то кекс и воду в ларьке возле отеля. По скриншотам Джохар, видимо, не смог найти отель, а подъехал на большую дорогу недалеко. Я пошёл к нему, мы встретились и особо без разговоров поехали к озеру. Джохар был в той же голубой рубашке с протёртым воротником. Да, оказывается, я обратил вчера внимание на его рубашку, хотя я даже и не подозревал об этом.
До озера ехать было около 30 км. Проехав мимо аэропорта, мы оказались на трассе и вскоре справа, началась река Инд, а слева — горы. Ехать было в удовольствие, и мне хотелось, чтобы наш маршрут был как можно длиннее. Мы свернули с трассы, и дорога поползла в гору. Начались строения, качество полотна ухудшилось, ширина дороги была примерно на одну машину. Начались какие-то отельчики, ресторанчики. Примерно такая картина сохранилась до конца.
Мы уперлись в поляну, предназначенную для парковки. Джохар припарковал байк рядом с самодельными штангами, и мы пошли. Дорога к озеру представляла собой тропинку в тени деревьев между домов с ограждениями и без, то идя вдоль ручья, то пересекая его по маленьким мостикам, став потом ступеньками вниз с горы. Сквозь деревья стало виднеться озеро, оно было красивого сине-голубого цвета.
Когда мы спустились к озеру, перед нами была небольшая площадка, на которой сидел парень и предлагал покататься на лодке. Я был не против покататься на лодке и спросил, сколько это стоит. Обычная лодка стоила 3000 рупий, спидбот — 4000. Я выбрал спидбот. Хотя стоило это дороговато даже не для Пакистана. Потом я только стал догадываться, что это цена за лодку и как правило, они набирали человек по 10 и катали их.
Само катание было живописным, но не долгим — минут 15-20. А вот после катания у меня возникла неловкая ситуация: я с Джохаром договорился ровно на ту же сумму, на которую сейчас мы только покатались на лодке. А он уже потратил на меня гораздо больше времени, и потратит ещё больше, понимал я.
Потом мы немного прошлись вдоль берега, хотя берег не был цельным — надо было, то спрыгивать куда-то, то куда-то подниматься. Мы пофоткались и пошли обратно.
На обратной дороге, хотя мы шли вроде тем же самым путём, я увидел сушащиеся на камнях абрикосы. Местами росли яблони, шелковица и виноград. Подходя к парковке, торговец соками предложил попробовать вишнёвый фреш, я попробовал, мне понравилось, и я купил нам обоим 2 фреша, а торговец потом ещё принёс местные фрукты в качестве бонуса.
Я точно не помню, спрашивал ли меня Джохар или нет, но, по-моему, спрашивал, и мы поехали не назад, а ещё в одно место — это был мост. На этот раз это был довольно-таки обычный мост с асфальтным полотном на 2 полосы. Мы тоже сделали несколько фоток и поехали обратно. Ах да, я забыл, я чувствовал себя неловко и на мосту добавил Джохару ещё 1000 рупий.
Он предложил ещё заехать куда-то, но я не знал название этого места и не понимал, что он имеет в виду, поэтому я доверился и согласился. Мы вернулись в Скарду и частично проехали по тем местам, где я уже катался на велике. Джохар мне показал какое-то озеро, но это скорее было какое-то поле с остатками ила. Потом мы подъехали к его дому, но сам дом я не видел. Он зашёл на какую-то узенькую тропинку и скрылся средь домов, а потом пришёл с молодым парнем и представил его своим братом. А потом мы поехали в другую сторону, в которую я ещё не ездил и заехали на какой-то водопад. Вход, на него стоил 100 рупий.
После водопада мы поехали ещё дальше Скарду. По дороге мы остановились в магазинчике, и уже Джохар угостил меня водичкой. Себе он купил сока. Когда вдалеке показалось что-то похожее на пост, мы просто подъехали, не доезжая до него, он припарковал байк, и мы пошли пешком. Оказывается, это была административная граница со Скарду, и на выезде надо было отмечаться. Я отдал визу и паспорт. Джохар же не дал ничего, хотя люди, которые выезжали, тоже останавливались и давали документы.
В метрах 200 от поста тоже был мост. И даже не один, а целых два. А ещё дальше большими буквами было написано, что это район Шингар, территория горы К2. Пока я любовался пейзажами и делал фоточки, Джохар, пошёл общаться с 2 ребятами, которые сидели между буквами. После этого места решено было ехать домой.
Я предложил Джохару поесть куриного супа и собирался его угостить. Мы вернулись в Скарду и уже ехали по знакомым дорогам, а потом свернули, и какими-то переулочками, остановились возле какого-то кафе. Джохар сказал: «Тут куриный суп». Кафешка была маленькая и на вид стрёмненькая. Мы взяли по куриному супу. Хозяин кафе ещё предложили лепёшку, но я отказался, а Джохар взял и накрошил её себе в суп.
В кафешке работал телевизор, и там была очень похожая песня на ту, которая играла у ребят, которые продавали сок на улице. Я спросил у Джохара, связано ли с этой, с Ашурой, и он сказал, что да. Я заказал себе ещё порцию бульончика, уж очень он был вкусный. Эта кафешка смогла удивить — потому что в конце нам предъявили счёт 200 рупий, это примерно 70 рублей.
Джохар отвёз меня в отель, и я попросил его завтра отвезти меня в аэропорт за 1000. Это важно.
В отеле я решил озаботиться планированием дальнейшего маршрута. Завтра, после прилёта, я должен был поехать в Пешавар на автобусе. Наученный опытом, билеты туда я взял ещё в первый день пребывания в Скарду.
А вот за отравление и Абботтабад было обидно. Я надумал сделать один день — «дорожный». То есть — из Пешавара поехать в Абботтабад, и в этот же день потом в Равалпинди. Зайдя на сайт, я обнаружил только один вариант, как это можно сделать. Самый ранний автобус из Пешавара в Абботтабад был в 3 часа дня, а последний из Абботтабада в Равалпинди с доступными местами — в 7 вечера. Дорога вперед занимала 2 часа, значит в Абботтабаде у меня на все про все 2 часа. Этого мало, автобус может задержаться или что-то другое может случится, но я решил попробовать и забронировал билеты.
Потом я сходил в проверенную кафешку с супом и халапеньо и вернулся в отель.
А позже, вечером, услышал какие-то пения и устремился на улицу, чтобы не пропустить что-то интересное. Когда я вышел, сразу не мог понять откуда идёт звук. Он как будто шёл с разных сторон. Я пошёл туда, где мне казалось громче. Но это был записанный звук из динамиков и ничего интересного не было.
Я решил прогуляться в последний вечер в Скарду. Во время прогулки мне попался магазин, где были магнитики. Правда выбор был скуден, сами магниты некрасивые и неинтересные, да ещё и продавец сказал явно завышенную цену. Но я взял пару, не было уверенности, что найду где-то ещё.
Я пошёл спать.
День восьмой
Утром Джохар заехал за мной, все в той же голубой рубашке с протёртым воротником. Я опять выехал очень заблаговременно — страховался на случай непредвиденных обстоятельств.
В это утро было прохладно. Я даже почувствовал какое-то приятное чувство, как будто это ранняя осень, и хоть лето прошло, но ещё есть время насладится погодой. Что-то ностальгическое для меня.
Мы подъехали, я расплатился с Джохаром и уже был готов идти, но он попросил ещё 500 рупий на бензин, я в принципе был бы не против, но, если бы мы об этом договорились сразу, а не потом в режиме выклянчивания. Да, он меня много повозил вчера, и я благодарен ему, но договариваться нужно сразу, по моему мнению. Я дал, но впечатление о нем было испорчено. Хотя все равно ему огромное спасибо.
Дальше аэропорт, автобус, молитва, К2 в иллюминаторе (возможно) и прилёт в Исламабад на погранконтроль.
Стоп! На погранконтроль? Я чего-то не понимаю видимо. Улетал я внутренним рейсом. Ну, ладно, ок.
Людям передо мной ставили штампы в паспорта. Я немного нервничал, потому что у меня однократная виза, по которой я уже въехал. Подошла моя очередь, пограничник поставил мне, как и остальным штамп в паспорт и ещё второй штамп на визу. Но был нюанс. Так как я не думал, что будут ставить штампы повторно, визу я не доставал из файла, и пограничник поставил штамп на файл, который толком и не проставился, да и следы его стёрлись до того, как я из аэропорта вышел. Я был немного в недоумении, но это же Пакистан.
