«Санек»: чем хороша инди-игра о детстве в России девяностых
Поп-культура
4K
Кадры — helpnode

«Санек»: чем хороша инди-игра о детстве в России девяностых

Ностальгическое путешествие по беззаботным денькам

10

1 марта на ПК вышла игра «Санек» — минималистичное приключение о жизни ребенка в постсоветской России.

Это игра маленькой инди-команды helpnode. В «Саньке» нет бандитов, кромешной нищеты и прочих ужасов девяностых: только маленькие радости детской жизни, атрибуты времени и добрые люди. Вместе с главным героем нам предлагают прожить всего один короткий беззаботный день — как раз то, чего многим не хватало что тогда, что сейчас.

Рассказываем, чем хорош «Санек» и кому стоит обратить на игру внимание.

Что за «Санек»

Дата выхода: 1 марта 2023 года
Жанр: приключение
Платформы: ПК — Steam
Режимы игры: одиночный
Издатель: helpnode
Разработчик: helpnode
Кому понравится: тем, кто хочет вспомнить о беззаботном детстве, которого не было
Игры, похожие на «Санек»: A Bird Story, «Кужлевка», A Space for the Unbound, Alba: A Wildlife Adventure
Примерная продолжительность: от 2 часов на основной сюжет до 2,5 часов на полное прохождение
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: в сообществе игры

Сколько стоит «Санек» и где его купить

Игра доступна в российском Steam и продается за 399 ₽. Подробнее о способах пополнения кошелька российского Steam мы писали в отдельном материале. Также можно купить ключ напрямую у разработчика.

Системные требования «Санька»

Минимальные системные требования:

  1. Windows 10
  2. Процессор: Intel Core i5
  3. 4 Гб оперативной памяти
  4. Видеокарта GeForce GTX 650.
  5. 3 Гб свободного места на диске.

У игры нет рекомендуемых системных требований.

🤔 О чем «Санек»

После лета в деревне у бабушки мальчик Саша переезжает с родителями в новую квартиру. В школу пока не надо, так что первый день новоселья пройдет без расписания. Мама будит Сашку, кормит его манной кашей с комочками и учит пользоваться ключом. Ей надо идти на работу, а мальчик уже достаточно большой, чтобы гулять без присмотра.

Игра делится на три условные главы: утро, день и вечер. За это время Саня успеет обойти двор, познакомиться с соседями, завести новых друзей, сгонять в ларек за хлебом, поиграть в прятки — и даже влипнуть в опасную авантюру местных детей. Словом, день предстоит короткий, но насыщенный.

🧸 Сюжет простой и ненавязчивый

Историю «Санька» лучше всего описывает слово «повседневность». Здесь нет замысловатой драматургии, а для раскрытия персонажей банально не хватает времени. Окружающие добры к Саше, поэтому его приключения во дворе не выходят за рамки обычных детских игр и мимолетных разговоров. Любопытный игрок может подслушать, как взрослые делятся друг с другом своими проблемами, но и только.

Главным событием в истории становится встреча с бездомной собачкой, которую Саша решает приручить. Вместе с новыми друзьями он учит ее командам и пытается придумать, как уговорить маму оставить питомца в доме.

Разработчики сосредоточились на самих ситуациях — простых, понятных и знакомых почти любому ребенку. Несмотря на антураж постсоветских девяностых, сюжет «Санька» универсален для разных стран и поколений. Поэтому игра легко пробуждает в памяти воспоминания о похожих ситуациях. Походы в магазин, гонки на великах, уличные игры с другими детьми, поиски сокровищ среди мусора во дворе, опасные похождения на запретную территорию. «Санек» лишь дает предлог повспоминать, каково было заниматься всем этим каждому из нас.

В игре нет озвучки, но реплики персонажей сопровождаются характерными звуками. Например, мама Саши журчит ручейком
В игре нет озвучки, но реплики персонажей сопровождаются характерными звуками. Например, мама Саши журчит ручейком

🧩 Мини-игры вносят разнообразие в геймплей

Геймплейно «Санек» — это 2D-адвенчура, где нужно исследовать локации, общаться с персонажами и решать несложные головоломки. Основной сюжет развивается линейно и ведет к единственной концовке, но некоторые ваши решения в диалогах могут повлиять на отношения второстепенных персонажей. Например, тут можно помочь двум мужикам у гаражей наладить старую дружбу — или заставить их вконец разругаться. А некоторые второстепенные активности можно и вовсе пропустить.

Несмотря на рудиментарный геймплей, в «Саньке» каждая активность сопровождается разнообразными мини-играми, которые превращают рутинные задачи во что-то увлекательное. Лучший пример — уборка игрушек. В воображении ребенка они очень даже живые и капризные, поэтому их недостаточно положить на место. Задание превращается в головоломку, где все игрушки нужно расположить по цветам и с учетом их личных предпочтений: кто-то хочет быть повыше, кому-то грустно стоять с краю. Друзей лучше селить рядом, а врагов — подальше, чтобы не ругались.

Другой яркий пример — сегмент, в котором игра превращается в полноценный платформер. Пока Саня прыгает по камушкам через речку, в его голове разыгрывается настоящее испытание на нечеловеческую ловкость и скорость. Такие мини-игры не только вносят разнообразие в игровой процесс, но и передают необузданную детскую фантазию.

Если Саня запутается, игрушки могут тактично сделать вид, что ничего не было, и головоломка начнется сначала
Если Саня запутается, игрушки могут тактично сделать вид, что ничего не было, и головоломка начнется сначала

🎨 Игра очень красивая

Стилистически «Санек» напоминает ожившую иллюстрацию к детской книжке. Даже скелетная анимация героев выглядит уместно и не отталкивает. Теплые тона и округлые формы делают даже самые банальные и депрессивные постсоветские пейзажи уютными и приветливыми. Здесь приятно даже просто сидеть на скамейке со старушкой и любоваться серыми панельками.

Радует и интерфейс: он тоже стилизован под детские рисунки, а вдобавок украшен интерактивными элементами. В главном меню вы можете перемещать игрушки, в финальных титрах — собирать слова из букв, а в меню настроек — найти вложенный трамвайный билет. И не абы какой, а тот самый, счастливый.

Местные дети быстро принимают Саню в свою компанию, но Макс постоянно будет выпендриваться
Местные дети быстро принимают Саню в свою компанию, но Макс постоянно будет выпендриваться

🌈 У игры уютная атмосфера

В массовом сознании девяностые ассоциируются с криминалом, нищетой и тотальной неопределенностью. Но детей, как правило, тогда старались оберегать от проблем и тревог взрослого мира. В этом плане «Санек» ближе к первому сезону сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Но только тут все еще радикальнее: главный герой пока даже не подросток, а проблемы взрослых никак не омрачают его день. Разве что папа постоянно пропадает на работе.

Первое, чем вам предлагают заняться в игре, — это сидеть перед телевизором, закутавшись в плед, и переключать каналы в ожидании завтрака. Вместо изображения на экране мы видим лишь самого Сашу, который бурно реагирует на все, что показывают. Так мы можем услышать старые рекламные ролики, музыку из прошлого, обрывки телепередач и даже заставку легендарного «Зова джунглей».

Словом, девяностые здесь — это ковер на стене, обшарпанная мебель, коллекция вкладышей от жвачки «Турбо», аудиокассеты, пульт в пакетике, дисковый телефон в прихожей, бочки с квасом и граффити с Цоем
Словом, девяностые здесь — это ковер на стене, обшарпанная мебель, коллекция вкладышей от жвачки «Турбо», аудиокассеты, пульт в пакетике, дисковый телефон в прихожей, бочки с квасом и граффити с Цоем

При этом игра намеренно концентрируется на позитивных образах, чтобы не разрушать ощущение ностальгического сна. В неопрятном дворе не валяются шприцы, на стенах нацарапаны только смешные надписи, а веселые мужики в гараже пьют чай. Разве что буханка в ларьке стоит две тысячи рублей, но маленький Сашка воспринимает это как должное, ведь его дело — сунуть хлеб в авоську и заплатить продавщице. О нюансах экономики он узнает как-нибудь потом.

«Санек» не искажает, но намеренно идеализирует девяностые. Дворы здесь неопрятные, дома перекошенные, а на улицах валяется мусор. Но все это изображено с такой любовью и нежностью, что сложно не умилиться. В этих девяностых просто-напросто уютно. Игра использует нехитрые, но действенные приемы: за два с небольшим часа в ней я пережил больше приятных воспоминаний из детства, чем за последние несколько лет.

💰 Стоит ли покупать «Санька»

Судя по отзывам в Steam, не всем пришлась по душе беззаботная жизнь, показанная в игре. Но разработчики явно и не ставили задачу показать девяностые во всей красе — скорее наоборот. Ностальгия — это всегда тоска по жизни, которой никогда не было. Психика склонна подавлять тревожные воспоминания и идеализировать радостные. «Санек» лишь помогает укутаться в эту приятную тоску.

Это игра не столько про детство в девяностых, сколько про смутное воспоминание об этом детстве, очищенное от грязи и жестокости. И со своей задачей адвенчура справляется отлично.

Если вы хотите отдохнуть от тревог современности. «Санек» подарит вам пару приятных часов и заставит если не растрогаться, то хотя бы умилиться и поностальгировать по тому хорошему, что осталось в постсоветском детстве.

Если вам важен сложный геймплей или драматичный сюжет. Тогда игра может разочаровать. «Санек» — лаконичное приключение. Каждый элемент игры работает на создание безмятежной атмосферы. Это уютная повседневность в чистом виде, и на большее игра не претендует. Два часа в ней пролетают до обидного быстро, и резкая концовка заставляет желать большего.

«Санька» можно назвать маленьким интерактивным музеем быта девяностых
«Санька» можно назвать маленьким интерактивным музеем быта девяностых

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какими вы запомнили девяностые?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество