Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником несложно: собрал билеты, напоил пассажиров чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. А получаем мы не так много — в среднем 60 000 ₽.
О чем расскажу
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в специальное электронное устройство и высаживает людей на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому должен знать, как себя вести в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. В поездках мы должны продавать товары, а зимой — убирать снег и лед под вагонами.
Практически на каждом рейсе возникают трудности: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда. Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно.
В одной поездке пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C. Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
- второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
- третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
- четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
- пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.
У начальника поезда разряды с 8-го по 11-й, логика та же. Начальник отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России несколько ж/д перевозчиков. Например, Дирекция скоростного сообщения РЖД, которой принадлежат «Сапсаны», Федеральная пассажирская компания, «Гранд-сервис-экспресс» — их «Таврия» ездит в Крым. Все они регулярно нанимают проводников.
Работают проводники посменно: 8/8, 14/14, 16/16 или 16/8. Иногда их отправляют в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает сотрудников. Такие смены оплачивают по повышенному тарифу, как и работу в праздники.
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно окончить девять классов и пройти курсы. На них учат решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» есть, например, в Московском колледже транспорта или в Инженерном колледже.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. На рабочем месте проводят еще один инструктаж: рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На тестировании нужно выполнить задания на логику и знание дисциплин, пройти психологический тест.
На стажировке новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Ограничений по дальности нет: бывает, приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. В поездке стажеры заполняют дневники — пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что стажеры стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Например, перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году работники поездов, организованных для перевозки иностранных болельщиков, прошли курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках, — в обычных поездах пассажиры делают это сами. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства присылают список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: например, иногда пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. Тогда я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто люди ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, действителен ли билет, затем оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 ₽.
Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде.
После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорта. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
Затем я вношу данные о пассажирах в устройство электронной отчетности. Ошибаться нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: в первом мы спим, а во втором работаем и следим за датчиками. Пока один проводник на смене, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, посуда, товары для продажи, аптечка, иногда — микроволновка и кофемашина.
Периодически я убираю в вагоне: мою полы и туалеты, выношу мусор. Во время длинных остановок зимой приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Кроме того, я должна:
- Застилать постель болеющим людям, пассажирам с ограниченными возможностями здоровья или малолетними детьми.
- Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить их принести.
- Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
- Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
- Выдавать столовые приборы и стаканы.
- При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи.
- Не пускать в вагон людей с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.
Я никого не обыскиваю, но, если замечу людей с запрещенными предметами, обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Перед конечной станцией я принимаю белье. Если пассажиры не сдали его, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то, мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это приятно, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось объяснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляют премии за преданность компании. Премию в размере нескольких окладов платят каждые пять лет. Еще всегда оплачивают больничные листы и работу в праздники. Все по трудовому кодексу.
Возможность посмотреть страну. Некоторые поезда доезжают до конечной станции и едут обратно, а другие стоят там несколько часов. Если проводник не на дежурстве, он может записаться в рейсовый журнал и пойти погулять по городу. Главное, взять с собой документы, не употреблять алкоголь и вовремя вернуться в поезд.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги.
Еще дают возможность бесплатно отдыхать в санаториях. Дети проводников могут ездить в летние лагеря со скидкой 80—90%. Известных вроде «Орленка» и «Артека» в списке нет, но есть много других по всей стране, в том числе на Черном море.
Железнодорожные компании по заявлению дополнительно отчисляют деньги в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 200 км.
Еще я слышала, что проводники могут оформить льготную ипотеку в ВТБ и компания будет гасить за них часть процентов. Но подробностей я не знаю.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о профессии
- Работать проводником тяжело.
- На железную дорогу идут ради стабильного заработка и соцпакета.
- Обычно стать проводником несложно — достаточно пройти курсы. Если хочется дорасти до начальника поезда, нужно высшее образование.
- Большинство пассажиров — воспитанные и адекватные люди, но всегда будут те, с кем найти общий язык сложнее. Если конфликт решить не удается, на помощь всегда придет начальник поезда.