Какие предметы в школе самые сложные

Что говорит санпин, спрос на репетиторов и результаты ЕГЭ
42
Аватар автора

Екатерина Шамаева

изучила статистику

Страница автора

Школьная программа периодически усложняется.

Например, с 2022 года школьников обучают финансовой грамотности. Их учат анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать предпринимательские риски. Усложняется и ЕГЭ: в 2023 году на экзамене по русскому языку станут труднее задания по орфографии, а в экзамен по физике добавят задачи на статику.

Мы посмотрели, какие предметы самые сложные, а с какими у школьников редко бывают проблемы.

Что говорит наука

Есть официальная шкала трудности предметов, которую можно найти в санпине. Все школьные предметы оцениваются от 1 до 13 баллов — чем труднее предмет, тем выше балл. Причем для каждого класса максимальный уровень трудности предмета свой: самые сложные предметы в начальной школе оцениваются в 8 баллов, а у старшеклассников — в 12—13.

По этой шкале самые сложные предметы с первого по четвертый класс — математика и русский язык. В пятом классе школьники начинают изучать биологию и иностранный язык — эти предметы тоже оцениваются как одни из самых сложных для своего возраста. Вообще, часто новый предмет в первый год преподавания оценивается как наиболее сложный, а со временем его сложность понижается.

С седьмого класса математика разделяется на алгебру и геометрию — оба предмета входят в пять самых трудных для усвоения, причем геометрия сложнее алгебры. Также в 7—8 классах в программу добавляются физика и химия, и они остаются среди сложнейших до конца средней школы. В девятом классе, после которого часть школьников заканчивает образование, в лидеры выходят экономика и история.

Самыми простыми предметами в школе считаются музыка, ИЗО, труд и физкультура. Среди более теоретических — ОБЖ и экология.

Шкалу сложности предметов учитывают при составлении расписания. По санитарным нормам сложные предметы не рекомендуется ставить в один день. Уроки по ним должны проходить в 10—12 утра, когда у детей наступает «биоритмологический оптимум умственной работоспособности».

Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на середину недели — вторник или среду. В эти дни в расписание включают самые сложные дисциплины — либо легкие, но в большем количестве. Считается, что работоспособность учеников в начале и в конце недели слабая.

Источник: Шкала трудности учебных предметов, СанПиН 2.4.2.2821⁠-⁠10
Источник: Шкала трудности учебных предметов, СанПиН 2.4.2.2821⁠-⁠10
Источник: Шкала трудности учебных предметов, СанПиН 2.4.2.2821⁠-⁠10
Источник: Шкала трудности учебных предметов, СанПиН 2.4.2.2821⁠-⁠10

По каким предметам чаще всего нанимают репетиторов

Мы посмотрели на статистику платформы «Авито-услуги» и узнали, каких репетиторов чаще всего ищут россияне и на каких повышается спрос накануне ЕГЭ и ОГЭ.

Как отмечают представители платформы, в течение учебного года большая часть запросов пользователей приходится на услуги репетиторов по математике и русскому языку — около 40 и 20% соответственно. Спрос на специалистов по другим дисциплинам значительно ниже. Например, репетитора по биологии ищут только 4,2% пользователей, по обществознанию — 3,1%, по химии и информатике — 3 и 2,2% соответственно.

За первый квартал 2023 года спрос на услуги репетиторов по школьным предметам вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Сильнее всего — по литературе и информатике: количество запросов увеличилось на 152 и 102% соответственно. Также россияне чаще стали искать репетиторов по русскому языку, обществознанию и математике.

Напомним: русский язык и математика — обязательные предметы на ЕГЭ, а обществознание — самый популярный из тех, что школьники могут выбрать по желанию.

Также вырос спрос на репетиторов по восточным языкам. Например, количество россиян, которые ищут репетитора по китайскому, увеличилось на 150%, по арабскому — на 100%. Однако это, скорее всего, связано не со школой, а с наращиванием объемов торговли с восточными странами — Китаем, Индией, Турцией и Вьетнамом. По словам работодателей, сейчас требуются сотрудники, которые смогут общаться с заказчиками на их языках.

