«Впервые увидел на компьютере у друга»: 9 ностальгических видеоигр из 1990‑х и 2000‑х
Воспоминания читателей

Игры сильно изменились за последние 30 лет.
В 1990-е и 2000-е функция автосохранения казалась роскошью, а примитивные саундтреки — настоящим искусством.
Читатели Тинькофф Журнала предались ностальгии и рассказали, какие видеоигры тех времен им особенно полюбились. Ради некоторых тайтлов они даже одалживали приставки и рисовали самодельные карты.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
The Guardian Legend

Как-то друг принес картридж со странной обложкой. Там была нарисована печальная девушка-киборг, опутанная проводами. Игра называлась The Guardian Legend. Она была про девушку-робота-трансформера, которая отправилась на космический объект, угрожающий Земле.
Это оказалось настоящим откровением для меня. Игра была очень продвинутая по сравнению с тем, что я встречал до этого. Например, там можно было сохранить игру, записав код, а потом, введя его при запуске новой игры, попасть в место, где закончил играть. Была прокачка оружия, брони.
Сама игра была долгой, геймплей чередовал полеты в образе истребителя с пешими прогулками по лабиринтам в образе девушки. В обоих случаях приходилось отстреливать орды монстров и сражаться с боссами. Лабиринт был просто огромным, его области открывались по мере прохождения боссов. Я рисовал на тетрадном листе карту лабиринта, тот листок до сих пор бережно хранится.
Golden Axe

В душу запала Golden Axe — известная фэнтезийная экшен-аркада, в которой надо выбрать одного из трех персонажей: амазонку, варвара или гнома с секирой. И потом проходить красивые локации, рубить топором или мечом различных орков, скелетов и прочую нечисть. Игра запомнилась красивым дизайном, захватывающим прохождением и возможностью играть вдвоем.
Pirates of Dark Water

Я начал играть в видеоигры, когда дедушка, который жил далеко от нас, привез в наш дом, а точнее в небольшую комнатку в Иркутском общежитии, новенькую Sega Mega Drive 16-bit. Это было в далеком 1999 году, мне еще было шесть лет. Приставка больше предназначалась не мне, а отцу, когда конкретно мне была привезена сборная железная дорога с поездом на батарейках. Естественно, Sega привлекала куда больше.
Самая запоминающаяся игра из детства — это Pirates of Dark Water на Sega Mega Drive. О потрясающем сюжете сказать не могу, ведь она была на английском языке, а мой уровень английского в шесть лет ограничивался фразой love is с этикетки одноименной жвачки. Но эта игра привлекла меня своим потрясающим саундтреком и атмосферой. Хоть это и аркадная 2D-бродилка, оторваться от нее было катастрофически сложно.
Spy Fox

Отдельная любовь в детстве — серия игр про агента Лиса Spy Fox. Это простенькая адвенчура в жанре Point & Click. Но, как и любой мальчишка из поздних девяностых и нулевых, я был большим фанатом шпионской темы и потреблял весь шпионский игровой контент, который можно было найти в ларьках с дисками.
Стоит отметить: несмотря на то, что все игры студии нацелены на детскую аудиторию, серия про Лиса самая взрослая по контенту. Как минимум потому, что там затрагивались серьезные темы, которые стали активной частью повестки только сейчас. Например, жестокое обращение с животными — часть Dry Cereal — или проблемы экологии в Operation Ozone. Как ни странно, именно эта серия игр сформировала мой ранний детский взгляд на вопросы природы. Плюс в последней части был балдежный саундтрек, помню его до сих пор.
Half-Life

Любимой игрой в детстве была однозначно Half-Life. Впервые я увидел ее на компьютере у друга. Он мне ее описывал как пипец какую страшную игру. К сожалению, он успел показать мне только самый старт: монорельс, подготовку к эксперименту, сам эксперимент и первые последствия, — после чего мне уже нужно было идти домой. Я ничего похожего в том далеком 2001 году в жизни не видел, мне казалось, что это самый крутой сюжет в мире.
Спустя три года, когда мы с отцом были на «Горбушке», на одном из прилавков я увидел диск Half-Life к своему Dreamcast, и это был просто подарок века для меня. Игра часто вылетала, была обрезана — это был пиратский диск, загрузки были очень долгие из-за консольного порта, но я искренне ею наслаждался.
Только в 2007 году, когда у меня появился ноутбук, я прошел ее до самого конца. Вообще, шутеры — мой самый любимый жанр игр. Doom, Quake, Far Cry, F.E.A.R., Wolfenstein — вот это вот все.
Nancy Drew

С покупкой ПК любовь к квестам и градостроительным стратегиям вышла на новый уровень. Я залпом проходила всю серию про Нэнси Дрю, Runaway, «Братьев Пилотов». Собирала карточки квиддича в «Гарри Поттере», раз за разом строила города в Pharaoh + Cleopatra или Settlers. И конечно же, топила симов в бассейне, когда настроение было особенно паршивым.
Думаю, именно серия «Нэнси Дрю» стояла на почетном месте. До сих пор точно не могу понять почему. Квесты были примитивны, а головоломки часто повторялись. Разработчик выпустил более 30 игр в этой серии, как вы понимаете, лишь немногие были действительно стоящими. Думаю, мне просто нравилась история про умную и смелую девушку, которая меняет страны как перчатки и которой все по плечу, даже плохие парни.
ZanZarah: The Hidden Portal

Моей первой «сознательной» игрой стало приключение девочки Эмми в волшебном мире ZanZarah. Я полюбил эту игру всем сердцем. До сих пор она неотъемлемая часть моей души. Саундтреки из нее слушаю, когда мне нужно вернуться мыслями в беззаботное детство. Именно с нее зародилась мечта разрабатывать игры, которая и определила мой жизненный путь.
The Sims: Makin' Magic

Я бы разделила детство на два периода: до интернета и с появлением интернета. До интернета моей любимой игрой была, конечно же, The Sims. Недавно я запустила ее снова, день создавала персонажа, еще два — строила дом. А жить за сима было скучно. В детстве такой проблемы не было, я создавала целые генеалогические древа, строила карьеры своим симам. А потом узнала про Motherlode
Я помню, как на Новый год мне подарили The Sims: Makin' Magic. У моих Дедов Морозов была привычка класть подарки под елку в 12 часов ночи, пока я смотрю салют, чтобы я могла счастливая убежать в свою комнату с подарком и не мешать этим Дедам Морозам дальше веселиться с друзьями.
Так вот, подарили мне Makin' Magic, игра была на двух дисках. Я установила часть с первого, вставила второй, но дисковод его зажевал и поцарапал. Как я ревела! Было очень обидно за подарок, что вот так сразу я его испортила.
Не знаю, что за новогоднее чудо сотворил мой папа, но как-то он все же диск реанимировал и установил игру. Была волшебная новогодняя ночь во всех смыслах!
Grand Theft Auto: San Andreas

В GTA: San Andreas я провел, наверное, более двух тысяч часов за всю жизнь. Steam не было для подсчета в те времена, да и интернета тоже. Потом вышла четвертая часть, сначала не зашла. Зашла уже во взрослом возрасте: только сейчас, в свои 26 лет, прохожу ее впервые. GTA 5 также прошел только полгода назад — до этого компьютер не тянул.
16.11, 15:43
игра The Neverhood сформировала меня как личность и заложила основания моего чувства юмора и представления о красоте. я была совсем маленькая, когда играла в нее, и игра мне казалась дико сложной. я до сих пор с ужасом вспоминаю то задание в самом начале игры, где надо наливать воду в трубочки, чтобы подобрать мелодию и впоследствии открыть дверь. я там застряла бы навеки, если бы не моя старшая сестра.
а еще пару лет назад на свидании парень включил мне ее и я снова в нее играла и я была абсолютно счастлива. хорошее было свидание
17.11, 11:50
Тамара, Да... ох уж эти трубы))
Саундтрек классный.
16.11, 19:07
Тамара, вспоминаю большого краба из этой игры. И как герой убегал от него, сначала мимо двери, потом закрыл ее и врезался....:-))))))
18.11, 17:29
Тамара, бывало, летом рано утром приходил к другу и мы штурмовали эту игру. Особенно долго сидели над лабиринтом с мышкой и сыром. Рисовали схему лабиринта, отмечали, какие норки уже посетили и куда они ведут.
Ещё очень на мозг давила мини-игра «найди пару». Она несложная сама по себе, но на фоне играет такая музыка, что можно потихоньку сойти с ума, если быстро не пройти или не отключить звук.
16.11, 15:50
Тамара, ииии я только сейчас прочитала, что вы спрашиваете про мобильную игру. кто-нибудь обязательно напишет про змейку, а я напишу про bounce — это была единственная игра на моей nokia, другие нельзя было установить, поэтому в течение трех лет я только в нее и играла. я могла проходить уровни ее без потери жизней
19.11, 11:41
Тамара, вы разблокировали крайне глубинное воспоминание из детства! Спасибо вам большое! Я уж думал, что только один в неё и играл - из моих знакомых никто про неё не знает. И г-споди б-же да, для того возраста это какая-то невероятная сложная игра. По-моему мне даже с помощью не удалось дойти и до середины
16.11, 15:05
Когда в 98 году купили первый полноценный ПК, предшествующий zx spectrum таковым не считаю, на нашем первом диске с играми была Theme Hospital с классным переводом. Как мне нравилось, до сих пор использую выражение "загадочная простуда". Лет 10 назад еще в нее поиграла, но она все время вылетала на последнем уровне. Еще на том диске была Age of empires, кстати. Мобильные игры такого впечатления не оставили
17.11, 15:23
ЮиП, оооо, да! Испытала ментальный оргазм 😁 до сих пор периодически переигрываю. Когда была мелкой, максимум проходила до 5й больницы, бесилась люто, когда увольняли))
19.11, 11:44
ЮиП, по-моему ремейк вышел хоть и забавный, но слишком мультяшный. Мне тогда она казалась гиперреалистичной, а человечков с болезнью головы было искренне жаль (им ещё её после "лечения" заново надували)
16.11, 18:50
какого поколения интересно эти игры?
Ни одной классики (ну ладно, Half-Life можно посчитать)
GTA:SA так вообще тут быть не должно. 3я как революционная, 2я как концепт я б еще понял.
Где всякая нетленка типа Героев, Диабло, Старкрафта и всего такого.
Выглядит как абсолютно рандомная стопка дисков/картриджей вытащенная из рюкзака школьника из прошлого, како-го то регионального городка до которого цивилизация с задержкой доходила
19.11, 14:53
Ерёма, Так это по комментариям собрали, написано же вначале. Взяли самые интересно написанные и с ностальгией. Это не специальная статья. Скорее всего, просто не попалось подобных каментов с Героями и Диаблой. А игр крутецких десятки и десятки. С тех же ретро стратегий помимо Героев и Старкрафта можно выбрать совсем другие - Варкрафт, Цивилка, ХСом, Эйдж оф эмпайрс, Команд Конквойр, и мало ли чего ещё.
16.11, 16:12
Full Throttle!!! Офигенная квест игра про байкера))) по ней я изучала английский язык, а момент, когда надо было правильно пнуть ногой в стену, занял у меня очень много времени)))))
16.11, 19:12
Вспоминаю Zero tolerance на Sega, по тем временам мега крутая игра была. И Дюна...На PC очень любил Deus ex первую, но это чуть позже было. Сюжет и инграбелность просто потрясающие, были различные варианты раскачки навыков героя и игру по-настоящему можно было пройти разными способами...а Fallout 2? Эх, умели раньше делать игры....
16.11, 20:24
Heroes of Might and Magic III увидел впервые у брата в 99м году, проиграл до утра.
Diablo, WarCraft II, StarCraft, Total Annihilation...
из совсем раннего классика ZX-Spectrum: Dizzy, R-Type, Saboteur, эх, детство
16.11, 17:28
UFO! Недавно зашла в Яндекс музей на Невском, а там эта игра установлена. И мужчина проходит, а мне тоже захотелось пройти хотя бы пару миссий 🤩 но пришлось только наблюдать.
Сейчас играю в Вордли и три в ряд, не геймер я совсем 😂
17.11, 07:54
В моём детстве были только обычные игрушки на денди. А потом со мной случился он: ящер Gex. Мы с подругой встретились с ним на базе отдыха, там в числе развлекалова для детей была сонька, что было нереально крутым по тем временам. И мы пропали. К сожалению, скромные финансовые возможности родителей разлучили нас на десять лет. Потом, с появлением первого ПК в нашем доме, мы вспомнили про любимого, откопали на развале диск, установили. Проиграли всю ночь по очереди, закрыли гештальт и успокоились. Бесило отсутствие сохранения. В детстве с реакцией было получше, мы уходили гораздо дальше)
В студенчестве самой любимой стала серия Final Fantasy, Но Это уже другая история
16.11, 15:17
Ооо да, Занзара вещь. Несколько раз переигрывала, в том числе и в студенчестве, собирала коллекцию, правда так и не нашла мифическое идеальное сочетание. Там в одном городе один из стражников рассказывает легенду о непобедимом идеальном сочетании фей, я с какой бы комбинацией к нему не подходила, он не говорил, что это та самая комбинация; может, конечно, он и не запрограммирован на это был.
16.11, 19:14
Сайлент Хилл. Жаль серия загнулась. Самая страшная игра моего детства
16.11, 19:18
Мэкинг мэджик хорош, правда уже не помню чем, но сильно заразнее обычного симса. Дрались с двоюродной сестрой за право поиграть в неё т.к компьютер на тот момент был только у нас дома
16.11, 20:56
McGee’s Alice лучшая💔
19.11, 11:49
На всю жизнь полюбил RTS благодаря Command & Conquer: Tiberian Sun, Red Alert 2. Почему-то в детстве никакого дела не было до того, чтоб что-то по порядку проходить, а геймплейно залетели именно они - мы с отцом до недавнего времени именно в эти части по локальной сети рубились.
Ещё очень нравилась серия игр Commandos, бывало несколько дней ломали голову над тем, чтобы очередную миссию пройти
19.11, 14:41
Неожиданно видеть тут малоизвестную The Guardian Legend, а не супер известные Battle Toads или Contra. The Guardian Legend - отличная игра, и действительно очень технически продвинутая на 1988й год. В ней очень много объектов на экране в сравнении с большинством игр на денди. Много контента для игры в 128кб.