Как слушать, чтобы улучшить отношения: 7 приемов
Психологи считают, что близкие отношения возможны, только когда два человека слышат друг друга. Навык активного слушания помогает сосредоточить внимание на словах собеседника и продемонстрировать, что он интересен и важен для вас. Это сближает людей и снижает вероятность конфликтов. Вот основные приемы активного слушания.
👂 Присутствуйте в моменте и запоминайте
Обычно человек запоминает только то, что касается его. При активном слушании нужно, напротив, постараться полностью сосредоточиться на собеседнике, его словах и жестах. Это позволит вам лучше его понять и запомнить, что он говорит, а еще — продемонстрировать, как он вам важен.
Смартфон и другие гаджеты на время разговора стоит отложить: они будут рассеивать фокус внимания
🫂 Реагируйте на слова собеседника
Время от времени подчеркивайте, что вы понимаете собеседника.
Вот пример.
Собеседник: «Сегодня был ужасный день. В офисе отключилось электричество, и я не успел закончить работу. Значит, завтра в два раза больше дел».
Вы: «И правда тяжелый день! Электричество так и не включили? Что сказал начальник?»
Соглашаться или одобрять все мысли, чувства и поступки необязательно. Достаточно признавать, что они небеспричинны. В психологии это называется валидацией.
Также важно реагировать не слишком эмоционально, не осуждать собеседника и не спорить с ним. Иначе вы рискуете потерять контакт
😔 Дайте собеседнику возможность помолчать
Паузы в разговоре — особенно если он сложный и эмоционально насыщенный — совершенно нормальны. Они дают возможность собраться с мыслями, подобрать слова или снизить уровень напряжения, если речь идет о чем-то неприятном.
Если в какой-то момент собеседник замолчит, не задавайте ему вопросов и не торопите его. Лучше наберитесь терпения и тоже помолчите, но показывайте, что поддерживаете человека. Например, не прерывайте зрительный контакт, не берите в руки смартфон. Если это уместно, возьмите за руку или похлопайте по плечу
❓ Задавайте вопросы
Вопросы помогают уточнить детали произошедшего, больше узнать о чувствах и переживаниях собеседника, показывают вашу вовлеченность.
Лучше всего подходят открытые вопросы — такие, на которые собеседник не сможет ответить просто «да» или «нет», а должен будет что-то рассказывать, объяснять, уточнять.
Например, «Что ты об этом думаешь?», «Что собираешься теперь делать?», «И как она на это отреагировала?», «А что еще было в тот день?».
🗣️ Перефразируйте
После того как собеседник выговорится, попробуйте сформулировать то, что он сказал, своими словами.
Это покажет, что вы внимательно слушали, и поможет обоим убедиться, что вы все поняли. Если нет, у собеседника появится возможность что-то уточнить или получше объяснить.
Можно начать пересказ с фраз «Ты имеешь в виду, что?..» или «Правильно ли я понимаю, что?..» либо выбрать свой, менее формальный вариант
😶 Не давайте непрошеных советов
Часто людям, которые делятся своими переживаниями, нужно, чтобы их просто выслушали, поняли и поддержали. Советы, как им лучше поступить, и рассказы о том, что бы вы сделали на месте собеседника, могут вызвать раздражение.
А если вам все-таки кажется, что человеку нужен совет, сначала вежливо уточните: «Тебе нужно как-то помочь? Подсказать что-нибудь?» Если ответ положительный, действуйте
🤝 Правильно завершайте разговор
Когда собеседник полностью выскажется, уточняющие вопросы будут заданы, а чувства и мысли — валидированы, важно подытожить разговор.
Например, поделитесь эмоциями и впечатлениями: «Мне так жаль, что тебе пришлось через это пройти», «Я вижу, для тебя это важно». Постарайтесь не перетягивать одеяло на себя: ваша задача — не рассказать о своих чувствах, а показать, что сочувствуете собеседнику или хотя бы понимаете его.
Если вы собираетесь позже продолжить этот разговор, кратко перескажите содержание и выводы, к которым пришли. Это даст вам обоим чувство завершенности и создаст базу для дальнейшего обсуждения
🌸 Все о психологии
Дважды в месяц присылаем письма тем, кто хочет улучшить отношения с близкими
Что еще улучшает общение:
1. Правильные комплименты.
2. Неэмоциональные формулировки.
3. Умение вежливо отказать.