Владислав Филёв: «Если ты предприниматель, то почти всё всегда против тебя»
Мы профессионалы в своей нише. Если останутся только большие предприятия, это будет как лес, в котором нет травы. Должны быть корпорации, большие компании, маленькие предприятия и частный бизнес. Иначе нарушится баланс
S7 Airlines:
- 25 лет на внутренних и международных рейсах;
- Размер флота — 64 лайнера;
- Пассажиров за 2016 г. — 13,1 млн человек;
- География полета — 172 направления в 28 странах.
Другие активы:
- Авиакомпания «Глобус»;
- Учебный центр S7 Training ;
- Технический холдинг «Инжиниринг»;
- «С7 космические транспортные системы»;
- «С7 Сервис» и другие.
Мы получили в наследство огромную страну, историю и ресурсы, которые потеряли.
— Привет, Владислав! Я приехал не с пустыми руками, привез тебе нашу совместную карту S7 Airlines Black Edition. Поздравляю!
— Привет! Спасибо.
— Расскажи о себе: где родился, служил?
— Я родился в семье военного, на Сахалине. Отца часто переводили служить: на Украину, в Москву, в Сибирь. Мы с ним ездили. Я учился в Академии Военно-космических сил. Служил офицером в Ракетных войсках стратегического назначения.
— А я вот буквально вчера выступал перед студентами Бауманки. Перед выступлением встречался с ректором Анатолием Александровым. Он мне рассказывал о наших Королёве и Туполеве. Я спросил о ракетах, а он ответил, что наш РД-272 — совершенный двигатель. Не нужно делать ничего нового, потому что на этом еще 50 лет можно спокойно летать. Он меня убедил, что Илон Маск и Джефф Безос делают маркетинг и это всё пустое.
— Нет, эти американские предприниматели — замечательные ребята. И то, как они подошли к развитию новых технологий, — это здорово. Они научились это делать гораздо дешевле нас.
— Кстати, расскажи о своем космическом проекте? Мы все читали в газетах, но услышать правду от тебя хочется.
— Ты не поверишь. Это не дань моде, я собираюсь заработать денег. Мы купили плавучий космодром и ракеты-носители. Ракеты разрабатывались еще в советские времена. Да, Маск создал недавно новую ракету, но наша уже 40 лет работает отлично.
Конструктив мы пока менять не будем, но поработаем над улучшением топлива. Да, в дальнейшем мы сделаем качественно новый продукт, новое поколение. Это как в армии два одинаковых по уровню подготовки бойца, но у одного оружие старого поколения, а у другого — нового. У вооруженного старым нет шансов победить того, с новым оружием.
— Такое революционное изменение.
— Да. В ближайшие 15 лет будет революция в космической авиации. Представь, что это станет доступным и мы сможем слетать на Луну и посмотреть там балет.
— Слетать на Луну — это круто. Я не понимаю космический туризм, который предлагает Ричард Брэнсон. За 200 тысяч долларов люди вылетают в стратосферу, крутятся там и возвращаются на Землю. Не верю Брэнсону, он мечтатель. А Маск вообще авантюрист. Верю только в Безоса, вот он крепкий управленец.
— Но ракету Илон Маск сделал крутую. Я пока только купил стартовую площадку. Когда сделаем ракету — посмотрим. А может, будет просто площадкой для других ракет. Илон собрал вокруг себя людей и знания и сделал классный продукт.
— А ты хочешь на обломках советской истории что-то построить свое?
— Скорее нет. То, что у нас есть сейчас, — результат того, что сделали такие, как мы. Да, ты сделал отличный свой продукт — банк. Да, мы с женой сделали авиакомпанию. Но в целом создать страну, в которой было бы правилом создавать успех, не получилось.
— В девяностых нам было проще, чем родителям. Мы были молодыми и рисковали. Помню, как меня осуждали все родственники, когда я начал торговать: «Тебя посадят, ты спекулянт».
— Помню, папа приехал в Новосибирск ко мне. Я уже был директором авиакомпании «Сибирь» и показывал ему, что сделал, чего добился за довольно короткий период. Он ходил, смотрел. Дома вечером жена пожарила нам картошки, налила по рюмке. Он выпил и говорит: «Ну да, сделал много, но с прибавочной стоимостью-то что делаешь? Присваиваешь?» Да, родителям нашим было сложно принять предпринимательство.
Конкуренция должна быть здоровой, а не уничтожать противника.
— Меня часто спрашивают: «Что такое быть предпринимателем?» Я говорю: «Это толерантность к риску». Ты всегда рискуешь и должен это принимать.
— Я не согласен про толерантность к риску. Ты знаешь, есть два больших типа предпринимателей: воины и солдаты. Вот ты — типичный воин. Для тебя риски — образ жизни. А я солдат: если могу не брать риск, я его не буду брать.
— Трудно сказать воин я или нет. Занимаюсь уже 11 лет одним делом и сфокусирован только на нем. Хотя многие думают, что я несерьезный вообще. Мы с тобой похожи и конкурируем с монополистами и гигантами: я второй по кредитным картам в стране после Сбербанка. Твой S7 — второй успешный авиаперевозчик в стране. Ты конкурируешь только с «Аэрофлотом». Как тебе удается выживать в конкуренции и что планируешь дальше?
— Я к конкуренции отношусь по-другому. Конкуренция сейчас вышла за рамки конкуренции внутри страны. Конкурируют уже народы, образования стран. Конкуренция должна быть здоровой, а не уничтожать противника. Мы должны друг друга подстегивать.
Необходимо, чтобы в стране были представлены разные виды предприятий, разные виды бизнеса. Есть огромные банки, которые занимаются привлечением огромных капиталов и инвестиций в инфраструктурные проекты. Есть банки, которые занимаются работой со средними предприятиями. Есть банки для частных лиц. Это всё разные виды бизнеса.
Точно так же как и авиакомпании. Есть авиакомпании, которые летают на большие расстояния, которые обладают специальными компетенциями для этого. Вот у нас для этого практически нет дальнемагистральных самолетов. А у «Аэрофлота» это серьезная часть бизнеса.
У нас есть своя ниша, в которой мы чувствуем себя профессионально. Это важно, потому что если останутся только одни большие предприятия, это будет как лес, в котором нет травы. Да, должны быть огромные деревья, деревья поменьше, совсем маленькие кустики, трава, мох, перегной. Иначе нарушится баланс. В том же самом лесу нарушится баланс, и он умрет в результате.
— А всё-таки почему вы не занимаетесь дальнемагистральными перелетами?
— Это другой бизнес с другой технологией, психотипом и экономикой. Летать на три часа и на четырнадцать часов — это разное.
Вот ты играешь в футбол или в теннис. И там и там мячик. Разница в размере мячика, в его весе, в том, как ты его пинаешь или кидаешь. Так и в дальней авиации: просто другая работа и квалификация. У нас высокая квалификация в своей нише, мы преимущественно летаем на средние расстояния. Мы ее развиваем, и нам это нравится.
Владислав Филёв — российский предприниматель, основатель компании S7 Airlines. В 1985—1993 служил в Ракетных войсках стратегического назначения военным инженером. С 1993 по 1996 год — заместитель директора ЗАО «Металлист» в Новосибирске. В 1997 стал председателем совета директоров авиакомпании «Сибирь». В 1999 работал гендиректором «Внуковских авиалиний».
С 2009 по 2016 год — генеральный директор ЗАО «Группа компаний С7». В 2016 создал авиакомпанию Charlie Airlines на Кипре и купил космодром «Морской старт» в порту Лонг-Бич в США. В этом же году стал председателем совета директоров учебного центра S7 Training, «S7 сервиса» и S7 Cargo. Женат, трое детей.
Дата рождения: 31 августа 1963 года
Образование: Военный инженерный Краснознаменный институт имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург)
Собственный капитал: 108,11 млрд рублей (оборот S7 Airlines в 2016 году)
Существующее образование не учит человека, а дает возможность учиться.
— Что тобой движет и мотивирует инвестировать в космическую программу? И какие риски были, когда ты покупал авиакомпанию «Сибирь»?
— Авиакомпания была скорее безысходностью. Она мне денег была должна по взаимозачетам. Не рассчиталась, пришлось купить. А потом полетал и затянуло.
С космосом всё иначе. Наверное, это возраст. Что хочет человек в пять лет? Стать космонавтом. Что хочет в пятнадцать лет? Быстрее окончить школу, поступить в институт. Что хочет в двадцать лет? Быстрее окончить институт, пойти работать. Что хочет в тридцать лет? Стать боссом побольше. Что хочет человек в пятьдесят лет? Стать космонавтом.
— Это важно — делать то, что нравится. Вы очень активно развиваетесь, молодцы. Нам нравится ваша рекламная кампания, вы чувствуете клиента. Поэтому мы доверили вам маркетинг совместной карты. Скажи, в чём секрет успеха S7?
— Мы занимаемся делом, которое нравится. Получаем от него удовольствие и хотим сделать его лучшим образом.
Безусловно, важна культура, которая есть в компании. Однажды в начале своей карьеры я зашел в один из цехов. Там было грязно и неряшливо. И мужик лет 60-ти что-то делал. Я говорю: «Слушай, а что у тебя так грязно? Ты же тут проводишь большую часть своей жизни». Он: «А что мне? Отработаю, выйду, а там у меня другая жизнь».
Хорошо, когда человек работает в таком месте, куда хочет привести семью. У нас в компании легко может работать три поколения. Я думаю, что это очень большое достоинство. Если человек хочет привести своего ребенка, это значит хорошее место. Значит, он считает, что здесь комфортно, приятно и интересно.
— Владислав, вот у вас целый холдинг S7. Есть технический центр по обучению пилотов. Расскажи о нем.
— Бери детей, приходи полетать! У нас мощный центр, на который потратили много денег. Мы обучаем всему сами, потому что хотим пилотов и бортпроводников с практическими знаниями. Проблема в том, что существующее образование больше не преследует цель научить человека. Оно дает возможность. Поэтому мы сами обучаем людей с сырым образованием.
В центре учатся наши курсанты и люди из других авиакомпаний. Всех готовим по тем стандартам, которые установили для себя. Собственный центр содержать дешевле, чем куда-то посылать учиться. И весь процесс мы можем контролировать: смотрим, кто как учится, готов ли с нами работать.
Самолет спроектирован так, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию за всё время работы. А техническое обслуживание нужно для того, чтобы убедиться, что всё в порядке. Тем не менее с самолетами может произойти всякое. Самолет — штука дорогая, летать должен много. Чтобы много летал, его нужно поддерживать в хорошем состоянии. Лучше, если мы будем делать эту работу сами, чем платить кому-то даже очень хорошо квалифицированному. Мы и сами неплохо квалифицированные.
— Наш последний традиционный вопрос. Что бы ты порекомендовал молодому предпринимателю из Новосибирска? Вот представь, ему 20 лет, он хочет начать свой бизнес.
— Я бы рекомендовал не сдаваться. Генри Форд говорил: «Если кажется, что весь мир против тебя, помни, что самолеты взлетают против ветра». Если ты предприниматель, то почти всё всегда против тебя. Главное — не сдаваться. Будь готов продолжать свою работу, когда другие уже забыли, перекинулись на что-то другое и начали заниматься модными идеями. Если ты продолжаешь, если ты упорен, то успех придет.