Олег Михасенко: «Не верю в людей, которые не совершают ошибок»
Чтобы строить большой бизнес, нужно иметь аппетит к риску. Риск — это всегда потенциальные потери и потенциальные возможности. Но если вы не готовы рисковать, не ждите больших достижений
«БКС» — инвестиционно-брокерская компания:
- 20 лет на инвестиционном рынке;
- 3600 сотрудников;
- 64 трлн рублей — оборот за 2015 год.
Во второй серии Бизнес-секретов 2.0 — Олег Михасенко, основатель и президент инвестиционно-брокерской компании БКС. Компания проводит операции на фондовом рынке, управляет активами юридических и физических лиц, консультирует в области вложений в ценные бумаги.
Не готовы рисковать — не ждите больших достижений.
— Расскажи немного о себе. С чего ты начинал?
— У меня стандартная биография предпринимателя начала 90-х годов. Я родился в Читинской области. Учился в иркутском политехническом институте, по образованию — горный инженер.
В 90-х годах я оказался на вольных хлебах и начал заниматься ценными бумагами. Мы начинали с ваучеров, но постепенно сфокусировались на ценных бумагах, акциях, фьючерсах. В 1995 году я основал компанию БКС в Новосибирске.
В 2000-х годах произошел мощный толчок: появился спрос, биржевые площадки, оформились продукты и услуги. Мы вышли на федеральный уровень: открыли филиалы по всей России и начали масштабироваться. Этим и занимаемся сегодня.
— Ты по образованию горный инженер, но занимаешься брокерским бизнесом. Как ты считаешь, насколько важно иметь профильное образование?
— Чтобы стать предпринимателем, не нужно специальное образование. Предприниматель — это внутреннее состояние, когда ты готов идти к своей цели и рисковать.
Но прежде всего — нужно само желание что-то создать. Образование ничего не значит, если этого желания нет. Если вы постоянно горите большой целью, мечтаете создать что-то и готовы посвящать этому всё время, то вам стоит попробовать.
Олег Михасенко — основатель и президент финансовой группы БКС. В состав инвестиционно-банковской группы БКС входят: «БКС Брокер», «БКС Банк», «БКС Премьер», «БКС Ультима», «БКС Прайм». Основал компанию в 1991 году. В 2000 году открыл филиал в Москве. В 2004 купил по 2% акций бирж ММВБ и РТС. В 2015 купил управляющую компанию «Русский стандарт» и американского брокера Alforma Capital Markets. Увлекается горными лыжами и дайвингом.
Дата рождения: 25 января 1962 года
Образование: Иркутский политехнический институт, 1984 год
Собственный капитал: 64 трлн рублей (оборот по данным HPA в 2015 году)
Ценными бумагами занимается 5% населения России.
— Сегодня БКС — это № 1 с точки зрения брокерских услуг. А в чём, ты считаешь, ваши главные преимущества? Почему у вас получилось пройти эти все кризисы, и сейчас расцвести?
— В стратегии. Стратегия не должна оканчиваться одной неделей, годом или трёхлетием. Предприниматель должен видеть, что будет в будущем, и на основании этого строить стратегию.
Чтобы строить большой бизнес, нужно иметь аппетит к риску. Например, в банковском секторе без этого будет тяжело. Риск — это всегда потенциальные потери и потенциальные возможности. Но если вы не готовы рисковать, не ждите больших достижений.
— Что нужно сделать, чтобы брокерские и инвестиционные услуги стали доступны каждому?
— Ценными бумагами и инвестициями занимается только 5% трудоспособного населения России. Это если говорить о рискованных клиентах, которые готовы покупать акции или более рискованные инструменты. Чтобы исправить ситуацию, нужно начинать с экономики.
Первое — снизить депозиты. Как только депозиты в России будут под 3−5% годовых, люди захотят зарабатывать на акциях. Инвестиционные продукты станут интереснее.
Второе — нужно изменить позиционирование продукта. Например, последние десятилетия мы развивали коллективные инвестиции. У нас получилось построить позиционирование ПИФам. Но кризисы последних лет показали, что волатильность очень высокая даже в коллективных инвестициях. Люди потеряли деньги, отрасль стагнирует. Поэтому важно объяснять клиенту и потенциальную доходность, и потенциальные риски. Мы всегда продавали доходность, и никогда не продавали риски, не объясняли, каковы они.
Сейчас на российском рынке происходит отрезвление. Пройдет какое-то время, и у нас будет так же, как на западе. Там риски — это часть позиционирования инвестиционных продуктов наравне с доходностью.
Поэтому мы уже сменили тактику: объясняем людям, какие риски они несут, наравне с тем, какая у них будет потенциальная есть доходность. Когда это превратится в стандарт, будет большая победа.
Третье — нужно изменить законы, чтобы клиент банка мог купить любой продукт через интернет. На Западе такие законы есть, поэтому любой клиент может из дома купить инвестиционный продукт не приходя ни в банк, ни в инвестиционную компанию.
— Это как раз про наш совместный продукт. Расскажи про него.
— Т-Банк и «БКС брокер» сделали первый шаг для того, чтобы у всех клиентов появился доступ к инвестиционному рынку. Мы работаем над качественным продуктом для инвесторов любого уровня. Наши клиенты получат инструменты, которые помогут им торговать ценными бумагами. Клиенты смогут оценивать риски и потенциальную доходность, получать отчеты и рекомендации, что нужно покупать сейчас. Я верю, что такой продукт будет востребован.
— Если бы ты знал, что Сергей Анатольевич Швецов [первый заместитель Председателя Банка России] смотрит нашу передачу, что бы ты ему посоветовал с точки зрения форекс? На мой взгляд, эту отрасль как-то странно регулируют.
В Америке форекс приравнен к казино, потому что 80% людей теряет на этом деньги. Услуга предоставляется только профессиональным инвесторам и продается только face-to-face. Запрещена любая реклама форекса.
Не знаю, стоит ли запретить форекс, но с точки зрения имиджа страны, форекс — это не очень хорошо. Нет ни котировок, ни рынка, непонятно, как защищать инвесторов. Поэтому — да, форекс нужно контролировать.
На мой взгляд, форекс должен предоставляться более профессиональным инвесторам. Ритейл, то есть обычных людей, туда нельзя пускать. Рекламировать форекс нельзя, всё должно быть сделано как в США.
Без ошибок невозможно двигаться вперед.
— Совершал ли ты какие-то крупные ошибки в бизнесе, если совершал, то жалеешь ли?
— Ошибки всегда помогают, без них невозможно двигаться вперёд. Я не верю в людей, которые их не совершают. Лишь бы ошибки не были фатальные.
Например, с 90-х годов мы развивали брокерский бизнес. Мы продавали один и тот же продукт — доступ на российские и мировые биржевые площадки. В 2005—2006 годах мы изменили стратегию и расширили линейку. Мы начали продавать инвестиционные продукты: доверительное управление деньгами и рекомендации, что именно покупать. Мы начали давать инвестиционные идеи и объясняли, сколько на этом можно заработать.
В этот момент стратегически нам нужно было разделить бизнес — на инвестиционный и брокерский. Вместо этого мы, наоборот, сделали большой бренд.
С точки зрения клиентского сервиса, развития компании, стратегии — это было неправильное решение. Мы потеряли несколько лет и разделили бренды совсем недавно: брокерский бизнес [«БКС брокер»] отдельно, инвестиционный [«БКС премьер»] отдельно. Но мы могли бы и не терять время, если бы вовремя осознали это.
— У тебя есть какие-то принципы по подбору персонала? Как ты выбираешь людей?
— Самый главный принцип — смотреть на опыт и знания. Тут всё стандартно: человек приходит, я ему ставлю цели, а он должен сказать, как он будет достигать эти цели. Важно, чтобы человек сам хотел сделать то, что ему поручают, чтобы он понимал свои цели и имел свой план.
— Куда ты идешь и зачем?
— Всё очень просто: мне надо создать бизнес, который я хотел сделать. Я задумал его уже лет 10 назад. К сожалению, не всё удается сделать. Причем даже не из-за себя, а из-за внешних факторов, которые давят на всех на нас.
Я хочу сделать лучший в России банк для состоятельных людей. Это та прослойка клиентов, которые уже не обычный ритейл, но пока не прайвет банкинг. Средний счет клиента «БКС премьер» — 3 млн рублей. Вот на этих людей мы и нацелены. Я хочу делать лучшие финансовые услуги для этого сегмента в России.
— Стоит ли начинать свой бизнес в кризис?
В бизнес можно входить в любой момент. Самое главное — чтобы у вас была цель. Если цели нет и если вы не понимаете, что и зачем хотите сделать — лучше бизнес не делать.
Я не скажу ничего нового. Когда у вас есть цель и план, как ее достигнуть, вы набираете команду, составляете финансовый план — и начинаете реализовывать. Дальше всё зависит от того, насколько правильно вы всё спланировали, есть ли у вас идеи и команда или нет.
Любые задачи можно решить. Главное — реальные цели и план, все остальное — решаемо.