Совет психолога: преодолейте страх автономии

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Мария Куклина

Страница автора

Специализация

Психотерапевт, автор статей, блоггер.

Проблема

Почему так много современных успешных людей, чей навык справляться с вызовами взрослой жизни подтвержден реальными фактами — бояться (иногда до панических атак), что они не справятся с очередным вызовом?

Эта статья не про синдром самозванца и не про 10 способов стать увереннее в себе. Эта статья про страх автономии — термин, который малоизвестен, но который оказывает огромное влияние на самоощущение человека.

Советы

Арина — современная девушка 32х лет. Она работает в крупной международной компании на высокой позиции, хорошо обеспечена, регулярно занимается саморазвитием, путешествует. У Арины есть отношения, партнер — достойный мужчина: работает, заботится, добрый, умный. У Арины хорошая жизнь, но последний год Арина в постоянном напряжении от внутреннего конфликта: “Я не хочу этих отношений, и я не могу уйти — ведь все хорошо”. Это напряжение внутри не дает Арине действовать свободно в остальных сферах жизни.

В первую попытку уйти от партнера случилась паническая атака. Арина вернулась в отношения, пьет курс антидепрессантов и продолжает работу в психотерапии: “Наверное, я не могу”, говорит Арина.

Даше 35 лет, она из хорошей семьи, родители переехали в большой город из деревни, чтобы дать образование детям. Сейчас Даша живет в крупном мегаполисе, у нее хорошее образование, она коуч. Зарабатывает в среднем по рынку, но живет в хорошем районе, наполняет свой досуг интересными мероприятиями, несколько лет подряд уезжает на зимовку в теплую страну.

Кажется, что у Даши есть все, чтобы реализовать задуманное. Но ни одна Дашина большая цель не реализуется последние 2 года. Даша живет в постоянной тревоге, что она недостаточно хороша, что делает что-то не то, что она никчемна, раз не может добиться целей, а может просто “поддерживать существование”. Даша давно подумывает обратиться к психиатру, но решила начать с психотерапии.

Алина живет в крупном городе в Америке. Она художник. Ее работы красуются на обложках всемирно-знаменитых журналов. После школы ее родители помогли ей переехать учиться в США. Теперь Алина работает с именитыми издательствами, целиком обеспечивает себя сама, своим талантом и навыками.

Точнее, обеспечивала. Год назад у Алины завершились серьезные отношения с молодым человеком. Эти отношения стали небезопасными и эмоционально, и физически. За этот 1 год после разрыва Алина потеряла веру в себя, сильно упала в доходе, находится в постоянной тревоге, которая не дает ей действовать, чтобы исправить ситуацию. Алина в отчаянии и не верит, что сможет исправить эту ситуацию без какого-то чуда, сама.

Сложность Арины, Даши и Алины в том, что они не верят, что справятся. Самоощущение "я не справляюсь " появляется в конфликте желания и страха автономии.

Потребность в автономии — это потребность в возможности самоопределяться на основании знаний и представлений о себе, на основании своего опыта, навыков, целей — своей самости. Это потребность действовать самостоятельно в соответствии с текущим возрастом, влиять на ход событий своими решениями. Потребность в знании о себе: Я справлюсь.

Страх автономии — это не страх остаться без других людей или быть покинутым. Это страх осознать авторство своей жизни (особенно, если жизнь не такая, как я мечтал/а). Страх рисковать, пробовать, менять, встречаться с разочарованием — всё это вместе. Страх автономии — это страх увидеть себя не таким человеком, каким я думал/а, я являюсь и не верить, что я могу это изменить.

Как зарождается такой страх? Есть 2 способа оказаться в страхе автономии во взрослом возрасте. Назовем их метафорически "кокон" и "тюрьма".

"Кокон". От таких клиентов в психотерапии часто можно услышать: "У меня хорошие родители, я не могу обвинять их и злиться на них, они, наоборот, всегда помогали мне".

Для многих становится открытием то, что причина неверия в себя и потерянности во взрослой жизни — чрезмерная родительская защита. Такие родители создают кокон, в котором человек чувствует себя значимым, справляющимся и даже успешным. Они хвалят, мотивируют, поддерживают (иногда странным способом, вроде "Вот вырастешь — выйдешь замуж за миллионера").

Рано или поздно ребенок выходит из кокона и замечает разницу между мирами. Миллионера с кольцом нет, что странно, потому что "я же такая хорошая и молодец"… Жизнь в реальном мире оказывается сложной резко и на всех уровнях. Оказывается, не все хотят помогать, оказывается, просто нравиться другим недостаточно, оказывается, со мной могут случаться вообще любые события, которые я никак не могу предусмотреть. Оказывается, это происходит на постоянной основе.

Такой феномен часто можно встретить среди детей, в чьих семьях был хороший достаток: сначала родители долго и много поддерживают ребенка — создают кокон — а потом выросший ребенок остается один-на-один с реальной жизнью. Когда ребенок выходит из инкубаторских условий — он дезориентирован. Мир сильно больше, сложнее, злее, конкурентнее, невнимательнее и небережнее, чем ребенок думал, находясь в своем коконе. И для жизни в таком мире требуются определенные навыки, которые не развились в коконе.

"Тюрьма". Представьте себе человека, который 15-18-20 лет сидел в одном и том же, не самом комфортном месте, с людьми, которые его постоянно запугивали и угрожали, без возможности изменить свою жизнь. Уйти из тюрьмы хочется как можно раньше, в ней плохо. Но выходя из тюрьмы "освобожденные" сталкиваются с совершенно незнакомым миром, и чувство полной уверенности: "Я хочу на свободу, я знаю что делать" — превращается в ужас от непонимания, что происходит и как с этим справиться.

Такой страх часто вызван долгими манипуляциями и запугиванием внутри "тюрьмы": "Ты сам/а не справишься", "Делай то, что я говорю", "Какая же ты криворукая, ничего нельзя поручить", "Кому ты такой будешь нужен, кроме родителей".

Как правило, такой феномен можно встретить среди взрослых детей из семей, где родители сами были инфантильны, вели себя агрессивно, имели диагностированное или нет расстройство психики, химическую зависимость, депрессию или высокую тревожность.

Потребность в автономии при нахождении и в коконе, и в тюрьме кричит: "Я хочу быть самостоятельным! Я не инвалид! Что вы всё за меня делаете? Я могу сам решать!".

Страх автономии можно назвать страхом перед реальной жизнью: такой/ая я с такой жизнью не справлюсь. Это ощущение является результатом опыта резкой встречи с реальностью: навыков еще нет, а справляться уже надо. Резкая сепарация оказалась ничем не обеспечена и в случае кокона, и в случае тюрьмы. Этап выработки навыка (общаться, зарабатывать, предъявлять себя, спорить, дружить, любить) совпадает с необходимостью решать сложности.

Отсутствие навыка приводит к неверным решениям и новым сложностям. Отсутствие поддержки приводит к самобичеванию. Постоянное самобичевание не оставляет сил и веры, чтобы выйти из круга "проблема — неверное решение — новая проблема". И вот полноценный взрослый успешный человек находит себя в состоянии полной неспособности решить даже простую задачу. Апатия, депрессия, тревожное расстройство.

Что делать? К сожалению, волшебной таблетки нет. Постепенное, но регулярное движение вперед небольшими шагами, чтобы выработать необходимые навыки — вот что приближает нас к твёрдой вере и ощущению "я справлюсь".

Вот шаги, которые помогут наметить план, по развитию навыка автономности и уменьшению страха на этом пути:

  • 1 шаг. Определить, каких навыков не хватает для того, чтобы реализовывать желаемое (в карьере, в отношениях, в личной жизни). Это можно сделать простой фиксацией своих рассуждений, техникой свободного письма или сходить на консультацию к психотерапевту или коучу. Навыки могут быть профессиональные, в сфере отношений, в сфере мышления.
  • 2 шаг. Расставить приоритеты и выбрать, какой навык вы хотите укоренить в первую очередь. Не беритесь за всё сразу: выберите сферу жизни и навык в ней, укоренив который вы поверите, что вы справляетесь. Это вдохновит вас продолжать действовать.
  • 3 шаг. Выбрать комфортный способ выработки этих навыков: это может быть использование agile-спринтов в личной жизни, использование трекинг-листов или приложений для выработки привычки, участие в мастер-майнд группе или абонемент на групповую психотерапию.
  • 4 шаг. Фиксация результатов. Даже небольших, даже отрицательных. Первые помогут продолжать двигаться и не обесценить путь. Вторые помогут скорректировать действия и ускорить движение.

Самое сложное в процессе выработки навыка действовать автономно без парализующего страха — это оставаться честным и поддерживающим с собой на всем пути.

Этот путь долгий, но он того точно стоит.