На выходе я встретил того самого таксиста, с которым не поехал в прошлый раз. В этот раз он тоже было увязался за мной, но я в Пакистане был уже неделю и оброс уверенностью и быстро донёс до него, что в их услугах не нуждаюсь.
Автобус в Пешавар был только в 4 вечера, и у меня в запасе было часов 5 и пару вариантов как их провести: первый — это все-таки доехать до монумента Пакистан; второй пришёл вообще неожиданно — съездить на вокзал в Исламабаде. Второй вариант появился только потому, что это было ближе и к аэропорту, и к автостанции. Его я и выбрал. С монументом Пакистан как-то дела не клеились. Опять.
Я вызвал такси через Yango. За мной приехал мужик на Тойоте Приус. Мне почему-то запомнилось, что он даже не повернул голову в сторону поста, куда нужно было отдать талончик при выезде из аэропорта. Еще запомнилось, что этот дядька даже не повернул голову, когда с обоих сторон на нас ехали 2 машины — он просто нажал на сигнал и проехал.
Околовокзальный район скорее напоминал Равалпинди, чем Исламабад: было много людей, магазинчики, кафешки и дорожный рынок. Навигатор показывал не совсем правильный маршрут в объезд, и когда мы стали подъезжать, стало понятно, что таксист не особо в курсе, где вообще находится этот вокзал. Он начал интересоваться зачем я вообще туда еду, на что я ответил, что просто где-то в интернете увидел рекомендацию к посещению. Таксист сказал, что это была плохая рекомендация. Потом он остановился и спросил у прохожего, где находится этот вокзал. Таксист сразу же развернулся, проехал метров 200, остановился и указал в сторону какого-то здания.
Я догадывался, что это не вокзал, потому что на карте вокзал находился чуть в другой стороне, но я перешёл пути и пошёл в его сторону. То здание, на которое указал таксист, было, судя по всему, мечетью. Так как нормальный вход на вокзал, мы проехали, я заходил с задней стороны.
Я ещё не успел перейти рельсы в обратную сторону, как ко мне уже бежали какие-то ребята, но я издалека крикнул, что денег нет, и они оказались достаточно понятливыми и сразу же отстали.
На вокзале практически не было народу, только люди спали под деревьями на лавочках. Сам вокзал выглядел аккуратно — это было одноэтажное здание, располагающееся посередине платформы. Рядом со входом была какая-то табличка, похожая на расписание, но это было всё на уду и в принципе, ничего на английском я не увидел на вокзале.
Рядом с со зданием стоял раритетный состав с паровозом и вагонами.
Ко мне подошли несколько девочек, возрастом от 5 до 8 лет, как мне показалось. Сначала они вроде хотели денег, но я, как обычно, не дал. Но они не отстали, а просто сопровождали меня вдоль состава. Чуть позже присоединился парень, он пришёл с другой стороны, но он был уже явно постарше, ему было, наверное, лет 13-14. Парень, в отличие от девочек, был молчалив и просто шёл рядом. Их очень интересовала камера, и я даже позволил им немного потыкать и полистать фоточки.
На автостанцию Daewoo Express я решил пройти пешком, до нее было километров 10. На обратном пути недалеко от вокзала мне встретился красиво расписанный грузовик.
Я решил его снять внутри, если найду хозяина, и я зашёл в небольшое помещение, где спали двое человек. Точнее, спал только один, а пока я пытался у второго выяснить, можно ли мне снять внутри, дверь грузовика открылась и водитель, сидевший там был совершенно не против съёмки. Правда, снять получилось только с третьего раза, потому что первые два я нажимал не на тот режим съёмки и снимал в таймлапсе.
После дорожного рынка началась типичная для Исламабада картина: широкие дороги, плохие и очень даже хорошие дома, но это всё закончилось довольно-таки быстро. А потом была какая-то недостроенная площадка. Там были то ли дороги, то ли тротуары. Выглядело это всё странно и полузаброшенным. После этой площадки начались трущобы. Ну, или что-то похожее на них. Слева был канал, какие-то растения, грязные дороги и очень бедные дома и люди, которые сидели и смотрели на меня.
Выйдя из трущоб, и пройдя под мостом, я оказался на большой дороге. С обоих сторон дороги было просто огромное количество людей, сотни человек. Я перешёл по пешеходному мостику дорогу, и тут же ко мне подошёл какой-то чувак. Он спросил куда мне надо, представился афганцем и повёл меня к своему товарищу. Это всё происходило очень быстро, и в этот момент я ему объяснял, что я дойду пешком, что мне осталось идти 5 минут, и это была чистая правда.
Меня кто-то схватил за руку и предложил отвезти за 100 рупий. Сквозь этот хаос я заметил, что вокруг нас какая-то помойка, мусор валялся в огромных количествах. Но все те, кто хотел меня подвезти до вокзала, так же внезапно исчезли, как и появились.
Вскоре я дошёл до станции. Это была обычная станция с навесами, под которым стояли автобусы, с огороженной территорией. Как я читал, автобусы Daewoo Express предоставляли лучший сервис и имели самые комфортные автобусы. У меня был примерно час до отправления.
Я сидел на улице и смотрел, как подъезжают и отъезжают автобусы, в том числе и в Лахор, в который мне предстояло ещё поехать.
Посадка в мой автобус началась минут за 5 до его отправления, и когда я вошёл в него со своим электронным билетом в телефоне, мне сказали, что так дело не пойдёт и надо идти распечатывать на кассу. Я немножко нервничал, потому что на кассе стояли какие-то чуваки, а автобус должен был отправиться с минуты на минуту. Но всё было норм, и я успел. Вот правда с местами внутри автобуса было не норм, потому что на сайте посредника, на котором я бронировал, схема не соответствовала реальному расположению мест и моё место оказалось не возле окна справа, а возле прохода слева. Правда, мне всё-таки повезло с тем, что никто рядом не сидел, и я мог спокойненько передвинуться к окошку. В автобусе возле каждого сиденья можно было подзарядить телефон, приносили воду, работал кондиционер.
Ко мне подсел парень, представился военным в отпуске. Он завёл разговор и сказал, что любит путешествовать. Если честно, меня это расстроило. Но не то, что он любит путешествовать, а то, что он подсел. Я собирался попялиться в окошко и ни с кем не разговаривать, но не получилось. После первой половины пути, когда освободилось место возле окошка с его стороны, он пошёл и сел туда. Остаток дороги, я проехал так, как хотел.
В интернете я нашёл схему пешаварского метробаса. Он был очень удобный для меня, потому что автостанция Daewoo находилась рядом с остановкой. От отеля до моей остановки тоже идти было примерно километр.
С самого первого взгляда Пешавар показался мне очень грязным. Как только я вышел из автостанции, сразу появилась какая-то помойка, в которой ковырялись бездомные. Я сразу же пошёл на остановку, купил билет и спустился внутрь.
Сразу же подошёл автобус, но я не стал туда лезть, потому что народу туда набилось очень много. Я стал ждать. Все, кто подходили на станцию, косились на меня. Когда я зашёл в автобус, ситуация не особо изменилась. На меня смотрели практически все. И даже какое-то время мы так проехали. Но потом кто-то спросил: «Where are you from?», и понеслось! Мне начали задавать вопросы со всех сторон, кто-то даже рассказывал о своих планах поехать в горы недалеко от Пешавара. Я не знал с кем говорить, отвечал по очереди, и ждал, когда же будет моя остановка.
На моей остановке со мной вышел один из участников диалога и какое-то небольшое расстояние мы прошли вместе. Хорошо, что наши пути разошлись. К этому времени я уже сильно устал от внимания. Хотелось пройти одному.
Уже смеркалось, я шёл к отелю. На входе на территорию отеля сидел охранник, на ресепшене я расплатился картой. Как минимум в половине отелей в этой поездке такой возможности не было. Номер был огромный. Огромная кровать, стол, диван, холодильник, огромная душевая. Это был самый дорогой номер за поездку — он стоил примерно 2700 рублей за ночь. Расположившись, я захотел прогуляться.
На выходе администратор остановил меня и спросил куда я иду. Куда бы я не шел, он сказал ехать только на такси или рикше. Но я собирался просто пройтись по району. Он посоветовал не ходить в определённую сторону от отеля, так как там могут ограбить. Я его послушал и пошёл в другую.
Это была улица с мусором, кафешками и магазинами; людей было не много и не мало. Я увидел кафешку, которая вызвала доверие и пошёл в неё. Там очень дёшево поел пакистанской шаурмы. Потом вернулся в отель, немного попереписывался с друзьями и лёг спать.