В автосервисе не хотят собирать автомобиль. Как их заставить?
В автосервисе разобрали автомобиль. Потом сказали, что запчасти можно заказать только у них и по их ценам. Но мы купили детали сами. Из-за этого в сервисе отказались собирать машину — предложили, чтобы мы вызвали эвакуатор и забрали ее.
Прав ли автосервис? И как нам заставить их собрать нашу машину?
Скорее всего, автосервис неправ. Но все зависит от того, о чем вы письменно или устно с ним договаривались.
Если подписанных документов нет, в похожих спорах между автосервисами и автовладельцами суды выясняют, какими могли быть устные договоренности. Если сервис докажет, что вопрос о деталях обсуждали и вы были готовы купить их у сервиса, вы должны будете оплатить разборку и сборку авто.
Но если вы сможете доказать обратное — например, что приехали в сервис со своими деталями и мастера знали об этом, — сервис должен будет компенсировать вам ущерб. Например, оплатить эвакуатор и сборку машины в другом сервисе, а также возместить моральный вред за то, что на машине долгое время нельзя было ездить.
Начать стоит с письменной претензии. Возможно, автосервис пойдет вам навстречу и обращаться в суд не придется.
Какова ситуация по закону
Ремонт личного автомобиля — это бытовой подряд. В такой сделке заказчик дает задание, проверяет его выполнение, принимает и оплачивает, а подрядчик выполняет работу и передает ее результат заказчику .
Договоренности сторон, автосервиса и автовладельца фиксируют в смете или соглашении. Заказчик должен подписать эти документы.
Подрядчик, автосервис, не вправе навязывать заказчику, автовладельцу, дополнительные работы или услуги в нагрузку к тем, за которыми тот пришел. Заказчик может не оплачивать работы, о которых не договаривались .
Если в ходе ремонта выяснится, что нужны дополнительные работы, автосервис должен согласовать доплату с заказчиком. Если не согласовал и не предупредил об этом, заказчик может не оплачивать ничего сверх сметы .
Если заказчик и подрядчик не договорились о том, какие работы и за какую стоимость должны быть проведены, и подрядчик начал выполнять несогласованную работу, заказчик вправе расторгнуть договор и не оплачивать уже сделанное .
Когда в автосервисе ремонтируют машину, могут использовать как детали, которые предоставил заказчик, так и собственные. Если машину отремонтировали с помощью деталей сервиса, заказчик должен их оплатить. Если с помощью деталей заказчика — сервис должен вернуть неиспользованные, когда закончит ремонт. При этом, если детали заказчика не подходят или недостаточно качественные, мастер обязан приостановить работу и предупредить заказчика об этом .
Автосервис не может заставить заказчика купить нужные детали именно у него: автовладелец вправе сам выбрать, где это сделать.
Как нужно действовать
Проверьте, о чем вы договорились с сервисом. Заказ-наряд, смета или договор могут подтвердить либо вашу позицию, либо позицию автосервиса. Убедитесь, что не подписывали документы с указанием стоимости деталей или с условием, что используются только детали автосервиса.
Запросите у автосервиса письменный отказ — подтверждение того, что он требует забрать разобранный автомобиль. Если сервис не даст такой документ по устной просьбе, направьте письменный запрос — лучше почтой. Полномочия отдельного мастера сложно проверить, но почта вручит письмо только представителю сервиса, который официально может получать корреспонденцию.
Можно отправить бумажное заказное письмо с уведомлением либо электронное. На юридический адрес автосервиса или адрес регистрации индивидуального предпринимателя — он должен быть в уголке потребителя. Укажите срок на ответ, считая с даты вручения.
Направьте в сервис претензию. Укажите в ней на слова и действия, которые свидетельствуют в вашу пользу. Например, вы пришли с деталями, они лежали в багажнике, мастер осмотрел их и сказал, что они подойдут. Требуйте собрать разобранный автомобиль либо возместить документально подтвержденные расходы на его перевозку в другой сервис и сборку.
Подайте иск в суд, если сервис не ответит в отведенный срок или пришлет официальный отказ. За основу иска можно взять текст претензии.
Также в иске вы можете потребовать компенсировать моральный вред — те переживания, которые вы испытали, беспокоясь за свое имущество .
Если документов нет, обеим сторонам будет сложно доказать, о чем вы договаривались. Обычно на стороне сервиса несколько мастеров-свидетелей, а на стороне автовладельца — только он сам. Суд будет устанавливать полную картину, принимая во внимание все устные доводы и подтвержденные действия .
Если суд встанет на вашу сторону, вы сможете потребовать, чтобы автосервис компенсировал вам расходы на обращение в суд: оплату услуг юриста, эксперта и почты . А еще с сервиса взыщут в вашу пользу штраф — 50% от присужденной суммы.
Госпошлину за подачу иска платить не нужно .
