Познакомьтесь с человеком, который зарабатывает до 300 000 ₽ в месяц на презентациях
В рубрику «Познакомьтесь» попадают герои Т—Ж, которые выбрали не самый типичный способ зарабатывать или тратить деньги.
В этом выпуске история человека, который настолько проникся презентациями в PowerPoint, что сумел сделать их создание своей профессией и за 2019 год заработал 2,5 млн рублей. Он рассказал, чем хороша эта программа, почему фриланс выгоднее и для него, и для заказчиков, а также как он работает с информацией и правками.
Образование
Я с детства любил рисовать, подмечать закономерности и приводить все в порядок. Начал интересоваться графическим дизайном со средней школы, когда узнал об Артемии Лебедеве и стал читать его, это было начало 2000-х.
Родители хотели, чтобы я стал переводчиком с английского, потому что им много платят. Я особо ничего не хотел, но был очень начитанным и имел склонность к языкам, поэтому после школы планировал пойти в Московский педагогический университет на бюджет. Почему-то я тогда не рассматривал вуз с точки зрения призвания, а выбирал, куда проще поступить. Но меня решили отдать в МИСиС на лингвиста-переводчика, на платное — за 40 500 ₽ в год.
Параллельно я пытался делать свои проекты. Например, мы с товарищем были одержимы музыкой и книгами и сделали сайт, куда по очереди выкладывали треки и цитаты: неделю он, неделю я. Но потом на хостинге ограничили размер файлов до 3 мегабайт и проект умер.
В университете было скучно, мне не подходил формат обучения с лекциями, зачетами и экзаменами. Угнетала обязательность, формализм, несоответствие оценок реальным знаниям. Я учился плохо, спал на лекциях, прогуливал, у меня был ужасный почерк, я не мог разобраться в своих конспектах. Раздражали отличники, которые ходят на все пары, сидят за первой партой и получают автоматы, но не понимают предмет.
На втором курсе я бросил университет. Хотел уехать в другой город или уйти в армию — в общем, кардинально что-то изменить. Но родители очень переживали за меня и сделали все, чтобы вернуть к обычной жизни. Меня перевели в другой институт — тот самый МГПУ, куда я хотел изначально. Теперь я учился там платно, поступил сразу на второй курс, семестр стоил 15 000 ₽. В МГПУ были рады всем, особенно мальчикам, их там было мало. Я даже воспрянул духом.
Во время обучения я проходил практику в школе и быстро понял, что это не мое. В школе очень много бюрократии и отчетности: нужно составлять планы обучения, которые не соблюдаются, вести журналы, отчитываться, в Министерстве образования выдумывают проекты, которые ты должен воплощать. Да и денег тогда в школе особо не было, а призвания я не ощутил, иначе работал бы сейчас там.
На пятом курсе я снова бросил университет и все-таки ушел в армию. Мне там понравилось: было тяжело, но очень весело.
Когда вернулся из армии, снова пошел в МГПУ и договорился, что напишу диплом и защищу его. Тема была «Своеобразие прозы Трумена Капоте».
Работа
Еще когда я бросил МИСиС, меня в наказание на пол-лета отправили работать грузчиком на склад герметиков в фирму, где работал отец. Платили там мало, да и того я не видел: отдавал зарплату родителям, отрабатывал деньги за обучение.
Потом работал оператором службы поддержки в международной компании, которая разрабатывала софт для нефтяных трейдеров. Платили 15 000 ₽. На первые заработанные деньги купил коммуникатор HTC P4350 Herald, он стоил около 20 тысяч. Еще работал библиотекарем за 7000 ₽ в месяц — пошел туда, чтобы посмотреть, как устроена библиотека изнутри. Оказалось, что читать там времени нет.
Дальше устроился контент-менеджером на удаленку: мы с женой ездили по Индии, а я параллельно добавлял товары на сайт и составлял для них описания. Позже стал копирайтером в ивент-агентстве: писал убогие пресс-релизы и новости.
Параллельно интересовался дизайном, купил пару книжек и читал интернет — в то время помимо Артемия Лебедева на меня сильно влияли Эдвард Тафти и Ханс Рослинг.
Я даже оформил резюме в виде презентации.
Она начиналась с моего фото, а потом зритель как бы проваливался в мою голову, где были примеры работ. Для 2013 года это выглядело эффектно. Но зарабатывать этим я не думал.
Презентации
По-настоящему я открыл возможности PowerPoint в 2014 году. Тогда я начал работать в ивент-агентстве, которое организовывало городские праздники вроде фестиваля московского варенья, фестиваля рыбы, «Лучшего города Земли». Я работал копирайтером низшего звена — писал пресс-релизы, новости и другие тексты. Платили 60 000 ₽, это была средняя зарплата для копирайтера.
В ивент-агентстве у нас был коллективный труд: кто-то рисует концепции праздников, кто-то придумывает активности, кто-то — названия, слоганы, кто-то все это описывает, потом собираем презентацию для спонсоров. Я вызвался делать презентации, и скоро это стало моей обязанностью.
В презентациях меня зацепило соединение сложной абстрактной информации и эффектной подачи, эстетики. Здесь нет канона: на слайдах может быть что угодно в какой угодно форме, это творчество в чистом виде. PowerPoint поразил меня тем, что там можно соединять текст, видео, музыку, анимацию, 3Д, графику. Причем все это можно делать, просто кликая или перетаскивая контент.
Когда у нас родилась дочка, жена перестала работать. Мы жили на мою зарплату — в конце месяца оставалась пара тысяч или вообще ничего. Я записывал все траты, продавал технику и вообще любые хотя бы чуть-чуть ценные вещи на «Авито». Мы перестали на всем экономить только в 2016 году, когда я устроился в крупный банк. Меня взяли на должность специалиста по презентациям.
Однажды меня попросили сделать презентацию, как потом оказалось, для выступления директора на ежегодной конференции, где он задает цели на год.
За сутки из незаметного планктона я стал звездой банка.
Это было как в кино: все подходили и поздравляли, восхищались, кто вчера не замечал — теперь жал руку. Я сразу перешел в более престижный департамент и даже задал тренд: презентации в таком стиле стали делать в банке и дальше. Разумеется, все это произошло потому, что директору понравилась моя работа.
В банке тебя оценивают люди, которые не разбираются в теме, плюс там адская иерархия: работу согласовывают четыре человека, у всех свое видение и нельзя перескочить через ступеньку. Например, есть руководитель А, над ним руководитель Б, а над ним руководитель В. Если вы делаете презу для руководителя В, то надо обязательно показать ее А, чтобы он посмотрел и показал ее Б, чтобы тот посмотрел и показал ее В. Однажды я пропустил одно звено — и руководитель A разнес меня в пух и прах: преза ужасная, все надо переделать. Но, очевидно, все дело было в том, что это просто прошло мимо него.
В общем, в банке творческому человеку тяжело, так что я ушел оттуда в крупнейшее рекламное агентство, которое работает с международными брендами. Там я тоже делал презентации.
Фриланс
Я решил фрилансить параллельно с основной работой, потому что увидел перспективу: одна презентация может стоить 50—150 тысяч рублей.
Все корпорации, стартапы, продажи, франшизы плотно сидят на презентациях.
Первую презентацию на фрилансе сделал еще в 2015 году. Она была посвящена ИТ-системе для мониторинга предприятий. Просто пошел на сайт для фрилансеров и откликнулся, тогда у меня уже было небольшое портфолио. В ценообразовании я не разбирался и был готов на любую сумму, так как ничего толком не умел. В итоге заработал 5000 ₽.
- 5000 ₽
Сначала я совершал классические ошибки: занижал время, которое потрачу, выставлял низкую цену за работу. У меня было мало заказов, так что основной доход я получал от работы в офисе. Приходил домой и фрилансил до ночи или по выходным. Уставал, но меня очень вдохновляло творить и создавать свое. Я понимал, что через этот период надо пройти: наработать опыт, портфолио, репутацию.
Когда начал работать в приличных местах, обо мне узнали люди, заказов стало больше. Я работал в крупных компаниях, у них были крупные клиенты, меня стали рекомендовать. Доход от фриланса постепенно начал сравниваться с доходом в офисе.
Мое последнее место работы — крупнейшая российская рекламно-коммуникационная группа, самое престижное место для рекламщиков в России. Почти вся реклама крупных брендов по телевизору, на улице и в интернете — это они. Ну и легендарная реклама прошлых лет, например «Не тормози, сникерсни». Там я тоже занимался презентациями, хотел развивать это бизнес-направление внутри агентства и даже создал целый отдел из двух человек. Идею поддержали, потому что маржинальность у презентаций отличная, расходы — только зарплата, заказы были. Я был на фиксированном окладе — зарабатывал 170 000 ₽ в месяц. Когда уволился, отдела не стало.
Ушел на фриланс в мае 2019 года: работать и в корпорации, и по ночам невозможно. Если ты не халтурщик, рано или поздно придется сделать выбор.
Выбрал фриланс, потому что в сутках 24 часа, а еще нужно спать и жить.
Не скучаю по офису: больше не нужно отпрашиваться и подчиняться неписаным правилам — например, в офисе может быть человек, который всегда ставит музыку, а я обожаю работать в тишине. Никто не смотрит в твой монитор, ни с кем не надо ходить в столовую. Работа в любом коллективе со временем начинала меня раздражать: одинаковые разговоры и шутки каждый день. Теперь я могу разбить рутину: поработать в необычном месте вроде библиотеки или немного сдвинуть сроки, если не аврал.
Ненавижу сжатые сроки. Когда я работал в банке, там было нормой за день собрать контент для выступления, а за ночь его оформить. Это ужасно выматывает и ведет к выгоранию.
Я очень переживаю, когда приходится делать абы как: мне принципиально, чтобы было как можно меньше описок, ошибок, опечаток. Для этого нужно время на вычитку и проверку, я же не бургеры делаю по рецепту. Хорошее решение может прийти сразу, а иногда его надо поискать. Сделал что-то, отошел на часок-другой, вернулся — видишь свежим взглядом, что надо переделать. А если делать впопыхах, то только с помощью готовых, безотказных решений. Это халтура.
Раньше иногда приходилось работать внеурочно или даже оставаться на работе, а сейчас по выходным я работаю только по желанию или за двойную стоимость. А если все надоело, то новые заказы просто не беру: иду погулять в парк, смотрю кино — и все становится хорошо.
Идеи
Чаще всего у заказчика уже есть черновик или презентация — сделал сам или ему кто-то сделал, ее нужно превратить в качественную презентацию. Я изучаю вводные — старую презентацию и ее тезисы, прикидываю, как это упорядочить, что главное, что лишнее, думаю, в какой форме это подать. Можно оставить текст и добавить иллюстрацию или разбить все на блоки. Я стараюсь создать иерархию и последовательный рассказ из данных. Для этого использую цвета, шрифты, размеры, тени, изображения, делю информацию на слайды, задаю визуальный и смысловой порядок. Все это нужно для того, чтобы человеку было приятно смотреть презентацию, все было понятно, удобно, красиво.
Техническое задание обычно устное или в мессенджере, в свободной форме. Это важный момент в моей работе: я внимательно слушаю заказчиков. Такой разговор длится от 15 до 40 минут, я обязательно спрашиваю, какие сроки, кто целевая аудитория, какая цель, что их не устраивает в презентации сейчас. Потом задаю несколько технических вопросов: хотят ли они редактировать презентацию после, на каких устройствах будут презентовать.
Все это записываю — и начинаю думать, что именно нужно заказчику. Почти всегда это можно понять по формулировкам. Например, заказчик хочет презентацию как у McKinsey — и я уже знаю, что это очень строгая, насыщенная информацией презентация, вся по линеечкам и со сложными данными. Или наоборот, заказчик хочет, чтобы было ярко, запоминалось. Тогда в ход идут эмоциональные фото, минимум текста, можно добавить видео, анимацию. Такая презентация похожа на плакат или рекламный ролик.
Иногда придумываю визуальную концепцию сам, а иногда все уже есть в фирменном стиле. Тогда ее нужно понять и применить к информации.
Моя задача — эффективно показывать данные, помогать доносить идеи. На входе я получаю диаграммы, таблицы, отчеты. Если они отражены в презентации неоптимально — некрасиво или не в той форме, — я могу это изменить. Иногда мне дают совсем черновые данные и я сам их преобразовываю в более понятную форму, где на человеческом языке делаются выводы. Стараюсь убирать все, что не помогает понять суть: каждое слово, визуальный прием или анимация должны работать. Тут важно соблюсти баланс: чтобы все было понятно, но аудитория не утонула в подробностях.
Чтобы создавать презентации, нужна эмпатия, умение вставать на место заказчика и аудитории. Я представляю, как смотрю эту презентацию со стороны: что мне интересно и важно? Что принесет мне удовольствие или пользу?
Я всегда погружаюсь в тему. Например, недавно у меня была презентация о компании буровзрывных работ, с ходу ничего не понятно. Но я почитал сайты компании и конкурента, «Википедию», «Гугл-книги», специализированные форумы. Что совсем не понял — уточняю у клиента, но стараюсь поменьше его беспокоить: почти все можно нагуглить.
Заказчики и правки
Многие заказчики хотят видеть прогресс послайдово. Но я им объясняю, что полноценно презентацию можно оценить только целиком. К тому же мне неудобно прерываться и отправлять им каждый слайд. Моя схема — показать 2—3 слайда, утвердить, потом прислать финальный вариант, если не возникло вопросов.
Почти всегда делаю так, как просит заказчик: ему с этой презентацией жить.
Но если он просит что-то неприемлемое — например огромное количество информации на одном слайде, — я отстаиваю свои принципы, так как знаю, что работает, а что нет. Мое вмешательство почти всегда касается того, как подать информацию. Еще я предлагаю убрать или добавить детали, перераспределить данные. Сам контент я всегда стараюсь сохранить, потому что раз клиент его поставил, значит, чего-то хотел. Надо просто выяснить, чего именно.
Правок практически не бывает. Визуальную часть мы согласовываем до начала работы, клиенту могут не понравиться цвета или может показаться, что слишком сдержанно, не в бренде. Содержательную часть согласовываем в черновой форме, я просто накидываю сырую информацию на слайды, иногда могу схематично нарисовать идею. Правки дополнительно оплачиваются только в случае, если клиент хочет значительно поменять содержание. Бывало, что доработки составляли около 80% от первоначальной цены, но никто на это не злился: все обговаривается на берегу.
За пять лет у меня было всего два недовольных клиента. Я впервые делал обучающий курс, у агентства, которое меня наняло, не было других вариантов: предыдущий фрилансер исчез, а сроки горели. Получилось так себе. Еще я брался за презентацию для тендера, но нужен был вау-эффект, что-то яркое, эмоциональное, похожее на рекламный плакат. А я стал делать строгую, упорядоченную презентацию. На первых слайдах клиент сказал, что это не то, и мы перестали работать.
За рекламу или продвижение я не заплатил ни рубля, 99% клиентов приходят ко мне по рекомендации. С Behance была пара обращений, но они не привели к заказу. Чаще всего ко мне обращаются крупные и средние компании: за последние два года я поработал с Mars, Райффайзенбанком, Сбербанком, Colgate, J&J, Русагро, Open Mineral, Mirus Medical. Довольно редко обращаются мелкие фирмы или персоналии.
Рабочий день и рабочие инструменты
Встаю в 8—10 утра, сажусь за компьютер. Работаю до 17—23 часов, это зависит от срочности, объемов, иногда я прокрастинирую. Работаю 5/2, раз в месяц могу устроить себе выходной в среду или пятницу, но это несистемно. Делаю перерывы каждые 45 минут: если сидеть 10 часов подряд, то болит спина и очень устаешь.
Дизайн прерывается созвонами с заказчиками: обсуждаем прогресс, документы, оплату. Читаю почту, чаты, статьи по работе, новости или работаю с документами.
До пандемии я любил ездить к клиентам в офис и делать презентации для конференций: там всегда движуха, презентация на огромном экране, бесплатная еда. Это событие, как на концерт сходить, и мне нравится видеть результат моей работы.
Это может звучать забавно, но в России вряд ли найдется другой такой задрот программы PowerPoint, как я. Ей больше 30 лет, но я считаю, что это по-прежнему лучшая программа для презентаций. Каждый день я ищу в интернете информацию о ней и на смежные темы: накоплена колоссальная база знаний. За пять лет Keynote — программа для презентаций от «Эпла» — мне понадобилась три раза.
PowerPoint кроссплатформенная, есть на большинстве компьютеров — вы можете отправить презу в Японию или Африку, ее там откроют, внесут правки и пришлют обратно. Можно редактировать презентации онлайн с другими людьми.
Мало кто знает, что в PowerPoint можно делать игры и мультфильмы, интерактивное расписание поездов или самолетов, меню ресторана, в ней писали книги, там можно задизайнить все — от визитки до брендбука.
Там один из простейших редакторов анимации, с ним разберется и ребенок. В то же время можно делать прикольные штуки:
Работать можно на любом компьютере — на начальном этапе подойдет просто не тормозящий. Первые три года я работал на обычном ноутбуке «Леново», подключал его к бюджетному монитору с диагональю 21 дюйм. В рекламном агентстве мне выдали Макбук, графический планшет и монитор на 27 дюймов. Конечно, чем больше экран, тем удобнее: больше полезной площади. Когда ушел на фриланс, купил 27-дюймовый Аймак за 170 тысяч, принтер за 9 тысяч и графический планшет за 14 тысяч рублей.
- 193 000 ₽
Чтобы тестировать презентации, мне бывает нужна Виндоус, а некоторые функции PowerPoint есть только там. Так что я использую Parallels — программу для эмуляции Виндоус на Маке, она стоила 3500 ₽.
Кроме PowerPoint работаю в Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Подписка на MS Office стоит 3500 ₽ в год, а на Adobe CC — 3500 ₽ в месяц. Еще примерно 5 тысяч в сумме стоили небольшие программы вроде IconJar и Alfred. Первая — это библиотека иконок, вторая — программа для оптимизации рутины.
60% графики я беру с бесплатных или платных стоковых сайтов и дорабатываю. Платные — за счет заказчика, от 5 до 15 $, видео может стоить до 600 $. В сети много качественных бесплатных ресурсов, но не все можно взять готовое или доработать, что-то приходится рисовать самому. Таких презентаций немного, в основном они статичные и практичные.
Если работаешь один, то без умения создавать графику или подгонять ее под свои цели твои презентации будут слабыми, однообразными и неточными. Поэтому я прошел курс по иллюстрациям в изометрическом стиле — это трехмерные изображения без перспективных искажений, как в инструкциях «Лего». Уметь рисовать необязательно, современная графика зачастую чертится и моделируется, то есть за точность линии, глубину, светотень отвечает программа. Поэтому задача — понимать, что ты хочешь получить на выходе, и изучать программы.
Ценообразование
Заказы дешевле 30 тысяч мне неинтересны, так как везде нужно разобраться и проанализировать задачу — какой бы маленькой презентация ни была, все равно придется потратить довольно много времени и сил на предварительную работу.
Самая дорогая моя презентация стоила 150 000 ₽. Чистого времени ушло 55 часов, а проект длился три недели. На входе был только текст с тезисами и данные в «Экселе».
Из других масштабных работ было, например, два тулкита, в каждом больше ста слайдов. Тулкит — это такая инструкция, как правильно продавать продукцию бренда: рядом с какими брендами ставить, какие промоакции можно устраивать, каких инфлюенсеров привлекать. Сделать такой документ, соблюсти все гайды и учесть все вводные — это для очень усидчивых и терпеливых людей.
Еще делал большой шаблон — заготовку презентации без содержания. Это больше двухсот слайдов, при этом каждый шаг согласовывался с клиентом, потому что тот хотел контролировать все мельчайшие детали: изображения, отступы, иконки, типы слайдов, оттенки. Три месяца, 81 час чистой работы, 170 000 ₽.
На самом деле, это невысокая цена за работу такого уровня и масштаба, особенно когда это важная презентация для ежегодной конференции, на которой рассказывают о новых продуктах. Большие компании готовы платить за качество.
Если бы они пошли в агентство, стоимость была бы в три раза выше.
Пришлось бы оплатить работу арт-директора, дизайнера, аккаунт-менеджера, трафик-менеджера, юриста. У меня они получают работу, выполненную на уровне крупных дизайн-студий, при этом быстрее, потому что посредников меньше.
В среднем мои презентации стоят 30—60 тысяч рублей. Стоимость зависит от объемов, сроков, задачи: нужно создать с нуля или переделать, переосмыслить и сделать красиво. Четкого прайса у меня нет.
Цены поднимать не думал, только чуть скорректировал их в связи с падением рубля. По моим ощущениям, тот результат, что я выдаю, соответствует стоимости. Будь у меня команда, мы бы делали более масштабные и сложные вещи — крутую анимацию, трехмерную графику, интерактивные проекты. Может быть, геймификацию или VR. Это стоило бы дороже.
На рынке много непрофессионалов, которые делают презентации и за 5 тысяч. Люди просекли фишку: вроде как не надо ничего уметь — берешь готовые тексты, ищешь в интернете картинки, иконки и компилируешь. Но это, конечно, самый низкий уровень — отсюда и цена.
Дизайн — это не только графика или красивая картинка, но и создание работающей системы. Графика — то, что мы видим, а дизайн — то, как работает графика. Например, если заголовок большой и с затейливым шрифтом, вы сразу поймете, куда смотреть на слайде, он привлекает внимание и обозначает начало. Хороший дизайн — как хорошая архитектура: снаружи эстетика, а внутри инженерная мысль, все продумано. Часто используют какой-нибудь модный эффект, например растянутый шрифт, потому что все так делают. Но если у вас презентация про железобетонные изделия, этот шрифт выглядит просто по-идиотски.
Сейчас презентациями занимается очень много народу: я подписан на десятки аккаунтов в «Инстаграме», в закладках у меня много студий и дизайнеров. А когда я начинал, нас в России было несколько человек.
Есть много курсов, где обещают научить делать крутые презентации за месяц или меньше. Это развод, за месяц специалистом стать невозможно. Доверились бы врачу, повару или машинисту, который обучался месяц?
Дизайн не опасен для жизни, поэтому все к нему относятся наплевательски.
В России нет нормальных курсов по презентациям. Все, чему там учат, написано в книгах Нэнси Дуарте — люди просто с искажениями и упрощениями пересказывают их по-русски. «Дуарте» — старейшее американское агентство презентаций, они в этой сфере как «Эпл». Так что лучше читать книжки и зарубежный интернет, в России вся информация вторична.
Доходы
Заработок на фрилансе рос постепенно: в 2015 году я заработал 31 000 ₽, в 2016 — 67 000 ₽. В 2018 году — уже 584 000 ₽, а за 2019 год — 2,5 млн. Такой резкий рост произошел потому, что я вышел на платежеспособную аудиторию, на крупные российские и зарубежные компании. При этом за 2019 год я заплатил 53 тысячи налогов, пенсионных и страховых взносов.
С 2019 до августа 2020 года в среднем презентациями я зарабатывал 200—300 тысяч в месяц. В первом квартале вышло 900 тысяч рублей после уплаты налогов — возможно, это связано с тем, что в начале года проводится много конференций. Самый слабый квартал — третий: повлияла пандемия и сезон отпусков, да я и сам отказывался от заказов, потому что хотел отдохнуть. Поэтому в неспешном режиме делал несколько проектов — это около 700 тысяч после налогов.
Для бухгалтерии я использую «Эльбу», плачу за нее 4500 ₽ в год. Я ИП, и эта программа считает, сколько налогов и взносов надо заплатить, какие будут вычеты, готовит декларацию в конце года.
Когда я сам начинаю считать, у меня взрывается мозг, трачу на это целый день.
Мы с семьей в месяц тратим в среднем 70—80 тысяч рублей, остальное откладываем. Рубли перевожу в валюту, пытаюсь инвестировать на бирже. Пока не особо успешно: серьезные суммы вкладывать не рискую, а вникать нет времени. Максимум мне это приносило 5 тысяч рублей в месяц.
Есть непостоянные, но значительные траты: например, купил жесткий диск на 4 Тб — минус 10 тысяч. Сломался холодильник — новый стоил 40 тысяч. День рождения дочки обошелся в 25 тысяч: накрыть стол, шарики, подарок, океанариум, аттракционы. Или вот купили ей принадлежности для балета на 5 тысяч рублей.
Иногда покупаю цифровой контент — игры для планшета или игровой консоли. Люблю красивые книги с большими иллюстрациями. Из последнего мне понравилась «Энциклопедия космоса» — просто потрясающая инфографика.
Но в целом стараемся особо ни на что не тратиться, в кафе, на концерты или в бары ходим редко. Очень хочется купить любой минивэн и путешествовать по Европе и США, но пока копим на двухкомнатную квартиру площадью 50—60 м². По моим прикидкам, такая квартира — не в спальном районе и не в центре, в качественном доме, а не в панельке или брежневке, с приличным ремонтом — будет стоить 10—12 млн рублей. Ипотеку брать не хочу: мы не снимаем жилье и в этом нет острой необходимости. Пока живем в убогой однокомнатной брежневке с ужасным подъездом. Я решил накопить полную сумму или хотя бы 60—70%, чтобы не переплачивать за кредит. Сейчас есть примерно треть, если вычесть подушку безопасности.
Моей подушки безопасности хватит на полгода жизни — это 500 тысяч рублей и еще столько же на непредвиденные обстоятельства. Я наслаждаюсь тем, что могу бездельничать хоть целый месяц и ничего страшного не случится.
Будущее
Если найду команду, буду масштабироваться в студию.
Еще думаю обучать школьников презентациям: они открыты новому, а ниша свободна. Я не беспокоюсь, что в ближайшие 50 лет искусственный интеллект в нашей сфере заменит человеческий. Техническую часть работы можно автоматизировать, но воссоздать понимание и вкус на компьютере — это пока научная фантастика.
Часто думаю насчет заграницы, очень хочется поработать там. В Америке вся культура пропитана презентациями: их делают чуть ли не с детского сада, в каждом голливудском фильме обязательно будет презентация в том или ином виде.
Хотел бы стать Microsoft Most Valuable Professional, MVP. Специалисты Microsoft MVP — это технические эксперты, которые с удовольствием делятся своими знаниями с сообществом. Они всегда на передовой, хорошо разбираются в продуктах и службах «Микрософта» и в то же время умеют совмещать разные платформы и решения. В России только один MVP по MS Office, я хочу стать вторым.