Как я стала профессиональной гонщицей

Как я стала профессиональной гонщицей

30
Аватар автора

Ирина Сидоркова

профессиональная гонщица

Аватар автора

Анастасия Рощина

задавала вопросы

Страница автора

Ирина Сидоркова — 19-летняя гонщица из Петрозаводска.

Она уже больше десяти лет профессионально занимается автоспортом, выступает в Российской серии кольцевых гонок, РСКГ, и женской международной серии W Series.

Спортсменка рассказала о том, как начала заниматься автоспортом, через какие трудности пришлось пройти и за что она благодарна гонкам.

Рассылка для всех, кто любит спорт
Истории о спорте во всех проявлениях — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

С чего все началось

Я начала заниматься картингом примерно с шести лет, но интерес к автоспорту появился у меня значительно раньше. Почти с рождения я играла только с машинками. Они же, в отличие от кукол, были для меня желанным подарком.

Кажется, в 2006 году мы с папой пошли на премьеру мультфильма «Тачки», а когда вышли из кинотеатра, я сказала ему: «Хочу гонять так же, как Молния Маккуин». В тот момент папа, наверное, подумал, что я окончательно сошла с ума. Через несколько лет я увидела по телевизору рекламу картодрома и начала спрашивать папу: «Когда мы пойдем?» Спустя какое-то время мы пришли на картодром — и я сразу села за руль и поехала.

Ирина на одном из этапов РСКГ
Ирина на одном из этапов РСКГ

В тот момент я занималась бальными танцами, и отец был удивлен, что мне понравилось управлять картом. Он спросил: «Ты хочешь этим заниматься?» Я до сих пор помню надежду в его глазах на ответ «нет», но я сказала «да».

Мы с ним договорились, что я брошу танцы, как только выиграю свою первую гонку. И я финишировала первой в своем дебютном заезде. С тех пор, когда что-то не получается, папа шутит: «Может быть, запишешься быстро в секцию танцев, чтобы была мотивация ее бросить?»

Карьерный путь

СезонГоночная серияДостижения
2009—2015КартингВице-чемпион Эстонии — 2011, чемпион Эстонии — 2012
2016—2018Юниорская серия РСКГВице-чемпион России — 2017, чемпион России — 2018
2019«Формула-4»Призер этапов чемпионата России
2020«Туринг-лайт» РСКГПобедитель и призер этапов чемпионата России
2021«Формула-3» W SeriesПризер этапов W Series
2022«Супер-продакшн» РСКГПобедитель этапов Кубка России

Карьерный путь

Сезон 2009—2015
Гоночная серияКартинг
ДостиженияВице-чемпион Эстонии — 2011, чемпион Эстонии — 2012
Сезон 2016—2018
Гоночная серияЮниорская серия РСКГ
ДостиженияВице-чемпион России — 2017, чемпион России — 2018
Сезон 2019
Гоночная серия«Формула-4»
ДостиженияПризер этапов чемпионата России
Сезон 2020
Гоночная серия«Туринг-лайт» РСКГ
ДостиженияПобедитель и призер этапов чемпионата России
Сезон 2021
Гоночная серия«Формула-3» W Series
ДостиженияПризер этапов W Series
Сезон 2022
Гоночная серия«Супер-продакшн» РСКГ
ДостиженияПобедитель этапов Кубка России

Родители и отношения в семье

Родители всегда поддерживали меня, за что им нужно сказать большое спасибо. Поначалу у нас была договоренность: чтобы заниматься картингом, я должна учиться на пятерки. Но с возрастом все изменилось.

«Я видел, как горят ее глаза»

Аватар автора

Антон Сидорков

папа гонщицы

Иногда поддержка — это просто отсутствие препятствий и запретов. Когда я видел, как горят глаза дочери при виде гоночных машин, я понимал, что не должен мешать ей получать удовольствие.

С самого начала ее занятий автоспортом у нас было условие: хорошие оценки в школе. Дочь сразу приняла правила игры и следовала им вплоть до старших классов, когда был сделан выбор в пользу карьеры в гонках. Так в раннем возрасте спорт научил ее быть ответственной.

Мы не строили никаких планов относительно спортивной карьеры дочери, потому что автогонки — один из самых затратных видов, а у нас была обычная семья среднего класса. Наша помощь скорее заключалась в начальном финансировании и создании условий для привлечения партнеров и спонсоров.

Ирине всего девятнадцать лет, но в автоспорте она уже добралась до мирового уровня, о чем мы точно не могли мечтать, когда она только начала заниматься. Я верю, что все ее успехи еще впереди, потому что она занимается любимым делом. Главное в жизни человека — найти свою страсть. Что в карьере, что в личной жизни. Если ты счастлив только от того, что ты делаешь, — это уже успех. А результаты и признание не заставят себя ждать, особенно если ты не лентяй.

Учеба и хобби

Даже когда я поняла, что хочу связать свою жизнь с гонками, я все равно стремилась успешно сдать экзамены и поступить в институт, потому что образование — это важно. В школе я даже брала с собой учебники и старалась учиться, когда уезжала на гонки, — в итоге это помогло мне сдать ЕГЭ. Сейчас я учусь на втором курсе института и надеюсь, что смогу его окончить.

Если у меня выдается свободное время, то, честно говоря, я люблю просто полежать на диване и посмотреть кино или какую-нибудь гонку «Формулы-1» прошлых лет: люблю сезоны 2010—2012. Когда вижусь с друзьями, мы ходим по магазинам, в кино или идем кататься на картах. Может показаться странным, что я и в свободное время прихожу на картодром, но, в отличие от тренировки, здесь я могу полностью расслабиться и развлечься.

Тренировки и подготовка

Я тренируюсь шесть дней в неделю — это не только работа за рулем, но и занятия фитнесом. Для гонщика помимо опыта вождения важны и физические качества: хорошая форма помогает концентрироваться и выдерживать нагрузки во время заезда. Поэтому я регулярно хожу в тренажерный зал, где занимаюсь кроссфитом, и улучшаю выносливость с помощью бега на дорожке.

Для тренировок за рулем я использую симулятор на основе кокпита «Формулы Рено» на подвижной платформе. На нем можно работать на любой трассе, с любой нагрузкой и машиной. После заезда мы с инженером анализируем телеметрию и результаты. Такая тренировка может длиться до пяти часов.

В свой единственный выходной на неделе я стараюсь выспаться — не встаю с кровати раньше трех часов дня. Об этом знают все, с кем я работаю, друзья и родители, поэтому по воскресеньям они стараются меня не тревожить.

Перед стартом очередной гонки
Перед стартом очередной гонки

Что касается рациона — я не придерживаюсь диет и не запрещаю себе есть какие-то определенные продукты. Естественно, я не курю и не употребляю алкоголь, но не запрещаю себе шоколад, кофе с сиропом и пельмени — их я просто обожаю, ем практически всегда.

Перед стартом я обычно слушаю музыку и бегаю в проходе около главной трибуны на протяжении получаса. Это позволяет мне выбросить все мысли из головы и настроиться на гонку. Многие коллеги советовали мне слушать мелодии, в которых звучит скрипка, но они, наоборот, не дают мне успокоиться и расслабиться. Музыка помогает и восстановиться после заезда, когда дело сделано и все переживания уже позади.

Цели и мотивация

Меня мотивирует то, что я занимаюсь любимым делом. Сейчас мне важно показывать лучший результат, где бы я ни выступала: и в «Формуле-4», и в РСКГ. Но, конечно, когда весь сезон ездишь в хвосте пелотона, в конце концов мотивация продолжать выступления снижается.

Попав в испанскую «Формулу-4», я ничего не выигрывала и поначалу финишировала далеко за пределами призовой тройки. Для меня это было непривычно: в начале карьеры я побеждала и стояла с кубком на подиуме, а тут оказалась на последних позициях. Но я старалась искать в себе силы, справляться с неудачами.

В конце концов мои усилия дали результат: в одной из гонок я заняла шестое место, что для меня уже было большим достижением. Да, я не выигрывала, не поднималась на подиум, но ставила себе задачу с каждым разом финишировать чуть лучше — это меня мотивировало продолжать борьбу.

Болид Ирины перед стартом на одном из этапов W Series
Болид Ирины перед стартом на одном из этапов W Series

Главное достижение в карьере у меня еще впереди: скажу, что довольна собой и добилась того, чего хотела, только когда стану чемпионкой мира. Не так важно, в какой дисциплине: даже если придется пилотировать грузовик, я соглашусь. Конечно, у меня есть мечта выиграть W Series — женскую серию кольцевых гонок, но я думаю, что реальнее всего стать чемпионкой мира в GT.

Еще одна мечта — проехать трассу «Альберт-парк» на болиде «Формулы-1». Но это не профессиональные амбиции, а простое желание прокатиться. Если говорить о классе GT, то хотелось бы выступить на знаменитой гонке на выносливость в Ле-Мане.

Самая запоминающаяся гонка

Я помню победу в первенстве РКГС среди юниоров в 2018 году — это первая моя победа. В 14 лет она для меня была сопоставима с победой в чемпионате мира. Также я всегда буду помнить подиум в W Series. Это мой первый подиум на международных гонках, где я представляла Россию.

Еще я хорошо помню время, когда выступала в чемпионате Эстонии и Финляндии по картингу. В гонках участвовало больше 70 спортсменов, и все они были мальчиками! Я начинала за пределами первой десятки, а когда стала приближаться к пятерке, загадала на день рождения желание — подняться на подиум. Оно сбылось через полгода, на заключительном этапе. На последнем круге я обогнала соперника на 0,03 секунды. Это, наверное, один из самых запоминающихся моментов.

Трудности

Трудности бывают разные и зависят от того, где ты соревнуешься в этот момент. Например, когда я выступала в азиатской «Формуле», первое время мне не хватало силы, чтобы поворачивать руль. Пришлось больше работать в спортзале.

В W Series я испытывала трудности на быстрых трассах: из-за отсутствия опыта мне было сложно контролировать машину в поворотах на большой скорости. Я это почувствовала на «Сильверстоуне», провалившись со второго места на четырнадцатое. Было тяжело, но я знала, что у меня есть пробел, который нужно ликвидировать, и ничего страшного не произошло.

В прошлом году меня преследовали неудачи. Например, в Санкт-Петербурге я закончила тесты лидером, была очень горда собой, а на следующий день прямо перед началом гонки у меня сгорел мотор.

Перед гонкой этапа РСКГ
Перед гонкой этапа РСКГ
На подиуме этапа W Series в Австрии
На подиуме этапа W Series в Австрии
1/2
Перед гонкой этапа РСКГ

После сезона в W Series европейцы спрашивали, посещаю ли я психолога, но я привыкла справляться с трудностями самостоятельно. Меня сложно вывести из себя словами. Например, когда мне пишут гневные комментарии в соцсетях, мы с подругой смеемся над ними — это наше любимое развлечение. Если люди пишут комментарии, значит, они тратят свое время на тебя. Значит, ты что-то делаешь правильно.

Меня с самого детства учили, что ни в коем случае нельзя сдаваться, нужно продолжать бороться и двигаться вперед. Отец всегда говорил, что нужно цепляться за любую возможность. Все это закалило меня и сформировало характер, благодаря которому мне удается справляться с трудностями.

Травмы

Как ни странно, у меня не было серьезных травм по ходу карьеры. Был случай, когда я перевернулась на карте, когда училась обгонять: зацепилась за колесо соперника. Но мне повезло, обошлось синяком. В подобной ситуации многие пилоты получают более серьезные повреждения.

Единственная травма, из-за которой мне пришлось пропускать гонки, была во время выступления в азиатской «Формуле-3». Я наехала на спойлер другой машины, и она немного задела мое колесо. Из-за высокой скорости у меня выбило руль, и он два раза ударил по рукам. Сначала я заплакала от боли, но сразу подумала: «Что плачешь? Нужно продолжать».

За рулем болида в гонке W Series
За рулем болида в гонке W Series

Когда я заехала в боксы, ко мне подбежал партнер по команде, снял с меня перчатки — и я увидела шишки на руках. Он сразу сказал, что нужно покинуть машину. Меня отвезли в больницу, по пути предлагали обезболивающие, но я боюсь уколов, поэтому отказалась.

В итоге мне надели фиксаторы, я пропустила три гонки, а когда вернулась, руки еще болели. Но мне очень повезло: в следующий уик-энд в такой же аварии гонщик сломал запястье.

За что благодарна гонкам

Автоспорт дал мне возможность заниматься тем, что я люблю, и зарабатывать на этом. Я могу путешествовать по миру, выступать в разных сериях, заводить новые знакомства — спорт подарил мне насыщенную, хоть и непростую жизнь. И я бы точно не согласилась ее менять на что-то другое.

У меня никогда не было мыслей бросить гонки. Даже в период неудач рядом всегда были родители и мой первый тренер Александр Самсонов. Они объясняли мне, что рано или поздно трудности закончатся и я снова буду выигрывать, занимать высокие места. Теперь, когда что-то идет не по плану, я всегда вспоминаю эти слова, они помогают двигаться дальше.

Я бы посоветовала никогда не сдаваться, если вы уверены, что нашли дело, от которого у вас горят глаза и которым хотите заниматься. Нельзя отступать, нужно работать, быть готовым к различным жертвам и полностью посвящать себя делу.


Анастасия Рощина​​Что вас больше всего привлекает в профессиональном автоспорте?
  • neolineИра - молодец! Сразу вспомнил видео, как она каталась на зиле Кости AcademeG'а.13
  • Udi ErzaРодители молодцы, в самом начале от них зависит практически всё. Надо увидеть в ребёнке интерес и как минимум не мешать ему развиваться. Папа полодец, не стал делить виды спорта на женские и мужские, а выбрал дочь, и получил счастливого ребёнка.66
  • Principessa kuseniaА можно продолжение статьи про финансовый вопрос этого спорта?37
  • Никита МизинУвлечение классное. Жаль у нас в стране не так распространено, как в Финляндии к примеру.6
  • Андрей ИвановПрочитал на одном дыхании. Очень насыщенная карьера в автоспорте и это только начало. Ира, успехов тебе!9
  • Валерий ТрусевичPrincipessa, расскажите, что конкретно вам интересно, попробуем что-нибудь сделать4
  • Principessa kuseniaСтоимость занятий, авто, содержание авто, стоимость поездок на соревнования, стоимость экипировки, как часто ее надо менять, сколько комплектов надо иметь Заработок на этом34
  • ЙцукенМолодец, рад что мечта сбылась и занимается любимым делом. Жаль что в спорте недостаточно одного таланта4
  • BadalafukaPrincipessa, присоединюсь, тоже очень интересно послушать про расходы, особенно на детские тренировки и экипировку3
  • neolineBadalafuka, можно найти на ютубе по названию "Зил 600сил. Испытываем до отказа."2
  • Vladimir TarasenkoИра, успехов!4
  • Елизаветаsibiryak_54, такой спорт это всегда вопрос привлечения спонсоров, и про это действительно можно вежливо попросить написать отдельную статью. А не оставлять токсичные и саркастичные комменты.15
  • Август РимскийТема толком не раскрыта. Как развиваться в ней, какие затраты, как вообще туда попасть и т.д. и т.п. - практически ничего. Просто как будто рассказ с целью похвастаться и не более, история своего успеха. Уж простите, но вижу это так. Читал с интересом, надеясь найти инфу вышеозвученную, но увы.27
  • NickНехило, рад, что у родителей есть возможность поддерживать настолько дорогое увлечение дочери.7
  • Дмитрий НеклюдовPrincipessa, могу попробовать плюс-минус про мото рассказать - дочь занимается. Правда мы пока относительно в начале пути. Итак. Тренировка из 5 сессий по 12 минут - 5 т.р. если на прокатном моте, 2-3 если на своём. Тренировок лучше от 2 в неделю. Экип - скажем так, от 100, лучше больше. Мот - для начала прокатный, после свой. Для детей можно на базе питбайка (например kayo gp1) - в базе сейчас 130-140, но на стоковом гонять нельзя, дополнительно нужна резина, тормоза, защиты и т.д. - ещё около 80 т.р. Ребята, которые занимаются прям профессионально имеют по 2-3 заряженных мотика ну и что-то для перевозки всего хозяйства (какой-нибудь фургон или машина с большим прицепом мотовозом). Сами соревнования - индивидуально, от 5-10 т.р. за клубные до бесконечности. На автомобилях, думаю, тоже самое, но на порядок дороже... Ах да...заработок - не слышал о таком (в конном кстати тоже).16
  • Principessa kuseniaДмитрий, в общем, слова бюджетный и мотоспорт не могут стоять в одном предложении)) Спасибо за описание!7
  • Уасилий УасильевИрина, большое Вам спасибо за такой интересный рассказ! Хотелось бы продолжения статьи. У меня сын тоже мечтает заниматься автоспортом, ему 5 лет. Был бы очень благодарен, если бы Вы могли рассказать о том как найти команду, где тренироваться, как выходить на первенства. К сожалению, у нас в городе только детская секция картинга до 8 лет, а далее как говорит владелец, надо искать свою команду из другого города, а в нашем больших каров для тренировок нет3
  • Evgenii Chuprovneoline, о, так это она там появлялась. Видео смотрел давно, но как-то не проассоциировал - пошел пересматривать.3
  • Александр Мжельскийsibiryak_54, ну так Ира и не "дочь олигарха"0
  • Ольга РррМатериал типа рекламного, газета советский спорт, тема не раскрыта, у меня вопросы в стиле TJ, какой доход от этой работы, на что живёт девушка, на иждивении родителей или сама может себе купить продукты, какое образование у неё, сколько стоит участие в гонке, какие есть расходы, доходы в этой работе5
  • Мирослава КузнецоваRoman, Мне еще кажется, что отцу наоборот было приятно, что дочь занимается "мужским видом спорта" и у них появился общий интерес- это гонки2
  • Alex FrolovОльга, вот я только зашёл написать коммент, почему так форсят статью? Который день висит в топе на главной странице, хотя обычно старые статьи уходят вниз и пропадают с главной0
  • Виктор ДержинскийВы большая молодец, могу пожелать дальнейших успехов)1
  • Да, ДинараОльга, господи, человеку 19 лет. Логично, что она живет на иждивении родителей. Может, бренды-спонсоры подкидывают денежку. Машинку собрать на базе Лады стоит от 1 млн, насколько мне известно.5
  • user713282neoline, кококо😀0
  • Ольга РррДа, согласна, логично что девушка на иждивении своей семьи. Просто этот ресурс тематический, все про деньги, как заработать, как распорядиться. Логично было бы опубликовать материал к примеру, сколько стоит содержать дочь поофессиональную гонщицу и сможет ли она сама себя содержать в дальнейшем? Интервью родителей в таком случае.0
  • Иван СмирновА теперь такую же статью, но про деньги. Будет понятно, сколько нужно зарабатывать, чтобы у дочки был шанс показать себя в мировых автогонках. Ирине успехов и чемпионства! Буду болеть2
  • Serhio ScherbinaО, я был на гонке, где вы сломали то ли рычаг, то ли с шаровой что-то случилось. Это было на трассе Игора в 2022 году. Еще удивился как быстро устранили поломку. Успехов и побед!0