Источник: «Авито-услуги»
Источник: «Авито-услуги»

Что говорят результаты ЕГЭ

Чтобы посмотреть, как сами школьники справляются с разными предметами, мы проанализировали итоги Единого государственного экзамена.

Оценить уровень знаний можно как по количеству выпускников, сдающих определенные предметы, так и по результатам. Хотя отметим: часто школьники сдают некоторые предметы по выбору не потому, что они легкие, а из-за того, что эти дисциплины потребуются при поступлении на желаемую специальность в вузе. На результаты экзаменов влияют и другие факторы: например, ученик может просто переволноваться.

Из необязательных предметов реже всего выпускники школ сдают ЕГЭ по иностранным языкам, за исключением английского. Например, в 2022 году экзамены по немецкому, французскому, испанскому и китайскому в сумме сдали 2,5 тысячи учеников. Для сравнения: по английскому — более 87 тысяч.

Также в список предметов-аутсайдеров входят география и литература. В 2022 году эти экзамены сдавали 13 тысяч и 42 тысячи школьников соответственно, это примерно 2 и 7%. Однако, повторимся, это, скорее всего, не связано с легкостью или тяжестью усвоения: география и литература абитуриентам требуются значительно реже, чем, например, математика.

Если же посмотреть на итоговые баллы, то хуже всего сдают профильную математику и естественно-научные предметы — физику, химию и биологию. По этим предметам школьники последние девять лет в среднем набирают менее 60 баллов.

Самый низкий средний балл в 2022 году был у биологии: среднестатистический школьник сдал этот экзамен на 50,2 балла. Одно из возможных объяснений этого — большой объем теории, который нужно выучить к экзамену. Также есть мнение, что выпускники чаще всего выбирают этот предмет как запасной и не готовятся к нему целенаправленно. Средние результаты по физике и химии немного выше — 54,1 и 54,3 соответственно.

Низкие баллы могут быть связаны с тем, что в 2017 году из экзаменов по этим трем предметам исключили задания с выбором одного правильного ответа, после чего результаты школьников начали ухудшаться.

Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ

Екатерина ШамаеваКакие предметы для вас были самыми сложными и почему?
  • WaterВот что еще будет: В задания ЕГЭ по истории включат вопросы, связанные со специальной военной операцией на Украине. Это произойдет после того, как соответствующие учебники появятся во всех российских школах, сообщает ТАСС со ссылкой на Рособрнадзор. Скрепы еще толще и жирнее.5
  • Мистер Хвсе зависит от учителя, если учитель заинтересован, интересно рассказывает, взаимодействует с учениками, предмет легко дается, если ж он одним словом выгорел то и предмет становится сложным.1
  • Аглая Воронова1
  • DGЛично мне максимально тяжело давались математика, физика, химия - просто ужас, до сих пор вспоминаю с содраганием. Английский - более-менее, любая гуманитарка - вообще легче легкого)3
  • SenderoЯ всегда выбирал стратегию минимизации усилий, за что бывал порицаем учителями. Не даётся предмет - ну и ладно. Хотя при должном старании мог бы разобраться во всём. Очень просто давалась география - с детства обожал рассматривать карты, в 6 лет знал столицы стран мира и мог рассказать, как проехать из Висконсина в Алабаму, или вдоль каких современных стран плыли вокруг Африки посланцы фараона Нехо (600 г до нашей эры) и что они могли там увидеть. Русский язык имел парадоксальную (не)сложность. Пишу на бумаге без ошибок - врождённая грамотность из-за любви к чтению. Но совершенно не знаю и не хотел учить правила, почему пишется именно так, а не иначе. За это получал двойки, которые на диктанте по изучаемой теме перекрывались пятёрками. Среди самых сложных отмечу химию: все эти правила вычисления формул с превращениями одних веществ в другие никак не хотели укладываться в моей голове. Непросто давалась и геометрия. В университете пошла сложнейшая физика электромагнитных полей (непрофильная для моей специальности), которую было невозможно показать и изучить наглядно, и каждая лекция была как будто на иностранном языке. Чудо, что получил зачёты. Зато я преуспел в дискретной математике, теории игр, теории вероятностей, программировании, психологии и английском, чем сейчас успешно зарабатываю на жизнь. В химии пусть другие люди разбираются. Гигантский объём накопленных человечеством знаний и за 100 жизней не изучить одному человеку.22
  • ТучаСравнивать баллы ЕГЭ по разным предметам некорректно, потому что у каждого предмета своя шкала перевода первичных баллов в стобалку. Мне тяжелее всего в школе давалась физика, английский и геометрия. Физика сама по себе сложная, так и объясняли её плохо. Английский просто объясняли через ж, грамматику не понимала от слова «совсем». Геометрия требует прокачанного пространственного мышления, его на тот момент не было. Остальные предметы были лёгкими.4
  • Лена ЛDG, я вообще не знаю, как я окончила школу с этими предметами (точными науками), сейчас бы не осилила уже...3
  • ДмитрийСамым сложным в школе была латынь. Я уже в школе не понимал, зачем она мне нужна, хотя Exegi monumentum до сих пор наизусть помню. Наверное, самое бесполезное знание (если вдруг не попаду в прошлое в традициях самой пошлой попаданческой литературы). Думаю, сложность предмета сильно зависит от преподавателя. Уже даже после окончания универа читал разные научно-популярные книги по математике и физике. Если бы мне в школе производную и дифуры объясняли так, как они объясняются в этих книгах, на жизненных примерах, я бы понял всё гораздо быстрее.0
  • Alexandra P.Для меня сложными были алгебра, геометрия, физика и химия. Алгебру, геометрию и физику мне худо-бедно мог объяснить папа, да и в целом к этим предметам в нашей школе требования были невысокие, поэтому особой ненависти к ним у меня не было. А вот с химией было хуже. Мало того что ничего не понятно, так ещё и учительница была неадекватная, которая считала, что если ты не понимаешь химию, то этим ты её лично оскорбляешь. Так что тут не обходилось без конфликтных ситуаций. Ещё не любила биологию и географию, но там хотя бы не надо было решать никаких задач, достаточно было выучить темы. А с памятью у меня проблем нет. Но толку от этого мало - всё равно в голове ничего не осталось. Гуманитарные предметы давались легко, но вот парадокс - они и были на самом деле самыми сложными. Потому что на них в нашей школе был упор, по ним были самые большие объёмы заданий, там были самые высокие требования. Все силы и время были брошены на русский язык, литературу, историю, которые многим могут показаться лёгкими и несерьёзными предметами. Всё остальное делалось по остаточному принципу.5
  • Исмаил Шамиловхимию не любил: все эти валентные связи мне нафиг не сдались и я прекрасно понимал это уже тогда. не спорю, важная вещь, но не для меня. давалась ли мне химия или нет - я уже и не вспомню, потому что моё сознание полностью вытеснило все воспоминания об этом предмете)) математику даже до некоторой степени любил, иняз на изи, биология и физика в принципе очень занятные вещи. может поэтому я люблю новости науки из этих сфер и не очень интересуюсь химическими достижениями) хотя прекрасно понимаю насколько это важная сфера, но вот просто не моё0
  • Полина АбрамоваСамыми сложными для меня были геометрия и труд 😂 Я ненавидела все это шитье ненужных фартуков и сорочек, вязание крючком. Геометрию любила, но у меня какие-то проблемы с пространственным мышлением, поэтому я долго тупила)) Немецкий давался вроде легко, но все равно как-то сложно, при этом английский намного легче. И то, и то любила. Обожала химию, физику, биологию, русский, алгебру и информатику (мне нравилось делать сайты и программировать роботов 😋), готова вернуться в школу ради этих предметов 😅0
  • ФьюзХимия, наверно, была самым сложным предметом. Физика - ну, так, на втором месте, наверно. Химия была абсолютно теоретической, если какие-то лабораторные и были, они не отложились в голове совсем. Мне кажется, химия была первым предметом, где мне было не стыдно списать... С физикой очень показательна лабораторная, где надо было соединить электрическую цепь. У меня по физике была 4-5 на теоретических задачах, а на лабораторной я соединила эту цепь неверно, учительница выхватила ее у меня из рук с ужасом, что я сейчас подам ток и все взорвётся. 🤭😂 Все остальные делились на неприятные и легкие. Например, география была неприятной, обж и труд тоже (обж преподавал неприятный военный, а труд был ничего, если ты ничего не забывал для него принести). Больше всего любила английский язык. Из алгебры и геометрии больше любила геометрию.2
  • Гусь лапчатыйТруды и физра. У меня руки не из того места, я не умею шить. Ну и физра, где ничему не учат, только все время что-то сдаешь. То внезапный бег, то "козел", то "гимнастика". 45 минут носишься, а потом надо быстро переодеться и на алгебру. Ни душа, ни нормальных раздевалок. А зимой лыжи. Причем спецодежы тоже не было, катались в шубах, дубленках. Русский и литература. С грамотностью ок, но вот мотивации изучать разбор слов по составу и прочее языкознание просто не было. Сидишь думаешь - ну вот зачем мне это? Литература: послушай, что говорит учитель по методичке, и напиши сочинение, повторяя слово в слово, что она сказала.12
  • Аватаркасамыми сложными были английский, в котором я всё понимала в рамках одной темы, как только тем становилось больше одной, я сразу тонула. и совершенно не могла ничего пересказывать или сочинять тексты. и физкультура - это вообще адище, потому что нужно сначала переодеваться в вонючей раздевалке, потом без всякого смысла как конь бегать по кругу, а потом болит голова и ты не можешь нормально делать уроки. и нахрена это заставляют делать всех я не понимала и не понимаю. пользы мне это не принесло.7
  • корейский чтецДля меня самыми непонятными были физика и химия, причём если в физике ещё могли быть какие-то более менее понятные моменты, то химия - совсем что-то невнятное для меня. Биологию вроде тоже не особо понимала. С историей трудности были с запоминанием точных дат и имён. И на самом деле в том возрасте как-то не особо это всё волновало, сейчас, как мне кажется, я бы с большим интересом училась.1
  • SenderoГусь, очень верно подмечено про физкультуру. Почему учителя заставляют сдавать нормативы, при этом не тренируя учеников? Всё равно что каждый урок проводить контрольные и проверочные работы, не объясняя толком материал. Потным, вонючим и взбудораженным сидеть неподвижно на алгебре то ещё "удовольствие". Вот какой предмет нужно капитально реформировать. Трудовое воспитание устарело морально. Ну кто в наше время сам шьёт, это последний раз лет 40-50 назад было актуально, а сейчас за 200 рублей отнёс джинсы специальному человеку и она за 10 минут подшила. Столярка ещё куда ни шло, но опять же вопросы к квалификации учителей и объёму лишней информации, которая впору столяру 4 разряда, а не шестиклассникам. Этот предмет я бы вовсе исключил из программы, оставив его функции внешкольным кружкам.14
  • Николай IIIТяжелее всего мне давался русский язык - это был единственный предмет, по которому я регулярно получал 3 в четверти. Мне кажется в нем много лишних усложнений, то есть правил не помогающих для понимании друг друга, но усложняющих изучение самого языка. Самое яркое воспоминание на эту тему, это слово "парашЮт" - даже выговорить это слово не через у, а через ю очень сложно, зачем тогда его так писать усложняя изучение языка?0
  • Артем МакаренкоАглая-Ляля-Милена-Фекла, наверное, дисграфия0
  • Аглая ВороноваАртем, да2
  • AlephСложные предметы - это те, которые учителя паршиво объясняют. Поэтому в разные годы у меня было всё отлично или ужасно с алгеброй и физикой - всё напрямую зависело от преподавателя. Один препод весь урок тупо бубнил слово в слово текст из учебника, другая полчаса распиналась, как тяжела жизнь учителя, как мало им платят, а в последние 15 минут спохватывалась и пыталась объяснить материал - стоит ли говорить, что весь класс по этим предметам учился из рук вон плохо? Впрочем, предметы бывают сложными ещё из-за бездарных составителей учебных пособий. Отец однажды взял у меня школьный учебник по геометрии, что ли, ознакомился, поморщился - сказал, что содержание ему как инженеру ясно, но для людей, которые только знакомятся с темой, написано непонятно. Потом спросил: "А вам вообще объясняют, для чего это всё нужно?", услышал отрицательный ответ и тоскливо махнул рукой.8
  • Shinigami GeassSendero, а Вы получили образование в сфере математики/информатики? И как это связано с английским, и, самое главное, психологией?0
  • Виктория СВ школе все предметы нравились. Математика была любимым предметом, да ещё и дико азартным, так как 5 за урок получал не тот, кто решил правильно, а тот, кто решил правильно быстрее всех. Мат.класс, конкурентов тьма, руки тряслись, но 5-ки получала часто) Мое мучение- это специальность в музыкалке(аккардеон). Моя непокоренная высота-это ТММ в универе(и курсач сдала,и 5 получила,но ничего не поняла)).0
  • rainbow ponyAleph, согласна. С надеждой ждала химию. Мало того, что предмет по моим представлениям получился сложнее, чем ожидалось, так еще такая преподавательница… Вот хуже этой в школе никого не было. Первые темы старалась все сама, зубрила, а потом решила плюнуть, т.к от зубрежа 0 толку, я просто ничего не понимала (как и остальной класс). По итогу самый сильный препод по математике - пол класса сдавало профильную. Вторая половина - историю. И весь класс сдавал общество. Вот так судьба детей решилась только благодаря тому, чему научили хорошо. Химию не сдавал никто 😂3
  • rainbow pony« Одно из возможных объяснений этого — большой объем теории, который нужно выучить к экзамену.» Разве у истории не больше теории, которую нужно вызубрить? Нам в школе говорили, что история один из сложнейших предметов на ЕГЭ, не знаю насколько это правда. В моем году в историю ввели вопросы по всемирной истории, и это вообще рулетка.3
  • SenderoShinigami, да, высшее образование в сфере ИТ. Английский у нас существенно повышает скорость саморазвития и шансы устроиться на хорошую работу, даже если рассматривать найм только в российские компании. Психология пригодилась в работе тимлидом.3
  • HaraldСчитаю, что школьная программа не имеет в себе ничего сложного, если предметы ведут нормальные учителя. Другое дело, что, например, в физике и химии много всего, а часов в обычной программе мало, поэтому приходится добирать индивидуальными занятиями. Ну и вопрос конкретно ЕГЭ - это именно подготовка к специфике экзамена, на уроках этим заниматься не будут, потому что предметы по выбору у всех разные, разве что русский язык нужен одинаково каждому. Кстати, очень забавно смотреть на статистику средних баллов, почти во всех популярных предметах есть подъем в 2013 и провал в 2014. Там интересная история, 2013 - это тот самый год дагестанских стобалльников, когда ответы были слиты за деньги. Я знаю пример одного человека, который приобрёл так математику, но был настолько тупой, что переписал ответы в форму с отставанием на 1 (во 2 задании ответ из 1ого и тд), получил 5 баллов и поехал в армию. В 2014 же после этого беспредела резко усложнили и экзамен, и контроль, поэтому результаты просели. А ещё именно в этом году поступали детки с крымнаша, выбивая без конкурса бюджетные места, поэтому родители российских учеников смогли наглядно убедиться, что величие России по-дешёвке не взять.2
  • Поющая в коровникеМой топ нелюбимых предметов: 1. физкультура 2. биология 3. сложно определиться между физикой и историей Топ любимых: 1. информатика 2. английский 3. к выпускному классу тут было "с остальным отстаньте", а в средних классах - музыка, пока наша учительница не написала отказ от моих дебилов-одноклассников.1
  • Тамараrainbow, логика, конечно, интересная). Похоже, люди заканчивают школу, но так и не в курсе, что такое ЕГЭ. Выпускными экзаменами, которые проверяют уровень владения программой средней школы, являются только ЕГЭ по русскому языку и математике. И даже профильный ЕГЭ по математике до недавнего времени включал базовую часть, которую могли выполнить ВСЕ, кто хотя бы на тройку освоил школьную программу базового, а не профильного уровня. Потому что это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ экзамены, без которых аттестат не получишь. Остальные же ЕГЭ вообще сдавать не обязательно, если этого экзамена нет в перечне вступительных в вузе, в который поступает выпускник. Это КОНКУРСНЫЕ экзамены в вуз, которые выявляют самых подготовленных, умных, одарённых. Поэтому варианты составляются уже совсем по другому принципу. По ряду предметов - тем же биологии и химии - программа ЕГЭ не имеет никакого отношения к школьной программе (имею в виду обычную общеобразовательную школу, где эти предметы изучаются 1, от силы 2 часа в неделю). Сами составители вариантов ЕГЭ на вебинарах много раз уже говорили, что при таком числе часов к ЕГЭ подготовиться невозможно. Нужен объем знаний и умений, соответствующий углубленному уровню. А это 7-8 часов в неделю в течение двух лет как минимум. Поэтому квалификация учителя здесь вообще не имеет значения. Даже самый замечательный учитель не сможет за 1 урок дать столько же знаний, сколько за 8. Тем более, что подавляющему большинству детей это и не нужно. Но при этом есть школьные предметы, для ЕГЭ по которым достаточно только школьных знаний. Правда, конечно, учиться на уроках хорошо нужно и повторять темы, которые были изучены в прошлые годы. Это как раз история и обществознание. По ним можно и высокие баллы набрать. По физике, если хорошо учиться на базовом уровне, то можно набрать пороговый балл и даже немного выше - 40-50, что часто вполне достаточно, чтобы поступить в технический вуз. Чтобы набрать больше, нужно заниматься по углубленной программе. А по химии и биологии только за счёт уроков порог не перейти, к сожалению. При этом очень часто учителя бесплатно ведут дополнительные занятия для подготовки к экзаменам, но дети частенько этой возможностью просто пренебрегают... Так что не только в компетентности учителей дело тут. Проблема в том, что урезаны очень часы естественно-научных предметов в школе. Что, конечно, не отменяет и того, что учителя могут быть не только хорошими, но и плохими.1
  • Olesya NЯ все время мучилась с физикой… Сначала она казалась даже интересной и полезной для жизни: на вводных уроках нам рассказывали о том, с какими физическими процессами мы сталкиваемся в быту. Очень хорошо запомнила тему кипения. Но потом начались все эти нудные однообразные задачи, и все уроки свелись к подбору формул и ответов у доски. Конечно, интерес пропал. Как-то выкручивалась на контрольных и лабораторных, садилась с умными одноклассниками и каким-то чудом получила итоговую четверку. Думаю, дело было не в самой физике, а в поверхностном подходе и равнодушии преподавателей. Мой физик был страшным сексистом и смотрел на девочек, у которых не все сразу получалось, с каким-то презрением и превосходством. Однажды наткнулась на видео, в котором учитель гимназии исполнял песни с физическими формулами под гитару. Подумала: «Мне бы такого педагога в свое время!» Когда не понимаешь, как применять знания в жизни, когда глаза не горят, очень тяжело что-то усваивать и запоминать. С химией было не лучше. Вела молодая преподавательница, которая, видимо, очень боялась, что класс не будет ее слушаться. Поэтому каждый раз она ставила двойку за забытый халат или за отсутствие дисциплины, строила нас в начале занятия по стойке смирно. Все были от нее в ужасе и боялись сказать лишнее слово. Я очень старалась понять химию, но все равно не понимала.2
  • Сергей РазинМне в этом плане повезло. Каждый из предметов мне давался не так чтобы и сложно, но всё учить/сдавать/рассказывать идеально необходимости не было, потому честные хорошо-отлично по всем предметам. Осталось только описать эмоциональное состояние на том или ином предмете. Блевотнее всего была литература. Скучнейшие сюжеты про кого-то там в другой стране и при других обстоятельствах. С невозможностью "прикрутить" эти знания к современности. Интереснее всего то, что выстраивалось в единую чёткую систему: химия, информатика, алгебра, геометрия, география и история. всё остальное было на уровне "оно существует" и не вызывало ни отторжения, ни жгучего интереса. p.s. И у нас в школе никто не прыгал через козла. на физкультуре полурока ОФП, полурока футбол0
  • Екатерина Бел(Ул)Нравилось все кроме истории, изо и литературы (из-за учительницы в средних классах, которая мне всегда говорила, что я не правильно понимаю смысл того, что хотел сказать автор произведения) . Училась в матклассе. По выбору сдавала астрономию и биологию. В универе пошла на геохимию. По жизни пришлось выучить французский и итальянский. Через 20 лет после школы вернулась учителем математики, кайфую от процесса.0
  • Елена Г.Гусь, я тоже не умела шить, на физ-ре иногда водили в лес бегать, меня потеряли один раз, я прогуляла 2 следующих урока, пока не послали одноклассников за мной. Русский и литература, английский были моими любимыми предметами, тк я много читала, любила классику. Но в школе постоянно были скандалы из-за сочинений, учительница просто не верила, что я жто не списала, антиплагиата в те времена не было. Потом закончила языковой вуз и поняла, что красиво и сложно завёрнутые фразы никому не нужны, в работе понадобились шаблоны делового английского. И зачем я "подтягивала" математику, химию и алгебру в школе? Сколько слез пролила из-за обвинений в лени и нежелании концентрироваться? Надо было просто забить на предметы, которые плохо давались3
  • epime leia"Алгебра и начала анализа" и "Органическая химия", так как трудны для визуализации. Так же и по той же причине "Программирование" (не помню как это называлось в школе конца 1980-х), но, так как, компьютеров в школе не было - всем поставили 4 и 5 просто так.0
  • Веселая кутерьмаТуча, тоже не давалась английская грамматика, причем до сих пор задаюсь вопросом, плоха ли была учительница или таков был уровень моей тупизны и невозможности освоить. Тесты писала из рук вон плохо, просто ступор и все варианты ответа кажутся вдруг максимально правильными. Перед итоговым тестом каждый год буквально молилась боженьке. При этом грамматические упражнения делала с осознанием и вполне грамотно.1
  • Ирина МайстроваИностранный язык сейчас со 2 класса... и вот это и оказывается самым сложным для малышей, еще не научившись писать на русском, уже пишут диктанты на английском...мучение сплошное.0
  • АсяСамое сложное - химия. Я не понимала в ней просто ничего)) пересдавала 3 раза🤦‍♀️самое простое - английский, испанский и русский и литература. Сдавала на отлично. В мое время ЕГЭ еще не было, просто сдавали экзамены по основным предметам.0
  • Надежда РязановаКогда я училась, в середине 60 годов,все предметы были лёгкие,потому что учитель был профессионал,всегда на уроке узнавали новое,того чего не было в учебниках,сами работали много с энциклопедиями, на любой сложный вопрос у учителя был ответ.От нас не отмахивались учителя,на любой перемене можно было подойти к учителю,с любым вопросом.А сейчас сам учитель недоученный приходит в школу.Если у него тройки в дипломе,чему он может научить детей. Родители не сидели с нами,не помогали выполнять домашние задания.Все учились на 4,5. Экзаменов не боялись.0
  • Ruslan SokolovSendero, понимаю вас, 1 в 1 моя сторис, но сложными для меня оказались алгебра и геометрия, которые так и не смог осилить. Но историю и прочие гуманитарные предметы щелкал как орешки (в т.ч. географию и биологию). В итоге закончил весьма неплохой вуз по "Истории", и преподаю её. Стараюсь детям преподносить информацию интересно, завлечь. Но понимаю что это не для всех, и если человек имеет больше физико-математический/естественно-биологический уклон, то никакого порицания не допускаю, ему хватит минимального базиса, предусмотренного школьной программой.0
  • user3132701У моего ребёнка справка от физкультуры на весь учебный год по состоянию здоровья,приходится учить учебник,а он рассчитан на 5,6,7 классы и ребенку даётся тяжело.По казалось бы тяжёлым предметам пятерки,а по физкультуре 2.Вот вопрос чем думает министерство образования,не путают ли они школу и институт?Учитель на контакт не идёт с родителями,кричит на родителей и на ребенка,у ребенка начался нервный тик,вынуждены посещать невролога,но думаю пора и к психиатру.А это только 5 класс0