Совет психолога: научитесь спокойно и эффективно справляться с кризисом трех лет у ребенка

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ольга Васильева

Страница автора

Специализация

КПТ психолог, помогаю разобраться в себе

Проблема

Нередко для родителей становится полным откровением, что существуют кризисы одного, трех, пяти и семи лет. Все слышали про подростковый, но мало кто про другие.

Почему именно эти периоды считаются кризисными и что особенно в них? В каждый из этих периодов у ребенка появляется новообразование. Этот термин ввел отечественный психолог, Лев Семенович Выготский. Под новообразованием будет пониматься определенный навык, который формируется к определенному возрасту. Это может быть связанно как с развитием мозга, так и социальные условия.

Так, например, в один год у ребенка появляется речь. Он начинает называть предметы и людей своими именами. В три года появляется новообразование «Я сам». Это первый личностный кризис. Ощущается он гораздо болезненней родителями, чем кризис одного года. Но и для самого ребенка он является важным этапом формирования личности. Поэтому будем смотреть на данный кризис с обеих сторон.

Для того, чтобы родителям понять, что происходит с их ребенком и как эффективно помочь ему справиться с кризисом.

7 составляющих кризиса трех лет:

  1. Негативизм — нужно сделать все наоборот, не так как сказали.
  2. Упрямство — делать вопреки
  3. Строптивость — недовольство всем, что предлагают
  4. Своеволие — желание сделать самостоятельно, именно то, что выбрал сам.
  5. Бунт или протест — этот пункт присутствует не всегда, только если ребенка игнорируют и не замечают его желаний.
  6. Обесценивание — ребенку может надоесть игрушка, к которой был сильно привязан.
  7. Деспотизм — если ребенок один, он может повелевать родителями, если есть другие дети, то может ревностно относиться к родителям.

Советы

Упражнение для родителей: Зеркало. Очень важно научить ребенка понимать свои чувства, для этого родителям нужно озвучивать, то, что переживает ребенок. Рассмотри ситуацию, когда ребенку очень хотелось нажать на кнопку лифта, но нажал кто-то другой, может быть и сам родитель. В этой ситуации не следует говорить такие фразы, как: «перестань», «хватит ныть», «нажмешь в следующий раз» и тд. Поставьте себя на его место, ему просто стало обидно, что не сложилось так, как хотел он. Поэтому первое что нужно сделать — присесть на уровень ребенка, сказать, как вы его понимаете и обнять. Тут могут быть полезными слова: «ты сейчас злишься», «я понимаю, что тебе обидно», «давай в следующий раз я постараюсь тебе помочь».

Это упражнение может вам помогать во многих ситуациях. Его можно направить и на себя, в те моменты, когда вы не можете понять собственные эмоции. Остановитесь на мгновение и скажите себе те же фразы. «Возможно ты сейчас злишься, и это нормально».

Принимая свои чувства и эмоции, мы учим этому и своих детей.