«Антология русского хоррора: Красный состав» — анимационный сериал по Пушкину и Толстому

10
«Антология русского хоррора: Красный состав» — анимационный сериал по Пушкину и Толстому
Аватар автора

Влад Шуравин

больше всего боится «Потца»

Страница автора

16 февраля на more.tv вышел альманах короткометражной анимации по страшным рассказам отечественных авторов.

Всего в сериале шесть эпизодов. В основу серий легли произведения Александра Пушкина, Алексея Толстого, Александра Грина и даже Дмитрия Быкова. Эпизоды делали режиссеры со всего мира — от Болгарии и Эстонии до США.

Мы посмотрели все эпизоды и рассказываем, чем пугает антология. Чтобы вам было проще выбрать серию на вечер, в конце текста мы расположили их от самой неудачной к лучшей.

Что за «Антология русского хоррора: Красный состав» (Red Iron Road)

Дата премьеры: 16 февраля 2023 года

Страны производства: Россия, Канада, Молдова, Великобритания, Южная Корея, Эстония, Япония, США

Режиссеры: Джим Брайсон, Адам Джеффкоут, Сэм Чоу, Мэттью Лайон, Алеша Климов, Любомир Арсов, Хирофуми Накада, Сергей Кибус

Жанры: мультфильм, ужасы

Сериал, похожий на «Антологию русского хоррора: Красный состав»: «Любовь. Смерть. Роботы»

Продолжительность: 6 эпизодов длиной от 13 до 20 минут

Где смотреть: more.tv, «Кинопоиск»

Дочь крысолова

Петроград 1920 года. Из-за революционного террора большинство людей покинуло город. Оставшиеся голодают и мерзнут в холодных домах. Писатель-коммунист Антон встречает на рынке дочь крысолова Нину — и сразу же влюбляется.

Во время облавы большевиков парочка прячется в старинном особняке. Там герои сталкиваются с людьми-крысами: злобные существа проводят магические ритуалы и планируют восстание.

Создатели часто делают акценты с помощью света и тени. Такое внимание к визуальным деталям — в духе автора первоисточника Александра Грина
Создатели часто делают акценты с помощью света и тени. Такое внимание к визуальным деталям — в духе автора первоисточника Александра Грина

В основу сюжета лег рассказ Александра Грина «Крысолов». Создатели удачно передали атмосферу холодного Петрограда с мрачными пустыми домами и голодающими людьми. В то же время они сильно изменили концовку. У Грина хищные крысы были метафорой буржуазии. Но в анимационном фильме свора гигантских грызунов — аллюзия на коммунистическое общество.

«Дочь крысолова» начинается как конспирологический триллер. Стиль анимации напоминает старые американские нуары. На фоне снуют тени неизвестных существ, из ниоткуда раздаются жуткие шорохи. Но заканчивается эпизод скомканно: история превращается в кровавый боевик с гигантскими монстрами и взрывами. Финальная часть сильно проигрывает мрачной первой половине эпизода.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Семья вурдалака

Французский дипломат маркиз д’Юрфе проезжает через Сербию. Из-за сильной метели мужчина ночует в доме крестьянина Георгия. И влюбляется в его сестру Зденку.

Ночью семья Георгия ведет себя странно. Они берут в руки колы и ждут, когда вернется их дед Горча. Крестьяне уверены, что родственник стал вурдалаком — и ему нельзя открывать дверь. Иначе он выпьет их кровь.

Анимация в «Семье вурдалака» напоминает стиль европейских комиксов вроде «Приключения Тинтина»: выглядит примитивно, но мило. А еще авторы изменили мрачный тон первоисточника. В экранизации рассказа Алексея Толстого появился черный юмор и монстры, напоминающие зомби-медведя из картины «Аннигиляция».

Правда, это уже не страшная история, а хулиганский анекдот. От славянской мифологии почти ничего не осталось, а финал испорчен заурядным экшеном с жестоким насилием.

«Семья вурдалака» нарисована просто. Но стиль запоминается
«Семья вурдалака» нарисована просто. Но стиль запоминается

Можарово

Москву огородили стеной от других населенных пунктов. Выбраться в близлежащие районы можно лишь на поездах с гуманитарной помощью. На один из таких попадает молодой и амбициозный журналист Максим.

Вместе с парнем едут рэпер, известная журналистка и бизнесмены. Они еще не знают, что со станции Можарово мало кто возвращается живым.

Серия сделана с помощью ротоскопии. Это когда реальных актеров снимают на камеру, а потом рисуют поверх получившихся кадров. В похожем стиле сделаны, например, картины «Помутнение» и «Аполлон 10 1/2» Ричарда Линклейтера
Серия сделана с помощью ротоскопии. Это когда реальных актеров снимают на камеру, а потом рисуют поверх получившихся кадров. В похожем стиле сделаны, например, картины «Помутнение» и «Аполлон 10 1/2» Ричарда Линклейтера
Серия сделана с помощью ротоскопии. Это когда реальных актеров снимают на камеру, а потом рисуют поверх получившихся кадров. В похожем стиле сделаны, например, картины «Помутнение» и «Аполлон 10 1/2» Ричарда Линклейтера

Рассказ Дмитрия Быкова «Можарово» о пропасти между Москвой и регионами настолько хорош, что его сложно неудачно экранизировать. Но все же в эпизоде-адаптации есть недостатки: здесь слишком много лишних персонажей, а центральную идею несколько раз проговаривают вслух. Пропал очаровательный минимализм оригинала, где весь сюжет раскрывался через диалог журналиста и проводника.

Зато экранизация «Можарово» — один из немногих эпизодов «Красного состава», где история не заканчивается перестрелками и взрывами. Почти все действие происходит в вагоне поезда. А благодаря технике ротоскопии эпизод выглядит жутко: лица перерисованных актеров вызывают эффект зловещей долины.

Лесной царь

Мир будущего. Мальчик по имени Леша играет со старым шлемом виртуальной реальности. Но вредоносная программа овладевает рассудком ребенка.

Отец пытается отвезти сына в больницу, но это оказывается не так-то просто. В антиутопическом мире будущего все решают виртуальные «кредиты». Без них даже нельзя позвонить по телефону и вызвать карету скорой.

В этом эпизоде есть любопытный визуальный прием: реальный мир нарисован от руки, а вот виртуальный сделан с помощью 3D⁠-⁠анимации
В этом эпизоде есть любопытный визуальный прием: реальный мир нарисован от руки, а вот виртуальный сделан с помощью 3D⁠-⁠анимации
В этом эпизоде есть любопытный визуальный прием: реальный мир нарисован от руки, а вот виртуальный сделан с помощью 3D⁠-⁠анимации

Идея перенести действие «Лесного царя» Жуковского в мир киберпанка звучит интересно. Но создателей подводит излишнее морализаторство. Почти двадцатиминутная серия буквально в каждой сцене говорит, что цифровизация доведет человечество до гибели.

Трагическая история об отце и его умирающем сыне оказывается назойливым и вторичным поучением о вреде технологий.

Князь

В постапокалиптическом мире будущего группировки выживших сражаются за ресурсы и влияние. Кровожадный Князь и его дружина нападают на поселение язычников-мутантов. На обратной дороге они заезжают в проклятый тоннель, где живут ужасные монстры.

Сначала странный визуальный стиль «Князя» очаровывает. Но с каждой минутой к истории появляется все больше вопросов
Сначала странный визуальный стиль «Князя» очаровывает. Но с каждой минутой к истории появляется все больше вопросов

Серия основана на малоизвестном рассказе Дмитрия Тихонова «Беспросветные», но не имеет с ним почти ничего общего. В оригинале не было ни постапокалиптического будущего, ни мутантов, ни ведьм: по сюжету отряд средневековых русских воинов оказывался на проклятой земле кочевников.

Этот же эпизод напоминает анимированную версию «Безумного Макса» с вкраплениями славянских сказок и былин о славных походах князей. Причем фильм Джорджа Миллера повлиял на эстетику сильнее всего. Герои ездят на модернизированных машинах и сражаются за ресурсы, а мир выглядит как выжженная пустыня.

Серия кажется лишней в антологии. Славянская культура никак не переосмысляется: в постапокалиптический мир всего лишь добавили персонажа по имени Князь и его дружину. Да и вселенная эпизода проработана слабо. Нам просто предлагают смотреть за погонями на машинах. При этом никак не раскрывают конфликты между группировками и не объясняют, что за монстры появляются на экране.

Гробовщик

Могильщик Адриан женится на дочери гробовщика. Жизнь постоянно подкидывает мужчине новые трудности: сначала умирает зять, а потом — супруга. Адриан теряет вкус к жизни.

«Гробовщик» — самая красивая серия «Красного состава». Она выполнена с помощью метода аппликации: герои аккуратно сделаны из бумаги
«Гробовщик» — самая красивая серия «Красного состава». Она выполнена с помощью метода аппликации: герои аккуратно сделаны из бумаги
«Гробовщик» — самая красивая серия «Красного состава». Она выполнена с помощью метода аппликации: герои аккуратно сделаны из бумаги

Создатели «Гробовщика» подарили альманаху самую изобретательную серию: все герои сделаны из бумаги, а анимация снималась покадрово. Мир в эпизоде выглядит объемным и фактурным. Им хочется любоваться вне зависимости от того, насколько хорошо тут адаптировали одноименный рассказ Пушкина.

К счастью, сюжет тоже удался. Авторы мало поменяли в оригинальной истории — разве что добавили пролог о прошлом гробовщика. Благодаря ему трагедия персонажа стала понятнее и ближе зрителю. «Гробовщик» удивляет не только чудесной анимацией, но и трогательной драмой о том, что смерть рано или поздно настигнет каждого из нас.

Все серии «Красного состава» — от худшей к лучшей

«Лесной царь». Киберпанк-драма с устаревшей 3D-анимацией по мотивам переводной баллады Василия Жуковского. Даже удачные сцены портит назойливая мораль о вреде технологий.

«Князь». Сумбурная смесь «Безумного Макса» и русских былин. У эпизода самый слабый сюжет в антологии: за красочными погонями скрывается только непроработанный постапокалиптический мир.

«Дочь крысолова». Готический триллер о нищем Петрограде и крысах-революционерах по мотивам рассказа Александра Грина. Необычную задумку разрушает чересчур экшеновый финал: все это мы уже видели в «Любовь. Смерть. Роботы».

«Семья вурдалака». Мрачный рассказ Алексея Толстого превратили в анекдот с черным юмором. Забавная, но необязательная серия о вурдалаках в Сербии.

«Можарово». Остроумный социальный хоррор сделан в технике ротоскопии. Пускай серия слабее оригинального рассказа, необычный визуальный стиль окупает ее грехи.

«Гробовщик». Виртуозная драма о смерти и жизни по Пушкину. Самый грустный, красивый и технически сложный эпизод антологии.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Влад ШуравинА какая отечественная книга вас по-настоящему пугала?
  • Аватаркатрейлер неплох, захотелось посмотреть всё.0
  • BMOВот это да, спасибо большое за рассказ об этом проекте, обязательно посмотрю!1
  • Максим Копосовэто же как "любовь, смерть и роботы" только "кровь, смерть и русские"10
  • АватаркаМаксим, тоже так подумала, но серий поменьше.0
  • Аватаркаинтересно, а на испанском есть? или хотя бы на английском....0
  • Екатерина ГильдНе знала, что Быков у нас теперь классика🤡3
  • Анатолий АлексеевПочитал мнение о просмотренном этих людей Здесь https://www.mirf.ru/serial/antologiya-russkogo-horrora-krasnyj-sostav/ И здесь: https://journal.tinkoff.ru/red-iron-road/ Как по мне 3 эпизода просто ЗАХАЯЛИ: "Лесной царь", «Семья вурдалака» и «Можарово». В наше время сложно найти достойный ужастик, а из мультфильмов о подобно вобще тяжко говорить - работ мало, и те в основном зарубежные. Здесь же принимали участия люди из России - Респект, подтягиваются. В трех мной перечисленных работах "оценщики" жалуются, что создатели отошли от, как сами говорят от" источника вдохновения", но это на то и источник вдохновения, что бы не быть шаблоном - аля, зачем создавать, что люди уже знают. Вообщем, по-мне "обзорщики" данных статей ну такое себе мнение выражают, а к просмотру рекомендую. Лично я произведения источников вдохновения не читал, а теперь хочется прочесть. Сорян за длинный коммент, кто дочитал - Молодец =) P.S.: мне одному кажется, что 16.02.23г. серий было 8? Кроме того, что все они были в свободном доступе ;)5
  • Anastasia NikolaenkovaДа кто вообще составляет это ультимативное мнение? «Лесной царь» — классная серия, идея может и немного вторична, но реализация очень интересная, особенно для анимации российского производства. Я играю в игры постоянно и не заметила, чтобы серия как-то оскорбляла мои чувства: там фокус вообще не на игры, а на неком вредоносном ПО. Хотя судя по описанию в этой статье, автор невнимательно её смотрел. Лёша — это поддавшийся влиянию программы сын, а не мужчина. Очки виртуальной реальности он сыну не покупал: не хватает кредитов. Очки старые, поэтому файрволл не помог защититься от программы и произошло то, что произошло — на старых моделях его нет.1
  • Заясь, заясьНаша классика в этом отношении не оплошает. Сходу назвала бы Тараса Бульба и заодно Вия и Страшную месть, хоть пугают по-разному, Тихий Дон, Анну Каренину Из Стругацких многое0
Вот что еще мы писали по этой теме