«Ушло примерно полтора дня»: как я сделал финальную версию проекта автодома
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Как обычно, стоит обозначить в каком-то деле сроки — все идет не по плану. Вот и автодом уже должен был быть построен, но работы в июле-августе навалилось столько, что стройка еще даже не началась.
С другой стороны, ваш покорный слуга заработал немного денег и на автодом даже есть некоторый профицит бюджета.
Работа все еще есть, поэтому стройка перенеслась в лучшем случае на конец сентября, но уже есть время заняться подготовкой. Первое что нужно сделать — окончательную версию проекта силового каркаса и подготовить ее в понятном виде как ТЗ для ЧПУ.
Я сходил в автосалон и замерил реальные размеры платформы УАЗ Профи — получилось 315х212 (даже немного больше чем я планировал), расстояние от платформы до верха кабины 106, а крыша кабины относительно тента (этот размер нужен чтобы понимать, какого размера вынос алькова будет адекватно смотреться). Этих размеров в принципе достаточно для проектирования.
Первым делом размечаю область 315х212 и отступаю от краев 8 миллиметров на обшивку тонкой фанерой и стеклоткань, размечаю багажное и основное отделение, затем делаю черновую модель самого модуля, тут есть несколько приоритетных размеров — расстояние от основания до низа алькова 115, чтобы между кабиной и модулем было примерно 10 сантиметров, для диагоналок и световая штанга там будет располагаться, а так же высота спального места в алькове 90 сантиметров — меньше мне будет не комфортно и как в плацкарте.
Всего высота модуля в итоге получилась в самой высокой точке 224 сантиметра, а учитывая что высота платформы Профи 86 сантиметров и еще будут солнечные панели и экспедиционный багажник, то итоговая высота машины с модулем будет порядка 315 сантиметров и на платных дорогах будет считаться по тарифам фуры.
Но это не критично — модуль будет довольно тяжелый, да и Профи в принципе не так чтоб может комфортно ездить больше 90, так что в основном автодом будет перемещаться избегая платных дорог.
Когда черновой каркас готов — примеряю мебель. Каркас будет кроиться из листов фанеры 21 миллиметр размером 1,22х2,44 метра. В фанере надо оставить только ребра жесткости, а все остальное выкинуть. И тут надо срастить сразу много нюансов — толстую фанеру расположить в разбежку и соединить между собой с учетом размеров листов — я выбрал соединение в ласточкин хвост, оно очень надежно и после переклейки будет как-будто монолитный лист фанеры.
Тонкая фанера обшивки должна быть в размежку и со смещением относительно толстой, так же все ее стыки должны попадать на силовой каркас. В местах крепления мебели так же должны быть элементы силового каркса, чтобы было к чему ее крепить. В местах врезки люков, окон, дверей пока оставляю цельную фанеру — их проще подогнать по месту, чем сейчас пытаться точно измерить. Учитывая все эти моменты нужно проектировать стенки, своего рода трехслойный пазл выходит, заставляет подумать и требует довольно много времени.
Когда стены готовы — проектирую крышу, она состоит из стрингеров (продольных элементов) и шпангоутов (поперечных элементов). По такому же принципу собирается корпус лодки или фюзеляж самолета. Крыша модуля не будет прямая — ровная она только по краям, а в центре выше на 2 сантиметра, что улучшает сопротивление нагрузкам и не позволит образоваться лужам. Шпангоуты размечаю с учетом расположения на крыше солнечных панелей (их будет 2 штуки огромных 190х113) — их места крепления должны попасть на силовые элементы, и люков, они наоборот не должны на силовые элементы попадать. Элементы собираю между собой в шип-паз. Из за сложной формы крыши не получается сделать один элемент и его копировать — каждый шпангоут и стрингер уникален. Так же делаю дополнительные закладные в местах крепления подвесных шкафчиков.
Когда каркас готов — его нужно разложить на составляющие и разместить на плоскости, чтобы было понятно что в итоге резать на ЧПУ. Чтобы это спроектировать и довести до ума у меня ушло примерно полтора дня. Теперь можно общаться с ЧПУшниками.