Как мы отремонтировали двушку 50 м² в панельке за 2 миллиона рублей
Чтобы сделать ремонт мечты, не обязательно приглашать на объект бригаду.
Читательница Т—Ж наняла прораба, который выполнял все работы сам. Правда, даже при наличии сметы и готовых решений по планировке и отделке порой ей было непросто донести свои идеи до специалиста. Она рассказала, с какими еще сложностями столкнулась во время ремонта и как ей все-таки удалось воплотить свою мечту в жизнь.
Покупка квартиры
Мне 27 лет, я работаю проджект-менеджером и живу в Москве с парнем. Летом 2020 года мы купили двухкомнатную квартиру 50 м² на севере Москвы. Спланировать облик своего жилья — моя детская мечта, я всегда хотела обставить собственную квартиру. Знала, что любой, даже хороший ремонт мне захочется поменять, поэтому мы специально искали квартиру без него, чтобы не переплачивать.
Наша квартира находится в доме стандартной серии П-44 1987 года постройки. Капитального ремонта в ней не было — только косметический. Правда, уже стояли пластиковые окна и относительно новые радиаторы. Нам предстояло поменять проводку, демонтировать сантехкабину, перенести проем в ненесущей стене, переварить трубы водоснабжения, подштукатурить самые кривые стены, поменять полы и отделку во всей квартире, а также заменить входную дверь.
Смета и дизайн-проект
Смету прикинули в гугл-табличке. Дизайн-проекта не было, все придумывали сами. До ремонта мы смотрели много роликов по теме дизайна и ремонта на «Ютубе». Нам помогли материалы проекта «Просто ремонт»: оттуда мы узнали о некоторых производителях обоев, плитки и дверей, о типичных ошибках ремонта, об удачных и неудачных решениях, а также о том, что стоит предусмотреть.
Был еще один проект с аналогичным названием, на который мы ориентировались. А по технической части моему парню помог ютуб-канал Алексея Земского и форум «Мастерград». Благодаря всем этим полезным ресурсам мы приняли несколько принципиальных решений по планировке, отделке, электрике и сантехнике. С этим видением пошли искать человека, который сможет все воплотить в жизнь.
В планировании сильно помогло то, что мой молодой человек — инженер. Он сам смоделировал нашу квартиру и сделал чертежи для важных этапов. Они помогли понять, где именно разместить розетки на кухне, как лучше поставить мебель в гостиной и какого размера раковина влезет в ванную. Мой парень отвечал за все технические решения ремонта, а я — скорее за визуал и за то, чтобы все смотрелось органично.
Стремились к стильному, но спокойному интерьеру, и в результате мантрой нашего ремонта стала фраза «не бесит». Именно по такому принципу мы подбирали отделку и детали: отказывались от всего вызывающе яркого и блестящего, отдавали предпочтение красивым благородным оттенкам и природным материалам, где это было возможно.
Поиск мастера
Ремонт доверили профессионалам: хотелось, чтобы каждый занимался своим делом. И у меня, и у молодого человека было по знакомому прорабу — мы пригласили обоих посмотреть на объект и прикинуть смету под наши запросы. В итоге заключили договор с мастером со стороны моего парня. Подкупило, что он работает сам, без бригады, а значит, у нас будет «одно окно» для решения всех вопросов по ремонту.
Еще он более верно, с точки зрения моего партнера, ответил на технические вопросы — например, сказал, что основные потребители электроэнергии должны находиться на выделенных линиях в щитке и на своих автоматах. А еще подробно разъяснил, как нужно заделать щели между панелями для утепления с внешней стороны квартиры.
Мы договорились о сотрудничестве и сделали чатик в «Вотсапе». Там прораб задавал нам уточняющие вопросы, напоминал, что нужно подвезти материалы, скидывал чеки из «Леруа», если купил что-то для работы на объекте. Туда же в конце каждой недели либо в конце определенного этапа ремонта прораб скидывал смету с перечислением выполненных работ, сумм за них и остатком по договору.
Это удобно: не было ощущения, что ремонт высасывает деньги, мы всегда видели, за что заплатили в конкретный момент. Естественно, первоначальная смета изменилась: от чего-то мы в процессе отказались, что-то, наоборот, добавилось. Но в итоге запланированная сумма за работу мастера почти сошлась с реальной.
Взаимодействие с прорабом порой было стрессовым: мы не хотели пускать ремонт на самотек и нам было важно, чтобы специалист сделал так, как нужно нам, — даже в деталях. При этом наши представления о прекрасном нередко расходились.
Помогали очные встречи, чертежи и проговаривание потенциально проблемных моментов: например, как будут выглядеть стыки, углы и примыкания, как будет разложена плитка — от стены или от центра. Местами пришлось прокачивать навык общения и аргументации: порой изменить привычный ход мыслей и действий человека, если он сделал уже десяток ремонтов, а для тебя это первый опыт, было непросто.
Ремонт начался 15 сентября и закончился 15 декабря 2020 года. К этому сроку квартира была полностью отделана, но еще не было кухни и межкомнатных дверей. Во время ремонта мы жили у мамы моего молодого человека, буквально в пяти минутах ходьбы от нашей новой квартиры. Это было удобно, потому что всегда можно было зайти, посмотреть, как идут дела, и обговорить следующий этап ремонта с прорабом.
Еще один плюс заключался в том, что во время ремонта мы жили в квартире, абсолютно идентичной нашей: дома одной серии построены с разницей в несколько лет. Поэтому, если нужно было срочно что-то измерить, можно было сделать это прямо в нашем временном жилище. Правда, под конец ремонта мы немного устали от совместного быта и очень хотели наконец въехать в новую квартиру.
Бюджет ремонта
Ремонт обошелся почти в 2 миллиона рублей. Чтобы оплатить его, мы брали кредит. Сознательно пошли на это, потому что, к счастью, квартиру получилось купить не в ипотеку. Самой большой статьей расходов стала работа прораба-мастера: на нее мы потратили около 700 тысяч.
Деньги тратили по принципу «экономим не в ущерб качеству». Могли бы выбрать более дешевое напольное покрытие — ламинат вместо ПВХ, более дешевый способ его укладки — замковый вместо клеевого, акриловую ванну вместо чугунной. Еще могли бы не демонтировать сантехкабину — все это сэкономило бы 200 тысяч. Но мы сознательно не стали от этого отказываться и ничуть не жалеем.
Потратили на ремонт в 2020 году 1 883 858 ₽
Товары и услуги | Сумма |
---|---|
Работа прораба | 681 965 ₽ |
Черновые материалы | 231 649 ₽ |
Электрика: счетчики, щиток, розетки, выключатели и другие расходники | 116 140 ₽ |
Отделка | 146 061 ₽ |
Санузел: плитка на пол и стены, ванна, полотенцесушитель, гигиенический душ, раковина с тумбой, унитаз и прочее | 255 501 ₽ |
Кухня: краска, плитка, обои, гарнитур и система для хранения «Кунгсфорс» | 199 296 ₽ |
Мебель и декор | 103 446 ₽ |
Двери и подоконники | 149 800 ₽ |
Потратили на ремонт в 2020 году 1 883 858 ₽
Товары и услуги | Сумма |
Работа прораба | 681 965 ₽ |
Черновые материалы | 231 649 ₽ |
Электрика: счетчики, щиток, розетки, выключатели и другие расходники | 116 140 ₽ |
Отделка | 146 061 ₽ |
Санузел: плитка на пол и стены, ванна, полотенцесушитель, гигиенический душ, раковина с тумбой, унитаз и прочее | 255 501 ₽ |
Кухня: краска, плитка, обои, гарнитур и система для хранения «Кунгсфорс» | 199 296 ₽ |
Мебель и декор | 103 446 ₽ |
Двери и подоконники | 149 800 ₽ |
Удачные решения в ремонте
ПВХ-плитка везде, кроме ванной и санузла. Это позволило нам сделать красивое напольное покрытие единым контуром по всей квартире: никаких порожков и стыков. А еще ПВХ-плитка — антивандальный материал: можно не переживать, когда собираешь мебель, что-то двигаешь или проливаешь на пол. Актуально в первые пару месяцев после ремонта, когда приезжают шкафы или собираются кухни.
Кухня без верхних ящиков. Я очень люблю готовить, и мне было важно, чтобы кухня была функциональной. Так и получилось: несмотря на маленькую площадь, нам удалось сделать рабочую поверхность от мойки до плиты длиной 125 см и разместить все необходимое для готовки под рукой.
Столешницу на кухню мы заказывали отдельно: по деньгам вышло дешевле, чем в салоне. А искусственный камень позволил поставить мойку подстольного монтажа — без бортиков между ней и столешницей убираться стало проще. Несмотря на все предостережения, у меня ни разу не возникло желания повесить верхние шкафчики, а кухня без них смотрится менее громоздко и неизменно меня радует.
Вынос стиральной машинки в коридор. В квартирах нашей планировки есть ниша возле ванной, которой многие пользуются как шкафом. Мы решили вынести туда стиральную машинку, а сверху повесить полки и корзины и организовать мини-сушилку. Это позволило освободить ванную от хозяйственного хаоса: теперь это комната для расслабления и заботы о себе.
Деревянные подоконники. Мы заменили стандартные белые пластиковые подоконники на подоконники из МДФ, покрытые шпоном дуба. Материал МДФ устойчив к перепадам влажности и температуры, а шпон смотрится очень красиво — такой подоконник сразу преображает вид комнаты. Цена вопроса — 10 000 ₽ за изготовление подоконников во все комнаты по нашим размерам на производстве в Подмосковье.
Снос сантехкабины. В типовых панельных домах сантехкабины встречаются часто. По сути, это дополнительный короб, который при строительстве дома краном ставили внутрь будущего санузла — получалась комната в комнате, которая дополнительно защищала от разного рода протечек. Раньше сантехкабины делали из асбеста — считается, что это крайне неэкологичный материал, способный вызывать раковые заболевания. Поэтому хорошо, что нам удалось от нее избавиться.
Кроме того, при сносе сантехкабины можно на 5—10 см увеличить общую площадь ванной и туалета. Когда мы возводили новую стену между ними, учитывали ширину ванной. Так санузел расширился как раз настолько, чтобы туда вписался гигиенический душ и маленькая раковина для мытья рук. Мелочь, а приятно.
Ошибки
Изгиб у измельчителя. На кухне мы установили измельчитель и получили с ним веселье в первый же вечер, когда отправили туда кучу заварки. Она проскочила диспоузер и образовала пробку в трубе после него. Вывод: не нужно после измельчителя ставить гофрированную трубу с изгибом, туда обязательно что-то забьется.
Нестойкая эмаль на фасадах кухни. Ее слой довольно тонкий, в паре мест уже появились сколы, они белые, и их видно. Жалею, что в салоне не пробовала «повандалить» выставочные образцы. Они, правда, тоже были с повреждениями, но я не обратила на это внимания, списав на условия эксплуатации.
Лишние батареи. По всей квартире у нас обычные биметаллические радиаторы. Мы решили их не трогать при ремонте — не включили критическое мышление. Потом оказалось, что в большой комнате у нас очень жарко, и я решила посчитать. Спальню площадью 12 м² обогревает батарея из шести секций. Большую комнату площадью 19 м² — два стояка и две батареи, в сумме — 14 секций. Этого размера достаточно, чтобы обеспечить теплом комнату 22 м².
Почему предыдущие владельцы поставили такие здоровые батареи — непонятно. Возможно, здесь действительно было холодно до капитального ремонта. Но мы заделали межпанельные швы и поменяли резинки на окнах, так что теперь в помещении стало теплее.
В итоге мы просто выключили большую батарею из 10 секций, стало намного лучше. Мораль: рассчитывайте размер батарей в зависимости от площади. У нас, например, две секции точно лишние, а еще в расчет явно не брали трубы стояков.
Разводы на темных обоях. Первые обои, которые мы купили чуть ли не в самом начале ремонта, «сели» после поклейки, и стали видны швы между полотнами. Их пришлось снимать и покупать новые — и тут то ли полотна были тонковаты, то ли прораб мазал много клея, но на обоях после поклейки проступили белые пятна. Возможно, сыграл роль еще и цвет отделки: три стены у нас насыщенные сине-зеленые, одна — черная.
Кто виноват — обои, клей или руки того, кто клеил, — непонятно. Магазин, конечно, претензий не принимает, желания заморачиваться с экспертизой не было, хотели все скорее доделать. Обидно, что поспешили с покупкой в сентябре: когда вскрылись проблемы с обоями, срок возврата уже истек. Так что лучше не покупать отделочные материалы сильно заранее, даже если продавцы стращают повышением цен.
Плитка. С этим материалом у нас вышло больше всего косяков. Не хватило деревянной плитки для того, чтобы выложить пол в туалете, — докупили коробку. Не хватило желтой плитки на кухню — докупили две коробки.
Самое обидное, что я просила сотрудника из плиточного ангара накинуть запас, а он говорил: «Я ваши деньги экономлю, лучше потом дозакажете». Такая экономия нам вышла боком, потому что, когда выясняется, что плитки не хватает, везти ее надо уже чуть ли не на следующий день — а из ангара надо ждать заказа неделю. Поэтому в обоих случаях мы переплачивали за коробку и дважды заплатили за доставку.
Что бы я сделала по-другому:
- Как минимум очень внимательно перепроверила бы количество квадратных метров в заказе. Так я еще на этапе оформления нашла бы косяк продажника: он забыл посчитать дерево на стене, которое сам же придумал.
- В идеальном мире нарисовала бы раскладку заранее и посчитала бы все плиточки, чтобы убедиться, что количество коробок верное. У нас не было эскиза только для кухни, и с ней в итоге вышел самый неприятный дозаказ по не очень приятным ценам.