«На документы и сборы потратили около 430 000 ₽»: как россияне переезжают в Канаду

58
«На документы и сборы потратили около 430 000 ₽»: как россияне переезжают в Канаду
Аватар автора

Юлия Иванова

узнала, как иммигрируют в Канаду

Страница автора

В ближайшие годы канадское правительство планирует увеличить эту цифру: в 2023 году — до 465 тысяч, в 2024 — до 485 тысяч, в 2025 — до 500 тысяч. Ожидается, что к 2036 году иммигранты будут составлять до 30% населения страны.

Канада приветствует мигрантов, так как нуждается в квалифицированных специалистах. Например, на январь 2023 года иммигранты занимали 36% должностей врачей и 41% — инженеров. Доля иностранцев среди владельцев бизнеса с наемными работниками — 33%.

Основной способ иммиграции — через систему Express Entry, EE. Она позволяет квалифицированным специалистам оформить ПМЖ. Чтобы получить приглашение на подачу документов, надо набрать определенное количество баллов. Их начисляют за образование, опыт работы, знание языков и другие показатели. Но документы рассматривают небыстро: иногда иностранцы ждут одобрения заявки несколько лет.

Кроме Express Entry в Канаду переезжают с временными разрешениями на учебу или работу, через стартап-визу, для воссоединения с семьей и на других основаниях. Я поговорила с теми, кто уже переехал в страну или готовится к переезду. Вот их истории.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно
ИСТОРИЯ № 1. ПМЖ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ EXPRESS ENTRY

«От идеи переехать в Канаду до визы в паспорте прошло полтора года»

Аватар автора

Полина

переезжает в провинцию Онтарио

Мы с мужем хотели переехать из России. Сначала рассматривали Австралию, но затем выбрали Канаду, поскольку условия для переезда были проще.

В рамках Express Entry работают три программы:

  1. Federal Skilled Worker — для квалифицированных работников с опытом. В последний раз отбор кандидатов на эту программу проводили в феврале 2023 года.
  2. Federal Skilled Trades — для рабочих специальностей.
  3. Canadian Experience Class — для тех, у кого есть опыт работы в Канаде. В последний раз отбор на программу Canadian Experience Class отдельно проводили в сентябре 2021 года, а Federal Skilled Trades — в августе 2020. Сейчас проводят общую выборку на эти программы. То есть несколько раз в год отбирают кандидатов среди всех участников федеральных программ — Federal Skilled Trades, Canadian Experience Class и Federal Skilled Worker. В последний раз такой общий отбор проводили в августе 2023 года.

Еще есть провинциальная программа — Provincial Nominee Program. Она позволяет подать заявку на ПМЖ по системе Express Entry в определенной провинции  . Одни приглашают специалистов, в другие надо отправлять заявку самому. Проходной балл в провинциальных программах обычно ниже, чем в федеральных. Но придется заплатить провинции за рассмотрение заявки  .

Обладатель ПМЖ может поселиться в Канаде где угодно. Но если вас номинировала провинция, первое время лучше пожить в ней, чтобы избежать рисков при подаче документов на гражданство  . Если есть уважительная причина, например отсутствие работы, можно уехать. Но надо проинформировать власти провинции.

Мы подавали заявку в сентябре 2021 года. Тогда из-за пандемии коронавируса отбор по федеральной программе Federal Skilled Worker приостановили, а опыта работы в Канаде для Canadian Experience Class у нас не было. Мы могли воспользоваться только программами провинций. В Онтарио как раз есть программа для технических специалистов — Tech Draw. Список подходящих специальностей опубликован на сайте ontario.ca. Его определяют по Национальному классификатору профессий, NOC.

Моя специальность подходила для участия в программе. Я тестировщик, по канадской классификации — Software Engineer and Designer. Номер моей профессии в национальном классификаторе — 21231. Расскажу, какие этапы я прошла.

Создание профиля в системе Express Entry. Я заполнила подробную анкету 30 сентября 2021 года. Для пары или семьи анкета общая, вы вместе набираете баллы. Одного заявителя указывают как основного, другого — как зависимого, Dependant. Чтобы набрать больше баллов, основным заявителем в анкете надо ставить того, у кого лучше английский и кто окончил магистратуру. Примерно посчитать баллы можно при помощи калькулятора на сайте правительства Канады. Еще там есть таблица, в которой прописано, как считают количество баллов для одного и для двоих заявителей.

Чтобы принять участие в федеральной программе Express Entry, нужно набрать как можно больше баллов. Номинация от провинции дает дополнительные баллы и позволяет пройти отбор. Но есть нюанс. Чтобы получить номинацию, надо уложиться в определенный диапазон баллов. Если набрать слишком много на этом этапе, на подачу документов могут не пригласить.

Мы предположили, что мне лучше быть основным заявителем, а партнеру не стоит сдавать экзамен на знание английского языка IELTS. Тогда будет шанс, что мы уложимся в диапазон для провинции и пройдем отбор. Если у партнера плохой английский или он не сдан, за это вычтут баллы.

В итоге в анкете я указала наш уровень образования, специальности, опыт работы, свой результат теста по английскому IELTS. На этом этапе подтверждающие документы не нужны.

Приглашение на подачу заявки от провинции Онтарио. Спустя месяц после отправки заявки, 27 октября 2021 года, провинция Онтарио пригласила подавать документы заявителей, у которых 455—465 баллов. Мы набрали 464 на двоих, и нам тоже пришло приглашение — Notification of Interest. Если бы я подавала документы одна, получила бы 481 балл и не прошла отбор на провинциальную программу.

Мы загрузили в профиль на сайте программы Онтарио:

  1. Приглашение на подачу документов от провинции.
  2. Сканы паспортов и фотографии.
  3. Информацию об образовании. Для этого надо подтвердить дипломы — провести эвалюацию. Заверить нужно только высший диплом: например, если у вас степень магистра, диплом бакалавра не требуют. Вуз должен сам подтвердить, что вы учились там, и выслать оценки с официальной электронной почты или почты РФ в World Education Services, WES. Но если он партнер WES, как Финансовый университет при Правительстве РФ, в котором я училась, все проще. В моем случае вуз сам загрузил все данные в систему. Я только заплатила за эвалюацию диплома 230 CAD⁣ (15 710 ₽). Диплом партнера эвалюировали таким же способом: он учился со мной в одном вузе. За его образование нам тоже начислили баллы.
  4. Результат экзамена IELTS. Сдать IELTS в 2021 году в России стоило 250 $⁣ (19 993 ₽). У меня получилось как раз столько. Сейчас сдать экзамен в России невозможно. За аудирование и чтение я получила по 9 баллов, за письмо — 7,5, за говорение — 8. Результаты IELTS в Канаде конвертируются в баллы их собственной шкалы для оценки владения языком — Canadian Language Benchmark, CLB. Максимум — CLB10. У меня получилось как раз столько.
  5. Справки с подтверждением опыта работы по специальности за последние три года — Reference Letter. В них указывают период труда, обязанности сотрудника, логотип и название компании, контакты работодателя и имя человека, который подписал документ.
  6. Подтверждение финансовой состоятельности — выписка с банковского счета. На двоих нам требовалось около 18 000 CAD⁣ (1 229 507 ₽). Еще надо было приложить выписки о зарплате за первый и последний месяц с каждой работы.
  7. Резюме и рассказ о том, почему хотим жить в Онтарио.

Все документы нужно перевести и заверить у нотариуса. На это мы потратили около 35 000 ₽. За то, что провинция рассмотрит нашу заявку, заплатили 1500 CAD⁣ (102 458 ₽).

Получение номинации. Спустя два месяца, в январе 2022 года, нам дали номинацию — приглашение переехать в Онтарио. Она появилась в профиле Express Entry. Номинация принесла нам дополнительные 600 баллов. У нас стало 1064 балла, и мы автоматом прошли в выборку Express Entry. Нам прислали приглашение на основную подачу документов — Invitation to Apply, ITA.

Загрузка документов в профиль Express Entry. У нас было 60 дней, чтобы уплатить сбор за обработку заявления — 2730 CAD⁣ (186 475 ₽) на двоих — и заполнить в профиле анкету с личными данными, историей путешествий за десять лет, информацией о близких родственниках, образовании, опыте работы. Еще за эти два месяца надо было загрузить в профиль документы:

  1. Сканы всех страниц паспортов.
  2. Фотографии.
  3. Дипломы со сканами эвалюации. Об этом в требованиях не сказано, но некоторые люди не грузили их, и им отказывали.
  4. Результат IELTS.
  5. Справки с работы с данными о зарплате и обязанностями. Обязанности должны совпадать с NOC должности для трудоустройства в Канаде. Еще требовались справки, в которых видно поступление зарплаты за весь период работы, либо 2НДФЛ. Я выбрала второй вариант.
  6. Подтверждение наличия денег — столько же, сколько требовали при подаче документов на номинацию в Онтарио.
  7. Справки об отсутствии судимости из всех стран, где мы жили более полугода.
  8. Результат медосмотра. Его надо было пройти в авторизованной клинике. В Москве очереди на медобследование нужно было ждать месяц, и мы записались в клинику в Петербурге. Туда можно было попасть через две недели. Обследование обошлось в 26 000 ₽ на двоих. Рекомендую заранее позвонить в медцентр и спросить, большая ли очередь. Врач не выносит вердикт о том, соответствует пациент требованиям иммиграционной службы или нет. Он просто дает бумажку с номером в канадской системе, которую надо загрузить в профиль Express Entry. Если человек здоров, через некоторое время осмотр отметят как пройденный.

Поскольку мы тогда не состояли в браке, дополнительно прикладывали подтверждения того, что как минимум год живем вместе, — извещения Почты России на мое имя и на имя партнера на один и тот же адрес. А еще — общую страховку на машину, выписку из совместного банковского аккаунта и совместный договор аренды квартиры. Я заполнила подтверждение статуса гражданского брака — Common Law — и заверила форму у нотариуса. В России сложно найти специалиста, чтобы заверить документ на английском. Я знаю людей, которым пришлось переводить форму на русский, заверять и снова переводить на английский. Нам повезло: мы нашли канадского нотариуса.

Когда все документы загружены, в профиле Express Entry отображается подтверждение — Acknowledgement of Receipt. Мы увидели его 26 февраля 2022 года.

Через два месяца после подачи документов пришло приглашение на биометрию. Ее можно сдать в любой стране, где есть визовый центр Канады. За это мы заплатили 85 CAD⁣ (5806 ₽) на человека.

Ожидание проверки документов. В профиле Express Entry отображаются такие этапы проверки:

  1. Eligibility — оценивают, подходит ли человек для программы.
  2. Criminality — смотрят, есть ли криминальное прошлое.
  3. Security — проверяют, что заявитель не шпион и не террорист.

Еще есть проверка Info Sharing, которая не отображается в профиле. Канада запрашивает информацию у стран, с которыми сотрудничает: Великобритании, Австралии, США и Новой Зеландии. Ей интересно, не нарушал ли заявитель законы в этих государствах.

Во время проверки миграционная служба может запросить дополнительные документы и информацию. Например, мне нужно было сообщить тему магистерской диссертации и имя научного руководителя. Еще я заполняла Schedule A — копию изначальной анкеты, только без истории путешествий. Изначальную анкету посмотреть сложно, потому что официального доступа к ней нет, а информация должна совпадать. Так что желательно сохранить себе все, что вы писали.

Если во время рассмотрения документов заявитель переехал в другую страну или заключил брак, ему нужно уведомить миграционную службу. Это можно сделать через веб-форму.

