Как мы добрались почти до края света: наш опыт организации путешествия в Патагонию

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Планирование поездки в Южную Америку в условиях текущих ограничений становится крайне непростой задачей, поэтому хочу поделиться нашим опытом, чтобы вам было чуть проще, а также развеять некоторые страхи, связанные с организацией маршрутов в далекие от РФ страны.

Покупка билетов до Аргентины

Мы разбивали маршрут на 2 части: Москва — Стамбул, Стамбул — Буэнос-Айрес (далее — БА). Если брать билеты не отдельными сегментами, а с пересадкой, получается намного дороже. Также сильно прибавляет в стоимости прилет/вылет из одного аэропорта, поэтому брали билеты через Pegasus из Москвы с прилетом в SAW, а из Стамбула Turkish Airllines из аэропорта IST. Покупка только с карты иностранного банка. Все билеты с полным возвратом и возможностью изменения рейсов, за это приходится переплачивать, однако так появляется гораздо больше опций в случае, если что-то внезапно пойдет не по плану.

Лететь до БА долго, 18,5 часов туда (с учетом остановки в Сан Паулу без выхода из самолета) и чуть меньше обратно, поэтому возможность сделать короткую передышку в Турции и поспать ночь только на пользу. Важный момент: билеты в БА и обратно должны быть в одном бронировании. При нас некоторых хитрых личностей, покупавших билеты в один конец, разворачивали и не пускали на борт уже после прохождения регистрации. Не слушайте раздутые новости, что якобы россиян не пускают в Стамбуле на рейсы в Аргентину, просто не надо думать, что ты умнее системы.

Покупка билетов в Южной Америке

БА не был конечной точкой маршрута: основная цель поездки была связана с посещением Патагонии. Добраться туда можно несколькими способами:

  • Пунта-Аренас (Чили),
  • Эль Калафате (Аргентина).

Соответственно, если летим в первый, то надо делать еще дополнительный перелет из БА в Сантьяго, а потом уже лететь на юг, а если во второй — то есть прямые рейсы из БА. Нам пришлось выбрать первый вариант. Связано это было с особенностями аренды автомобиля, без которого в Патагонии, в общем-то, делать нечего. Об аренде чуть позже, это очень важный пункт.

Все билеты внутри континента брали Latam, тоже с полным возвратом и изменением. Исключение составил только билет из БА в Пуэрто Игуасу — FlyBondy, однако я не рекомендую пользоваться услугами этой компании (билеты дешевые, но в день вылета из 4 обратных рейсов они отменили 3 и 1 задержал на 1,5 часа, так что мы думали, что вообще не улетим в этот день обратно, а делать более нескольких часов с на водопадах откровенно нечего).

Местная валюта

В Аргентине официальный курс песо к доллару ниже процентов на 20, чем черный курс, поэтому рекомендую менять наличные доллары на песо не в банке и расплачиваться именно наличными. Заказать обмен с бесплатной доставкой при сумме обмена от 300 долларов можно тут. Деньги привозит курьер по указанному адресу. В Чили валюта стабильнее, обменный курс при операциях по карте близок к банковскому.

Аренда авто

Это отдельная и самая большая проблема. По крайней мере для граждан РФ. Складывается впечатление, что именно за счет этой проблемы частные гиды и компании делают прибыль и заламывают конский ценник на туры, маршруты которых могут даже уступать по насыщенности программы тем, что спланированы самостоятельно.

Проблема заключается в том, что почти все компании не дают делать бронь без кредитной карты, а с получением кредитки иностранного банка для граждан РФ есть очевидные проблемы. Кредитки Union Pay Газпромбанка не работают (специально выпускали для вреды авто, но оказалось, что они почти нигде за рубежом не работают, даже в Турции прошла оплата 1 раз из 3 попыток). Размер депозита (гарантии) за автомобиль также неприятно удивляет, большинство прокатчиков хотят примерно 2,5 тыс. долларов, если вы планируете пересекать на авто границу с Аргентиной.

Нам удалось найти только 1 компанию в Пунта-Аренас, которая согласилась на гарантию наличными в размере 1 тыс. долларов: Blue Rent a Car (+56944217293). Именно поэтому и пришлось лететь в Пунта-Аренас, а не Эль Калафате, хотя через Калафате маршрут получается эффективнее.

До последнего были сомнения, что удастся получить машину без проблем: сайт сделан на коленке, все общение только в WhatsApp, очень плохо понимают английский. Но в итоге все прошло хорошо, машину привезли к отелю, состояние хорошее, пробег 10000 км, все документы для пересечения границы с Аргентиной в порядке. Есть также прямой контакт человека, который сдавал нам авто, у него с языком чуть получше, возможно лучше будет бронировать у него напрямую: +56991542555 (Anibal).

Проблем с заправками нет, хотя нам рекомендовали заправлять каждый раз, как видим заправку. По факту надо просто следить за расходом бензина. Где заправляться: Пунта Аренас, Пуэрто Наталес, Эсперанса, Эль Калафате, Эль Чальтен. Бензин в Аргентине чуть дороже, чем в РФ, но раза в 2 дешевле, чем Чили. В нацпарках и вне городов по маршруту заправок нет.

Что касается качества дорог, то везде в Аргентине по основным маршрутам дороги приемлемого качества, а вот в Чили в районе Торрес-дель-Пайне неизбежно придется столкнуться с грунтовкой и ямами. Ограничение в Чили 100 км/ч, в Аргентине — 110. Можно ехать быстрее, полиции нет, камер нет, но не рекомендую идти сильно больше 120, какими бы пустыми не казались дороги — сильный боковой ветер и животные. Ранним утром может быть туман, дороги не освещаются.

Аренда жилья по маршруту

С этим проблем совсем нет. Выбор огромный. Есть приятный бонус — при оплате наличными долларами можно получить существенную скидку — до 30%. Иностранные граждане в Чили при аренде жилья не платят НДС, для этого при поселении запрашивают паспорт и PDI карту (дают при въезде в страну). Мы бронировали все через Booking.com. Где мы останавливались: БА (2 ночи, прилет ночью, акклиматизация и отдых) — Пунта Аренас (1 ночь, утром получение машины) — Пуэрто Наталес (4 ночи, все активности в Торрес-дель-Пайне) — Эль Калафте (1 ночь, утром поездка к Перито Морено) — Эль Чальтен (1 ночь, утром треккинг около Фицрой) — Эстнация Ла Эстела (1 ночь, просто залипаловское место по пути обратно) — Пуэрто Наталес (1 ночь, утром переезд до Пунта Аренас, сдача машины и вылет в Сантьяго) — Сантьяго (1 ночь) — БА (3 ночи, туса в городе и 1 день на Игуасу).

Готов рекомендовать: топовое жилье и хозяин в Пуэрто Нателес, рекомендую избегать это жилье в Эль-Чальтен. В принципе, можно было остановиться на Ла Эстела на 2 ночи, вместо одной, и съездить на трекинг утром к Фицрою, так как в Эль Чальтене не сильно большой выбор хорошего жилья и ресторанов.

Граница между Аргентиной и Чили в Патагонии

Есть несколько мест, где можно пересечь границу, мы ехали из Чили в Аргентину через Рио Дон Гильермо и обратно через Доротеа (рядом с Пуэрто Наталесом). Рекомендую второй вариант — на этом маршруте нет грунтовки, и мы не видели на этом пункте больших туристических автобусов, которые могут очень сильно задержать прохождение контроля.

Процедура следующая: останавливаемся на пограничном пункте на выезде из страны (их на самом деле, легко проехать, так как шлагбаумы открыты, это не та граница в нашем привычном понимании), показываем / оформляем бумажки, останавливаемся перед пунктом на въезде, показываем / оформляем бумажки, на все надо закладывать от получаса, но лучше больше.

Что посмотреть

На первый день в БА у нас не было планов, мы остановились в старой части района Палермо, жилье недорогое, но шумновато. Любителям баров понравится — они тут на каждом углу и хорошее вино в магазине по цене воды. Отоспаться, отдохнуть, поесть свежайшего хамона и сыра с вином из лавки поблизости. Затем перелет в Пунта Аренас, так как с пересадкой, то по сути занимает почти целый день. Так что тоже только поужинать и переночевать.

Путешествие начинается на следующий день с Fin del Mundo — весьма живописной дороги в сторону Пуэрто Наталеса. По дороге вы встретите много гуанак (местная разновидность лам) и нанду (мелкие серые страусы). Будьте осторожны — гуанаки реально перебегают дорогу.

По пути к Пуэрто Наталес и далее на всем маршруте на дороге тушки сбитых кроликов и пару-тройку раз попадались даже сбитые гуанаки. Следующая остановка — Пуэрто Наталес — была выбран, как ближайший большой город к Торрес-дель-Пайне. Как оказалось, само по себе очень залипаловское место с потрясающим видом на фьорд и горы и умопомрачительными рассветами и закатами.

Далее три дня катаемся в нацпарк. Тут каждый для себя выбирает активности, кому что близко. Мы в первый день в нацпарке проехали все основные локации, до которых можно было добраться на машине, во второй день 23 км трекинг к пикам Торрес-дель-Пайне и в третий — на кораблике к леднику Грей. Первый день повезло с погодой — впечатления как от Южного острова Новой Зеландии, во второй день было пасмурно, но ничего не поделать — погоду в Патагонии не выбирают, а прогнозам верить бесполезно. Сразу скажу, что трек далеко не простой, ближе к концу тропы около километра довольно приличный подъем по камням, а по возвращении ноги прямо гудят.

Ледник Грей однозначно рекомендую, ИМХО не хуже Перито Морено, но чуть ниже. Рекомендую именно тур к леднику на лодке. Есть еще тур на каяках (очень дорогой — что-то типа 300 долларов на человека), но близко к леднику все равно подплыть не дадут, а айсбергов, среди которых можно поплавать, мы не увидели. При этом на озере волны и ветер. Возможно, маршрут каяков какой-то другой, конечно.

Описанные активности покрывают в общем-то весь W-трек, так что ходить пешком по одному и тому же парку по местам, куда проще добраться на машине, да еще и задорого — даже в палатке — мне кажется, бред. Это не Непал.

Есть лайфхак — билеты в нацпарк в общем то у нас ни разу не проверяли, разве что сами выходили их показывать на въезде. А вот если проехать до 7 утра, то показывать будет некому, но я не рекомендую так делать — передвигаться в темноте на авто небезопасно. Кстати, сами билеты в Торрес-дель-Пайне можно купить только онлайн (и со скрипом — на месте), а с лета 2024 вообще нельзя будет купить оффлайн. Но с онлайн покупкой есть проблемы, сайт очень кривой, так что просите ваших хостов, у кого останавливаетесь, купить вам билеты.

Следующий день переезд до Эль Калафате, чтобы с утра отправиться к еще одному леднику — Перито Морено. Погоду тут тоже загадывать бесполезно, мы все успели посмотреть до дождя, но потом ливануло, как из ведра. Следующий Пункт — Эль Чальтен. Маршрут до Фицроя напоминает местами наш Кавказ. Сам Фицрой, кстати, лучше всего видно вне города и даже не на треке)). Если повезет с погодой. Если нет, то Эль Чальтен — серое и мрачное место, даже гор не видно. Мы не стали делать полный трек до Фицрой, погода была довольно переменчива, и к середине поднялся очень сильный ветер, а ветер в горах плюс холод — не самое приятное сочетание во время трека.

После трека — переезд до Ла Эстела, супер вид на озеро Вьедма и реку. Потом уже только дорога обратно и перелет в Сантьяго. По возвращении в БА можно немного погулять по районам Палермо и Риколета, насладиться местным стритартом и европейской архитектурой, посмотреть аргентинское танго.

По поводу Игуасу — если до этого не были в Исландии и на Ниагаре, то понравится, если были — то скорее всего, не зайдет. Нам не зашло. Толпы туристов, жарко.

Местная кухня

Что точно попробовать: в Сантьяго — рыбу, устрицы и гребешков в ресторане, в БА (если вдруг будете в Палермо) — бурату и мясо в этом ресторане. 100% нужно есть местный хамон и сыры. Еще можно взять паэлью, не испанская, но достойный вариант. Обязательно попробовать коктейли на основе Pisco.

С чем надо быть аккуратными — порции огромные и лимон в нереальных количествах везде. Карпачо и тартар просто плавают в лимоне. Лучше везде просить приносить лимон отдельно. Но даже тогда умудряются все равно его добавлять. Не ясно, с чем связана такая любовь к этому фрукту.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество