Как я справилась с приступами тревоги
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Проблема
В конце лета 2021 года прошло уже полтора года пандемии, в течение которых я училась на вечернем в бакалавриате и работала на полную ставку. Как раз подходил к концу четвëртый курс, а диплом был даже не близок к завершению. Оставалась пара месяцев до защиты, а сил не было ни физических, ни моральных.
Тогда у меня начали учащаться приступы тревоги, которые и так сопровождают меня постоянно. Я не могла спать на втором этаже арендованной недавно квартиры, потому что мне постоянно казалось, что кто-то пролезет ко мне через балкон. На платформе метро не могла отделаться от мыслей, что сейчас меня толкнут прямо под поезд, а в тоннеле — что нас всех взорвут. Не раз из-за тревоги приходилось выходить из поезда и ждать следующий. На улице вечером проходящий мимо с сигаретой мужчина в моих тревожных мыслях обязательно должен был потушить об меня окурок. В этих же тревожных мыслях на работе меня, конечно же, давно хотели уволить, но не сообщали об этом и на мои вопросы зачем-то отвечали, что работой полностью довольны.
Как потом пояснил психолог, тревога из-за учëбы заставляла постоянно работать амигдалу, а та в свою очередь порождала всë новую и новую тревогу.
В общем, жить в таком состоянии было неприятно, и я решила обратиться за помощью. Решаться ни на что было не нужно, потому что я как раз заканчивала психфак, и вокруг меня были сплошь пропсихотерапевтированные одногруппницы. Проходить личную психотерапию в нашем кругу было чем-то таким же обыденным, как пить кофе утром. Но у меня этого опыта прежде не было, как не было и денег.
Поиск специалиста
Я заполнила анкету на сайте "Новая практика". Мне очень понравился подход организаторов, внимательные и подробные тексты о принципах работы компании. В анкете я описала, что меня волнует, что важно в психологе и в каком подходе я хочу работать, сколько готова платить и ответила ещё на какие-то вопросы. Через пару дней мне на почту прислали анкеты трëх специалистов. В каждой анкете было фото, то, в каком подходе работает психолог, описание его стиля работы от сотрудников сервиса, личное описание и видео-визитка. Я выбрала наиболее понравившуюся женщину, но потом оказалось, что стоимость работы с ней выше, чем было указано. Это была ошибка сервиса. Тогда мне предложили ещё одного специалиста, и я выбрала его, так как мне очень понравилось описание.
Как проходила терапия
Мы работали примерно 5 месяцев. Стоимость часа — 2500 руб. Неожиданно дëшево для когнитивно-поведенческой терапии. Тем более, что психолог оказался потрясающе компетентным, адекватным и приятным. Сначала встречи были еженедельные, на самом пике моего ужасного состояния. Потом раз в две недели до декабря. И ещё раз мы встретились примерно через месяц, в январе, провели завершающую встречу.
Самая важная консультация
Буквально на каждой нашей встрече я плакала и ещё сильнее начинала плакать из-за стыда за свои слëзы. Ключевой темой стали мои мысли о собственной ничтожности и неспособности закончить даже бакалавриат. Было много моментов, которые я помню до сих пор, но не могу сказать, что была какая-то ключевая встреча, после которой всë изменилось, и моя жизнь кардинально изменилась.
Работа с психологом похожа на работу с тренером в спортзале. Вы много раз проделываете одно и то же, пока это не выучится и не войдëт в привычку. Например, привычка отслеживать появление уничижительных мыслей и привычка воспринимать их, как всполохи на воде, не придавая им значения. Усвоение того, что мои мысли обо мне самой не определяют меня. И более того — они вообще ничего не значат, пока я не придаю им значения.
Результаты
Техники осознанного дыхания и заземления помогли мне отслеживать собственные мысли и справляться с приступами тревоги в моменте. С тех пор я ни разу не выходила не на своей остановке в метро из-за тревоги, хотя мысли о терактах иногда возникают. Это очень помогло. Приступы практически пропали сейчас.
Спустя 8 месяцев после окончания нашей работы, кажется, я не отношусь к себе с такой критикой, как раньше. Возможно, на это также немного повлиял мой второй красный диплом.
К сожалению, я больше не выполняю практики регулярно, но, если наступит новый момент кризиса, я знаю, что могу к ним вернуться. И мне сильно помогает справляться с любыми тревогами знание о том, что мои мысли — это лишь случайные речевые конструкции, которые ничего не говорят обо мне на самом деле и просто существуют.