Документы могут рассматривать долго. Есть три способа узнать об их судьбе:

  1. Использовать сервис для отслеживания статусов на правительственном сайте Канады. Но там дают только краткую информацию — на каком этапе проверки документы.
  2. Заказать ноутсы, GCMS Notes, — выписку из своего дела. Их можно запросить в миграционной службе, IRCC, или в Агентстве пограничных служб Канады, которое проверяет документы на этапе Security, — CBSA. По опыту моих знакомых, IRCC отвечает плохо, а CBSA — лучше. Чтобы заказать ноутсы, надо находиться в Канаде или найти человека либо агентство, которые сделают это за вас. Я несколько раз заказывала данные о движении документов на сайте Gsmcnotes. Это стоило около 15 €⁣ (1351 ₽). В отчетах были комментарии агента. Например: «Выглядит хорошо» или «Опыт работы подходит». Но данные не совсем свежие — примерно двухнедельной давности. На некоторые запросы ноутсы я так и не получила.
  3. Позвонить в миграционную службу IRCC по «Скайпу» или «Вайберу». Я использовала номер +1 800 267-67-88. На звонки отвечает голосовой помощник, а попасть в очередь на ожидание ответа оператора сложно. Когда я пыталась дозвониться до сотрудника, иногда ждала около часа. Чтобы быстрее связаться с ассистентом, иностранцы начинают звонить в 14:00 по московскому времени.

Среди тех, кто подавал заявление в Express Entry вместе со мной в феврале 2022 года, есть те, кто до сих пор ждет решения. Иногда такие люди обращаются в суд, чтобы он обязал миграционную службу исполнять обязанности. Но чтобы получить такое предписание — мандамус, — за услуги юриста придется отдать около 4000 CAD⁣ (273 223 ₽)  .

Миграционная служба одобрила наши заявки 24 ноября 2022 года, и мы получили письмо под названием Ready for Visa. Это запрос паспорта для вклейки визы — Passport Request, PPR.

Отправка паспорта на вклейку виз. Паспорта отправляют туда, куда просит миграционная служба. Мы находились в одной из европейских стран, заявки оттуда рассматривают в консульстве Канады в Риме. Мы сделали фото, внесли данные о цвете глаз, росте и 28 ноября 2022 года выслали документы курьером DHL в визовый центр.

Так получилось, что биометрию сдавали не в Риме, а в Лондоне, поэтому нам пришлось уплатить дополнительный сбор — 100 €⁣ (9967 ₽). Еще 300 €⁣ (29 901 ₽) отдали за доставку паспортов на вклейку виз в Рим и отправку обратно нам.

Заграны нам вернули 9 декабря 2022 года. От идеи переехать до получения паспортов с визами прошло полтора года. На оформление документов и сборы потратили около 430 000 ₽.

В Канаду мы отправимся в сентябре 2023 года, когда закончим все дела. Статус постоянных резидентов получим сразу после въезда в страну. Карточки ПМЖ должны прислать через один — три месяца. С ними жить в стране можно сколько угодно. Права у держателей ПМЖ как у канадцев, кроме голосования на выборах. Еще постоянные резиденты не могут занимать должности, которые требуют допуска к секретным данным.

Со статусом постоянных резидентов у меня и мужа будут одинаковые права. Даже если супруги или партнеры расходятся, ничего не меняется. Через три года можно подать заявление на гражданство.

Это виза для одноразового въезда в Канаду, которую мне вклеили в Риме. В дальнейшем на границе предъявляют удостоверение личности — ID
Это виза для одноразового въезда в Канаду, которую мне вклеили в Риме. В дальнейшем на границе предъявляют удостоверение личности — ID
ИСТОРИЯ № 2. ПМЖ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ EXPRESS ENTRY ДЛЯ УЧЕБЫ

«Благодаря Express Entry я сэкономила на плате за обучение 178 000 CAD⁣ (12 882 265 ₽)

Аватар автора

Екатерина Манская

получила в Канаде новую профессию

Мы с мужем и двумя котами переехали в Канаду в 2019 году. До этого я работала адвокатом и мечтала сменить профессию. Хотела стать ученым, меня привлекала генетика и нейробиология.

Поскольку мы решили переезжать в Ванкувер, я замахнулась на поступление в бакалавриат Университета Британской Колумбии, UBC. Его считают топовым вузом Канады в сфере биологических и медицинских наук — Life Science.

Чтобы учиться в Канаде, нужно или получить разрешение на учебу, Study Permit, или переехать по Express Entry, получить ПМЖ и поступать в вуз как постоянный резидент. Второй вариант подойдет тем, у кого уже есть профессия, и у него много преимуществ:

  1. С ПМЖ обучение в Британской Колумбии в несколько раз дешевле, чем для иностранцев, которые получили Study Permit. Например, программа Medical Laboratory Science, «медицинская лабораторная наука», в UBC для местных стоит 7401 CAD⁣ (521 961 ₽), а для остальных — 58 641 CAD⁣ (4 135 699 ₽).
  2. Обладатели ПМЖ, как и граждане Канады, могут брать кредит на обучение — он беспроцентный, его выплачивают после окончания учебы частями, когда человек находит работу. Многие канадцы так и делают — плату за учебу вычитают из их зарплат в течение нескольких лет.
  3. Можно жить в Канаде неограниченное время. А студенческий ВНЖ дают строго на срок обучения — как только получили диплом, надо либо уезжать из страны, либо найти основания, чтобы остаться. Например, заранее искать работу.
  4. Постоянные резиденты не имеют ограничений по часам работы. Для обладателей Study Permit есть ряд условий — например, можно работать не более 20 часов в неделю, если учишься.

Я переезжала через Express Entry. Выбрала федеральное направление — программу Federal Skilled Worker. На этапе отбора мне пригодились первое образование и опыт работы адвокатом.

Благодаря участию в программе мне удалось сэкономить около 178 000 CAD⁣ (12 728 213 ₽). За три года обучения я заплатила 32 000 CAD⁣ (2 228 329 ₽), а иностранцу без ПМЖ пришлось бы отдать около 210 000 CAD⁣ (15 017 160 ₽).

Мне нравится Ванкувер. Это район Гастаун
Мне нравится Ванкувер. Это район Гастаун

Мой главный совет тем, кто собирается переезжать: планируйте все сильно заранее. Если вы хотите поступить в университет и начать учебу с сентября, документы надо подать до декабря предыдущего года. Я сделала это в декабре 2019.

Рекомендую загодя изучить требования конкретных университетов к документам, поскольку они часто разнятся. Для поступления в UBC я представила копию школьного аттестата с переводом, который заверила в бюро переводчиков.

Копию аттестата мама запросила в архиве школы. Документ заверили печатью учебного заведения, приложили перевод и поместили в конверт со штампом школы. Затем прямо из школы отправили курьером DHL в университет в Канаде. Аналогичную процедуру я проделала в московском вузе, который окончила.

Насколько я знаю, некоторые канадские университеты могут требовать эвалюацию диплома в специальных организациях типа WES, но крупные вузы обходятся без этого.

Мне также пришлось сдать экзамен по английскому языку IELTS Academic — набрать минимум 6,5 за каждый модуль — и отправить результат в университет уже в обычном режиме, без сложных заверений.

Чтобы подготовиться к учебе после большого перерыва с окончания школы, я прошла онлайн-курс по математике, химии, физике и биологии High School Level в британской школе ICS Learn. Он стоил около 200 $⁣ (16 000 ₽). Курс я брала просто для себя, университет этого не требовал.

В марте 2020 года мне пришел положительный ответ от UBC — учеба должна была начаться в сентябре. Поскольку я уже была в Канаде, на радостях сразу поехала в вуз и зашла на свою будущую кафедру. Там я разговорилась с консультантом и упомянула, что хотела бы начать учебу как можно скорее. Внезапно мне предложили посещать университет с мая, а не с сентября, поскольку в канадских вузах есть летний семестр.

Обычно летний семестр — это отличная возможность взять дополнительные курсы или снять нагрузку, переложив некоторые предметы со стандартного зимнего семестра на лето. Он в два раза короче обычного и в два раза интенсивнее. Например, стандартная лекция, которая зимой идет час в день три раза в неделю, летом будет длиться три часа в день дважды в неделю.

В последующие годы я тоже училась летом и брала максимум классов. Это помогло мне окончить четырехлетний бакалавриат за три года. Еще меня поддерживали муж и близкие.

Следует быть внимательным: не все программы позволяют переход между курсами и досрочное завершение. Это зависит от того, насколько фиксировано расписание.

Стипендии у меня не было, потому что я не сразу разобралась и не подала на нее документы. Это тоже к вопросу о планировании заранее.

1 июня 2023 года у меня была выпускная церемония: я окончила бакалавриат Bachelor of Science in Applied Biology. Поскольку я хотела быть ученым, решила продолжать обучение и поступила в магистратуру по специальности «биоинформатика». Обучение для иностранцев и местных стоит одинаково — около 6000 CAD⁣ (355 800 ₽) в год. Базовую стипендию платят почти всем — сейчас это 28 000 CAD⁣ (1 660 400 ₽) в год. Еще есть много стипендий, которые зависят от достижений студента и важности его исследования. Они поступают из самого университета, а также из фондов. Деталей пока не знаю, осенью буду разбираться.

Программа длится год или два.

Моя выпускная церемония. Думала, что не смогу на нее попасть, так как в это же время у нас в лаборатории проходило трехдневное мероприятие. Мне показалось, что поучаствовать в нем важнее церемонии. Но в итоге удалось все совместить. Это скриншот из видеоролика с церемонии
Моя выпускная церемония. Думала, что не смогу на нее попасть, так как в это же время у нас в лаборатории проходило трехдневное мероприятие. Мне показалось, что поучаствовать в нем важнее церемонии. Но в итоге удалось все совместить. Это скриншот из видеоролика с церемонии

Магистратура в Канаде бывает двух видов — с диссертацией или без. В первом случае это близко к кандидатской степени, поскольку вы проводите собственное исследование. Процесс поступления следует начинать заранее — еще до окончания вуза.

До середины января необходимо подать документы, предварительно найти научного руководителя, пройти интервью, получить рекомендации профессоров. Их может дать преподаватель, научный руководитель. Чем выше статус человека в академической среде, тем лучше. Рекомендации должны быть очень хорошими. И, конечно, важно иметь достаточно высокий средний балл — минимальные требования зависят от программы и ее конкурентности. Часто это от 77 или 80 по 100-процентной шкале для научных направлений.

В магистратуру легче поступить после окончания канадского вуза, как в моем случае, или после американского. Хотя, думаю, теоретически можно и после российского. Приемная комиссия будет смотреть, какое место вуз занимает в мировом рейтинге. Если он не входит в списки 100 лучших университетов, нужно быть просто очень крутым самому. И заранее найти научного руководителя, который заинтересуется именно вами, студентом из другой страны. Притом что он, скорее всего, получит десятки писем от канадских и американских студентов из вузов, которые выше в рейтингах.

Нужно быть креативным и иметь что-то, что выделит вас, так как научная магистратура в UBC очень конкурентна. Статьи, научные конференции, конкурсы — все, что сможете добавить к отличным оценкам.

Если у студента и научного руководителя есть обоюдный интерес, иногда обучение можно начать раньше. У меня так и вышло: вместо сентября магистратура началась в мае 2023 года. Я занимаюсь использованием машинного обучения для поиска и открытия лекарств — с фокусом на лекарства от рака. Работаю на базе UBC и двух исследовательских центров — Vancouver Coastal Health Research Institute и Vancouver Prostate Centre. Здесь я фактически младший научный сотрудник и только начинаю свое исследование. В такого рода программах студенты работают и проводят исследование, плюс учатся в вузе.

Если планируете получить образование в Канаде, рекомендую не бояться задавать вопросы. Мой кейс был нестандартным — я писала запросы в вуз, прежде чем собирать документы, и уточняла, что необходимо конкретно в моем случае. И не бойтесь мечтать! Но не забывайте сопровождать этот процесс тщательным планом реализации вашей мечты.

На фото UBC Nest — «гнездо». Это центральное здание университета, где можно учиться, обедать и так далее
Таких учебных пространств в кампусе очень много
Мой кот Джим тоже иммигрант. Все три года он учился вместе со мной
Здание, в котором я люблю заниматься. В нашем кампусе сняли много фильмов. Из классики — «Эффект бабочки». А из недавнего — «Проект „Адам“». Источник: Amy Tran / Unsplash
ИСТОРИЯ № 3. СЕМЕЙНОЕ СПОНСОРСТВО

«Через какое-то время начинаешь сомневаться и думать, а нужна ли вообще эта Канада»

Аватар автора

Кристина

ждет встречи с мужем

В 2020 году я собиралась поехать в Канаду как турист — оценить страну, чтобы в дальнейшем поступить в канадский вуз. На тот момент я училась на химика в РХТУ имени Менделеева в Москве. Подала документы на визу в марте, ровно перед началом пандемии коронавируса. Из-за ситуации в мире мое заявление рассматривали восемь месяцев, а потом пришел отказ.

В ноябре того же года я познакомилась с будущим мужем — канадцем. Мы начали общаться в «Тиндере» и быстро влюбились друг в друга. Мне было 19 лет, ему — 29. Начались отношения на расстоянии. Он присылал мне цветы, постоянно что-то дарил, помогал деньгами.

Через четыре месяца после знакомства мы встретились в Черногории, сняли квартиру и прожили вместе почти месяц. Наши представления друг о друге и ожидания совпали, все было хорошо, и мы поженились. Брак заключили в Черногории.

После свадьбы провели вместе еще примерно неделю и разъехались. Думали, что теперь я смогу быстро оформить документы и переехать к нему в Канаду. Но на фоне пандемии муж потерял работу. Чтобы мне дали визу, он должен был подать документы на семейное спонсорство. А для этого необходимо доказать, что у мужа достаточно денег. Когда я приеду в Канаду, он три года обязан будет обеспечивать меня едой, одеждой, вещами первой необходимости и лекарствами, если понадобятся. Без подтверждения дохода мужа переехать в Канаду я не могла.

К августу 2021 года супруг заработал и накопил немного денег. Тогда он предложил два варианта: подать документы на спонсорство и начать процесс переезда или куда-то вместе съездить и наконец-то снова встретиться. Я выбрала второй, так как к тому времени мы не виделись целых пять месяцев. К тому же мой папа собирался в Турцию — мне захотелось поехать туда и познакомить его с моим мужем.

Еще мне казалось, что совместная поездка будет дополнительным плюсом для иммиграционной службы Канады, которой надо доказать, что брак не фиктивный. А то мы встретились один раз, сразу поженились и подаем документы на спонсорство. Такая история выглядит не очень убедительно. В итоге все прошло отлично: отдохнули около двух недель, сделали совместные фотографии и разъехались.

Но когда муж вернулся в Канаду, опять остался без работы — начались проблемы с финансами. В его стране в тот момент все еще действовали коронавирусные ограничения. Например, по возвращении из Турции муж был обязан пройти карантин в специальном отеле. Неделя там стоила 4000⁠—⁠5000 CAD⁣ (237 200⁠—⁠296 500 ₽). Он отказался и поехал домой. Потом ему пришел штраф примерно на такую же сумму. Траты на отпуск и штраф были для него значительными.

Муж смог накопить денег только к маю 2022 года, и мы подали документы на семейное спонсорство. Это сложная процедура, поэтому мы воспользовались услугами иммиграционного консультанта. Они стоили около 2500 CAD⁣ (148 250 ₽). А вместе со всеми сборами на подачу документов понадобилось примерно 5000 CAD⁣ (296 500 ₽).

Спонсировать супруга может постоянный резидент или гражданин Канады. Муж и жена должны быть старше 18 лет и состоять в законном браке. Чем логичнее кейс, тем быстрее его одобрят. Если что-то покажется подозрительным, иммиграционная служба будет рассматривать заявку дольше, запросит дополнительные документы или устроит собеседование.

В качестве доказательства отношений мы прислали иммиграционному консультанту:

  1. Переписки из «Вотсапа»: приложили рандомные скрины с первого дня общения. Еще я добавила скрины переписки с родной сестрой мужа и его родителями, сообщения, которые муж писал моему папе, и поздравления для моей мамы. Надо было показать, что мы общаемся, поздравляем друг друга с праздниками.
  2. Совместные фотографии из Черногории и Турции.
  3. Подтверждения банковских переводов мне в Россию от мужа.
  4. Фото карточек с подписью к цветам, которые он мне дарил.
  5. Фото авиабилетов, которые мы покупали, чтобы встретиться.

Кажется, доказательств было достаточно. После подачи документов я прошла медицинское обследование для получения визы, оно стоило около 20 000 ₽. Еще обязывают сдать биометрию, но она у меня уже была, так как я подавала документы на туристическую визу Канады.

Сейчас официальный срок рассмотрения семейного спонсорства — 14 месяцев. Проверить его можно на правительственном сайте Канады. Но в чате «Семейное спонсорство» я видела, что многие люди ждут дольше.

В моем случае после подачи заявки прошел год. Мужа уже одобрили как спонсора. Консультант сообщил нам, что примерно в январе 2023 года дело ушло на рассмотрение в консульский отдел посольства Канады в Варшаве. Там должны проверить документы и, если все хорошо, выслать мне запрос на паспорт. После этого я отправлю загранпаспорт в Варшаву, а мне вернут его с визой для въезда в Канаду и получения там карточки ПМЖ. Но мои документы до сих пор на проверке. Надеюсь получить ответ до конца 2023 года.

За последние три года наши отношения прошли огонь и воду. Ждать тяжело. Мне было 19 лет, когда я познакомилась с мужем. Сейчас мне 22, а мы виделись всего два раза. В такой ситуации невозможно ничего планировать. Ты не понимаешь, что будет с твоей жизнью завтра или через полгода. Через какое-то время начинаешь сомневаться и думать, а нужна ли вообще эта Канада с такой бюрократией и ощущением, что никто не уважает твои права. Никому не пожелаю такое пережить. Это эмоционально выматывает.

Мы с мужем сейчас не можем видеться. Оформить турвизу и приехать к нему я не могу. Насколько я знаю, когда рассматривают документы на семейное спонсорство, в туристической визе чаще всего отказывают. Ее выдают для короткого путешествия, а я в процессе переезда в Канаду.

Увидеться в третьей стране тоже нет возможности: это дорого и сложно. На поездки надо немало денег, а если вдруг придет подтверждение, нужно будет купить билет в Канаду. Недавно я проверила цену перелета на сентябрь в одну сторону на человека рейсом Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле — больше 200 000 ₽. А хотелось бы взять с собой денег, чтобы приехать не с пустыми карманами.

