Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

1
Аватар автора

Мария Сергеевна

спросила в Сообществе

Сыну шесть с половиной, в сентябре пойдет в первый класс. Читать начал примерно в пять лет.

Стала замечать, что пересказать прочитанное для него проблема. Простые истории, где фигурируют один-два героя, он еще более-менее запоминает. Но если попадается текст чуть сложнее и с сюжетными поворотами, совсем беда. Может запомнить начало или конец, и то не объяснит, как они связаны.

Можно ли научить ребенка пересказывать? Переживаю, что в школе этот навык будет необходим, а у сына он совсем не развит.

Аватар автора

Анастасия Хома

учитель русского языка и литературы, мама двоих школьников

Страница автора

Пересказ — это не так легко, как кажется. Нужно не просто изложить прочитанное своими словами, а понять смысл истории, запомнить детали, соблюсти последовательность и логику повествования.

Я преподаю русский язык и литературу в пятых — одиннадцатых классах. И часто замечаю, что школьники с трудом запоминают сюжеты классических произведений. Написать изложение для них еще более сложная задача.

Но пересказу можно научиться. Расскажу, как это сделать и что будет, если не развивать навык.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Почему ребенку тяжело пересказывать

Чтобы облегчить себе жизнь, многие родители занимают ребенка мультфильмами, телефоном и компьютером. Если поначалу книги еще могут конкурировать с гаджетами, то со временем, скорее всего, выбор делается в пользу электронных устройств.

Это происходит потому, что ребенок, как и взрослый, идет по пути наименьшего сопротивления. Ведь чтобы прочесть хотя бы страницу текста, надо потрудиться. А смотреть динамичные мультфильмы или листать веселые ролики из соцсетей можно не прилагая усилий.

В результате ребенок привыкает получать информацию фрагментарно, короткими кусками и в виде ярких образов. И начинает мыслить так же: быстро, отрывочно, нелогично, перескакивая с одного на другое. Ребенку становится сложно выстраивать причинно-следственные связи, понимать содержание текста и интерпретировать смысл отдельных фраз.

Полностью запрещать гаджеты бесполезно, но можно предложить альтернативу — чтение. Книги расширяют словарный запас, делают речь стройной, логичной и образной. И конечно, помогают научиться пересказывать.

Как выбрать подходящий текст

В российском фильме «Батя» суровый отец учил сына читать с помощью советских газет. Мальчишка по слогам осваивал сложные конструкции и не понимал смысла прочитанного. Такое чтение не приносит пользы, не развивает воображение и логическое мышление. Потому что текст выбран неверно.

Правильный текст — тот, что соответствует возрасту и заставляет ребенка анализировать. Так, для ребят 5—7 лет подходят народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и других детских авторов, которые пишут короткие истории с динамичным сюжетом.

Выбрать подходящее, отталкиваясь от интересов ребенка, помогут списки детской литературы по возрастам. Например, такой список есть у проекта «Научи хорошему». Еще можно посоветоваться с воспитателем детского сада или школьным учителем. Они подскажут сказки, рассказы и повести, опираясь на образовательную программу.

Как подготовиться к пересказу

Выбрав подходящую книгу, можно начинать готовиться к пересказу. Вот как это делать.

Шаг 1. Заинтересуйте сюжетом. Например, загадайте ребенку загадку про главного героя или покажите иллюстрацию с его участием. Главное — не пугайте строгим «А теперь будем учиться пересказывать!».

Шаг 2. Попросите ребенка прочитать текст. Лучше, если он будет делать это вслух, а вы — слушать, как он читает. Так убьете сразу трех зайцев: ребенок будет учиться выступать публично, правильно расставлять ударения в словах, а еще проговаривать сложные предложения, которые почти не встречаются в бытовом общении, — это обогатит его речь.

Шаг 3. Задайте вопросы по содержанию: где происходят события, кто главный герой, что он сделал. Попробуйте усложнить задачу и спросите, например, какой у героя характер. Почему он поступил так, а не иначе? Что было бы, если бы он принял другое решение? Эти вопросы помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Шаг 4. Разберите все, что непонятно. В рассказах детских классиков часто встречаются незнакомые детям слова, например названия предметов, которые уже исчезли из нашей жизни. Родителям важно не игнорировать, а объяснять их, чтобы в тексте не осталось белых пятен.

Шаг 5. Предложите разбить текст на небольшие части. При необходимости ребенок может перечитать их, а потом дать каждой название — такое, чтобы из него было понятно, о чем отрывок. Получится что-то вроде плана.

Лучше, если частей будет не больше пяти, иначе ребенок запутается в них или что-то упустит. Можно подключить зрительную память и попросить ребенка нарисовать к каждой части иллюстрацию.

Шаг 6. Попросите ребенка пересказать сначала первую часть, потом — вторую и так далее, опираясь на названия глав и рисунки. Постепенно удастся восстановить в памяти весь сюжет.

Если ребенку сложно, задавайте наводящие вопросы. А еще подсказывайте нужные слова: детский словарный запас еще беден, в нем преобладают существительные и глаголы — это нормально. Главное — не забывайте хвалить за старания.

Почему ребенку лучше учиться пересказу вместе со взрослым

Научиться пересказу самостоятельно сложно. Ребенок не знает алгоритма выполнения задания и порой не понимает смысла прочитанного. Лучше, если рядом будет взрослый: объяснит, подскажет, задаст наводящие вопросы. Да и в целом поможет сконцентрироваться на задаче. Часто уровень дисциплины у детей далек от того, чтобы делать что-то без родительского контроля.

Я убедилась в этом сама, когда однажды усадила семилетнюю дочь за книгу и попросила самостоятельно прочитать небольшой рассказ. Спустя пять минут она заявила, что задание выполнено, и даже складно пересказала сюжет. Правда, не учла, что содержание рассказа мне известно и оно мало совпадает с тем, что она придумала.

На более внимательное чтение того же текста ушло уже десять минут. Во второй раз дочь без запинки рассказала начало и конец истории. Но мне были интересны подробности, как развивались события. Она отвечала, растягивая предложения.

Я насторожилась, но списала на то, что сама подзабыла детскую литературу. Позже перечитала рассказ и поняла, что дочь прочитала его начало и конец, а остальное додумала. Этот случай заставил меня уделять больше времени совместному чтению.

Несмотря на мои усилия, дочь не зачитывается книгами. Но то, за что берется, читает от корки до корки. Иногда я спрашиваю ее о героях и сюжете рассказов, прочитанных несколько месяцев назад, и она дает подробный пересказ. А еще получает хорошие баллы за школьные тесты по литературному чтению и отлично справляется с заданиями на восприятие текста. Уверена, что совместное чтение сыграло в этом большую роль.

Как усложнить пересказ

Если ребенок осмысленно и последовательно пересказывает прочитанную историю, не пропускает весомые фрагменты и даже использует характерные для героев речевые обороты, все получилось. Тогда можно усложнить задачу и предложить ребенку более трудные варианты пересказа.

Подробный пересказ. Цель — рассказать о сюжете в деталях. Для этого родителю нужно задавать как можно больше вопросов, чтобы ребенок передал текст максимально подробно и близко к содержанию.

Пересказ с изменением лица. Если рассказ написан, например, от первого лица, его нужно изменить на третье. То есть вместо «Я пошел…» ребенок должен сказать «Автор пошел…». Такой способ пересказа часто используют при написании изложения в пятых и шестых классах.

Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, когда известного героя заменяют на другого, а знакомые события идут не по привычному пути. Например, сказку про Колобка можно пересказать так, будто он никуда не убегал, а лиса сама к нему пришла. Или события произошли не с Колобком, а с Курочкой Рябой. Так ребенок развивает воображение и тренирует аналитическое мышление.

Пересказ-инсценирование разыгрывают с помощью игрушек или настольного театра. Хорошо подходит для дошколят и младших школьников.

Что будет, если не развивать навык пересказа

Неумение пересказывать прочитанное может осложнить учебу в школе.

В первом и втором классах дети еще не пишут диктанты и изложения, но их уже просят прочесть и пересказать сказку или рассказ. В качестве итогового годового тестирования по литературному чтению учитель предлагает первоклассникам выполнить задания на восприятие небольшого текста. С ними зачастую не справляются даже самые толковые ребята.

В средних классах школьники часто не могут поразмышлять на заданную тему или описать картину. Например, на итоговом собеседовании по русскому языку, которое проходило в феврале 2023 года и было доступом к ОГЭ, многие девятиклассники не сумели описать предложенную картинку. Хотя нужно было сформулировать всего десять предложений.

Даже выпускники порой не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, логично обосновать утверждение. Ребятам бывает не по силам сформулировать сложное предложение — причем и устно, и тем более письменно.

Что в итоге

Начинать учиться пересказу нужно с выбора подходящего текста. Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть история.

Не оставляйте ребенка один на один с книгой: сложно справиться с задачей, не понимая алгоритма выполнения. Роль родителя — заинтересовать сюжетом, объяснить непонятное, задать наводящие вопросы, подсказать и обязательно похвалить за старания.

Скорее всего, первые пересказы будут отрывочными, сбивчивыми и в целом далекими от идеала. В этом нет ничего страшного. Вместе читайте книги, обсуждайте прочитанное, подавайте пример и сами чаще берите книгу в руки. Постепенно все получится.

Анастасия ХомаКак ваш ребенок научился пересказывать? Поделитесь опытом:
  • Чай УлунАвтору спасибо за статью! Способность пересказывать - это критерий развитого мышления, в нейропсихологических тестах специально дают мини-рассказы для пересказа, так что уметь надо обязательно. Кстати, мультики тоже можно пересказывать) меня родители в детстве, чтобы отучить от излишнего просмотра мультиков, просили пересказать, о чем они) если получилось - ну ок, досматриваю, если нет - выключаю прям щас и до вечера без телевизора)) помню это ужасающее ощущение пустоты в голове, когда в первый раз пришлось отвечать))) мультики дети и правда смотрят бездумно, потом только модели поведения тупо копируют (тоже по себе помню, как диснеевские ужимки всей детсадовской группой копировали). А пересказ помогает видеть причинно-следственные связи в сюжете, мотивы персонажей и тп. Так что и к мультикам можно подойти с умом: посмотрел - перескажи маме или папе, а то им смотреть некогда, а узнать, о чем там, очень хочется ;-)11