Андрей Романенко: «Стартап должен быть босым, голодным и идти на риск»
Не надо быть курицами в большом инкубаторе. Нужно сперва самому попытаться за небольшие деньги построить проект и доказать, что модель работает. Только потом привлекать большие деньги
Qiwi, платежный сервис:
- 2 офиса, 1400 сотрудников, оборот за 2015 год — 10 млрд рублей, чистая прибыль за 2015 год — 4,14 млрд рублей.
«Эвотор», торговые терминалы:
- 140 сотрудников.
Другие активы:
- Инвестиции в фондах ITech Capital, Run Capital и InVenture.
«В России надо вкладываться в инфраструктурные проекты».
— Расскажи, как работает ваша умная касса?
— Наши смарт-терминалы работают в один клик. Например, сканирую товар, он сразу появляется на экране из базы. Если его нет в базе, он подгрузится из облака. У нас есть облачный сервис, где вы можете хранить все данные по магазину. Или я продаю шапку, сканирую, жму «Оплатить», а терминал предлагает еще купить перчатки к шапке. Так система подсказывает, что можно сделать дополнительную продажу.
Скоро на всех наших чеках будет QR-код, чтобы в приложении ФНС или банка отсканировать и посмотреть что в чеке, все ли данные законны и верно указаны. К нашим смарт-терминалам можно подключить эквайринг, весы, сканер, пин-пад и любое другое устройство, которое нужно для торговли.
В «Эвоторе» у нас два партнера: «Сбербанк» — эквайер в проекте, и компания «Атол», которая производит контрольно-кассовую технику. В «Эвоторе» у «Сбербанка» 40% акций, у меня и «Атола» по 30%.
— Дорого будет к вам подключиться?
— У нас базовая розничная цена — 25 тысяч рублей.
— Расскажи про свой фонд. Как называется? Что делает?
— За последние пять лет мы вложили в несколько фондов. Первый фонд — это ITech Capital, который открыли в 2011 году на 120 миллионов долларов. У нас там сейчас 10 проектов, например: «Тикетленд», «Авиасейлз».
Второй фонд — Run Capital, где у нас сейчас 16 проектов из Америки и Европы. Третий фонд — InVenture, здесь тоже инвестируем в компании по всему миру. Главная инвестиция в «Инвенчур» — «Эвотор», которым я и занимаюсь. Мне нравится проект, потому что он инфраструктурный — мы создаем сеть. У нас есть цель создать за 2 года 500 тысяч смарт-терминалов, а потом монетизировать их.
Например, терминал будет запоминать и хранить в облаке, что покупает человек по безналу, и подсказывать продавцу предпочтения. Вот в такие, инфраструктурные проекты в России сейчас можно вкладываться, потому что со всеми остальными очень тяжело.
— Куда тебе интересно вкладывать деньги?
— Во всё, что связано с инфраструктурой, мобильными приложениями и интернет-торговлей. За такие проекты в России сложно браться, потому что у нас ВВП меньше, аудитория меньше и рынок сложный. В Америке или Европе такой проект довести до точки безубыточности быстрее получится.
Андрей Романенко — российский предприниматель, основатель платежной системы Qiwi и торговых терминалов «Эвотор». Соучредитель венчурных фондов Itech Capital, Addventure III и Run Capital. В 2004 основал «Объединенную систему моментальных платежей» (ОСМП), на базе которой в 2007 создал бренд Qiwi. В 2012 стал председателем совета директоров Qiwi.
С 2011 занимается венчурными инвестициями в собственных фондах Itech Capital и Addventure III. В 2014 создал фонд посевных инвестиций Run Capital. В 2016 возглавил компанию «Эвотор», которая выпускает «умную» кассу для малого бизнеса. В 2017 продал акции и покинул совет директоров Qiwi. Увлекается сноубордом и горными лыжами. Женат, воспитывает двух дочек.
Дата рождения: 26 августа 1979 года
Образование: Международный независимый эколого-политологический университет, 2000 год
«Стартап должен быть босым, голодным и идти на риск».
— Почему ты веришь в стартапы и в какие инвестируешь?
— Если ты можешь сделать компанию, которая за год-два окупится, и потом будет приносить тебе 25—30% годовых, почему бы нет. Стартап должен быть босым, голодным и идти на риск. Сейчас люди боятся рисковать, хотя у меня был один пример. Мы делали бизнес в Бразилии, пришел менеджер один: «Хочу, вот, я верю». Я говорю: «Если ты готов квартиру свою поставить на это, то давай». Он продал квартиру на Тверской, вложил 15%, а я добавил 85. И мы построили хорошую тему.
— Какое твое самое большое достижение в жизни?
— Бизнес «Киви». За десять лет мы прошли все этапы: от сделок с частными инвесторами до приобретения крупного акционера Mitsui — это японский холдинг номер один.
Бизнес начинался со скретч-карт, потом были терминалы, потом был Киви-кошелек. А сейчас в мире новая эра — «Эпл-пэй», все будет по-другому.
Я считаю, что быть больше 15 лет в одной индустрии опасно для бизнеса. Ты можешь потратить 100 часов в неделю, хотя их там 192, мало спать, но ты дашь 5% роста компании. Эти дополнительные 5% уже на большом объеме будут стоить очень дорого. Все строится в нашей жизни ради денег.
Когда мы размещались, цена акций была 17 долларов, а когда я продавал, цена была 56 за акцию. Да, на сегодня капитализация была бы почти под 4 миллиарда, а на самом деле капитализация 13 долларов за акцию, меньше, чем размещение. И так как я люблю всякие вещи, связанные с инфраструктурой, появилась идея со смарт-терминалами «Эвотора».
— А какая самая большая неудача в жизни?
Несколько неудач, когда я не проинвестировал в несколько проектов. Первая — это в «Одноклассники» Альберта Попова. Он просил миллион долларов. Это был вторник. Я в пятницу сказал, что готов дать. А он сказал, что Юрий Мильнер ему в четверг уже дал.
Вторая — GettTaxi. Они пришли с оценкой бизнеса в 50 миллионов, искали 10. Я тогда не поверил в эту историю про вызов такси с приложения. Это вот две неудачи, которые были сделаны. Можно было бы очень много денег заработать.
— Такое я тебе тоже могу рассказать, ко мне основатель «Авито» приходил, Йонас, мы с ним дружим давно, с Филиппом. Они мне предлагали купить 30% «Авито» за 20 млн долларов. 7 млрд бы заработал. Мы с тобой миллиардеры виртуальные.
— Хоть на бумаге были бы.
— Какие на твой взгляд три самых выдающихся бизнесменов нашего времени?
— Юрий Мильнер, Михаил Фридман и Алишер Усманов. Вокруг Мильнера и Усманова весь интернет последние пять лет активно развивался.
«Если основатель понимает продукт и может собрать команду, я готов дать ему денег».
— Какие у тебя правила бизнеса?
— С точки зрения инвестиций, я хочу, чтобы меня зажгли идеи основателя, когда он приходит за деньгами. Чтоб он понимал продукт и мог собрать команду. Такому я готов денег дать.
Когда люди приходят и говорят: дайте денег на маркетинг, помогите собрать команду — я с такими даже больше 10 минут общаться не буду и время свое тратить. Это не мы бизнес делаем, и каждый день над ним работаем. Работают люди, которых мы берем на работу. Поэтому 80% времени основателя должно фокусироваться исключительно на создании самой лучшей команды.
— В «Бизнес-секретах» делятся секретами. Целой командой мы ездили в Англию смотреть два необанка. Знакомились с руководством, смотрели их IT-платформу, людей, все-все-все. У них такой отстой, просто *****, *****. Мы в России себя не уважаем.
— Вы номер один с точки зрения цифровых технологий. Все, что вы реализовали в Т-Банке, им еще догонять долго-долго. Настолько классно продукты сделаны. У нас даже у государства есть госуслуги. Ты можешь 90% вещей сделать через сайт, не выходя из дома. Это все помогает развитию технологий и сервисов.
«Сделайте рабочий проект за небольшие деньги, покажите его в деле и приходите за инвестициями».
— Поэтому цените самих себя. Русские себя не ценят.
Да. Очень хорошие три вещи мы с тобой накопали. Во-первых, не надо быть курицами в этом большом инкубаторе, нужно сперва самому попытаться за небольшие деньги построить проект и доказать, что модель работает. Только потом привлекать большие деньги.
Во-вторых, нужно не забывать и смотреть на аналоги, которые есть в мире. Смотрите на их доходности. Тогда можно сразу на начальном этапе просчитать, что может не хватить бензина на то, чтобы добежать до конца и построить большую компанию.
В-третьих, вся наша жизнь — в мобиле. И сейчас как минимум 300 раз в день мы заглядываем в телефон. Ваш проект обязательно должен там быть.