«Уже не пожалел, что поехал»: герой сериала Т—Ж добирается до Урала
Т—Ж продолжает сериал о путешествии читателя из Москвы во Владивосток.
Читатель Т—Ж Денис Митрофанов отправился в путешествие на авто почти через всю Россию. В пути он пишет статьи для журнала и рассказывает обо всем самом интересном, что происходит по дороге. В первой части мы рассказывали о его подготовке к поездке. В этой серии Денис описывает первые пять дней поездки — дорогу от Москвы до Екатеринбурга.
📌 Маршрут: Москва — Чебоксары — Набережные Челны — Ижевск — Пермь — Екатеринбург
🚗 Расстояние: 2505 км
💸 Расходы за пять дней: 18 703 ₽
Дорога Москва — Чебоксары
Я хотел выехать из Москвы в пять утра: впереди большой перегон до Чебоксар, 670 километров. Но накануне собирался до полуночи, мандражировал на тему «все ли я взял» — и в итоге стартую в 05:40. Утром Москва стоит в пробках, чего мне хотелось избежать. Просто так город не отпускает: я попадаю в затор на выезде и на 30 минут выбиваюсь из плана. Но наконец-то московский трафик позади, как и подмосковные города с кучей светофоров, и теперь можно выйти на запланированный режим езды.
Чтобы эффективнее расходовать бензин и избегать штрафов, решаю ехать со скоростью около 100 км/ч. Самый низкий расход топлива — примерно при 90 км/ч, но это скорость фур, хочется ехать чуть быстрее их. А скорость 110 км/ч — уже риск: можно попасть на камеру и получить штраф, да и бензина тратится больше. На момент выезда расход топлива у моей машины был около 8 литров на 100 километров. Надеюсь, что в поездке мне удастся укладываться в 6—7 литров.
Чтобы не уставать, не засыпать и не терять концентрацию за рулем, решаю останавливаться каждые два часа минут на десять для разминки и перекуса. Забегая вперед, скажу, что это не всегда удавалось — из-за желания проехать побольше.
Сюрприз: на дороге периодически возникают большие колеи в асфальте, глубиной сантиметров 5—7. Таких глубоких я еще не видел. Но тянутся они, как правило, не дольше 500 метров и в целом не заставляют напрягаться.
Со всеми остановками добираюсь до Чебоксар в 16:40.
Чебоксары
В городе на дорогах много ям, а для ремонта вырезают куски из асфальта. Ямы глубокие, знаков и уведомлений вокруг никаких. Я влетел в одну, чем изрядно подпортил себе настроение. К счастью, не машину.
Сразу еду в музей, посвященный трактору, он работает до 19:00. По версии «Трипэдвайзора» это достопримечательность номер два в Чебоксарах. Кто я такой, чтобы спорить? Пришлось идти.
Музей находится на Чебоксарском заводе тракторов, где выпускают тракторы «Четра». Там десятки, а может, и сотни маленьких моделей техники. И большие модели, в которые можно залезать и все трогать. Правда, на деле интересного внутри мало, все максимально вынули.
Еще там есть картинки и инсталляции о развитии земледелия от мотыги до трактора. На улице посетителей могут прокатить в вагоне, который тащит трактор, но это больше интересно детям.
Что сказать — для зажравшегося москвича это не то место, которое непременно надо посетить. Не то чтобы совсем скучно, но не хватает истории, которая придала бы месту больший смысл, какого-то связного тура в табличках с пояснениями, а не просто характеристик тракторов. Но в целом занятно: все-таки это единственный в России музей, посвященный тракторам. Судя по фотогалерее, кто-то здесь даже отмечает свадьбы.
Номер один из списка «Трипэдвайзора» — скульптура «Мать-покровительница». Удивляет, почему она на первом месте, так как выглядит немного несуразно. Где-то читал, что ее сравнивают с Христом в Рио-де-Жанейро, но это явное преувеличение.
Еще проезжал мимо самой старой в России тюрьмы — она была построена тут по приказу Ивана Грозного еще в 16 веке, каменное здание появилось веком позже. Сейчас здесь СИЗО.
Несмотря на ямы, Чебоксары оставляют впечатление гармоничного города. Запоминается зеленью и отремонтированной набережной, где стоят кресла-тошнилки: они крутятся на 360 градусов для максимального обзора, главное там — не укачаться до головокружения. Очевидно, это потомки аттракционов с детских площадок многих дворов нашей страны.
Останавливаюсь в отеле «Чебоксарец», цена за ночь — 1053 ₽. Гостиница экономкласса оправдывает свой «эконом»: с меня берут обещание не мять вторую кровать в номере, так как я приехал один.
Ночлег я выбираю так. В идеале хочу укладываться в 1000 ₽ за ночь. В номере хотелось бы видеть:
- Душ, туалет, чайник или общий бойлер, чтобы набирать термос в дорогу и вечером. Я люблю пить чай.
- Вайфай, чтобы можно было писать эти статьи и планировать маршрут дальше.
Не самое важное, но удобное:
- Своя парковка.
- Расположение не дальше двух километров от центра, чтобы можно было дойти пешком. Как правило, после дороги не хочется ездить еще и по городу, а в центре часто проблемы с парковками.
Если такого варианта за нужную сумму нет, действую так:
- когда сильно устаю и нужно отдохнуть в одиночестве, беру номер дороже — до 2000 ₽. Но только с хорошими отзывами, не ниже 8 на «Букинге»;
- когда устаю меньше, выбираю топовый хостел — с оценкой от 9 и стоимостью до 1000 ₽.
Все бронирую через «Букинг» ради повышенного кэшбэка от Путешествий.
Расходы за день — 3253 ₽
Бензин | 2016 ₽ |
Отель | 1053 ₽ |
Музей тракторов | 150 ₽ |
Открытка | 34 ₽ |
Расходы за день — 3253 ₽
Бензин | 2016 ₽ |
Отель | 1053 ₽ |
Музей тракторов | 150 ₽ |
Открытка | 34 ₽ |
Набережные Челны
Выдвигаюсь в 06:20. Сегодня по плану перегон чуть больше 400 километров. В начале пути вижу на заправке двух девчонок с огромными рюкзаками. Воу-воу, первый автостоп на моем пути! Что ж, сейчас попробуем этого зверя. Девчонкам надо в направлении Набережных Челнов, как и мне. По дороге выясняем, что они вообще-то направляются автостопом в Иркутск и большая часть пути у нас совпадает. Обмениваемся контактами, чтобы при желании и совпадающем местонахождении мчать совместно.
Девчонки рассказывают, что давно уже в теме автостопа, хотя одной 19 лет, а второй 22 года. Им интересно смотреть новые места, но больше — разговаривать и слушать новых людей. Они сегодня планируют уехать дальше, до Перми, поэтому отвожу их до выезда из города.
Высадив девчонок, возвращаюсь в город. Первое, что решаю сделать, — заселиться в отель и внезапно поспать. И то и другое удается мне с легкостью, после чего я отправляюсь осматривать главную достопримечательность — набережную.
В целом город полностью оправдывает название, набережная здесь — основная точка притяжения. Тут можно смотреть с горы на реку Каму, плескаться в реке Каме, лежать на пляже у реки Камы, играть в волейбол у вод реки Камы, совершать вечерний моцион по набережной реки Камы.
Набережная на протяжении нескольких километров идет вдоль леса, что довольно приятно выглядит, на ней множество лавочек, есть разделение по зонам для пеших и велосипедных прогулок. Хочешь — сиди, хочешь — катайся, хочешь — броди по опушке.
Я запустил дрон и немного осмотрел с его помощью город с высоты.
На этом все достопримечательности Челнов для меня заканчиваются. Было бы суперздорово увидеть производство КамАЗа: как-никак здесь его родина. Но экскурсии недоступны: хотя на сайте КамАЗа есть список авторизованных туроператоров, у этих туроператоров на сайтах нет информации про туры. Приходится довольствоваться граффити на одном из домов.
Еще хотел посмотреть плотину на реке. Но смотровую я не нашел, Гугл оказался некомпетентен в этом вопросе. Поэтому, выпив кофе, отправляюсь обратно в отель. Гостиница «Надежда» оказывается приемлемой за свои 1224 ₽ — с очень приветливой администраторшей и неработающей розеткой. Наутро меня ждет Ижевск. До него около 200 километров.
Решил, что в каждом городе буду покупать открытки и на ближайшей почте отправлять их себе домой в Москву. Это компактный сувенир, дополнительные воспоминания и эмоции. А еще открытка, как и я, тоже путешествует. Пишу разное — иногда просто рисую что-то, иногда оставляю пару слов и подпись.
Расходы за день — 3921 ₽
Бензин | 2055 ₽ |
Отель | 1224 ₽ |
КФС | 327 ₽ |
Кофе | 220 ₽ |
Кола | 60 ₽ |
Открытка | 35 ₽ |
Расходы за день — 3921 ₽
Бензин | 2055 ₽ |
Отель | 1224 ₽ |
КФС | 327 ₽ |
Кофе | 220 ₽ |
Кола | 60 ₽ |
Открытка | 35 ₽ |
Ижевск
Изначально я не планировал останавливаться в Ижевске, но в итоге решил не спешить и погулять по городу. На пути к нему неожиданно встречаю станки-качалки, извлекающие нефть из недр.
В городе жажда кофе берет свое, а Гугл подсказывает, что лучшие завтраки — в литературной кофейне. И действительно, кофе прекрасен, а интерьеры великолепны. А еще есть фишка: можно нарисовать и написать что-то и оставить под стеклом столика, за которым сидишь. Я такого раньше не видел. Конечно же, написал про свой трип. Ушел довольный.
Ижевск кажется энергичным городом, разные кафе и бары зовут в свои объятия. Но когда проходишь чуть дальше, видно, как замечательные строения 18—19 веков приходят в запустение и упадок, хотя могли бы радовать глаз.
Точки притяжения здесь — Музей Калашникова и Свято-Михайловский собор. И то и другое искушенному глазу на четверку. Музей неплох, но в нем нет какой-то атмосферности. Может, дело в том, что во время моего визита здесь куча людей, хаотично перемещающихся по залам и ловящих своих детей. А храм — обычная достопримечательность любого русского города.
В городах я люблю разглядывать архитектуру. Меня всегда интересовали красивые здания, но хотелось не просто восторгаться ими, а чуть больше знать о принципах построения, украшения, стилях. Года полтора назад я прослушал небольшой курс лекций по архитектуре, который позволил увидеть в домах не просто бетон, кирпич и лепнину, приоткрыл завесу тайны над идеями архитектора и показал элементы, доселе мне неизвестные, но делающие здания уникальными или принадлежащими к одному из архитектурных стилей.
Но Ижевск в этом плане противоречив. Коротко о городской архитектуре: сайдинг, поликарбонат, обилие пластиковых окон, зеркальные стекла, вентфасады и прочая кровь из глаз вроде рекламных вывесок без стиля. Там, где преобладает дерево, камень, металл и есть акцент на деталях, глаз радуется, но таких примеров немного.
В конце концов Ижевск бодро заливает меня дождем до трусов буквально за пять минут до того, как я вошел в отель. Приходится отпиваться горячим чаем — так внезапно мне наконец пригождается кипятильник.
Второй раз идти на набережную я не рискую, хотя на ней стоят занятные конструкции из металла, да и вид на водоем радовал глаз. Но более насыщенные впечатления ждут меня впереди — в окрестностях Перми. До нее 120 километров, полтора-два часа пути.
Расходы за день — 2816 ₽
Отель | 1242 ₽ |
Обед в кафе | 900 ₽ |
Хот-дог | 308 ₽ |
Музей Калашникова | 200 ₽ |
Еда | 133 ₽ |
Открытка | 33 ₽ |
Расходы за день — 2816 ₽
Отель | 1242 ₽ |
Обед в кафе | 900 ₽ |
Хот-дог | 308 ₽ |
Музей Калашникова | 200 ₽ |
Еда | 133 ₽ |
Открытка | 33 ₽ |
Пермь
Беглый поиск достопримечательностей в интернете не усилил моего сердцебиения, поэтому я выбираю пару точек вдали от города — музей репрессий «Пермь-36» и Усьвинские столбы.
Музей представляет собой сохранившийся лагерь для репрессированных, кусочек в махине ГУЛАГа. Символично, что, изучая ШИЗО в гордом одиночестве — других посетителей нет, — я вынужден полчаса просидеть в камере за решеткой из-за внезапного ливня.
Вспоминаю Шаламова, Солженицына, немного грущу, фотографирую. Я единственный посетитель, смотрители тут по пятам не ходят, а экскурсоводом служит аудиогид.
Тут мрачно, особенно после прочтения историй заключенных. С другой стороны, меня не отпускает чувство, что территория колонии очень похожа на некоторые современные деревни и дачные участки. Те же покосившиеся заборы, дворики в травке, неказистые домики.
Выбравшись на солнечный свет, мчу стряхивать сплин и смотреть красоты природы — Усьвинские столбы. Красоты находятся в пяти километрах от парковки, и на последнем километре в гору меня, конечно же, застает дождь. Но разве можно отступить после картинок, подсмотренных в «Инстаграме»? Конечно нет, и выручают меня в этом новые кроссовки — не зря купил в поездку. Они не скользят, зато к концу похода по раскисшей лесной тропе становятся похожи на тракторы после пахоты.
Промок я не зря: вид сверху на реку Усьву, скалу Чертов палец и леса вокруг действительно впечатляющий. Уже не пожалел, что отправился в поездку. Для сплава, как мне кажется, это место — огонь.
Возвращаюсь в город уже в темноте, что напрягает и расстраивает: у меня слабое зрение и я стараюсь избегать ночного вождения.
Пермь между тем не спит — в работающем в полночь «Макдональдсе» просто аншлаг. Заселяюсь в хостел-отель, сделанный из квартиры, размышляю о том, что бы я хотел увидеть утром. А увидел я сплошной ремонт в городе. Из-за него улицы убиты, пыль столбом и даже памятник пермскому медведю спрятался за забором. Но хотя бы знаменитый арт-объект «Счастье не за горами» на месте.
Расходы за день — 3555 ₽
Бензин | 1978 ₽ |
Отель | 940 ₽ |
Музей «Пермь-36» | 400 ₽ |
«Макдональдс» | 227 ₽ |
Открытка | 10 ₽ |
Расходы за день — 3555 ₽
Бензин | 1978 ₽ |
Отель | 900 ₽ |
Музей «Пермь-36» | 400 ₽ |
«Макдональдс» | 227 ₽ |
Открытка | 10 ₽ |
Кунгурская пещера
В дальнейший путь опять беру с собой девчонок, которых подвозил раньше, чтобы было веселее, — и вперед, к первой крупной остановке, Екатеринбургу. Но сначала заглянем в пещеры.
На пути в Екатеринбург в 100 километрах от Перми есть интересное место — Кунгурская ледяная пещера. В моем маршруте она появилась случайно, по совету подписчика. Тут нам обещают полтора часа зимы — в подземелье от −5 до +5 °C — минимум за 700 ₽: это цена экскурсии. Есть более навороченные варианты, например за 900 ₽ с лазерным шоу и прочим блек-джеком. Мы люди простые, экономные, дорога долгая, берем за 700 ₽. К сожалению, без экскурсии туда не попасть, приходится полтора часа дожидаться ее начала по расписанию. Прогуливаемся по непримечательным окрестностям, забираемся на горку и ведем великосветские беседы. Наконец-то запускают. Интересно, что входную дверь закрывают с улицы на замок — чтобы выбраться отсюда, нужно пройти минимум полтора километра до конца маршрута и другого выхода.
В самой пещере холодно, хотя среди туристов был мужественный дядька в шортах. А пещера огромная, я таких еще не встречал. Хотя мой опыт спелеолога ограничивается Мраморными пещерами в Крыму да сенотами в Мексике.
Тут больше 40 гротов, каждый подсвечен на свой лад, и это придает некую сюрреалистичность происходящему. Хотя к свету есть вопросы: он грубых оттенков и не подчеркивает красоту пещеры, а скорее напоминает то, как маленький ребенок пачкает раскраску. Мне кажется, можно поэкспериментировать и подобрать более интересные цветовые сочетания. Но даже без этого гроты, подземные озера, ледяные столбы заставляют удивиться тому, на что способна природа за тысячелетия.
Замученный экскурсовод выключает нам свет в одном из гротов, и мы оказываемся в кромешной темноте. Не видно вообще ничего, если только какой-то умник не начнет махать мобилой во все стороны от страха. Это необычное ощущение потери зрительной информации чем-то напоминает потерю запаха при ковиде, когда отключается один из органов чувств. В абсолютной темноте все остальные чувства ярче. В пещере иногда проводят экскурсии, на которых люди в полной темноте и тишине сидят и медитируют. Интересно было бы попробовать. А еще интереснее — понять, как они там не мерзнут.
О солнце, идущие на свет приветствуют тебя! Мы вновь на поверхности, отправляемся дальше. До Екатеринбурга еще примерно 280 километров.
Реверсивные светофоры — неизбежное зло, они есть на всех перегонах моего маршрута. На пути к Екатеринбургу мы встречаем три. К счастью, успеваем проскочить, но вот на противоположной стороне дороги машины растянулись в пробке аж на пять километров — я специально замерял.
Знак «Между Европой и Азией» предательски располагается на другой стороне дороги, и мы пролетаем мимо. Ура, наконец-то мы в центре. Девчонки идут к подруге, а я занимаюсь бронированием жилья на ночь.
Забронировав жилье, понимаю: в Екатеринбурге столько мест, на которые я хочу взглянуть, что, пожалуй, стоит провести здесь на день больше запланированного. Хотя кого я обманываю: просто хочу выспаться.
Первое, что бросается в глаза в городе, — стрит-арт. От дурацких тегов до качественных и необычных картин. А второе, за что мои отдельные лайки и респекты Екатеринбургу, — количество старинной архитектуры разного уровня сохранности. Обилие достопримечательностей и визуала здесь зашкаливает, поэтому понимаю, что сюда еще вернусь — не в этой, а в отдельной поездке. Значит, сейчас можно не спешить и посмотреть в ближайшие два дня самое-самое.
Расходы за день — 5158 ₽
Бензин | 2059 ₽ |
Отель | 1620 ₽ |
Экскурсия в Кунгурскую пещеру | 700 ₽ |
Девочкам на билеты в пещеру | 400 ₽ |
Марки для открыток | 240 ₽ |
Место на «Гугл-диске» для фото | 139 ₽ |
Расходы за день — 5158 ₽
Бензин | 2059 ₽ |
Отель | 1620 ₽ |
Экскурсия в Кунгурскую пещеру | 700 ₽ |
Девочкам на билеты в пещеру | 400 ₽ |
Марки для открыток | 240 ₽ |
Место на «Гугл-диске» для фото | 139 ₽ |
Что в итоге
Пока главная сложность в путешествии — недостаток сна: либо мало спишь, но много смотришь, либо наоборот. Обычно любопытство берет верх, поэтому сон — для слабаков: чаще всего сплю часов по шесть. Еще одно зло в дороге — постоянно сдвигающиеся часовые пояса. В путешествии на восток они беспощадно сокращают твое время. В Екатеринбурге уже плюс два часа к московскому времени.