Мне кажется, если Канада сильно затянет рассмотрение документов или откажет в переезде, мы с мужем просто расстанемся. Сейчас не вижу других вариантов. Мы уже так намучились — какой-то предел все-таки должен быть. Когда в тысячный раз двери закрываются, надо отступать и жить дальше.

ИСТОРИЯ № 4. ПМЖ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА

«Для бизнес-инкубаторов важна инновационная составляющая»

Аватар автора

Федор Беломоев

получил стартап-визу Канады

В 2015 году я основал компанию 4Blind, которая разрабатывает устройства для людей с нарушениями слуха и зрения. Благодаря ей я переехал в Канаду в 2019 году по стартап-визе, а сейчас сам консультирую людей о том, как ее получить.

Сначала я собирался поехать в Канаду всего на неделю. У меня там было несколько клиентов — хотел показать им изобретение. В плане поездки оставалось свободное время, и я попросил свою сотрудницу назначить мне встречу с кем угодно. Она нашла в интернете организации, которые поддерживают предпринимателей. Написала в один из бизнес-инкубаторов: «Чем вы можете нам помочь?» Это было довольно нагло: вот мы едем — давайте помогайте. Ей ответили: «Пусть приезжает — поговорим».

Я встретился с сотрудниками бизнес-инкубатора, и мне предложили пройти программу обучения в Йоркском институте развития предпринимательства. Это тоже бизнес-инкубатор. После курса дают письмо поддержки — Letter of Support. С ним можно получить стартап-визу. Я согласился.


Для бизнес-инкубаторов важна инновационная составляющая. Нельзя пойти туда, например, со стандартным приложением для знакомств  .

Я подготовил документы для бизнес-инкубатора и подал их. Нужно было сделать заявку, презентацию, обозначить свои планы в Канаде. Тогда документы дублировали: надо было посылать их и в виде сканов, и почтовым отправлением. Сейчас вроде все отправляют сканы.

Меня приняли с первого раза. Стоимость обучения зависит от бизнес-инкубатора и может составлять 8000⁠—⁠126 000 $⁣ (768 640⁠—⁠12 106 080 ₽). Например, по моей информации, в инкубаторе в Ванкувере обучение стоит 126 000 $⁣ (12 106 080 ₽) и длится год. Я считаю, что это очень долго и дорого. В Торонто есть инкубаторы с обучением и за 8000 $⁣ (768 640 ₽), и за 13 000 $⁣ (1 249 040 ₽), и за 25 000 $⁣ (2 402 000 ₽).

Я учился две недели, тогда обучение обошлось в 8000 $⁣ (784 740 ₽). У нас был общий бизнес-курс. Нам рассказывали про бизнес в Канаде: как им управлять, как оптимизировать налоги, как взаимодействовать с клиентами. Еще мы узнали, какие возможности дает инкубатор после переезда и какие связи могут пригодиться.

После того как получил сертификат об окончании курса, нужно было сдать в инкубатор бизнес-план. Это очень объемный и сложный проект, который надо продумать технически. В нем должна быть информация о маркетинговой стратегии, стратегии формирования цен, партнерах, с которыми вы будете взаимодействовать. К моменту подачи бизнес-плана вы должны уже связаться с клиентами и партнерами в Канаде.

Спустя какое-то время я защитил бизнес-план перед комиссией бизнес-инкубатора. Их все устроило, и они выдали письмо поддержки. С ним я уже подал документы на стартап-визу.

Для этого я сделал следующее:

  1. Сдал биометрию.
  2. Прошел медицинское обследование.
  3. Подтвердил уровень английского В1.
  4. Сделал скан паспорта и фотографии.
  5. Подтвердил, что у меня достаточно денег на первое время жизни в Канаде. Для одного человека это 13 757 CAD⁣ (989 679 ₽).

На все это одному заявителю сейчас потребуется около 5000⁠—⁠6000 $⁣ (480 400⁠—⁠576 480 ₽). А у меня тогда на семью ушло около 4000 $⁣ (384 320 ₽).

В одну заявку разрешают включить до пяти человек — сооснователей бизнеса с семьями. Крупную компанию можно разделить на несколько заявок, но это немного сложнее, ведь она уже не будет единым бизнесом.

Стартап-виза сразу дает право получить ПМЖ. Но бизнесом в Канаде можно начать заниматься до того, как сделают ПМЖ. Для этого надо получить разрешение на работу.

Я приезжал в Канаду по турвизе, чтобы общаться с клиентами, участвовать в конференциях, проводить постобслуживание продукта. Но разрешение на работу не оформлял: для всего этого оно не требовалось.

Главное преимущество Канады для бизнеса и предпринимателей в том, что вам сразу дают статус постоянного резидента — ПМЖ. В других странах при открытии бизнеса чаще всего оформляют ВНЖ. То есть позволяют приехать туда и начать работать, но, если не выполнить условия, попросят уехать. Например, требуют трудоустроить какое-то количество людей и платить налоги не меньше определенной суммы.

Еще в Канаде есть хорошие возможности для оптимизации налогов, налоговые льготы для маленьких компаний. Если человек изучил все налоговые и бухгалтерские нюансы, он чувствует себя здесь очень хорошо. Кроме того, рядом США, которые тоже открыты для инвестиций в канадские компании.

Спустя год после получения ПМЖ со стартап-визой необходимо показать какое-то движение бизнеса. Делают это по запросу бизнес-инкубатора: вам позвонит его специалист, спросит, как успехи, попросит заполнить бланк. Нужно написать о продажах, количестве клиентов. Если через год есть даже незначительное движение, это очень хорошо.

У моего бизнеса дела идут отлично. Наши устройства продаются не только в Канаде и России, но и в США, Японии, Франции, Нидерландах, Германии. Мы участвуем в выставках, мероприятиях, сотрудничаем с дистрибьюторами.

Приехав в Канаду из любой страны, психологически становишься канадцем года через два. Страна к этому располагает: здесь очень толерантное и открытое для разнообразия общество. Канадец — это даже не национальность, а образ мышления.

Показываем наши устройства на выставке-конференции, посвященной людям с нарушениями слуха и зрения, в Оттаве
Показываем наши устройства на выставке-конференции, посвященной людям с нарушениями слуха и зрения, в Оттаве
Выступаю на конференции Collision в Торонто. Она прошла в июне
Выступаю на конференции Collision в Торонто. Она прошла в июне
ИСТОРИЯ № 5. ВНЖ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ПО НАЙМУ

«Без ПМЖ положение в Канаде шаткое, мы не можем ничего долгосрочно планировать»

Аватар автора

Наташа

переехала с открытым разрешением на работу

В 2019 году мы с мужем думали о переезде в другую страну. Я планировала переехать на работу в европейский филиал моей компании, но надо было долго ждать. В это время бывший коллега супруга рекомендовал его как разработчика в одну из компаний в Канаде. В итоге мужа приняли, но для этого ему пришлось пройти шесть собеседований.

Разрешение на работу — Work Permit — у него закрытое, то есть привязано к конкретному работодателю. Мне, как супруге, дали открытое разрешение — Open Work Permit. Оно дает право устроиться на любую работу.

Документы на Work Permit оформил работодатель. Нам нужно было только заполнить анкету и пройти медосмотр. Подтверждать уровень английского не требовалось.

Часто канадским работодателям нужно получить LMIA — подтверждение, что необходим именно иностранный работник, а на местном рынке труда подходящего нет. Иногда из-за этого заявителям приходится ждать больше полугода. В нашем случае LMIA не требовалось.

Работодатель взял на себя траты на переезд: визовые сборы, медицинское обследование, доставку вещей, аренду временной квартиры на месяц или два. Еще предоставил консультанта, который помогает разобраться с местной бюрократией.

Авторизацию для разрешения на работу мы получили за два месяца. Сейчас заявки вне Канады все еще рассматривают довольно быстро. Официальный срок для людей, подающих документы из России, — 21 неделя  . С авторизацией для разрешения на работу мы подали документы на визу W-1 Worker.

Наш переезд немного затянулся из-за пандемии коронавируса. Документы были готовы в марте 2020 года, но через неделю после этого закрыли границы. Мы смогли переехать только в декабре.

Work Permit, WP, получили уже на границе в Канаде. Для этого надо было пройти интервью в аэропорту с иммиграционным офицером. Он попросил представить абсолютно все документы: оффер, справки из банков, свидетельство о браке.

Нам не повезло: Work Permit выдали не на два года, а на год — и то не сразу. Муж менял фамилию, и офицеру это не понравилось, хотя все было сделано по правилам. Юрист, который готовил документы, и другие офицеры, которые узнали об этой истории, были в шоке от некомпетентности сотрудника.

В беседе с офицером мы не говорили, что приехали навсегда, ведь это не постоянное резидентство. Каждый раз, когда возвращаемся в Канаду из каких-то путешествий, тоже не говорим, что приехали домой. Хотя формально это так.

Виза и разрешение на работу взаимосвязаны. Когда по визе заезжаете в Канаду, надо показывать разрешение. С одним только Work Permit заехать не получится.

У визы и Work Permit есть сроки действия. Когда они истекут, надо обновить документы. Новую визу дадут только с действующим разрешением на работу.

По приезде в Канаду я начала искать работу. Я продуктовый маркетолог, в Санкт-Петербурге работала в крупной компании. Думала, что будет просто получить оффер, но на это ушло три месяца. Тогда мне казалось, что это очень долго, но теперь я так не считаю: даже когда рынок не был в рецессии, как сейчас, все знакомые находили работу примерно за пять месяцев.

Я искала работу через соцсеть Linkedin (сайт недоступен из РФ), но способ номер один здесь — нетворкинг. Если будете искать работу из России, может пригодиться чат «Канада ИТ». Там в закрепленных сообщениях есть документ с сайтами для поиска вакансий.

Рекомендую обращать внимание на то, есть ли медицинская страховка от работодателя. Это не то же самое, что ДМС в России, потому что здесь почти нет платной медицины — только по некоторым направлениям: стоматология, массаж. Обычно страховка работодателя частично покрывает стоматологию.

Примерно 90% потенциальных работодателей, к которым я обращалась, хотели, чтобы у меня был опыт работы в Канаде. Компания, в которую я устроилась, не спрашивала о нем. Мне кажется, так вышло только потому, что нанимающий менеджер был иммигрантом и сам через это проходил.

Я свободно владею английским — это мое преимущество. Но у меня все равно были комплексы, потому что в моей профессии приходится писать много текстов для внешней аудитории.

Я проходила по 4—5 собеседований на каждую вакансию. Каждый раз путь был один и тот же:

  1. Скрининг с рекрутером по телефону.
  2. Общее собеседование с нанимающим менеджером.
  3. Техническое собеседование, связанное с профессиональной деятельностью.
  4. Собеседование с командой. На нем смотрят, приживется ли человек в коллективе.
  5. Еще одно собеседование с нанимающим менеджером.

Так в целом устроена система найма в ИТ-сфере в Северной Америке. Это особенность не только Канады.

Рекомендую изучить информацию о компании и писать сопроводительные письма. В них надо отвечать на вопросы для каждой вакансии, например сообщать, какие ценности компании вы разделяете.

Официально работодатели не имеют права спрашивать о вашем статусе в Канаде, но они все равно часто это делают. Можно не отвечать на такой вопрос. Я говорила, что авторизована на работу в стране или что я резидент Канады.

Так выглядел наш район в Торонто
Так выглядел наш район в Торонто

Мне понравилось работать в канадской компании: все очень дружелюбно. Дедлайны есть, но никто не давит. В этом и плюс, и минус Канады в целом. Все очень расслабленные, поэтому все делается очень медленно. В России, например, баги в приложениях надо было убирать срочно, чтобы все точно хорошо работало. Здесь по-другому: давайте выпустим, там будут баги, а потом исправим.

Обычно в канадских компаниях нет переработок. Я работала с 09:00 до 17:00 в Онтарио. А моя компания была в Британской Колумбии. Это три часа разницы. Но меня не тревожили после моих пяти вечера, хотя у них было всего два часа дня.

Больничные в Канаде устроены не совсем так, как в России. Количество дней, когда можно пропустить работу из-за болезни, зависит от работодателя. Часто их очень мало, например три. Отпуска здесь тоже зависят от работодателя. У меня было четыре недели, но у многих три или даже две недели в год.

Если болезнь серьезная, можно оформить государственный больничный. Но этим редко кто пользуется: процесс сложный и не факт, что больничный одобрят. У работников есть пенсионный счет с лимитом пополнения на год — Registered Retirement Savings Plan, RRSP. Можно в течение года откладывать на пенсию. Иногда работодатели от себя добавляют деньги на этот счет. У меня было так: я отчисляю 100 CAD⁣ (7194 ₽) в месяц, а компания добавляет еще столько же.

Мы ездили в автомобильное путешествие по Альберте
Мы ездили в автомобильное путешествие по Альберте
Так в Канаде празднуют Хэллоуин
Так в Канаде празднуют Хэллоуин
1/2
Так в Канаде празднуют Хэллоуин
Так в Канаде празднуют Хэллоуин

Находиться в Канаде без ПМЖ не очень приятно по многим причинам. Мы уже третий раз будем оформлять разрешения на работу, потому что срок их действия ограничен. Все это очень долго. Визы тоже истекают, без них в страну не въехать.

Есть мнение, что все канадские иммиграционные офицеры очень дружелюбны. Но когда вы живете в стране по Work Permit, это не всегда так. Людям, которые заезжают по карточкам постоянных резидентов, говорят: «Добро пожаловать домой». А потом мы идем со своими WP — и отношение совсем другое: «Зачем приехали?» Наши канадские друзья говорят, что надо напоминать офицерам, кто платит им зарплату и налоги в стране. Делать так мы, конечно, не будем: офицеры могут не пустить в Канаду, даже если с документами все в порядке.

Мы платим большой пенсионный налог CPP, но нам он не засчитывается, пока мы здесь в таком статусе  . И в целом налоги мы платим существенные — около 40%. При этом перспективы дальнейшей жизни в стране призрачные.

Поменять работодателя просто так с закрытым разрешением на работу нельзя. Когда муж захотел сменить работу, ему пришлось получить Work Permit заново. На это ушло полгода. Иммиграционная служба не успевает обрабатывать заявки и просто прислала нам письмо о том, что разрешает работать. С ним мы переехали в другую часть Канады — Ванкувер.

Постоянные резиденты могут подать заявку на супервизу — визу для родителей на десять лет. Наши родители могут оформить только туристическую визу, заявления на которую сейчас рассматривают около года. Если в это время срок действия Work Permit истечет, в турвизе родителям могут отказать. Не факт, что новый WP поможет.

Еще до недавнего времени обладателям разрешения на работу было запрещено учиться, но это исправили.

Сфотографировала вид из офиса юристов, которые делали Work Permit в Торонто
Из Ванкувера можно съездить в провинциальный парк
В пяти минутах от нашего жилья в Ванкувере есть пляж

Раньше в Канаде для людей с разрешениями на работу была другая программа: после трех лет жизни в стране можно было подать документы на постоянное резидентство. А еще через два года — на гражданство. Теперь Канада изменила правила: стать постоянным резидентом можно только через Express Entry или номинацию от провинции. Сначала люди даже обрадовались: за счет того, что они находятся в Канаде, получат дополнительные баллы за опыт работы. В итоге уже через год можно было получить ПМЖ через программу для людей с опытом работы в Канаде — Canadian Experience Class, CEC.

В 2020—2021 годах ПМЖ по программе СЕС давали людям с очень низким баллом. Мы тогда не подходили под условия, потому что работали в Канаде меньше года. А как только стали подходить, кандидатов перестали набирать и в CEC, и по программе Federal Skilled Worker.

Через год отбор по программе Federal Skilled Worker возобновился. А отдельно на CEC набора нет уже почти два года — для кандидатов проводят общий отбор вместе с участниками других программ. В таблице на правительственном сайте Канады такие выборки обозначены как No Program Specified. Входной порог стал очень высоким — около 500 баллов. Столько может набрать, например, очень молодой доктор наук. Либо надо иметь приглашение от провинции или знать французский как второй язык.

Мы живем в Канаде уже три года, и у нас нет не то что постоянного резидентства, но и даже какого-то видимого прогресса в этом направлении. Рассматриваем вариант переехать в другую страну. Будет ли отдельный набор на программу CEC с более низкими баллами, никто не знает. И за три года я потеряла уже 15 баллов из-за того, что стала старше. Теперь у меня 494 балла, но в последний раз требовалось 517.

Нам уже трудно набрать больше баллов. Мы оба получили максимум за уровень английского, есть баллы за опыт работы до переезда и в Канаде, за образование. Но этого не хватает, чтобы пройти отбор. Из вариантов — учить французский с нуля. Еще можно найти работодателя, который согласится спонсировать участие в Express Entry через провинциальную программу или оформит LMIA — за него дают дополнительные баллы.

Экзамен по английскому действует два года, и скоро мне придется опять его сдавать. Это стоит 314 CAD⁣ (22 589 ₽). Не очень понятно, почему нужно проходить трехчасовой экзамен снова, ведь за это время я не забыла английский. Я им регулярно пользуюсь.

В общем, мы живем здесь, платим налоги, развиваемся, но наше положение шаткое, мы не можем ничего долгосрочно планировать. Постоянно жить с WP нет смысла: документы на гражданство не подашь. Когда все наши знакомые, которые переезжали по Express Entry, получат гражданство, мы все еще будем с Work Permit, хотя у нас будет одинаковое количество лет жизни в стране.

До переезда получение ПМЖ выглядело вполне реальным. Но иммиграционная система изменилась не в нашу пользу. Предугадать что-то сложно — это главный минус переезда с Work Permit, если планируете стать постоянным резидентом Канады.

Переехали в Канаду? Расскажите, как долго рассматривали ваши документы:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество