Из-за угрозы блокировки TikTok американцы уходят в китайскую соцсеть RedNote: что там происходит
Верховный суд в США готовится заблокировать TikTok на территории страны с 19 января.
Пока не до конца понятно, что будет с приложением: придется устанавливать программы для обхода блокировок или же американскую часть TikTok продадут компании в США, как требует суд. Пользователи заранее начали искать альтернативы и остановились на китайском приложении RedNote. Сейчас оно на первом месте в App Store. При этом загрузки сервиса подскочили и в России.
Я установил соцсеть и погрузился в него на несколько дней. Расскажу, что нужно знать о RedNote и как в нем осваиваются пользователи из США.
Что такое RedNote
RedNote, или же Xiaohongshu, — китайская соцсеть, основанная еще в 2013 году. Ее название можно перевести как «Маленькая красная книга». В ней зарегистрировано более 300 млн пользователей из КНР. До 2025 года приложение оставалось относительно малоизвестным вне Китая. В основном им пользовались либо сами китайцы, либо изучавшие язык иностранцы.
Вопреки заблуждениям, RedNote — вовсе не конкурент TikTok. Это скорее китайский аналог Instagram*. Кроме коротких вертикальных роликов в приложении публикуют фотографии, и, в отличие от TikTok, в комментариях можно прикреплять свои картинки и гифки. Во всем остальном приложение дублирует функции Instagram* и не выделяется какими-то уникальными элементами.
Приложение принадлежит компании Xingyin Information Technology. Соцсеть есть в глобальных магазинах App Store и Google Play, но предназначена была для внутреннего китайского рынка. Это еще одно большое отличие от TikTok, продукта китайской корпорации ByteDance. То, что мы знаем как TikTok, — самостоятельная, глобальная версия соцсети. А китайский контент отделен в версию под названием Douyin. Поэтому пользователи из США и КНР ранее практически не пересекались.
В RedNote стали активно регистрироваться американцы в ожидании блокировки TikTok. История с запретом соцсети длилась весь 2024 год: от ByteDance требовали продать американское подразделение, чтобы предотвратить угрозу национальной безопасности и сохранить конфиденциальность данных. Дедлайн по решению о блокировке назначили на 19 января, и чем ближе подходила дата, тем меньше оставалось шансов на разрешение ситуации.
По данным CNN, за несколько дней в RedNote зарегистрировалось более 700 тысяч пользователей. Это привело к нагрузкам на серверы и техническим проблемам, добавляет TechCrunch.
Приложением неудобно пользоваться без знания китайского языка. Формально RedNote адаптирован под английский, но лишь частично: многие кнопки остаются без изменений. Еще приложение автоматически присваивает аккаунту ник из иероглифов, а интерфейс профиля почти не переведен.
Возможно, с будущими обновлениями эту проблему исправят. Но сейчас настроить RedNote без онлайн-переводчиков проблематично.
Как скачать RedNote и зарегистрироваться
Соцсеть доступна на iOS и Android без ограничений, в том числе и в России. После установки зайдите в приложение. Вот что нужно сделать дальше:
- Поставьте галочку на пользовательском соглашении и нажмите Log In.
- Укажите свой номер телефона. Нужный телефонный код можно найти, если нажать на цифру слева. Вы откроете список, состоящий из китайских иероглифов. Российский код +7 находится в разделе E.
- Вставьте код из смс. Обычно сообщение приходит не мгновенно, а через несколько минут.
- Выберите свой пол, возраст и интересы. Последние не переведены на английский язык и обозначаются иероглифами. Ориентируйтесь по картинкам — например, нажмите на изображения животных, кино, спорта и видеоигр. Перейдите дальше по кнопке Start Exploring.
- Вы окажетесь в главном меню. Чтобы начать смотреть вертикальные ролики, нажмите на вторую кнопку слева в нижнем меню.
Что происходит в RedNote
🇺🇸 Американцы из TikTok объединяются в группы. Они называют себя беженцами и радуются, когда находят в комментариях земляков. Хештег #TikTokrefugee набрал на платформе 250 млн просмотров, пишет CNN.
В комментариях полно призывов подписываться друг на друга. В ленте встречаются ролики, где американцы критикуют свое правительство за бан TikTok и рады оказаться в похожей соцсети. А еще они шутят над тем, что совсем не понимают интерфейса RedNote.
❤️ Китайские пользователи с радушием принимают американцев. Они пишут позитивные комментарии под англоязычными роликами, записывают обращения к новичкам и в целом демонстрируют дружелюбие. Китайцы в шутку называют себя шпионами, которые годами следили за американцами с помощью TikTok и техники из КНР.
Негативной реакции на американцев за несколько дней использовании RedNote я не нашел — возможно, всю критику фильтруют алгоритмы. Но встречаются комментарии, в которых американцев просят не обсуждать политику, религию и другие щекотливые темы.
🐱 У зарегистрировавшихся требуют «кошачий налог». Это шуточная просьба показать питомца в ролике или комментариях, чтобы американцам позволили остаться в RedNote. Новые пользователи с радостью выполняют «требование».
Причем «налог» почему-то касается исключительно кошек, изображения с другими животными набирают меньше лайков. Комментарии на эту тему уже стали локальным мемом.
👀 Китайцы обожают западные мемы. В ленте часто встречаются ролики с грустным Планктоном из «Губки Боба» и смешными котами из TikTok. Англоязычные пользователи иронизируют над тем, что в США и Китае, оказывается, любят один и тот же брейнрот.
🇨🇳 В комментариях помогают переводить иероглифы на английский. Американцы хотят знать, о чем говорят китайцы в своих роликах, и просят помощи в комментариях. Или, наоборот, просят перевести фразы с английского на китайский. Как правило, им помогают весьма быстро, поэтому языковой барьер перестает быть серьезной помехой.
🈺 Американцы учат китайские фразы и вставляют перевод на китайский в свои ролики. В ленте полно обучающих роликов с обиходными выражениями, которые могут пригодиться в повседневной речи. Причем учат американцев как англоязычные лингвисты, так и сами китайцы.
Переселенцам из TikTok, которым трудно дается новый язык, прогоняют ролики через онлайн-переводчики. А еще многие новички ринулись изучать китайский в Duolingo: согласно заявлению сервиса, интерес к языку в США за последние дни вырос на 216%.
Что в итоге
👍 RedNote приятно удивляет дружелюбной атмосферой. В топе комментариев — сплошь позитив. Американцы рады гостеприимству китайцев, а те, в свою очередь, помогают им освоиться в соцсети. Такое единение народов радует и показывает, что жители всех стран не так уж сильно отличаются друг от друга.
🤔 Ленту RedNote нелегко настроить. Даже с учетом лайков и дизлайков вам будут попадаться ролики на одни и те же темы. Алгоритмы китайской соцсети пока уступают и TikTok, и его аналогам вроде YouTube Shorts.
👎 Приложение нужно доработать для международной аудитории. Сейчас заметно, что RedNote создавали для китайцев: многие элементы интерфейса не переведены на английский. В идеале приложение нужно не только локализовать, но и добавить в него функцию перевода комментариев, чтобы пользователям было легче общаться друг с другом. Пока RedNote не очень удобен.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult