Я был руководителем отдела продаж, но прошел онлайн-курс и стал SEO-специалистом

Я был руководителем отдела продаж, но прошел онлайн-курс и стал SEO-специалистом

Опыт читателя, который построил две успешные карьеры

13
Аватар автора

Инга Карнаухова

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Андрей Савченко

сменил профессию

Страница автора

Бросить успешную карьеру и освоить новую профессию может быть сложно.

Но читатель Тинькофф Журнала справился с вызовом. Во многом ему помогла работа руководителем: он знал, как составить план обучения, впечатлить менторов на стажировке и быстро набраться опыта в новой сфере.

Это история читателя из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Рост в продажах и желание сменить сферу

Начало карьеры. В 2012 году я поступил на бюджет в Ставропольский университет — учился на математика. Специальность мне нравилась, я с интересом слушал лекции и ходил на семинары. По окончании вуза планировал искать работу, связанную с финансами и аналитикой.

Однажды мне написал знакомый: в страховой фирме, где он работал, открылась позиция младшего сотрудника в отдел техподдержки продаж. Часть задач была связана с финансовой аналитикой — как раз тем, что мне было интересно. Я откликнулся, прошел интервью и устроился в штат.

Мне не нужно было ничего продавать или обзванивать клиентов, я сопровождал продажи технически. Например, объяснял менеджерам, как пользоваться программой для заключения договоров, помогал подключать к ней аккаунты. Была и аналитическая работа: порой меня просили составить план-факт продаж за неделю, рассчитать, какой показатель дать подразделениям и из чего он будет складываться.

Опыт руководства в разных отделах. Я то и дело брал больше задач, ответственность росла, и через два года мне предложили повышение. Так я стал руководителем отдела технической поддержки продаж.

В прямом подчинении у меня оказался один сотрудник, в отделе нас было всего двое, но одновременно я курировал работу 30 других подразделений, разбросанных по Ставропольскому краю. В каждом менеджеры занимались розничными продажами: например, предлагали ОСАГО, каско, страхование жизни. Вместе с сотрудником из моего отдела мы писали инструкции по работе с программой для договоров, готовили аналитику, периодически я проводил планерки для всех подразделений.

Постепенно работа стала монотонной и перестала приносить удовольствие.

Через девять месяцев появилась возможность сменить вектор развития внутри компании: открылась вакансия руководителя страхового направления в отделе продаж. Эта должность привлекала меня больше старой, потому что в продажах не было монотонных задач. Наоборот, нужно было анализировать перспективы продуктов, координировать сотрудников, обучать специалистов техникам продаж. На этом месте я проработал год — до февраля 2021.

Зарплата была выше средней в Ставрополе, и мне хватало на комфортную жизнь и новую технику, я даже инвестировал часть заработка. Позже пассивный доход позволил без страха сменить работу.

Выгорание и мысли о смене работы. Я впервые задумался о смене работы, когда только начал руководить отделом техподдержки, но далеко не сразу понял, чем хочу заниматься.

В крупных компаниях много бюрократии, отчетов ради отчетов, таблиц ради таблиц — это не те процессы, которые мотивируют развиваться и двигаться вперед. Еще давили незакрытые квартальные планы. Поясню: я курировал несколько проектов, по одному из них мы ни разу не выполнили квартальный план. Он был внушительным, нужно было продать страховой продукт, который сложно реализовать в регионе. В целом в России не сильно стремятся покупать страховки, но план нужно было выполнять, несмотря на все проблемы. Каждый провал демотивировал. В общем, так я и выгорел. Казалось, что нахожусь не на своем месте.

Я не сразу догадался, что нужно менять сферу, а не работу: пробовал устроиться в другие страховые компании, ходил на собеседования и даже получил несколько офферов. Предложения не устроили по зарплате, поэтому я остался на прежнем месте и думал, как изменить положение.

Со временем появились вопросы к самому себе: «Точно ли я на своем месте? Уверен ли я, что мне нравится эта работа?» Много размышлял над тем, чтобы уйти и попробовать новое, и в один момент осознал: работа в продажах — все же не мое, нужно искать себя в другом направлении.

В ноябре 2020 года руководство компании решило расформировать отдел продаж и сократить часть сотрудников. На поиск нового места дали два месяца, но мне сказали, что я смогу продолжить работать в другом отделе. Тем не менее сокращение посчитал знаком, ведь я долго откладывал увольнение. Доработал до февраля и окончательно уволился — к тому времени уже почти прошел онлайн-курс по новой профессии.

Выбор нового карьерного трека

Как выбирал новую профессию. В ноябре 2020 года я осознал, что не хочу продолжать карьеру в страховой компании, и начал думать, какой навык освоить.

Знакомая работала таргетологом и менеджером в СММ, со стороны выглядело интересно. Меня заинтересовали реклама и продвижение, поэтому я смотрел в эту сторону. Еще мне нравилась возможность работать удаленно и получать комфортную зарплату, не выходя из дома.

В 2020 году большинство блогеров говорили про таргетированную и контекстную рекламу. Повсюду приглашали на вебинары, информации о таргете и контексте было много. Но мало кто говорил о SEO-продвижении, бесплатных источников не хватало. Мне понравилось, что профессия казалась редкой.

Зарплату мониторил на рекрутинговых сайтах. Она меня устроила: опытные специалисты получали столько же, сколько я на должности руководителя, плюс была возможность развивать собственные проекты. Тогда я окончательно решил заняться SEO-продвижением.

План перехода на новую работу. Я написал «дорожную карту», чтобы нащупать опору и понимать, что я делаю. Составить структуру отчасти помогло то, что у меня уже была успешная карьера. Ничего оригинального, план выглядел так:

  1. Пройти комплексный курс по SEO, дополнительно изучать бесплатные материалы.
  2. Собрать небольшое портфолио из учебных кейсов, составить резюме по новой профессии и написать сопроводительное письмо под рассылку работодателям.
  3. Параллельно с работой и учебой искать стажировки по SEO.

Уходить в никуда было не страшно: я на личном опыте понимал, как дорасти из стажера до руководителя. Продолжать работать в страховой компании не было ни сил, ни желания. Еще были накопления и пассивный доход с инвестиций: в среднем я каждый месяц получал около 40 000 ₽. Суммы хватило на базовые расходы. Но если бы ее не было, я бы, прежде чем уйти с работы, сначала накопил подушку безопасности.

Освоение новой профессии

Я сразу понимал, что буду учиться на платном онлайн-курсе. Мне кажется, когда изучаешь бесплатные материалы, мотивация быстро исчезает, а с ней и ценность знаний. А когда заплатил за курс, приходится учиться, включается дисциплина: деньги-то уже потратил, значит, надо отрабатывать.

В конце 2020 года я не сильно разбирался, у кого учиться и кто лучший на рынке SEO. Поэтому купил у тех, кого знаю, — пошел в «Скиллбокс». Это была единственная школа, о которой я слышал, и она вызывала доверие. Курс «SEO-специалист от AMDG» обошелся в 45 000 ₽, в 2023 году он стоит примерно столько же.

Программа разделена на 18 модулей. В общей сложности было 130 видеоуроков, доступ к ним открывался по мере выполнения домашних заданий. На сайте было указано, что учеба займет девять месяцев, но я изучил курс за два. В среднем тратил на обучение до двух часов в день. Предзаписанные уроки длились по 5—10 минут, так что я мог посмотреть целый модуль за обедом в офисе. Мне хотелось побыстрее найти работу и практиковаться — на долгую учебу не было времени. Сейчас программа идет пять месяцев.

Мой прогресс на курсе: я сделал все практические задания и тесты, но не досмотрел ролики. Стремился быстрее найти стажировку, чтобы применять знания на практике
Мой прогресс на курсе: я сделал все практические задания и тесты, но не досмотрел ролики. Стремился быстрее найти стажировку, чтобы применять знания на практике

Занятия проходили на платформе «Скиллбокса». Я изучил основы SEO: как устроены поисковые системы, что такое CMS и семантическое ядро. Освоил «Яндекс-вебмастер» и Google Search Console, «Яндекс-метрику» и Google Analytics — это инструменты для отслеживания поисковых запросов и статистики сайтов. Научился искать ошибки на сайтах: использование неуникального контента и битых ссылок, переспам в анкорах. Разобрался, как проводить техническую оптимизацию сайтов и увеличивать скорость загрузки, научился продвигать сайты с помощью ссылок и в региональном поиске.

Кроме лекций, были практические задания, их проверяли кураторы. Они же отвечали на дополнительные вопросы, не связанные с темой задания. Если что-то было неясно, можно было написать в общий чат с сокурсниками. Плюс я вступал в сторонние чаты в «Телеграме», где общались SEO-специалисты.

В конце обучения предлагали сделать проект для портфолио, чтобы получить сертификат, — составить полноценную SEO-стратегию, реализовать ее, оценить эффективность продвижения и подготовить отчет. У меня не было цели получить корочку, поэтому финальное задание я не выполнил: посчитал, что сделал достаточно практических задач, которые подойдут для портфолио. Так что я не стал терять время и начал искать работу.

Писал конспекты лекций от руки, чтобы запомнить и зафиксировать новую информацию
Писал конспекты лекций от руки, чтобы запомнить и зафиксировать новую информацию

Поиск первой работы в SEO

В страховой фирме я работал до февраля, тогда же завершал обучение. После курса сразу принялся искать работу. Практические задания оформил как учебные кейсы и собрал в портфолио.

Составить резюме и написать сопроводительное письмо мне помогли рекрутеры из карьерного центра «Скиллбокса». Я созвонился с консультантом, и мы провели небольшое интервью. Она спросила о моей мотивации работать, причинах выбора SEO, софт-скиллах. Консультант структурировала информацию обо мне, по ней я написал резюме, которое проверил куратор.

У «Скиллбокса» есть телеграм-канал для учеников школы. Там студенты могут размещать резюме, а агентства и компании — вакансии. Рекрутер из карьерного центра подбирала вакансии оттуда, а я искал стажировки и вакансии джунов на «Хедхантере». В итоге получил два отказа, три оффера — и десятки писем остались без ответа.

Диалог с рекрутером после карьерной консультации. Проговорили стратегию поиска работы и обсудили дальнейшие шаги
Диалог с рекрутером после карьерной консультации. Проговорили стратегию поиска работы и обсудили дальнейшие шаги
Сопроводительные письма писал по шаблону, который предложили рекрутеры
Сопроводительные письма писал по шаблону, который предложили рекрутеры

Я откликался на вакансии младшего специалиста, поэтому на собеседовании всегда спрашивали основы: как собирается семантика, какие фильтры поисковых систем я знаю, как проводить анализ конкурентов. Первую онлайн-стажировку получил через неделю после начала поисков — помогли рекрутеры из карьерного центра «Скиллбокса». Параллельно на «Хедхантере» я нашел вторую стажировку для начинающего SEO-специалиста в крупном диджитал-агентстве — тоже в онлайне.

Я уверен, что софт-скиллы гораздо важнее хард-скиллов, особенно когда устраиваешься на позицию стажера или джуна. Поэтому мне так быстро удалось найти стажировку.

Например, на собеседованиях я нестандартно решал задачи: когда задавали вопрос, на который не знал ответа, все равно размышлял и старался предлагать решения. Думаю, рекрутеров подкупило и то, что у меня был опыт руководства: я приводил примеры, как умею организовывать свою и чужую работу, коммуницировать с людьми и брать на себя ответственность.

Путь от стажера до руководителя

Стажировки. Первая стажировка была бесплатная, проходила в небольшом агентстве, им руководил довольно известный специалист в тусовке SEO. Вторая была в крупном диджитал-агентстве, там был отдел SEO, корпоративное обучение и много клиентов. Оклад был 19 000 ₽ в месяц. Обе стажировки шли пару месяцев.

К тому времени я ушел с поста руководителя в страховой компании и просел в доходах, но особо этого не ощущал.

Стажировался сразу в двух агентствах и работал по 12 часов в день, попросту не было времени тратить деньги.

Типичный день был таким: я изучал теорию по обучающим корпоративным роликам и сразу же тренировался на практике. Тимлиды давали задачи, постепенно усложняя их. Первое время было трудно. За стажерами закрепляли куратора, и поначалу я много всего спрашивал. Но кураторы относились к этому спокойно и старались подробно отвечать на все вопросы. На меня не давило, что я начинаю с нуля, наоборот — была мотивация быстрее показать результат.

Базовых знаний из «Скиллбокса» хватило, чтобы стать стажером, но в сущности они были поверхностными. Поэтому приходилось дополнительно учиться по бесплатным материалам из интернета. Я старался всячески окружить себя SEO: смотрел уроки SEO-специалиста Александра Ожгибесова на «Ютубе», читал блог крупного агентства Rush Agency. Дополнительные материалы помогли глубже погрузиться в продвижение. Я самостоятельно изучал то, чего мы не касались на стажировках, например арбитраж трафика.

Александр Ожгибесов рассказывает, как закрыть страницу от индексации. Источник: ютуб-канал Александр Ожгибесов: SEO продвижение сайта
Александр Ожгибесов рассказывает, как закрыть страницу от индексации. Источник: ютуб-канал Александр Ожгибесов: SEO продвижение сайта
Работа в штате. Испытательный срок в двух агентствах закачивался практически в одно время, в апреле 2021 года. Чтобы позвали работать в штат, во втором агентстве нужно было пройти аккредитацию — экзамен, который проверяет компетенции на позиции джуна. Я не стал аккредитовываться. В крупных агентствах большой поток задач и клиентов, держать фокус на одном проекте сложно, а это мешает развиваться. На тебя вываливают по 
10—15 проектов
 — крутись как хочешь, проекты не получится поменять.

В первом агентстве, где я сейчас работаю, все по-другому. Сдавать экзамены не пришлось, после стажировки меня устроили в штат. Здесь меньше клиентов, но больше простора для тестов, можно пробовать разные идеи и проекты — это мне нравится больше. Например, сейчас я курирую SEO-продвижение стартапа, который подыскивает релевантные онлайн-курсы по запросам и пожеланиям.

Работа руководителем. Думаю, пока я работал в продажах, у меня получилось вывести универсальную формулу роста. Возможно, звучит банально: чтобы вырасти, нужно брать на себя больше ответственности и не бояться сложных задач. Так я и поступал с новыми навыками. Сначала делал сегментные задачи: анализировал конкурентов, проводил технические аудиты, собирал семантическое ядро, после — брал целые проекты. Когда мы начали сотрудничать с первым иностранным проектом, попросился вести его.

Я не боялся ответственности, спрашивал совета у руководителя, который направлял меня.

За полтора года я и сам вырос до позиции руководителя отдела SEO, в моей команде шесть человек. Было непросто, много всего пришлось освоить и внедрить в работу. Как и во многих компаниях, когда у тебя хорошо получается работать, тебя не просто хвалят, но и добавляют проектов сверху. Были и ошибки, в основном связанные с менеджерскими компетенциями: бывало, закладывал мало времени на выполнение задачи.

Как руководитель я слежу за дедлайнами, нанимаю стажеров, проверяю качество работы сотрудников, определяю зоны роста, направляю людей в нужную сторону, когда задачи заводят в тупик, общаюсь с клиентами. Также занимаюсь методологией: записываю обучающие видео, чтобы помогать специалистам расти в профессии, разрабатываю гайды и чек-листы, которые ускоряют работу.

Думаю, вырасти мне помогли софт-скиллы, которые я прокачал в страховой компании: лидерство, критическое мышление, умение принимать нестандартные решения.

Рекомендации тем, кто хочет сменить профессию с помощью курсов

  1. Когда выберете, в какой профессии хотите развиваться, пройдите по ней курс — платный или бесплатный.
  2. Теория без практики — ничто. Постарайтесь найти стажировку, где сумеете закрепить новые знания.
  3. Не увольняйтесь в никуда, если нет подушки безопасности или пассивного дохода. Можно здорово просесть в заработке, пока ищешь стажировку.
  4. Готовьтесь к тому, что на позиции стажера или джуна вам или будут платить небольшие деньги, или зарплаты вовсе не будет.
  5. Учитесь дополнительно, постоянно развивайтесь и изучайте новую информацию. Это поможет быстрее расти и подняться в зарплате.
  6. Не бойтесь брать на себя сложные задачи и задавать вопросы, это помогает стать лучше.
Инга КарнауховаСменили профессию после онлайн-курса? Расскажите, как вам это удалось:
  • Светлана ИльинаСофтовый сборник горе в агентстве )2
  • Илья ХоринИз статьи не понятно, сколько в итоге сейчас получаете9
  • Тбилисский сверчокНет, скиллбокс, попытка варить свои курсы не удалась8
  • Анастасия ХаритоноваТак, узнаю в описании крупного агентства Дэмис. Сама тоже ушла из страхования в SEO, и тоже в феврале 21 года. Однако только осенью 22 года перестала чувствовать себя джуном. Наверное, потому что проекты были небольшие и дающие не так много опыта.0
  • Маша РомановаМне кажется курсы скиллбокс на 9 месяцев очень растянуты,я проходила курс (не там) за 3 месяца,знаний и навыков было достаточно чтобы меня спустя 2, месяца после курсов позвали в две компании)сама также уже хочу полностью перейти в сео,пока работаю на двух работах,и хочется поработать с командой,потому что когда работаешь один все равно возникают вопросы,и коллеги в данном случае могут помочь1
  • Анастасия ХаритоноваМаша, вы правы, не надо учить seo столько. В бой как можно раньше. Практика всё равно цвестистее. Меня никто на курсах не учил таким вещам, как работа с модулями Битрикс, работе в админках, турбофидами, куче других инструментов. Но если ты этого не знаешь, то и не можешь грамотно делать и планировать задачи. Всё только через опыт и набивание коленок. Да и не должны курсы этому учить, всё не охватить.2
  • MariИнтересный опыт получится. Тоже думала сменить профессию на SEO-специалиста, но пока не могу определиться с курсом.0
  • Андрей СавченкоМаша, верно :) Ничего так не научит, как практика. И больше нетворка ;)0
  • Андрей СавченкоАнастасия, даже в не особо больших проектах есть чему научиться. К примеру, были кейсы, когда из вроде бы совсем маленькой ниши выжимали максимально много профита)0
  • Андрей СавченкоMari, посмотрите в сторону частных seo специалистов, которые проводят обучение. Ну и до нас все придумано: CheckRoi, Skillscanner, Tutortop — можно сравнить + отзывы в одном месте.0
  • Маша РомановаАнастасия, да,согласна,я научилась работать на том же вордпрессе уже в процессе)да и делать те же текста для копирайтеров и собирать ядра,со временем рука уже набивается и время тратится меньше и опыта побольше)0
  • Анастасия ХаритоноваАндрей, есть, и результат был, но мне не хватало размаха и уверенности. Поработав полгода с крупными сайтами, поняла, что seo везде одинаковое, разница только в объёме. Приближённо, но так.1