Все мы время от времени пользуемся общественным транспортом, но права пассажиров знают немногие. Мы собрали главные права пассажиров городских и междугородних автобусов, а также троллейбусов и трамваев. Учтите, что некоторые права нужно искать не в федеральных законах, а в местных нормативных актах.
🎫 Получить билет и багажную квитанцию
Что означает. Водитель автобуса обязан выдать билет. Это документ, который подтверждает заключение договора перевозки.
Тонкости с билетами регулируют региональные и муниципальные акты, поэтому в разных городах билет может выглядеть по-разному. Например, как талон с номером или чек с данными об оплате. А может вообще быть электронным — тогда его отправляют на электронную почту или телефон.
Багажная квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Еще билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов в командировке
👛 Воспользоваться льготой на проезд
Что означает. На федеральном уровне право на бесплатный проезд есть у детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в госвузах на бюджете. Они вправе бесплатно ездить:
1. В городском транспорте;
2. В пригородном транспорте;
3. В сельской местности — во внутрирайонном транспорте;
4. Раз в год — в междугородном транспорте до дома и обратно.
Для людей с инвалидностью, пожилых и других малозащищенных категорий граждан льготы могут устанавливать субъекты. Обычно они есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите
🧑🎤 Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен
Что означает. Подростка младше 16 лет не могут высадить из автобуса, даже если он не оплатил проезд. Это правило действует во всех регионах, но только в случаях, когда ребенок едет один, без взрослых.
Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя, даже если такой штраф в регионе в принципе есть. Административная ответственность возможна только с 16 лет
👶 Бесплатно возить маленьких детей
Что означает. Пассажиры могут возить с собой в городских и пригородных автобусах, трамваях и троллейбусах детей до 7 лет и не платить за их проезд, если они сидят на коленях и не занимают отдельное место.
В междугородных автобусах можно не платить за одного ребенка до 5 лет, если автобус не оборудован ремнями безопасности. В автобусах, где есть ремни безопасности, детей на коленях возить нельзя. Но им можно купить билет со скидкой минимум 50%
🛷 Бесплатно провозить ручную кладь
Что означает. В любом регионе можно бесплатно провозить с собой:
1. Ручную кладь, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают 120 см.
2. Одну пару лыж в чехле.
3. Детские санки.
4. Детскую коляску.
5. Инвалидное кресло-коляску.
Перевозчик может расширить этот перечень — например, разрешить провозить велосипед. В любом случае ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть, пачкать других пассажиров и быть для них опасной
🐈⬛ Возить с собой небольших животных и птиц
Что означает. Пассажиры общественного транспорта могут провозить с собой небольших домашних животных или птиц. Они должны быть в клетках или других переносках с глухим дном. Длина, ширина и высота переноски в сумме должны быть не больше 120 см. Собака-поводырь может быть без клетки.
У местных перевозчиков могут быть более мягкие требования
🚏 Выйти на остановке без требования
Что означает. Не нужно просить остановиться «на следующей» с задних рядов маршрутки: водитель обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет.
Исключение — остановки по требованию, которые указаны в маршруте. О необходимости выйти на них стоит предупредить. Но если на остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться
🚻 Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами
Что означает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях.
Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне
💸 Сдать билет и вернуть большую часть стоимости
Что означает. Автобусный билет можно сдать в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:
а) 95% — если сдать билет более чем за два часа до отправления;
б) 86% — если сдать билет в пределах двух часов до отправления.
Полную стоимость проезда можно вернуть, только если:
1. Отправление отменено.
2. Отправление задержано более чем на час.
3. Пассажиру не предоставили место, указанное в билете.
4. Пассажиру предоставили место в другом автобусе — по более низкой цене
📈 При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%
Что означает. Если опоздать на свой рейс, билет можно обменять с доплатой или частично вернуть деньги. Главное — чтобы автобус уехал не более трех часов назад. Если пассажир опоздал по уважительной причине — например, из-за болезни или несчастного случая, — срок опоздания значения не имеет.
Пассажир вправе восстановить действие билета на другой автобус по тому же направлению — нужно доплатить 25% от стоимости. Или он может получить 75% стоимости деньгами
🔧 Вернуть часть цены или полную стоимость билета при форс-мажоре
Что означает. Если автобус не может довезти пассажира до нужной остановки, перевозчик должен предоставить новый автобус. А если это невозможно, например, из-за природных катаклизмов — вернуть часть денег. Сумма рассчитывается пропорционально расстоянию, которое осталось проехать.
При поломке автобуса другие правила. Перевозчик отвечает за техническое состояние и безопасность транспорта, поэтому должен вернуть пассажиру полную стоимость билета
💰 Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса
Что означает. Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.
За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы.
Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда
🩼 Получить компенсацию в случае ДТП
Что означает. Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий.
Пассажиру заплатит страховая компания или сам перевозчик, если выплат от страховой не хватило, чтобы возместить ущерб. Моральный вред всегда компенсирует перевозчик
🌂 Забрать забытые вещи в конечном пункте
Что означает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо.
Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их по удобному вам адресу. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать самостоятельно, но так больше шансов вернуть свои вещи
✍️ Пожаловаться на водителя
Что означает. Если водитель хамит, не выдает билеты или неаккуратно ведет автобус, на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.
Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на портале региональных госуслуг, где подберут нужное ведомство. В Москве, например, это можно сделать на «Мос-ру»
Что еще почитать, если хотите разбираться в своих правах:
1. Права родителей детсадовцев.
2. Права пациента при обращении к врачу.
3. Что вам должны при возврате некачественного товара.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.