«Понять возможности квартиры и расставить приоритеты»: как правильно организовать пространство
Иногда органайзеров много, но пользоваться ими неудобно и в квартире все равно бардак.
Ключи теряются, бытовая химия мешается под ногами в ванной, а балкон захламлен настолько, что на него сложно выйти. Мы поговорили с организатором пространства Анастасией Орловой о том, как хранить вещи правильно.
Что вы узнаете
- Как организовать хранение в небольшой квартире
- Как выбрать органайзеры
- Как организовать хранение в съемной квартире
- Как разместить крупные вещи
- Как организовать балкон, чтобы он не был складом
- Как организовать игрушки в детской, чтобы их было легко убирать
- Как хранить мелкие вещи
- Куда сложить бытовую химию в маленькой квартире
- Как хранить кастрюли и сковородки
- Как организовать открытое хранение в кухне
- Когда обращаться к организатору пространства
Какие необычные места для хранения можно найти в небольшой квартире?
Главное — хранить только то, что действительно нужно. Часто людям кажется, что нет места, и они хотят купить новый или дополнительный шкаф, стеллаж. Но при грамотном и последовательном расхламлении выясняют, что в шкафу висят десять пар джинсов, из которых носят они максимум три. А из шкафа вываливаются вещи, потому что их слишком много.
Вот что поможет использовать пространство по максимуму.
Хранение на вертикальных поверхностях. Например, можно установить дополнительные полки, рейлинги, крючки, подвесные органайзеры на стенах и боковых поверхностях шкафов, холодильников, внутренних поверхностях дверей. Особенно это актуально для кухонь, ванных комнат, коридоров и гардеробных.
Деление. Оптимальная высота для хранения одежды в стопках — 30 см, а в шкафах часто бывают полки и выше. Поэтому можно смело добавить еще одну полку, чтобы увеличить пространство для хранения.
Оптимальная глубина зависит от того, что вы планируете хранить на этой полке. Например, глубина хранения для одеял будет отличаться от глубины хранения для свитеров. Поэтому надо ориентироваться на габариты предметов.
Если у вас стандартная глубина всех полок, для хранения лучше использовать принцип близости и удобства: на первом плане размещать вещи, которые нужны часто, на втором — то, что нужно редко. Также можно подобрать органайзеры по всей глубине полки или скомбинировать несколько, чтобы заполнить все пространство.
Чтобы не сверлить отверстия для дополнительной полки, можно установить полки на клеящиеся крючки, использовать раздвижные или вставные полки. А для кухни есть еще вариант подвесных контейнеров для сыпучих продуктов или подвесных корзин.
Подоконник. Если разместить на его поверхности двухуровневую полку, можно хранить, к примеру, специи или книги.
Пространство под кроватью или внутри: можно приобрести выкатные органайзеры и ящики или сложить все в обычные коробки. Под кроватью удобно хранить сезонную обувь, одежду, одеяла или кухонную технику, которой пользуются редко.
Как выбрать органайзеры?
Прежде чем приобрести органайзер, задайте себе несколько вопросов:
- Что будете в нем хранить?
- Какую главную задачу должен решить органайзер? Например, быстрый и удобный доступ, разделение пространства, избавление от визуального шума, эстетика.
- Какой способ хранения планируете использовать? Например, открытый или закрытый , вертикальный или горизонтальный, хранение в стопке. Важна ли возможность штабелирования?
- Какой размер полок, ящиков, где будет стоять органайзер, и самих вещей?
Расскажу подробнее.
Назначение. Самое важное правило при выборе органайзера — четко понимать, что в нем будет храниться и где он будет стоять.
Не бывает плохих или хороших контейнеров в широком смысле этого слова, просто каждый органайзер нужно уметь применять. Каждому пространству подходит свое решение в зависимости от мест хранения, приоритетов, жизненного сценария и количества вещей.
Например, органайзеры для одежды лучше выбирать из плотной ткани с каркасом и без перегородок. Перегородки съедают пространство — вещей поместится меньше, чем могло бы. Если же вам нравятся перегородки, выбирайте те, которые плотно пришиты к дну.
Форма. Самые удобные органайзеры имеют квадратную или прямоугольную форму, без скошенных краев, сужения или расширения. Иначе пространство будет использоваться неэффективно.
Почти везде можно применять крутящийся поднос. Он удобен для хранения косметики, сыпучих продуктов, масел, специй. С ним не надо долго рыться на полочке, чтобы найти нужный предмет: достаточно повернуть.
Качество. Распространенная ошибка — купить недорогой органайзер с неплотно прилегающей крышкой и непрочными стенками. Он может прийти в негодность буквально за месяц.
Габариты органайзеров подбирают под размеры вещей, которые вы планируете хранить, а также под частоту их использования. Например, для сезонных используют широкие или высокие кофры, контейнеры. Для вещей, которые нужны чаще, лучше подойдет неглубокий контейнер под размер предметов.
Прозрачность. Если сильно беспокоит визуальный шум, лучше использовать непрозрачные органайзеры. Но их нужно маркировать, потому что сегодня вы можете помнить, что лежит внутри, а завтра — забыть. Для маленьких детей подходят картинки, для взрослых это могут быть надписи.
Как организовать хранение в съемной квартире, где часть вещей хозяйская?
Если хозяйские вещи лежат вперемешку с вашими, невозможно поддерживать порядок. Поэтому перед подписанием договора важно договориться с арендодателем, где будут лежать его вещи. Это может быть место на балконе, в кладовой или, к примеру, на антресоли, потому что самые неудобные места для хранения — вверху и внизу.
Если вы снимаете комнату, зоны хранения все равно стоит поделить. Договориться, кто какие полки займет. Но важно понимать, что мест для хранения будет намного меньше. В этом случае особенно остро стоит вопрос расхламления.
Как разместить крупные вещи?
Спортивное снаряжение. Обычно велосипеды, санки и другие крупные сезонные вещи размещают во входной зоне или максимально к ней близко, чтобы не тащить грязь в другие помещения. Например, в прихожей, кладовой или тамбуре, если соседи по площадке допускают такой вариант. Еще их иногда хранят на балконе.
Так, для велосипедов сейчас есть много специальных стоек, их можно вешать на стену. А для санок можно организовать место для хранения в шкафу.
Есть проекты, в которых дизайнеры делают небольшую нишу — получается мини-кладовая в прихожей или гостиной. Но это крупные проекты, которые сложно реализовать самостоятельно, так как надо анализировать пространство.
Чемоданы. Их удобно использовать для хранения сезонных вещей, но это решение подходит для тех, кто нечасто путешествует. Иначе придется постоянно доставать и упаковывать все обратно. А хранить сезонные вещи удобнее в шкафу.
Чемоданы можно размещать в нише между стеной и шкафом, на верхних полках или под кроватью. Тем, у кого пространства совсем мало, можно заменить габаритные чемоданы на складные.
Как организовать балкон, чтобы он не был складом?
Прежде всего, надо понять возможности квартиры и расставить приоритеты: балкон — это место хранения или отдыха. Если второе, велосипеды, шины, санки и другие крупные вещи лучше хранить в другом месте, например в кладовой.
Чаще всего балкон становится местом хранения, куда отправляется все, что относится к категории «когда-нибудь пригодится». В итоге он превращается в склад. При расхламлении, как правило, выясняется, что большинство вещей не нужно, а о существовании некоторых никто не помнит. Поэтому расхламление балкона особенно важно.
Далее можно организовывать систему хранения. На балконе она схожа с системой хранения в гардеробной: можно использовать рейлинги , стеллажи, глубокие непрозрачные контейнеры. Самое удобное — гардеробная металлическая система, где можно передвигать полки и корзины в зависимости от того, что там хранится.
Сезонную одежду лучше хранить в вакуумных пакетах, которые предварительно стоит подписать. Как вариант — сделать фотографию содержимого, распечатать и приклеить. Так не придется раскрывать все пакеты в поисках, к примеру, зеленого пуховика. Кроме того, сейчас есть специальное приложение «Мои вещи», куда можно загрузить фотографии содержимого вакуумного пакета.
Можно организовать пространство и так, чтобы совместить отдых с хранением. Например, поставить диван или кресло с выдвижной системой хранения, куда сложить какие-то вещи. Подобрать стол не на ножках, а с ящиками. Поставить стеллаж с непрозрачными органайзерами, чтобы избежать визуального шума.
Как хранить игрушки в детской, чтобы их было легко убирать?
Количество игрушек. Главная задача родителей — контролировать количество игрушек. Чем их больше, тем выше соблазн разбросать сразу все. Когда полки завалены игрушками, их сложно найти, а если это и удастся сделать, ребенок может играть в них недолго из-за пониженной концентрации внимания.
Так же и с книгами. Часто родители покупают 30 развивающих книг и выставляют все на полку. Это заканчивается тем, что в каждой книге заполнены одна-две страницы. Родители думают, что все остальное ребенка не заинтересовало, и покупают еще 20. Но так происходит потому, что ребенку сложно выбрать. Оптимально, если в зоне доступа ребенка будет от трех до пяти книг, периодически их тоже надо менять.
Удобное для ребенка расположение. Часто родители опираются на свои потребности, а не на потребности и возможности детей. Но любая система хранения должна быть спланирована под возможности и рост ребенка.
То, что нужно в частом доступе, важно располагать на доступной высоте для ребенка. Идеально, если он сам принимает решение, где и что будет хранить, — конечно, с помощью и советами родителей.
Игрушки, в которые ребенок играет только со взрослыми, можно размещать повыше, чтобы не было соблазна их открыть без родителей и навести беспорядок.
В свободном доступе должно быть столько игрушек, сколько ребенок в состоянии убрать самостоятельно на место.
Постоянное место для хранения. Определить его можно вместе с ребенком. Например, взять модульный стеллаж для хранения и предложить выбрать, где будет жить плюшевый мишка, а где — зайка. Это позволит поддерживать в комнате порядок.
Часто родители просят убрать игрушки. Но если у них нет конкретного места, ребенок просто не знает, куда их убрать. В результате просто запихивает в шкаф. Чем постояннее место хранения, тем быстрее ребенок учится убирать игрушки.
Местом хранения игрушек могут быть полка, стеллаж, ящик, контейнер. Но не перегруженный игрушками, а заполненный оптимально.
Главное правило, чтобы играть в игрушки, — ребенок должен их видеть. Чем меньше их на полках, тем выше просматриваемость и легче уборка. Как для ребенка, так и для родителя.
Я рекомендую совершать ротацию. Неделю на полках стоят одни игрушки, неделю — другие. Так и вариативность будет оптимальной, и прибираться будет легче. Ребенку свойственно забывать о наличии тех или иных игрушек. Совершая ротацию, родители избавляют себя от необходимости покупать все новые и новые игрушки. Так интерес ребенка к тому, что у него есть, будет выше.
Органайзеры. Размер зависит от того, что будет храниться, но оптимально, чтобы игрушки лежали максимум в два слоя. Нет ничего хуже огромного контейнера или мешка, в который складывают сразу все игрушки. При таком способе хранения все лежит вперемешку и ребенку трудно найти то, что ему нужно сейчас. Он высыпает сразу все, может долго рыться или быстро переключаться с одной игрушки на другую, а может не выбрать ни одну и пойти дальше на поиски, так и не убрав вещи на место.
Хаотичное запихивание всего в один ящик не приучит ребенка к порядку. Скорее, выработает в нем привычку запихнуть что-то куда-то бездумно и пойти дальше.
Для ребенка важны категоризация и ячейки для хранения каждой категории. Так он будет приучаться отправлять игрушки на места, а не запихивать все в один ящик.
Огромные контейнеры или мешки подходят только для хранения игрушек, в которые ребенок сейчас не играет. Хотя, честно говоря, такой способ не очень удобен. Со временем родители забудут, что сложили в этот мешок, и игрушки из него не будут использоваться.
Как хранить мелкие вещи?
Нужно разобраться с тем, где используются эти предметы. Например, ключи нужны в прихожей. Поэтому место для их хранения необходимо организовать в этом помещении. Если этого не сделать, ключи будут оседать везде: для организации порядка важно, чтобы у каждой вещи было свое место.
К примеру, можно вешать ключи на крючки или использовать ключницы, класть на небольшой поднос или использовать небольшой контейнер или корзиночку, которые можно расположить как на горизонтальных поверхностях, так и в выдвижных ящиках.
Но при хранении ключей в выдвижных ящиках важно учитывать свои возможности. Кто-то может просто не хотеть регулярно делать дополнительное движение и открывать ящик. Тогда самый простой способ — закинуть в коробочку рядом с дверью или повесить на крючок там же.
Так же и, к примеру, с наушниками: важно понимать, где вы их используете. Для больших подойдут стойки или поднос.
Куда сложить бытовую химию?
Места хранения бытовой химии для семьи с детьми и без них будут разными.
В семьях, где есть дети, бытовую химию размещают в самых недоступных для ребенка местах. Также для ящиков с химией часто используют блокаторы.
Чаще всего бытовую химию хранят под раковиной. Чтобы увеличить пространство в шкафу в ванной, можно использовать двух- или трехъярусные системы: они позволят максимально задействовать полку в высоту. Еще можно разместить средства на дверце или стенке шкафа на подвесном органайзере.
Второе популярное место хранения — под ванной. Существует много вариантов экрана для ванны — от раздвижных до откидных.
Но оба варианта могут не подойти, если дети активные и норовят везде залезть. В таком случае, пока они не подрастут, для хранения лучше выбирать верхние полки шкафов и стеллажей.
Можно использовать и обычные полки. А чтобы снизить визуальный шум, средства можно пересыпать и переливать из заводских упаковок в красивые баночки и бутылки, подписывая с помощью единообразных стикеров. Или размещать их в высоких контейнерах.
Количество контейнеров зависит от количества средств: у кого-то один порошок, а у кого-то — несколько видов. Если бытовой химии много, у каждой группы должен быть свой вид контейнера: порошки — в одном, средства для сантехники — в другом, для пола — в третьем.
Средства можно спрятать в нише между стиральной машиной и стеной или шкафом либо разместить над машиной на стеллаже или полке.
Если мест для хранения очень мало, стоит рассмотреть покупку складных ведер и тазов.
Как хранить кастрюли и сковородки?
Главное правило эргономики пространства: размещать там, где эти предметы чаще используются.
Место. Кастрюли лучше хранить рядом с водой, потому что сначала в них наливают воду, а уже потом ставят на плиту.
Сковородки лучше размещать максимально близко к плите. Иногда их хранят в духовке. Так можно делать, если на кухне совсем мало места, но нужно оценить количество действий. Если духовкой пользуются часто, сковородки придется постоянно доставать, а потом возвращать на место. Это не очень удобно.
Принцип. Оптимальный способ хранения — использовать принцип матрешки, то есть вкладывать маленькую кастрюлю в кастрюлю большего размера. Но для этого важно, чтобы они были из одного набора.
Сковородки тоже можно так размещать, но тогда надо использовать прослойки, чтобы не испортить покрытие. А чтобы увеличить вместимость, лучше выбирать модели с отстегивающимися ручками: их можно сложить в отдельный контейнер.
Крышки можно разместить вертикально: поставить разделитель в выкатной ящик, использовать контейнер. Еще подойдут подвесные органайзеры и специальные крючки, которые можно повесить на внутренних поверхностях шкафчиков.
Как организовать открытое хранение на кухне?
Если есть возможность не организовывать открытую систему, лучше ее не делать, потому что есть риск увеличить продолжительность уборки. Будут чаще скапливаться пыль, копоть и жир — вещи будут постепенно выходить из строя.
Открытое хранение смотрится красиво только в тех случаях, когда органайзеры, баночки и посуда подобраны под общий интерьер кухни и пространства. Иначе будет постоянное ощущение беспорядка.
Например, можно купить высокие квадратные контейнеры и пересыпать в них сыпучие продукты, а потом поставить на полку. А для посуды использовать вертикальные органайзеры, предварительно подобрав под интерьер их цвет и фактуру.
Когда обращаться к организатору пространства?
Есть базовые правила, которые обусловлены эргономикой пространства и элементарным удобством. Например, носки неудобно хранить в нижнем ящике, потому что тогда надо каждый день наклоняться, отчего со временем может заболеть спина. Но самостоятельно понять, что именно не так, может быть сложно.
В моей практике много примеров, когда за пару дней мы с клиентом решали вопросы и проблемы, с которыми сами клиенты не могли справиться годами.
Например, одна клиентка постоянно страдала от того, что не могла найти нужные крупы, часто их докупала, а потом избавлялась от просрочки. Тратила много денег и времени на приготовление пищи.
Проблема ее пространства была в том, что крупы располагались по всей кухне, у них не было постоянного места хранения. Клиентка просто забывала, где рис, а где гречка, так как клала их спонтанно везде, где только могла найти свободное место.
Мы нашли для всех круп удобное для нее и возможное в ее пространстве место хранения. Часто используемые крупы пересыпали в одинаковые красивые емкости и поставили на первый план на полке. Запасы разместили в непрозрачных контейнерах на втором плане. Все подписали, и теперь она точно знает, где что лежит, и не тратит деньги на покупку дубликатов.
К организатору пространства стоит обращаться, когда нет понимания, что именно не так. Еще он может быть полезен, когда на уборку тратится много времени, когда куплено много органайзеров, но порядка нет. Ну или когда понятно, что не так, но нет времени разбираться с этим.
Хороший организатор пространства расскажет про несколько вариантов хранения, объяснит преимущества каждого и подберет максимально удобное решение.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga