Как я нашел способы не терять вдохновение и мотивацию

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я, как писатель, нередко сталкивался с ситуациями, когда продолжать произведение надо, но ни вдохновения, ни мотивации нет от слова совсем.

В какой-то момент мне это надоело и я пошёл искать способы вернуть эти две прекрасные составляющие любого творческого процесса. Собственно, способы-то я нашёл, но ещё пришёл к удивительному, по крайней мере для себя, выводу: порой нужно отбросить один из аспектов и действовать только на дисциплине.

В чем разница между вдохновением и мотивацией

Итак, каждый из нас слышал и про мотивацию, и про вдохновение. Это прекрасные чувства, которые порой сподвигают нас на великие свершения. Но что делать, если вдохновения нет? Как писать, когда нет мотивации? Где найти силы и желание на своё творчество? Для начала, давайте разберёмся, в чём же разница между вдохновением и мотивацией. Если не вглядываться, то это практически синонимы, однако всё не так просто.

Мотивацию мы себе создаём сами. С её помощью достигаются те или иные цели, которые пусть и важны, но без них мы не умрём (последний случай — мотивация принудительная, которая работает несколько по-другому и рассматривать её мы сейчас не будем). При мотивации нам важен результат, ради которого мы готовы прикладывать силы и ресурсы, несмотря на сложности.

А вот вдохновение — это страсть. В этом случае результат пусть и важен, но процесс в разы важнее. Если, будучи мотивированным, вы можете не получать ни капли удовольствия, то вот при вдохновении вы в любом случае будете довольны, как бы ни был труден путь.

Также следует понимать, что вдохновение — это не обязательное условие для написания хорошего текста. Многие известные писатели (Харуки Мураками, Марсель Пруст, Жорж Санд, Халед Хоссейни и многие другие) признавались, что они писали свои произведения, даже когда не чувствовали вдохновения.

Мотивация — путь к цели, а вдохновение — неспешная прогулка в своё удовольствие.

И в любой деятельности следует научиться грамотно их комбинировать, заменять друг другом, а также обходиться без них. Сложно ведь начать писать, если нет вдохновения? А как без мотивации не забросить свою работу? Ну а когда и то, и другое исчезло, нужно всё взвесить и решить: продолжать писать, будто бы плывя по течению, или же отложить работу до того, как найдётся веская причина её продолжать.

Мой личный опыт

Я лично начинал писать из-за вдохновения. Писал, когда оно было, и забрасывал, когда пропадало. По итогу, со временем интервалы между главами начали достигать полугода, а на некоторых работах и вовсе пару лет…

В конце концов я бросил писательство на три долгих года. Порой вспоминал, чиркал пару абзацев и вновь бросал до лучших времён. Ну а потом передо мной встал выбор дальнейшего жизненного пути, и как-то путь писателя привлекал меня намного больше всяких там прогеров, педагогов да физиков. Поэтому я начал писать на мотивации заработать кучу бабок и жить припеваючи. Но результат как-то не особо оправдал себя — деньги это, конечно, хорошо, но только ради них страдать не стоит.

Намного позже, я проанализировал своё состояние и пришёл к некоторым простым, но многими игнорируемым выводам:

  1. Не нужно бояться писать плохо. На первом этапе важно просто вылить свои мысли на бумагу или экран. Не думать о том, как будет выглядеть текст в конечном итоге, а просто писать. Так вы не будете застревать на одном моменте, а продолжите свой путь. Ну а текст… всё всегда можно переписать. Главное не попасть в ловушку бесконечного редакта. Когда мне приходит какая-то идея, то я просто описываю её в пару предложений или даже слов. Затем, когда хорошенько её обдумаю, составляется мини план в несколько абзацев. По сути, всё тот же первый пункт, но несколько расширенный. А вот дальше уже начинаются проблемы.
  2. Нужно заставить себя писать. Идей много, но они копятся и никак не реализуются. В таком случае нужно просто сесть и не вставать, пока счётчик символом не станет показывать пятизначные числа. Кто-то запирает себя в комнате и не выходит, пока не будет результата, кому-то помогает бессоница и много шоколада, ну а некоторые чередуют творчество с физической деятельностью. В общем, вариантов множество, и нужно лишь найти свой.
  3. Переключить своё внимание. Если ты чувствуешь, что всё совсем плохо и никак не продвигается, нужно попробовать переключиться на что-то другое. Почитать книгу, посмотреть фильм, прогуляться по парку. Иногда именно перемены обстановки могут помочь собраться и продолжить своё творчество. Но вообще, уметь абстрагироваться — очень полезный навык, ведь не всегда есть возможность просто встать и куда-то уйти.
  4. Действовать от противного. Долбитесь в тупик и никак не можете написать любовную сцену? Напишите жёсткую расчленёнку! Для одной работы мне нужно было написать постельную сцену, но как-то всё не шло. То не нравится, сё… Я устал переписывать абзац в десятый раз и написал для другой работы полную аморальщину. И знаете что? Это действительно помогло. Как только закончил описывать расчленение всяких нехороших личностей, так сразу же начал писать про первый раз парочки и успешно закончил. Потом, правда, это вылилось в традицию, и теперь каждый раз перед написанием соития приходится кого-нибудь пытать…

