«Не рекомендую тем, кто плани­рует ра­бо­тать вне Канады»: как я учусь в канадском колледже

История героини реалити: часть 22

29
«Не рекомендую тем, кто плани­рует ра­бо­тать вне Канады»: как я учусь в канадском колледже

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Анна Конар

получает четвертое образование

Страница автора

Мы живем в Канаде с апреля 2023 года.

До переезда я работала репетитором по английскому языку. У меня три высших образования, но педагогического нет. Я решила поступить в канадский колледж, потому что там предлагают годичные программы обучения Teaching English as a Second/Foreign Language.

Как резидент Канады, я могу учиться по расценкам для местных жителей: около 6300 CAD⁣ (4641 ₽) вместо 18 000 CAD⁣ (13 261 ₽) для иностранцев.

В декабре 2023 года закончился мой первый семестр в Algonquin College. По четырем предметам я получила А+ плюс два зачета за производственную практику и индивидуальный проект, и сейчас моя оценка — 4,0. Это максимально возможный балл.

Ощущения от учебы несколько неоднозначные: что-то понравилось, а что-то не очень. Поделюсь впечатлениями.

Поступление

Про выбор колледжа и поступление я подробно рассказала в одном из предыдущих отчетов. Коротко упомяну основные моменты:

  1. Нужно сдать экзамен по английскому. У меня был IELTS Academic. Стоимость указана у них на сайте и зависит от страны. Я заплатила 220 CAD⁣ (162 ₽). Перед экзаменом дополнительно не занималась: сама готовлю к нему своих учеников. Стоимость проезда на автобусе — 5 CAD⁣ (4 ₽) туда и обратно.
  2. Эвалюировать документ об образовании в WES. Я сделала эвалюацию своих дипломов перед иммиграцией, в Канаде просто доплатила за апгрейд около 100⁠—⁠200 CAD⁣ (74⁠—⁠147 ₽).
  3. Подать документы максимум на пять программ через платформу OntarioColleges. В 2023 году это стоило 110 CAD⁣ (81 ₽).
Источник: ontariocolleges.ca
Источник: ontariocolleges.ca

Студенты

Контингент учащихся можно разделить на две группы: международных студентов и канадцев. Международных — на две подгруппы, у которых разные цели:

  1. Получить бумажку об образовании в англоязычной стране для поднятия престижа в качестве преподавателя английского у себя дома. Они рассказывают о своем богатом опыте работы, хотя в это с трудом верится, потому что произношение и грамматика у них страдают. Необходимый минимум английского языка для поступления на эту программу — общий IELTS 6,5 и минимум 6,0 по каждому модулю. Мой общий IELTS — 8,0.
  2. Получить разрешение на работу в Канаде на основании канадского образования для последующей иммиграции. Этим студентам, как мне показалось, вообще все равно, что учить и какие оценки получать. Главное — обеспечить посещаемость 80% и успеваемость 60%, и виза в кармане.

Канадцы в колледже — в основном люди 40—50 лет, которые решили сменить род деятельности, в том числе многодетные мамочки, мечтающие выйти из декрета.

Они совершенно не знают английской грамматики и ее терминологии, не могут объяснить применение того или иного правила — так же как и я не задумываюсь над большинством правил русского языка, потому что мне это не нужно. Им тоже важна бумажка, потому что без нее преподавать английский нельзя.

Предметы

Как оказалось, программа Teaching English as a Second/Foreign Language заточена именно под носителей языка — канадцев. Я надеялась с помощью предмета «Педагогическая грамматика» повысить свои знания. Но мы учились по учебнику Azar среднего уровня, чтобы канадцы могли познакомиться с азами английской грамматики.

На предмете «Введение в язык и овладение языком» мы учились делать фонетический и морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений. Я помню, как мы проходили такое в школе на уроках русского языка, но как это может помочь в изучении английского, не знаю. Ничего полезного из этого предмета я тоже не вынесла.

Предмет «Изучение языка и культура» чем-то похож на культурологию, которую я изучала в российском вузе, и многонациональный менеджмент — в американском. В том плане, что это предмет больше для галочки. Каждое занятие — переливание из пустого в порожнее о том, как важно преподавать не голую грамматику и лексику, а в контексте типичных для Канады ситуаций, например визита к врачу или посещения банка. Рассказывают также про невербальный язык: мимику, жесты, правила поведения в Канаде.

На методологии английского языка мы создавали планы уроков. Этот предмет, как и остальные, заточен под канадские реалии. В Канаде уровни знания языка отличаются от европейских: здесь не A1, A2, B1, B2, C1 и С2, а CLB 1, CLB 2 и так далее до CLB 12. А преподавание языка иммигрантам основано на задачах написать письмо в школу, открыть счет в банке, а не на грамматических или лексических темах. Мне такой неуниверсальный подход не нравится, но приходится работать с тем, что есть.

Учебные материалы

Учебные пособия по трем из четырех предметов старые, 2013—2015 годов, а дополнительные материалы попадались даже из девяностых. Качество материала в статьях тоже часто было не на высоте. Для меня такое неприемлемо. Если студент платит деньги за обучение, он должен получать самую свежую информацию о самых современных методиках, а не читать статью 20-летней давности. Я сама работаю с новейшими учебными пособиями, потому что уважаю своих учеников.

Из положительных моментов: я научилась более уверенно составлять планы занятий экспромтом, а не по учебникам. Это необходимый навык, так как у учеников могут быть специфические запросы, которых в учебниках нет. Например, ни в одном пособии вы не найдете темы «Билль о правах и свободах в Канаде» или «Деловая поездка на конференцию в Бангалор».

Что в итоге

Резюмируя, я не рекомендую учиться в канадском колледже тем, кто планирует работать вне Канады, потому что учеба заточена именно под местную специфику и местных носителей языка. А вот если вы иммигрировали в Канаду, стоит получить местное образование: так будет намного легче найти хорошо оплачиваемую работу.

У колледжа есть связи с работодателями, он регулярно публикует вакансии, устраивает производственную практику. Моя первая производственная практика была в октябре, вторая будет в феврале. По окончании учебы желающие могут пройти международную практику за рубежом — пару месяцев в Польше, Чехии, Турции или Индонезии. Можно даже отправиться работать по контракту на год или два в Корею или Японию.

Меня сначала пригласили поехать в Индонезию с предоставлением жилья, питания и денег на билеты, но потом я отказалась. В последнюю учебную неделю колледж устраивает ярмарку вакансий в кампусе и онлайн по «Зуму», где на протяжении четырех дней языковые школы будут рассказывать о возможностях трудоустройства у них. Мое резюме уже готово!

РедакцияУчились за границей? Расскажите про свой опыт:
  • Анна МаксимоваЗдравствуйте, у вас тут аж 22 часть, Что-то я уже читала, но пропустила информацию по теме тж ( вроде как финансовая). Так каковы вложения в ваше обучение? Включая подготовительные этапы и доп траты? И сколько потребуется до финиша? Вы окупаете их уже имеющимися навыками или планируете в дальнейшем? ( задумываюсь о MVP , онлайн, американском, university of people может быть, а так же сына из РФ мечтаю куда-нибудь отправить, Канада - одна из рассматриваемых стран).1
  • Анна КонарАнна, подготовительный этап: 1. Сдать экзамен по английскому (я сдавала IELTS Academic) - стоимость есть у них на сайте в зависимости от страны. Я заплатила 220 канадских долларов, по-моему. Я к нему совсем не готовилась - я сама готовлю к нему моих учеников. Стоимость проезда на автобусе - 5 долларов туда и обратно. 2. Эвалюировать образование в WES. Оно у меня уже было эвалюировано для целей иммиграции, поэтому мне ничего дополнительного делать не пришлось - просто доплатила за апгрейд не помню сколько - 100-200 канадских долларов (стоимость есть у них на сайте). 3. Подать документы на максимум 5 программ через OntarioColleges. Это стоит 100 канадских долларов. Учеба стоит примерно 6300 канадских долларов для местных. Я получила грант от правительства Онтарио, который полностью покрыл стоимость учебы и ещё осталось. Плюс колледж дал мне небольшую стипендию. Так что всё окупилось сразу же. Я бы не стала рассматривать UoPeople - я сама его закончила. Его не признает WES и другие эвалюирующие организации. Другие университеты тоже не признают. Так что Вы не сможете с этим образованием иммигрировать куда-либо или продолжить учиться. Работодатели тоже не рассматривают такое образование серьезно. Я там училась только потому, что получила стипендию, которая полностью покрыла стоимость обучения. Качество материала мне на тот момент понравилось, но исполнение их задумки оставляет желать лучшего. До сих пор бросает в дрожь от слов peer assessment.1
  • Анна МаксимоваАнна, интересно. Я работала пять лет с американской компанией, от дизайнера до VP of marketing, мне платили в 10 раз больше, чем за ту же работу коллегам в РФ, но в 2 раза меньше, чем средняя зарплата по стране USA на такой должности. Я построила в РФ пассивный рублёвый доход, но хотела бы иметь международный, и достаточный, чтобы переехать с 4 мя детьми и мужем. То есть должно хватать на шестерых. Доп диплом, как часть долгосрочного плана, грубо говоря, если вдруг резко придётся сняться с комфортного якоря. Может, где-то пробегала у вас инфа, про гранты или недорогое обучение по маркетингу? Я и для себя и для сына присматриваю. Честно говоря, вообще не знаю целесообразно ли учиться ради учёбы, даёт ли это какой-то профит. У меня специалитет, сейчас получаю копию англоязычную, потом может нострифицирую , чтоб было. А так, может и смысла нет, я в основном чтобы поддерживать нейронные связи, английский тренить, мне 40. Сыну 15.0
  • Анна КонарАнна, я считаю, что учиться нужно уже на месте и использовать учебное заведение как помощника по трудоустройству. Дистанционно / заранее / про запас толку от такого обучения будет мало.0
  • Маргарита МаликоваАнна, подскажите пожалуйста, а грант от Онтарио на каком основании получили?0
  • Анна КонарМаргарита, бюджет нашей семьи состоит из зарплаты мужа, моего гранта на обучение, детского пособия и других государственных выплат (например, компенсация за изменение климата, субсидия на электричество и т. д.). Работа моему мужу нравится. Когда он проработает год, он посмотрит, какие есть перспективы карьерного роста в компании. Если будут - хорошо, если нет - тоже хорошо. Менять место работы он не планирует. У меня планы закончить учебу в конце апреля, подать документы на местную сертификацию и искать работу, желательно онлайн. Если не найду работу, пойду ещё учиться. Ещё хотелось бы переехать в квартиру побольше. Сейчас мы живем в квартире с одной спальней, но есть такое чувство, что могли бы себе позволить квартиру с двумя спальнями. Когда закончу учебу, у меня будет время походить по району и посмотреть, что есть в наличии и по каким ценам. Это очень тонкий вопрос, потому что наша квартира, в принципе, идеальна в плане локации, стоимости, соседей, ремонта и так далее. Если мы переедем, можем столкнуться с непредвиденными проблемами в виде шумных соседей / собак, насекомых, водопровода / канализации / интернета и так далее. Тяжело решиться отказаться от текущей хорошей квартиры.1
  • Маргарита МаликоваАнна, насчет квартиры полностью понимаю, когда удачно нашли, то хочется чтобы смена была не хуже по всем условиям А если в цифрах относительно доходов, то сколько получается годовой доход до и после налогов? Изучали уже рынок труда преподавателей?0
  • Анна КонарМаргарита, на рынке преподавателей вакансии есть, но я пока не знаю, насколько конкретно я буду востребована без канадского опыта. Видела ставки от 32 до 45 долларов в час. По поводу моих доходов, мне некомфортно делиться такой информацией в сети. Может Вы подадите мне пример и первая поделитесь, если уж задали такой вопрос?0
  • Анна КонарАлександр, что именно заставило Вас так думать?0
  • ЕрёмаПришел к нам как-то работать паренек из Алгонквина с хорошим средним баллом на начальную позицию. Как он получил диплом, я так и не понял. Практических навыков 0, понимания 0. Испыталку не прошел конечно же. Вообще колледж-колледжу рознь. Есть такие как Алгонквин, которые дают только бумажку и все тут, но не все такие. Есть те которые дают знания, причем достаточно серьезные. Вы кажется промахнулись с выбором и в добавок специальность такая что особой экспертности в такого уровня заведениях не подразумевает (если подразумевает вообще) ибо специфика рынка ее применения такова что учить придется мигрантов языку на начальном уровне в массе.0
  • Анна КонарЕрёма, чтобы учить иммигрантов языку на начальном уровне в массе, нужно иметь сертификат TESL Ontario, который выдают только после прохождения обучения в учреждениях из их списка (что говорит о том, что в специфике данного конкретного рынка не совсем разбираетесь). Я подала заявки на все программы в Онтарио, которые покрывались стипендией OSAP, и поступила во все их них. Далее я поспрашивала разных людей - как преподавателей ESL, так и карьерных консультантов, какой колледж и какая программа лучше, и все они в унисон сказали, Algonquin, потому что столичный вуз имеет самое лучшее финансирование и является показательным. Если после этого Вам кажется, что я промахнулась, то укажите, пожалуйста, на каком этапе? Судить колледж по одному выпускнику я бы не решилась, но признаю, что некоторые мои однокурсники из Китая говорят и пишут на английском так, что их очень сложно понять. Но чтобы поступить, им нужно было показать уровень английского, сдав IELTS или TOEFL. Если они смогли как-то обмануть на этом этапе и поступить, то они могли и дальше обманывать в учебе. Здесь проблема в конкретном ученике, и возможно, в канадской системе образования в целом, когда человек оценивается по письменным работам и тестам, а не по экзаменам, где нужно тянуть билет, как во времена моей молодости.0
  • ЕрёмаАнна, >нужно иметь сертификат TESL Ontario (что говорит о том, что в специфике данного конкретного рынка не совсем разбираетесь) Я где-то писал что сертификат не нужен? В подобного рода заведения люди имеющие за плечами на несколько голов выше образование только за ним и идут. И 6К за обучение не самая большая проблема сертификации. Но наличие сертификата автоматически не означает что что человек его получивший будет рокет саенсом заниматься сразу после. потому что ESL в англоговорящей стране нужен только ньюкамерам или их родственникам, которые живут десятилетиями в национальных анклавах не зная языка. Разве нет? >Если после этого Вам кажется, что я промахнулась, то укажите, пожалуйста, на каком этапе? Очевидно у вас не было другого пути, т.к. вы изначально преподаватель английского и очевидно любите этим заниматься, раз пошли за сертификатом вместо смены деятельности на более перспективную, что обычно делает достаточно большой процент людей по приезду в страну. Не знаю насколько ESL перспективное направление с точки зрения мат.выгоды учитывая что большинство курсов бесплатны и покрывается провинциями/гос-вом, а давать частные уроки для шлифовки условных B2+ можно и в частном порядке не имея сертификатов, что успешно делают ваши коллеги не стесняясь давать рекламу везде где только можно. >Судить колледж по одному выпускнику я бы не решилась я тоже. этот с которым я непосредственно работал и проверял уровень его знаний. И меня поразил тот вопиющий факт что человек имеющий на руках диплом мог повторять зазубренную теорию как попугайчик, но с практической точки зрения не понимал основную свою специализацию. И похожий фидбек про выпускников этого колледжа я слышал от других людей про других выпускников неоднократно. Допускаю что это одно конкретное направление в нем сломано. Но ваш опыт тоже не оч позитивен. И потом, вам же опыт одного колледжа не мешает делать генерализованный вывод о всех колледжах страны? =) Хотя это тоже не совсем правильно.0
  • ЕрёмаАнна, промахнулись с выбором колледжа, и судя по содержанию статьи - вы сами это признаете. но откуда было знать, если все советчики его хвалили. понимаю. Про профессию, я лишь отметил что по моему субьективному мнению средний ESL-щик работающий "на земле" - получает очень скромные деньги, особенно для вашей провинции. Я не говорю что это ошибка - воля ваша, может у вас капитал или муж состоятельный, а преподаете вы так - для души. >Не знаю, почему для Вас так очевидно, что у меня не было другого пути. вполне возможно был, но выбрали вы почему-то этот и до переезда работали репетитором. но учитывая предыдущий абзац про оплату - тогда не оч понятна мотивация. Почему бы не пойти по любому другому из трех "совершенно разных дипломов"? >Что это Вы на мне так крест ставите и в мыслях не было, не надумывайте >По поводу государственных курсов английского - Вы же >понимаете, что эти курсы преподаватели ведут за деньги. И >чтобы работать на этих курсах и нужна данная сертификация. понимаю, сертификация нужна, правила лицензирования разных профессий оч строгие. про "ведут за деньги" см абзац номер два. Просто судя по количеству дипломов за плечами - способностей у вас хоть отбавляй. И на мой взгляд вы заслуживаете большего, вот и все. Но хозяин-барин, может вы нашли свое призвание - вопросов нет1
  • Анна КонарЕрёма, я заслуживаю заниматься тем, что мне нравится, не тревожась о деньгах. Это первое. Ну и второе - факт учебы и получения сертификата никак не ограничивает меня в выборе любого другого пути хоть в будущем, хоть даже сейчас. Это как другой комментатор спросил меня, почему я выбрала провести остаток жизни в Канаде. Так я может ещё много куда ещё поеду. Можно ли тогда назвать проживание в Канаде промахом? Нет, мне здесь очень нравится. Так и с профессией, и с колледжем. Это не последний колледж, и не последняя профессия до конца жизни. По поводу Алгонкина - программы TESL в других колледжах приблизительно одинаковые, учат стандартно тому же самому. Поэтому я и экстраполирую на другие колледжи (но при этом говорю только о TESL). Я не считаю, что я получила бы качественно другое образование, если бы выбрала другой колледж. Все колледжи в Онтарио придерживаются стандартов TESL Ontario, так что не в колледже дело, а в том, что мои личные потребности не совпадают с программой TESL Ontario.0
  • ParadisoZhuzha, тебя бомбит под каждым постом таким, проблемы с иммиграцией? Где-то не дали? Каждый дневник подобного характера - идет засер, хотя опыта у тебя ноль. Все индивидуально и зависит от человека. В твоем случае - где бы жужа не был, везде облом, судя по всему 😁 оттуда негатив, жуткие обобщения и токсичность1
  • Марина ТайсинаАнна, добрый день. Подскажите, а вы не планируете возвращаться в Россию?0
  • Анна КонарМарина, пока не планирую.0