Я учу играть на фортепиано детей с особенностями развития

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Приветствую всех в этой статье!

Предыдущий мой пост вызвал большое количество откликов, и я поняла, насколько актуальна для людей тема развития детей с особенностями.

Скажу честно, для меня раньше все это было только отдалённо знакомым — не со мной и будто не для меня, и я даже не задумывалась о том, насколько подобная работа затянет меня и будет мотивировать.

Напоминаю: я работаю в государственной музыкальной школе и веду частные уроки.

Мне довелось работать с особенными детьми и в стенах школы, и в "своих" стенах. Конечно, второй вариант оказался предпочтителен и для самих детей, и для меня, но я понимаю, что не у всех есть средства для частного обучения.

Однако занятия музыкой однозначно стоит иметь в виду, если вашему ребёнку поставили сложный диагноз. Это должен быть один из инструментов, в совокупности с другими видами реабилитации. Чудес не бывает, если к ним не подбираться мелкими шагами 🙂

Как я начала работать с детьми с особенностями развития

Сначала я хочу описать вообще то, как я дошла до мысли, что могу помогать детям с особенностями. В школу я пришла работать в 22 года, у меня ещё не было закончено высшее образование. Мне достался класс общего фортепиано, где я и встретилась впервые с двумя особенными учениками.

Скажу честно: у меня не было никакого опыта, и я не знала, что делать.

Такому не учат в институте или колледже, в нашей системе почему-то вообще избегают варианты такой работы — мол, воспитывайте тех, с кем можно работать, зачем время тратить безрезультатно!

На момент начала моей работы дети практически не могли нормально играть: не знали нот, испытывали трудности с постановкой руки из-за напряжения. Мы старались делать всё, что могли за 40 минут 1 раз в неделю.

Честно говоря, этого было совершенно недостаточно, и результат выдающимся не выходил. Очень сильно помогали мне родители детей: по сути они учились вместе с ними, сидели за инструментом вечерами, чтобы выучить простые детские песенки.

А я плакала почти после каждого занятия. Потому что совершенно не знала, как продвигаться. Тогда я ещё не имела такой большой фантазии и не интересовалась особо смежными науками, изучающими реабилитацию детей с особенностями.

Через 2 года дети выпустились. Мы достигли того, что играли детские песенки за 1 класс, знали ноты, играли упражнения и гаммы (не теми пальцами, которые установлены, к сожалению — у меня не получилось переучить их использовать все пальцы, потому что изначально дети так привыкли).

Получается, что у меня появился подтвержденный опыт работы с диагнозом ДЦП. Диагноз второго ученика точно не знаю, подозреваю серьезные задержки речевого развития.

На данный момент несколько детей приходило непохожих на остальных: подозреваю, что у них есть расстройства аутистического спектра, но родители никогда об этом не говорили вслух. Сейчас в классе есть ребёнок с подтвержденным СДВГ и ребёнок, ранее с задержками в развитии (по результату двухлетней работы диагноз снят).

Первые успехи

Я всегда работала со всеми детьми как с нормотипичными. У меня не было особенного трепета и облегченных требований для тех, кому было сложнее остальных.

На уроках мы вместе радовались даже маленьким победам: например, получилось сыграть строчку без остановок. В рамках школы дети сдавали экзамены по общему фортепиано вместе со всеми, их программа была только несколько легче и короче.

Жаль, что я не смогла на тот момент помочь им с расслаблением мышц, ведь у многих они были перенапряжены, и я это видела.

Позже мне потребуется попасть к другому педагогу в институте, чтобы увидеть и у себя самой всё то же самое, несмотря на полное здоровье. И чтобы понять, как я могу изобретать упражнения на ходу, адаптировать под свои цели не только инструмент, но и все подручные средства.

Именно тогда я начала думать, что музыка может стать хорошим средством помощи в нелегкой борьбе за здоровье.

К сожалению, должна отметить острую нехватку специалистов, думающих так же, как я. Написала выше, что люди не видят смысла "возиться" со сложным материалом (по-другому это, наверное, никак не назовёшь).

К тому же преподаватель должен иметь чуть ли не медицинские знания о психике и её различиях у разных детей (предметом психология, который все проходят в институте, тут не ограничишься), о физическом теле, о работе мозга при различных заболеваниях.

Самой мне всегда было это интересно, потому что родители — врачи (а мама — педиатр, и она часто сталкивалась с такими случаями в своей практике).

Я начала поиски информации по музыкальной работе с особенными детьми. И оказалось, что всё прекрасно только в теории.

Хотелось, чтобы был готовый план работы и живой опыт, но мне не попадалось ничего дельного и интересного в рамках именно "музыкальной реабилитации". Было лишь несколько программ для работы в рамках музыкальной школы с лёгкими проблемами.

Методы, которые я использую в работе

Я добавила в свое объявление о частных уроках информацию о том, что работаю со сложными случаями. Очень скоро нашёлся ребёнок, опять же с ДЦП, возраст — 5,5 лет.

Очень хорошо идёт на коммуникацию, имеет отличный словарный запас и вообще очень непосредственный взгляд на жизнь 😀 только начинает ходить.

При знакомстве выявились все те же, уже знакомые:

  • практически полное отсутствие мелкой моторики,
  • сильнейшие зажимы в мышцах, а особенно в пальцах, одновременно при огромной их слабости.

Ребёнок нажимает на клавиши всем весом тела, но звук при этом практически не создаётся, к тому же не получается долго удерживать клавишу.

Работу, вопреки общепринятым стандартам, мы начали не с третьего пальца, а со второго. Ребёнок ещё и левша!

Поначалу пальцы абсолютно отказывались шевелиться. Мы разделяли очень простые детские песенки (на двух нотах) обязательно для исполнения двумя руками, поочерёдно, играли их по большей части даже моими руками, пели.

Оказалось, что у ребёнка шикарный слух и голос! Вообще я могу сказать, что у всех особенных детей в моей практике музыкальные данные были шикарными. Вот такое наблюдение)

Очень остро стоял вопрос развития подвижности пальцев. Параллельно родители активно занимаются с ребёнком: гимнастика, массаж. Но их работа направлена на опорно-двигательный аппарат, не включая мелкую моторику.

Упражнения для развития межполушарных связей. В это же время я начала читать про нейропсихологию, и мне показалась эта наука очень интересной в связке с музыкой. Я стала добавлять оттуда упражнения на развитие межполушарных связей. Это оказалось отличным вспомогательным методом для развития координации!

Упражнения для расслабления мышц. В работу я также включила прогрессивную мышечную релаксацию, о которой узнала от психотерапевта. Это поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц. Использую и с детьми, и со взрослыми — вообще со всеми своими учениками.

Все познаётся в сравнении: как можно расслабить руку, если не знаешь, каково это? Мы часто даже и не подозреваем о том, что напряжены.

Тренируемся вообще на всём: на инструменте, на столе, на мне (проверка силы пальцев — толчок в моё плечо только ладонью без участия всей руки).

Нейротренажеры. В конце прошлого года я обнаружила чудесные деревянные нейротренажеры авторского производства у другой своей коллеги, накупила почти все. Там есть так называемая "пальчиковая полянка" — нужно выкладывать разные последовальности из деревянных цветочков с номером пальца и проходить по ним.

Попасть в нужную выемку для цветка тоже сложно, как оказалось — должны работать пальцы! Поэтому ученик выкладывает их под моим контролем и максимально сам, я терпеливо не помогаю.

Массаж. Часто делаю массаж пальцев, ладоней и предплечья своими руками, разминаю напряжённые мышцы, будто "леплю из пластилина".

Сейчас мы подключили в работу все пальцы, учимся их расслаблять и управлять ими. Играем абсолютно все штрихи, я поддерживаю руку в правильном положении и помогаю почувствовать нужное движение.

Часто мне приходится самой управлять пальцами, чтобы задать вектор. Главная моя задача — "вытащить" пальцы на поверхность клавиатуры, заставить их двигаться отдельно от всей ладони.

Результаты

Мы наблюдаем огромные успехи за полгода! По сравнению с началом работы сейчас пальцы очень быстро и самостоятельно шевелятся (проверка на упражнении "пауки" — движения пальцами в воздухе по отдельности, чем быстрее, тем лучше).

Уже получается держать клавишу долго и чтобы она звучала! Правда, пока всей рукой. Мы начали играть двумя пальцами одновременно (исключительно упражнения).

Из побочных положительных эффектов — общее развитие вышло на совсем иной уровень. Это не только моя работа, конечно же, но я верю, что причастна и к улучшению походки:

  • теперь получается при ходьбе вставать полностью на стопу,
  • ребёнок начал без моей помощи слезать с высокого стула после занятий (в этом помогают руки, а именно сильные пальцы — зацепиться за диван для поддержки).

Улучшились навыки письма, рисуем в нотных прописях сейчас уже без помощи мамы! Ребёнок начал рисовать и другие картины красками, выкладывать мозаику.

Это не говоря уже о том, что мы выучили (одновременно) ноты в 1 и малой октавах и бегло читаем их с листа.

Ребёнок отмечает свои успехи и радуется, также их видят сами родители. Мы понимаем, что всё не зря!

Интересно, что до наших занятий мама уже находила преподавателя. Но он до них так и не добрался: как только узнал о диагнозе, перестал отвечать на звонки и сообщения…

Как видите, мой опыт затрагивает в основном детей с физическими особенностями. Также у меня есть уверенность, что занятия на фортепиано могут стать отличным средством для реабилитации после инсультов и других нарушений кровообращения.

Эта мысль пришла в голову тоже не просто так: в ноябре 2023 года инсульт случился у моего папы. Живёт он в Оренбургской области, поэтому я старалась помогать дистанционно — рекомендовала упражнения для разработки неподвижной кисти. Живого опыта работы пока не приобрела, но хотелось бы.

Сложности

Были случаи, когда мне не сразу удавалось установить с ребёнком контакт. Он мог молчать на протяжении всего урока. Это я тоже считаю тяжёлым случаем: невозможно выяснить, что ребёнок знает и понимает, практически не слышно даже игры на инструменте, настолько сильно присутствует страх и зажатость.

В этой ситуации мы действовали также, как и в подробно описанном случае выше. Работа с расслаблением посредством упражнений, разговор (даже если это больше был мой монолог).

Я не давлю, и мы двигаемся очень маленькими шагами. Мне приятно видеть даже их, хоть часто для музыкальной школы этого недостаточно, у нас же программа. Понимая, к чему мы пришли, я отмечаю огромный прогресс.

Те же методы распространяются и на работу с СДВГ. Единственное отличие — мы добавляем в урок с периодичностью в 15-30 минут физическую активность для выброса энергии. Бегаем или приседаем, кстати, вместе. Мне тоже полезно))

В чем здесь вообще изначальная сложность работы? В невозможности слышать что-то за пределами мыслей из своей головы.

Такие дети сильно тревожатся, им важна ритуальность в занятиях. Они ищут эмоциональную поддержку от своего педагога, поэтому порой могут повторять одно и то же до десятка раз, пока не получат отклик.

Мы добавляем в занятия игру с метрономом, поскольку она помогает концентрироваться на звуках за пределами своей игры, мотивирует замедлиться и успокоиться.

У гиперактивных детей сильно выражена торопливость, поэтому даже во время выступления на экзаменах я заставляю их считать себе вслух, подчёркивая, что это их преимущество перед большинством, которое так делать не умеет 😉

Аналогичная работа велась и для ребёнка с задержками в развитии: спустя 2 года он достиг полного соответствия возрасту (не только путем занятий музыкой, а в связке с другими специалистами).

Кстати, очень важным в своей работе я считаю слушание музыки. Оно помогает нам сформировать разные эмоции и даже справиться с напряжением.

Заметила, что дети, регулярно слушающие классическую музыку, обладают более ярким аналитическим мышлением, могут лучше применить свои знания, имеют отличную фантазию и словарный запас. А особенные дети начинают лучше управлять своим телом.

На уроках я играю сама, задаю описывать по результатам прослушивания любую картину, возникшую в голове, обязательно подробно.

Итоги

Даже если вам кажется, что ничего от появления в вашей жизни классической музыки и игры на инструменте не изменилось, вам только кажется — все идёт в долгосрочную перспективу. На особенных детях отследить эту пользу гораздо проще, и она определённо есть.

Общие принципы моей работы базируются на снятии напряжения физического и психологического, которое сильно выражено в любой особенности развития. Для своих детей я выполняю роль не только преподавателя, но и психолога, реабилитолога, физкультурника 😀

Я считаю, что пока о такой работе знаю лишь малую часть, но она уже даёт огромные плоды. Конечно, было бы проще идти стандартным путем: отзанимался, достиг цели и поехал по своим делам.

Работа с особенностями очень выматывает меня и морально, и физически. Но я, наверное, идеалистка и верю, что могу принести этому миру пользу, не идя по общепринятой норме.

Задавайте вопросы в комментариях. Я постаралась осветить в статье основные принципы работы, потому что подробно описать, что мы делаем даже в рамках одного урока, будет невозможно.

И обязательно начните заниматься музыкой, даже если вам сейчас 70. Она меняет жизнь к лучшему, проверено на моих учениках в возрастной категории от 3 до 70 лет 😉

P. S. Фотографий не прикладываю из соображений конфиденциальности о своих учениках. Да у нас почти их и нет, если честно. Только редкие видео, где они играют.

Поэтому приложу фотографию главного помощника моих учеников в освоении самого сложного и прекрасного инструмента 😀

  • ALINAОпределенно лайк!3
  • АвиаторВы большая умница! Делаете очень важную и нужную работу.4
  • АлёнаСофия, это вам 🩷💐🙂. Эта статья способна окрылять родителей особенных детей! Не сдаваться и идти вперёд! Искать своего музыкального педагога (и не только) и развиваться вместе со своим ребёнком, ведь без активного участия родителя результата не будет. Сюда добавлю еще: всем особенным детям необходим общеукрепляющий массаж всего тела каждый месяц по 10 сеансов, желательно, конечно, маме научиться его делать самой. Ребёнку - польза и мамина ласка одновременно 🫶. Массаж снимает тонус, снимает тревожное состояние, готовит к восприятию учеником педагога и усвоению новых знаний. Так же из вашей публикации следует: музыка развивает нейронную сеть абсолютно любому человеку в любом возрасте. Я согласна с вами, что нет необучемых учеников. В любом деле себя или своего ребёнка нужно мотивировать. У меня уходит много времени (воспитательных бесед) с детьми по поводу плюсов учёбы и минусов леньтяйства. Долг родителя - привести на занятие к педагогу мотивированного ученика. Педагог не должен тратить энергию понапрасну. И ещё: музыка - лекарство для всех! Мои дети-дошкольники часто играют рисуют, лепят, вырезают под фон классический музыки (сейчас у нас Чайковский в фаворитах) ненавязчивой громкости. Я вижу, что за год пассивного (на первый взгляд) прослушивания классики в детях проснулись музыкальность, утроилась артистичность, воображение и творчество. Полгода назад мы стали регулярно посещать концерты любимых Чайковского и Вивальди, Моцарта, Баха (лютеранский и католический соборы в Москве, там необычная сказочная атмосфера, можно ещё и разглядывать витражи, большой экран, сопровождающий музыку, песочную анимацию), так вот особенный и нормотипичный мой ребёнок сидят и слушают весь концерт, так, как будто это обычное дело. В этот момент я счастлива как никогда! Без классической музыки я вообще своей жизни не представляю. Уходит тревога, плохое настроение, а на смену им - самообладание и структурированный план действий. София, ваши публикации это огромный труд, спасибо большое за такое благое дело🥰. Мамочкам своим знакомым публикацию обязательно разошлю💐1
  • ЛадушкаВаш помощник очаровательный :)1
  • ВалерияОчень интересная статья! Можете поделиться информацией о нейротренажере "пальчиковая полянка", может фото или ссылка?1
  • София К.Валерия, добрый вечер! Это авторская разработка девушки из Екб. Инст: ekaterina.piano2
  • София К.Ладушка, спасибо! он тоже обожает детей и фортепианную музыку, кстати, отличает от другой, сразу бежит к инструменту 😄1
  • ВалерияСофия, спасибо, удивительно!0
  • София К.Алёна, спасибо вам! Очень здорово, что музыка присутствует в вашей жизни и вы вообще понимаете её необходимость и пользу. Большое уважение за это! И что объясняете детям, что ко всему нужен огромный труд, многие сдаются, к сожалению, хотя могли бы... Надеюсь, что моя статья будет кому-то полезной, поможет обратить внимание на очень хороший инструмент развития для особенных детей. И сама буду продолжать искать для себя таких учеников и помогать, не люблю простые пути 🙃1
  • Игорь ДемченковСофия, браво! Вы умница. Я сам профессор фортепиано, но не хватит терпения. А у вас получается!0

Сообщество