Но сейчас не об этом. Советы, которыми пользуются знакомые писатели, но у меня отклика не нашли:

  • Поиграйте в ассоциации. Возьмите любое слово и начните писать о том, какие мысли оно у вас вызывает.
  • Не пишите, а говорите. Попробуйте записать свой рассказ или стихотворение на диктофон. Иногда бывает легче говорить, чем писать.
  • Разгрузитесь эмоционально. Если вы чувствуете себя подавленным или усталым, попробуйте заняться чем-нибудь, что поможет вам расслабиться и снять стресс. Но только не уходите в постоянную прокрастинацию.

Также не стоит забывать, что все люди разные и способы написания у них тоже различаются: кому-то подойдёт метод помидора, кому-то нужно просто заставить себя сесть за книгу, некоторые предпочитают работать по технике снежинок (сейчас действую именно по нему и результаты пока нравятся), а кто-то, наоборот, не может усидеть на месте и жаждет движения.

Итак, писать на одной мотивации можно. Ненапряжно, но быстро наскучивает. Писать ради кого-то или чего-то? Ну, может кому-то и подходит такой вариант, а вот я слишком эгоистичен, чтобы страдать таким.

Но что делать, когда с вдохновением пропадает и мотивация? В какой-то момент навалилась куча проблем, и я вновь позабыл про писательство, сконцентрировавшись больше на личной жизни.

Но вот проблемы решены, а вдохновения нет, мотивации нет. Что делать-то собственно? Определить свои потребности, мотив и стимулы. В чём мы нуждаемся, к чему стремимся и объекты стремления соответственно.

Для каждого человека ответы на эти вопросы будут различны и, исходя из них, можно выявить мотивацию, если она есть, конечно же. Её нет? А зачем тогда вы продолжаете работать над этой книгой? Даже если вашей целью является оправдание надежд (своих или чужих — это уже другой вопрос), заработок денег, закрытие гештальта и тому подобное, то почему бы не посчитать это за мотивацию? Ставить высокие цели это, конечно, хорошо, но, во-первых, не для всех, а во-вторых, не всегда нужно. Больших целей для всех задач не напасёшься в любом случае.

Теперь к вдохновению. Оно сильно помогает, спору нет, но полагаться только на него никак нельзя. Бывает, что мотивация имеется, цель тоже прекрасна видна, а вот как продолжить историю вы не представляете от слова совсем. Горят дедлайны, читатели уже стоят под дверью, но вот вдохновения нет совершенно. Что же в таком случае делать?

Ну, оставим всякие обдумывания, поиски логического продолжения да использование удобных клише кому-нибудь другому. Мы тут за вдохновением.

Советы, что могут помочь в поисках вдохновения:

  • Будьте открыты новому. Не бойтесь пробовать что-то новое и выходить из зоны комфорта. Тут вновь может помочь смена темы/жанра/стиля, вдруг загоритесь идеей воплотить что-то, о чём раньше даже не задумывались?
  • Окружайте себя нужной атмосферой. Музыка, освещение, погода, правильно оформленное рабочее место или, быть может, поход в кафе и работа там. Кажется, что это всё мелочи, но вот их совокупность может повлиять на всё.
  • Читайте книги и статьи о творчестве. Во-первых, это развивает ваши навыки; во-вторых, может натолкнуть на интересные мысли или идеи.
  • Общайтесь с творческими людьми. Даже если вы закоренелый интроверт (я сам такой), то сначала можете просто понаблюдать за перепиской в тематическом чате. Да, там постоянно сворачивают на сторонние темы, но кто сказал, что будет легко? Ну а затем можно потихоньку включаться в беседу, вкидывать вопросы/идеи и отвечать на чужие. Делиться своими задумками вообще полезно, ибо люди смотрят на мир по-разному и, соответственно, могут помочь взглянуть с другого ракурса.
  • Заведите дневник или блокнот для идей. Ну или просто в заметках записывайте в него все свои мысли, идеи и впечатления. Иногда именно в такие моменты меня посещало вдохновение, и из заметок я перемещался в гугл доки. Главное не забывать их пересматривать.

Ну и вновь то, что я сам не пробовал, но другие советовали. Продолжим список:

  • Создайте доску настроения. Наклейте на доску фотографии, картинки, цитаты и другие вещи, которые вдохновляют вас.
  • Поучаствуйте в творческом конкурсе. Это отличный способ мотивировать себя на творчество и найти единомышленников, а заодно и выиграть что-нибудь интересное.

В заключение: помните, что вдохновение — это лишь часть творческого процесса. Главное — это трудолюбие и упорство. Научитесь комбинировать вдохновение и мотивацию — использовать первое для получения идей и выхода из тупиков, а второе для непрекращаемого написания книги. Если вы будете регулярно писать, даже когда нет вдохновения, вы обязательно достигнете успеха.

Переключайтесь на другие работы, отдыхайте от писательства в общем, переписывайте по десятку раз, пробуйте новое, и всё получится.

Наверное.

  • Антон Маслакhttps://journal.tinkoff.ru/my-achievements-strakh-belogo-lista/ Меня тема страха белого листа давно интересует. Вот тоже есть моя статья на тему. А еще противопоставляют мотивация vs дисциплина. Мотивация, в общих чертах, основывается на ошибочном предположении, что для завершения задачи необходимо конкретное умственное или эмоциональное состояние. Дисциплина, напротив, отделяет деятельность от настроений и чувств и тем самым обходит проблему.2
  • ZhargonАнтон, в моём понимании, дисциплина без мотивации существовать может лишь недолгое время — зачем что-то делать без какой-либо цели? Мы ведь даже зубы чистим из-за вынужденной мотивации, что можем их лишиться. Соответственно, всё что мы делаем по дисциплине имеет ту или иную мотивацию.2
  • АльдекВ Т-Ж многие пишут - писательство это или нет ? Некоторые пишут за деньги - это отличная мотивация, но как «прикупить» вдохновения к такой работе ?:) И как отличить писательство от графоманства? Потому что иногда читаешь и начинаешь понимать, что люди просто отрабатывают или пытаются отработать , особенно, если деньги получены «вперёд»:))) Понятно, что у каждого писателя есть свой читатель , а, учитывая то, что Т-Ж далеко не литературный журнал , иногда вообще приятно встретить грамотного автора, пищущего, как говорят , с душой :) И вот это - писательство «с душой», я считаю профессионализмом - у таких писателей нет страха белого листа , потому что опыт всегда подскажет тему или поворот в сюжете , иногда даже непредсказуемый, что и служит фишкой произведения :) Всё рождается из ничего !:)2
  • Антон МаслакZhargon, за дисциплиной стоит ряд привычек, рутины. Если она вырабатывается, то ей особо мотивация не нужна. Мотивация — это педаль газа. Если машина едет по накатанной дороге, то на газ давить особо не надо. Я не прилагаю особой мотивации для того, чтобы принять утром душ. Это привычка, для меня она уже естественна. Конечно кое-какая мотивация для того, чтобы встать и искупаться нужна, но она минимальна.2
  • Антон МаслакАльдек, Ничего не рождается из ничего. Это уж точно. Блоки бывают у тех, у кого ничего нет перед тем как сесть писать. А зачем отличать писателя от графомана? Есть только две категории: хороший писатель / плохой писатель. Нравится что он пишет или не нравится. У меня было наоборот, когда писал для себя мотивация была, а когда за деньги, то приходилось себя заставлять.0
  • АльдекАнтон, да, я немножко неправильно выразился - искра должна быть вначале …или слово :)0
  • Александр ЛистенгортСпасибо большое за ценный материал! Как человек пишущий книги могу сказать, что как раз процесс творчества вообще не вызывает вопросов по мотивации - вопросы возникают, когда днями и неделями редактируешь уже готовые тексты и ведёшь переписку с издателем2
  • Софья КоневаНи асилила... Наверное, в посте много полезного, но как корректор не шмагла.0
  • I-niИнтересная статья! Длинная только оч) Б Возьму себе на заметку0