Бесплатно побывать на концерте, разобрать сцену и уйти домой с деньгами
В студенчестве я бесплатно побывал на концертах Элтона Джона, Леди Гаги, «Зи-зи-топ», «Никельбэка» и еще пары десятков артистов.
Я проходил бесплатно, потому что работал на этих мероприятиях: разбирал сцену и загружал оборудование. Расскажу, как все устроено на больших концертах и сколько на них можно заработать.
Что там за кем надо разбирать?
Серьезные артисты едут в турне со своим оборудованием: светом, звуком, дым-машинами, мониторами, стойками, панелями и баннерами. У кого-то все помещается в газель, а кому-то нужно десять фур. Все это само себя не разгрузит, не соберет, не разберет и не загрузит обратно.
Исполнители не возят в турне рабочую силу: ее легко найдут в своем городе организаторы. С собой артисты берут только роуди — это специалисты, которые знают, что куда надо поставить и подключить, чтобы концерт состоялся. Эти же роуди руководят бригадами демонтажников после концерта.
Можно работать и на монтаже сцены перед концертом, но на монтаж сложнее попасть: обычно берут тех, у кого уже есть опыт такой работы. К тому же на демонтаж требуется больше людей: разобрать сцену и загрузить фуры надо очень быстро: артистам еще ехать в следующий город турне и быть там надо к утру, чтобы к вечеру сцена была готова. Поэтому попасть на демонтаж проще и быстрее.
Как я попал на эту работу
До 2011 года я особо не интересовался тем, что происходит на сцене до и после концерта. Я приходил послушать музыку и уходил домой.
А потом знакомый предложил поработать на демонтаже сцены после концерта Пола Маккартни в «Олимпийском». Тем же вечером я подъехал к служебному входу «Олимпийского», где ждала толпа таких же студентов.
Концерт закончился в районе 22 часов, а к полуночи мы выполнили демонтаж лишь наполовину. В первый раз бригадир отпустил меня пораньше, чтобы я успел на метро. Это был единственный случай, когда мне сделали такую поблажку. Я получил свою тысячу рублей за неполную смену и поехал домой, жутко уставший после перетаскивания 30-килограммовых ящиков.
Мне понравилась магия того, что творится на демонтаже: как люди за несколько часов превращают красивую сцену, заполненную оборудованием, в пустое место. И я решил еще поучаствовать в подобных проектах. Во время учебы в вузе это стало для меня основной подработкой.
До начала работы
Перед входом охранники сверяют паспорта со списками, которые бригадир подает заранее. Паспорт обязательно нужен для допуска к работе. Тех, у кого его нет, сразу отправляют домой. Один раз я тоже забыл паспорт и не попал на концерт Мадонны. В Кремле с безопасностью еще строже: нас досматривали, проводили через металлоискатели и сверяли со списками несколько раз.
Перед началом работы пришедших разбивают на бригады. Каждая бригада занимается своим делом: световым или звуковым оборудованием, видеопанелями, погрузочно-разгрузочными работами. Бывалые ребята иногда могут сами выбирать бригаду по своему опыту; остальных отправляют туда, где больше нужны рабочие руки.
У каждой бригады свой цвет, чтобы роуди не перепутали людей и давали корректные указания. Чаще всего выдают браслеты разных цветов, но на некоторых концертах давали цветные майки с логотипом группы — многие я храню и надеваю до сих пор.
Еще перед демонтажом нам раздавали каски и запрещали их снимать на площадке под угрозой увольнения. Если бригаде предстоит много работать на улице, выдают светоотражающие жилеты.
Во время концерта
Оптимальный способ застать максимум выступления артиста — попасть и на монтаж сцены до концерта, и на демонтаж после. Монтаж обычно начинается утром в день концерта и заканчивается за 4—6 часов до старта шоу. Люди, пришедшие только на монтаж, идут домой, а те, кто остается на демонтаж, ждут.
- Например, я участвовал в монтаже и демонтаже сцены для «Зи-зи-топ». На площадке был в 9 утра, а домой вернулся в 2 часа ночи. Когда началось выступление, я был уже внутри, за сценой, а пришедшие только на демонтаж в это время проходили проверку службы безопасности и пропустили половину шоу.
В зрительный зал рабочих не пускают. Но если у бригадира хорошие связи с организаторами, он может договориться, чтобы некоторых ребят пустили в фан-зону. Бригадиры обычно используют эту возможность для поощрения лучших работников.
В «Олимпийском» во время концерта мы сидели на трибунах за сценой, в «Крокусе» стояли в технической зоне, из которой было слышно выступление, а посмотреть на него можно было на специальных мониторах — на них выводилось изображение с камер на сцене.
Как по мне, в наблюдении за концертом из-за сцены есть свой шарм. Слышно все хорошо, а вместо исполнителя можно наблюдать за слаженной работой звукооператоров, роуди, следить, что делают за сценой. В конце концов, посещением концерта может похвастаться любой, кто купил билет, а за кулисы попадает не каждый.
Иногда после шоу можно увидеть исполнителей на расстоянии вытянутой руки и даже немного пообщаться с ними. Но обычно менеджеры просят не тревожить артистов: они устают после выступления. Я в закулисных коридорах здоровался с солистом «Никельбэк», группой «Зи-зи-топ» в полном составе, помахал рукой Элтону Джону и послал воздушный поцелуй Леди Гаге.
Процесс работы
Для демонтажа пригодятся сильные руки и минимальные знания английского. Силачом быть не требуется, но порой надо поднять и пронести несколько десятков метров оборудование весом под 50 килограмм. Рассчитывайте свои силы.
Если работаете на концерте не русскоязычной группы, то роуди с большой долей вероятности будут давать команды на английском языке. Лучше знать, как по-английски будет «лево», «право», «туда», «сюда», «подними», «отнеси» и подобные понятия. На некоторых мероприятиях у рабочих было настолько туго с языком, что я вместо демонтажника работал переводчиком и помогал роуди координировать процесс.
В самом демонтаже нет ничего сложного: роуди командуют, что и где нужно взять и куда отнести. Просто аккуратно отключаешь все, что подключено, кладешь в кофр и катишь в фуру.
Зимой работать тяжелее, чем летом. Во время разгрузки фур приходится ходить из теплого концертного зала на улицу и обратно. В «Олимпийском» в холодное время года дует сильный ветер из-за того, что открывают ворота на улицу. Бывалые работники всегда надевают свитер с высоким воротником или шарф, берут с собой термос с чаем.
Работа в помещении никогда не вызывала у меня дискомфорта. В концертных залах установлены промышленные системы вентиляции и кондиционирования. Там всегда приятная температура. Я не ощущал духоты, нехватки воздуха и никогда не промокал насквозь, даже если носил тяжести.
Курящие коллеги раз в полчаса отдыхали на перекуре, некурящие отдыхали где-то в сторонке, чтобы не увидели бригадиры или роуди: стоящий просто так человек вызывает у них желание поскорее найти ему работу.
Если отстраниться от загрузки тяжелого оборудования в кофры и просто катать уже загруженные в фуры, то за 4—5 часов работы можно и не устать. Опытные работяги сами предлагали новичкам такую возможность, но были и те, кто считал, что «катальщики» отлынивают от работы.
Если объект был сложный и смена затягивалась, бригадиры заказывали нам пиццу для поднятия боевого духа. Часто мы уже заканчивали свою работу, а роуди свою еще нет — приходилось ждать несколько часов, пока главный роуди разрешит бригадиру нас отпустить.
В январе 2012 года меня пригласили поработать в Кремле на монтаже сцены для «Цирка дю Солей». Это был не совсем обычный монтаж. Цирковым артистам требовалась сложная сцена и помещения под всю цирковую труппу, поэтому монтаж растянулся на месяц и нужно было больше работников, чем обычно. В итоге брали и тех, кто до этого работал только на демонтажах.
В Кремле я работал в ночные смены, после института, хотя работа там не останавливалась ни на минуту. Мы работали по 8 часов, и это было единственное место, где нас кормили обедом. Правда, для ночной смены оставляли только готовые сэндвичи, но когда в выходные я работал в дневную, то наслаждался шведским столом от поваров «Дю Солей». На других площадках были только кофе-брейки по 15 минут.
После работы
Пару раз нам удавалось попасть в гримерку артистов, когда те уже уехали с площадки. После них оставались непочатые коробки пиццы, сэндвичи и напитки: у артистов после мероприятия нет сил и они едут сразу в гостиницу или хотят поужинать в более приличном месте, а по райдеру им положены угощения. Добрые менеджеры раздавали все это нам. А когда не раздавали — мы брали сами, невзначай проходя мимо гримерки, но я не советую так делать.
Демонтаж обычно заканчивается ночью, уже после закрытия метро. Когда я работал с другом, нас забирали на машине его родители или мы скидывались на такси. Когда работал один, я либо вместе с другими спал в подсобке до открытия метро, либо шел несколько часов пешком до дома.
Сколько можно заработать
В среднем в 2011—2013 годах за одну смену демонтажа я получал 1000 рублей, за монтаж — 1500. Сейчас можно найти предложения по 3000 за монтаж или демонтаж и 5000 за работу со сложным техническим оборудованием — обычно это микшерные пульты.
За работу в Кремле на монтаже для «Цирка дю Солей» я получал по 2000 рублей за смену, но так много платили только крупные зарубежные артисты. Я отработал 10 смен и получил 20 тысяч. А в конце случайно узнал у иностранного менеджера, что мы должны были получать 138 $ за смену — почти 4000 рублей по тому курсу. Получается, половина наших денег оседала где-то по пути к нам.
Некоторые площадки отказываются от услуг бригадиров из-за непрозрачного ценообразования и набирают свой штат. Сейчас разнорабочие сцены в Москве получают примерно 40–50 тысяч. Можно выучиться на мастера светового оборудования или получить допуск к работам на высоте, чтобы монтировать и демонтировать оборудование к «потолку» сцены и получать в 1,5—2 раза больше, чем разнорабочие.
За однодневные проекты мы получали деньги быстро, часто сразу после демонтажа. За крупные проекты на несколько дней или недель — по окончании проекта. За Кремль я получил деньги через пару месяцев: с бригадирами рассчитались только после окончания выступлений и демонтажа сцены, это заняло месяц.
Как попасть на монтаж и демонтаж
В социальных сетях есть много групп типа «Работа без специальности и образования», «Быстрые подработки», «Работа для мужчин» и тому подобные. Иногда я находил подработку там. После нескольких смен бригадиры запомнили меня как хорошего работника и звонили сами, приглашая на проекты.
Можно искать предложения на сайтах с вакансиями по запросам «рабочий сцены», «монтаж сценического оборудования» и подобным.
Сейчас концертные площадки нанимают свой персонал — можно поискать на сайте клуба или концертного зала. Для таких вакансий обычно не требуется опыт работы и образование.
Часто перед крупными мероприятиями, например перед днем города, агентства массово набирают работников для монтажа и демонтажа временных сцен и площадок — в это время можно отслеживать вакансии на сайтах с работой или в тематических группах в социальных сетях.
Запомнить
- Если работаете на монтаже и демонтаже одновременно, можно послушать концерт бесплатно, правда, не со стороны зрительного зала. Если только на демонтаже — обычно лишь вторую половину выступления.
- Рассчитывайте силы. Если не можете поднять хотя бы 25—30 килограммов — эта работа не для вас.
- Пригодятся минимальные знания английского: все иностранные роуди дают команды на английском.
- За небольшие проекты платят сразу, за крупные — после демонтажа сцены по окончании выступлений.
- Проверяйте своего работодателя, читайте отзывы о нем. Бывают случаи, когда бригадиры недоплачивают.
- Не забывайте паспорт: без него не пустят ни на один объект.