Судебная практика по спорам с автосервисами
Если в автосервисе разобрали машину, но не договорились, кто предоставит детали и сколько они будут стоить, автовладелец вправе отказаться от услуг сервиса и требовать, чтобы мастера собрали машину бесплатно. Если в автосервисе не хотели рисковать, используя детали заказчика, должны были сразу предупредить об этом .
Вот несколько примеров судебных разбирательств автовладельцев с автосервисами.
В первом деле в июле 2021 года мужчина оставил УАЗ-31519 в автосервисе для диагностики двигателя. Ремонтировать двигатель он не планировал. Но сервис выставил ему счет за ремонт на 76 942 ₽. Автовладелец согласился оплатить только 7825 ₽ — за согласованный ремонт сцепления. И подал в суд иск с требованием вернуть машину и компенсировать моральный вред — 50 000 ₽.
Автосервис в ответ заявил встречный иск: потребовал 76 942 ₽ за проведенный ремонт и 23 745 ₽ за то, что машина находилась на платной стоянке сервиса. В иске указали, что автовладельца заранее информировали, что именно нужно отремонтировать и сколько это будет стоить. И раз после этого автовладелец оставил машину в сервисе, значит, он согласился на конкретные ремонтные работы. Заказ-наряд оформили уже после того, как отремонтировали двигатель, потому что заранее нельзя было установить объем и стоимость работ.
Работник сервиса засвидетельствовал в суде, что на панели приборов горел индикатор низкого давления масла и двигатель невозможно было запустить. Автовладельцу назвали примерную стоимость работ, которые включали в том числе диагностику, — от 35 000 ₽, а также дату начала ремонта.
Суд посчитал , что обе стороны правы частично. Автовладелец оставил машину в сервисе надолго — значит, явно не только на диагностику. Но и автосервис не согласовал стоимость ремонта, поэтому не может требовать всю сумму.
В итоге суд обязал сервис вернуть машину и компенсировать моральный вред в размере 10 000 ₽, а владельцу авто предписал заплатить 7825 ₽ за неоспариваемую часть — отремонтированное сцепление. Автосервис обжаловал решение, но областной суд оставил его в силе.
Во втором деле в апреле 2022 года мужчина обратился в сервис, чтобы отремонтировать Хендай Солярис. Там согласовали с ним примерную стоимость ремонта — 120 000 ₽ — и получили 25 000 ₽ аванса.
Через месяц оказалось, что нужен более сложный и дорогостоящий ремонт. Автовладельца пригласили в сервис, где он устно согласился на увеличение стоимости, но соответствующий договор не подписал. Через две недели владелец забрал машину, но доплатить еще 290 200 ₽ отказался. Сервис обратился в суд.
Судебная экспертиза длилась два месяца и обошлась в 80 340 ₽. Эксперт установил, что стоимость работ по договору, который владелец подписал при передаче машины на ремонт, — 193 130 ₽, включая дополнительные работы, связанные с оговоренными. Остальные ремонтные работы автосервис выполнил без согласия автовладельца — а значит, оплачивать их не нужно.
В итоге суд взыскал с автовладельца:
- оставшиеся 168 130 ₽ за ремонт автомобиля;
- 69 725 ₽ судебных расходов: 23 176 ₽ на юриста и 46 549 ₽ на автотехническую экспертизу;
- 3535 ₽ госпошлины;
- 2028 ₽ за вызов автоэксперта в суд.
В вашей ситуации может пригодиться еще один случай из судебной практики, прошедший три инстанции.
В третьем деле жительница Белгорода в мае 2022 года попросила заменить вентилятор охлаждения. Индивидуальный предприниматель предложил ей вентилятор за 24 300 ₽, который можно было установить за 2000 ₽. Женщина согласилась, передала деньги, работу приняла и претензий к качеству не предъявляла.
Позже она узнала, что ей установили вентилятор не той фирмы, которую обещали, и он стоит в два раза меньше — 12 150 ₽. Автовладелица решила, что еще 12 150 ₽ сервис получил с нее незаконно, и обратилась в суд, требуя вернуть эту сумму, а также неустойку, штраф и компенсацию морального вреда на общую сумму 32 191 ₽.
Однако три судебные инстанции женщине отказали , потому что она добровольно согласилась заплатить запрошенную за вентилятор сумму и приняла работу без претензий. ИП принес в суд квитанцию о покупке вентилятора за 22 300 ₽, но это едва ли значительно повлияло на вердикт судей. Главным было то, что у заказчицы была вся информация о цене и та ее устроила.
Так что, если вы в итоге согласитесь на детали, которые продает автосервис, вы не сможете сбить их цену, ссылаясь на стоимость аналогов.
Что в итоге
Прав или неправ автосервис, зависит от обстоятельств.
Если его специалисты действительно забыли сообщить вам, что работают только со своими деталями, они неправы и должны собрать машину за свой счет.
Если договориться с автосервисом не получается, пишите претензию с требованием собрать машину. Если претензия не поможет — обращайтесь в суд.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil