Рынок интернет-торговли в России постоянно растет: в 2018 году аналитики зафиксировали 330 миллионов заказов, в 2019 году их было уже 465 миллионов, а в 2020 интернет-магазины доставили 830 миллионов заказов на 2,7 триллиона рублей.
Мы изучили, какие направления в онлайн-торговле выросли, какие каналы продаж привлекают клиентов и какие товары стоит продавать за границу.
🌐 Половину товаров покупают на маркетплейсах
То есть не напрямую у продавца, а через Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» или «Яндекс-маркет». В 2020 году через них прошло 405 млн заказов.
Общий объем рынка маркетплейсов вырос на 108% — до 721 млрд рублей.
Средний чек заказа на маркетплейсе — 1780 Р
Общий объем рынка маркетплейсов вырос на 108% — до 721 млрд рублей.
Средний чек заказа на маркетплейсе — 1780 Р
💁 Рынок доставки продуктов вырос в 2,5 раза
Интернет-магазины и сервисы доставки, которые занимаются только продуктами питания, продали их на 130 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот сегмент вырос в два с половиной раза. Средний чек — 1880 Р.
Онлайн-фармацевтика выросла на 53%. Продукты и фармацевтика занимают по 5% в общем объеме рынка онлайн-продаж
Онлайн-фармацевтика выросла на 53%. Продукты и фармацевтика занимают по 5% в общем объеме рынка онлайн-продаж
💻 Продавцы все больше зарабатывают онлайн
В 2019 году интернет-торговля в общей структуре продаж занимала 6%. В 2020 году доля выросла до 9%.
В непродовольственном ретейле через интернет в 2019 году торговало около 14% всех магазинов и частных продавцов. В 2020 году 21% всех таких товаров покупали онлайн
В непродовольственном ретейле через интернет в 2019 году торговало около 14% всех магазинов и частных продавцов. В 2020 году 21% всех таких товаров покупали онлайн
⬇️ Средний чек снижается каждый год
В 2016 году стоимость средней покупки в интернете составляла 4600 Р. В 2018 году — 4330 Р.
В 2019 году средний чек упал до 3700 Р, в 2020 году — до 3260 Р.
Одной из причин падения чека исследователи называют рост ассортимента в недорогих сегментах: аптеках и магазинах продуктов питания
В 2019 году средний чек упал до 3700 Р, в 2020 году — до 3260 Р.
Одной из причин падения чека исследователи называют рост ассортимента в недорогих сегментах: аптеках и магазинах продуктов питания
🍽️ Половина ресторанов в России принимает заказы онлайн
Самая высокая доля ресторанов с онлайн-заказами еды в Ростове-на-Дону, там доставку используют 57% ресторанов. Второе место у Нижнего Новгорода — 55% от всех ресторанов. Москва на третьем месте с 52% ресторанов.
Чаще всего доставку заказов, которые сделали через интернет, используют суши-бары и пиццерии: 89 и 79% от общей доли отрасли соответственно. Реже всего — кофейни и чайные: 23 и 17% соответственно
Чаще всего доставку заказов, которые сделали через интернет, используют суши-бары и пиццерии: 89 и 79% от общей доли отрасли соответственно. Реже всего — кофейни и чайные: 23 и 17% соответственно
🛍️ Общепит только с онлайн-доставкой популярнее в небольших городах
Заведения общепита, которые работают только на доставку и онлайн-заказы — в формате «дарк-китчен», — распространены в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей. Там 9,4% всех ресторанов и кулинарных проектов работают вообще без зала.
В городах с населением 100—500 тысяч жителей 7,8% от всех ресторанов работают в таком формате. В Москве и Санкт-Петербурге зала нет только у 5,3% ресторанов
В городах с населением 100—500 тысяч жителей 7,8% от всех ресторанов работают в таком формате. В Москве и Санкт-Петербурге зала нет только у 5,3% ресторанов
🛫 Розничные продажи за границу растут каждый год
Общий объем розничного онлайн-экспорта в 2016 году составил 430 млн долларов. В 2019 году — 817 млн долларов. В 2020 году общая выручка выросла на 42% и достигла 1,16 трлн долларов.
62% этих денег продавцы получили через обычные платформы продаж типа eBay и через свои интернет-магазины, а 28% принесли продажи через платформы с собственной доставкой за рубеж, например Wildberries, Lamoda и Ozon
62% этих денег продавцы получили через обычные платформы продаж типа eBay и через свои интернет-магазины, а 28% принесли продажи через платформы с собственной доставкой за рубеж, например Wildberries, Lamoda и Ozon
🗺️ Основные продажи российских магазинов — в СНГ
Причем доля СНГ растет: в 2018 году туда продавали 38% всех экспортных товаров, а в 2020 году — 50%. Основной покупатель — Беларусь, на нее пришлось 22,3% всего онлайн-экспорта.
Главные покупатели в странах дальнего зарубежья — США, туда магазины поставили 17% от общей доли экспорта.
Категория «Одежда и обувь» лидирует по доле долларовой выручки: на нее приходится 40% от всего экспорта
Главные покупатели в странах дальнего зарубежья — США, туда магазины поставили 17% от общей доли экспорта.
Категория «Одежда и обувь» лидирует по доле долларовой выручки: на нее приходится 40% от всего экспорта
😎 Почти две трети заказов бизнесмены доставляют сами
В 2020 году отправили на 35% больше товаров, купленных онлайн, чем в 2019 году.
Вот кто доставлял отправления:
Вот кто доставлял отправления:
- 12% — Почта России;
- 23% — логистические компании;
- 65% — собственные службы магазинов.
💼 Хотите еще больше полезной аналитики про бизнес?
Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами компаний из разных сфер
Данные из исследования Data Insight
Что еще полезного и интересного почитать про бизнес:
1. Как попасть на маркетплейсы для предпринимателей.
2. Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году.
3. Как меняется рынок интернет-торговли в России.