«Антология русского хоррора: Красный состав» — анимационный сериал по Пушкину и Толстому
16 февраля на more.tv вышел альманах короткометражной анимации по страшным рассказам отечественных авторов.
Всего в сериале шесть эпизодов. В основу серий легли произведения Александра Пушкина, Алексея Толстого, Александра Грина и даже Дмитрия Быкова. Эпизоды делали режиссеры со всего мира — от Болгарии и Эстонии до США.
Мы посмотрели все эпизоды и рассказываем, чем пугает антология. Чтобы вам было проще выбрать серию на вечер, в конце текста мы расположили их от самой неудачной к лучшей.
Что за «Антология русского хоррора: Красный состав» (Red Iron Road)
Дата премьеры: 16 февраля 2023 года
Страны производства: Россия, Канада, Молдова, Великобритания, Южная Корея, Эстония, Япония, США
Режиссеры: Джим Брайсон, Адам Джеффкоут, Сэм Чоу, Мэттью Лайон, Алеша Климов, Любомир Арсов, Хирофуми Накада, Сергей Кибус
Жанры: мультфильм, ужасы
Сериал, похожий на «Антологию русского хоррора: Красный состав»: «Любовь. Смерть. Роботы»
Продолжительность: 6 эпизодов длиной от 13 до 20 минут
Где смотреть: more.tv, «Кинопоиск»
Дочь крысолова
Петроград 1920 года. Из-за революционного террора большинство людей покинуло город. Оставшиеся голодают и мерзнут в холодных домах. Писатель-коммунист Антон встречает на рынке дочь крысолова Нину — и сразу же влюбляется.
Во время облавы большевиков парочка прячется в старинном особняке. Там герои сталкиваются с людьми-крысами: злобные существа проводят магические ритуалы и планируют восстание.
В основу сюжета лег рассказ Александра Грина «Крысолов». Создатели удачно передали атмосферу холодного Петрограда с мрачными пустыми домами и голодающими людьми. В то же время они сильно изменили концовку. У Грина хищные крысы были метафорой буржуазии. Но в анимационном фильме свора гигантских грызунов — аллюзия на коммунистическое общество.
«Дочь крысолова» начинается как конспирологический триллер. Стиль анимации напоминает старые американские нуары. На фоне снуют тени неизвестных существ, из ниоткуда раздаются жуткие шорохи. Но заканчивается эпизод скомканно: история превращается в кровавый боевик с гигантскими монстрами и взрывами. Финальная часть сильно проигрывает мрачной первой половине эпизода.
Семья вурдалака
Французский дипломат маркиз д’Юрфе проезжает через Сербию. Из-за сильной метели мужчина ночует в доме крестьянина Георгия. И влюбляется в его сестру Зденку.
Ночью семья Георгия ведет себя странно. Они берут в руки колы и ждут, когда вернется их дед Горча. Крестьяне уверены, что родственник стал вурдалаком — и ему нельзя открывать дверь. Иначе он выпьет их кровь.
Анимация в «Семье вурдалака» напоминает стиль европейских комиксов вроде «Приключения Тинтина»: выглядит примитивно, но мило. А еще авторы изменили мрачный тон первоисточника. В экранизации рассказа Алексея Толстого появился черный юмор и монстры, напоминающие зомби-медведя из картины «Аннигиляция».
Правда, это уже не страшная история, а хулиганский анекдот. От славянской мифологии почти ничего не осталось, а финал испорчен заурядным экшеном с жестоким насилием.
Можарово
Москву огородили стеной от других населенных пунктов. Выбраться в близлежащие районы можно лишь на поездах с гуманитарной помощью. На один из таких попадает молодой и амбициозный журналист Максим.
Вместе с парнем едут рэпер, известная журналистка и бизнесмены. Они еще не знают, что со станции Можарово мало кто возвращается живым.
Рассказ Дмитрия Быкова «Можарово» о пропасти между Москвой и регионами настолько хорош, что его сложно неудачно экранизировать. Но все же в эпизоде-адаптации есть недостатки: здесь слишком много лишних персонажей, а центральную идею несколько раз проговаривают вслух. Пропал очаровательный минимализм оригинала, где весь сюжет раскрывался через диалог журналиста и проводника.
Зато экранизация «Можарово» — один из немногих эпизодов «Красного состава», где история не заканчивается перестрелками и взрывами. Почти все действие происходит в вагоне поезда. А благодаря технике ротоскопии эпизод выглядит жутко: лица перерисованных актеров вызывают эффект зловещей долины.
Лесной царь
Мир будущего. Мальчик по имени Леша играет со старым шлемом виртуальной реальности. Но вредоносная программа овладевает рассудком ребенка.
Отец пытается отвезти сына в больницу, но это оказывается не так-то просто. В антиутопическом мире будущего все решают виртуальные «кредиты». Без них даже нельзя позвонить по телефону и вызвать карету скорой.
Идея перенести действие «Лесного царя» Жуковского в мир киберпанка звучит интересно. Но создателей подводит излишнее морализаторство. Почти двадцатиминутная серия буквально в каждой сцене говорит, что цифровизация доведет человечество до гибели.
Трагическая история об отце и его умирающем сыне оказывается назойливым и вторичным поучением о вреде технологий.
Князь
В постапокалиптическом мире будущего группировки выживших сражаются за ресурсы и влияние. Кровожадный Князь и его дружина нападают на поселение язычников-мутантов. На обратной дороге они заезжают в проклятый тоннель, где живут ужасные монстры.
Серия основана на малоизвестном рассказе Дмитрия Тихонова «Беспросветные», но не имеет с ним почти ничего общего. В оригинале не было ни постапокалиптического будущего, ни мутантов, ни ведьм: по сюжету отряд средневековых русских воинов оказывался на проклятой земле кочевников.
Этот же эпизод напоминает анимированную версию «Безумного Макса» с вкраплениями славянских сказок и былин о славных походах князей. Причем фильм Джорджа Миллера повлиял на эстетику сильнее всего. Герои ездят на модернизированных машинах и сражаются за ресурсы, а мир выглядит как выжженная пустыня.
Серия кажется лишней в антологии. Славянская культура никак не переосмысляется: в постапокалиптический мир всего лишь добавили персонажа по имени Князь и его дружину. Да и вселенная эпизода проработана слабо. Нам просто предлагают смотреть за погонями на машинах. При этом никак не раскрывают конфликты между группировками и не объясняют, что за монстры появляются на экране.
Гробовщик
Могильщик Адриан женится на дочери гробовщика. Жизнь постоянно подкидывает мужчине новые трудности: сначала умирает зять, а потом — супруга. Адриан теряет вкус к жизни.
Создатели «Гробовщика» подарили альманаху самую изобретательную серию: все герои сделаны из бумаги, а анимация снималась покадрово. Мир в эпизоде выглядит объемным и фактурным. Им хочется любоваться вне зависимости от того, насколько хорошо тут адаптировали одноименный рассказ Пушкина.
К счастью, сюжет тоже удался. Авторы мало поменяли в оригинальной истории — разве что добавили пролог о прошлом гробовщика. Благодаря ему трагедия персонажа стала понятнее и ближе зрителю. «Гробовщик» удивляет не только чудесной анимацией, но и трогательной драмой о том, что смерть рано или поздно настигнет каждого из нас.
Все серии «Красного состава» — от худшей к лучшей
«Лесной царь». Киберпанк-драма с устаревшей 3D-анимацией по мотивам переводной баллады Василия Жуковского. Даже удачные сцены портит назойливая мораль о вреде технологий.
«Князь». Сумбурная смесь «Безумного Макса» и русских былин. У эпизода самый слабый сюжет в антологии: за красочными погонями скрывается только непроработанный постапокалиптический мир.
«Дочь крысолова». Готический триллер о нищем Петрограде и крысах-революционерах по мотивам рассказа Александра Грина. Необычную задумку разрушает чересчур экшеновый финал: все это мы уже видели в «Любовь. Смерть. Роботы».
«Семья вурдалака». Мрачный рассказ Алексея Толстого превратили в анекдот с черным юмором. Забавная, но необязательная серия о вурдалаках в Сербии.
«Можарово». Остроумный социальный хоррор сделан в технике ротоскопии. Пускай серия слабее оригинального рассказа, необычный визуальный стиль окупает ее грехи.
«Гробовщик». Виртуозная драма о смерти и жизни по Пушкину. Самый грустный, красивый и технически сложный эпизод антологии.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.