Авто
214K

Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам

Как его проверяют и как наказывают за нарушения
5
Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

знает все про техосмотр

Страница автора

В России миллионы автовладельцев каждый год проходят обязательный технический осмотр автомобиля.

Точной статистики по количеству оформленных диагностических карт в открытом доступе нет. Это неудивительно: операторы техосмотра — частные фирмы, которые не обязаны публиковать данные. Диагностическую карту придется предъявить в ГИБДД при постановке на учет автомобиля с пробегом. Владельцы коммерческого транспорта проходят техосмотр каждый год.

Расскажем, как пройти техосмотр и в каких случаях нужна диагностическая карта.

Что такое технический осмотр автомобиля

Технический осмотр — это проверка технического состояния транспортных средств на соответствие обязательным требованиям безопасности. Он нужен только в случаях, оговоренных в законе. Но владелец машины может пройти техосмотр добровольно.

Из-за сходства аббревиатур есть риск спутать технический осмотр и техническое обслуживание — и то и другое сокращают одинаково — ТО. В статье пойдет речь только о техническом осмотре. В России нет закона, который регламентировал бы техобслуживание.

Основной документ о порядке и периодичности проведения технического осмотра, порядке аккредитации компаний и индивидуальных предпринимателей, которые его проводят, — закон «О техническом осмотре транспортных средств».

Техосмотр также упоминается в законе «О государственной регистрации транспортных средств» — например, в статье 15 указано, когда нужно предъявлять диагностическую карту сотрудникам ГИБДД.

Правила проведения техосмотра устанавливают, что именно будут проверять и на каком основании могут аннулировать диагностическую карту.

Для чего нужен техосмотр. Государство устанавливает обязательные требования к безопасности транспортных средств и их техническому состоянию, потому обязывает владельцев проходить проверку соблюдения этих условий.

Раньше государство делало это самостоятельно, с помощью отдельных подразделений госавтоинспекции. Но автомобилей становилось все больше, и у инспекторов не хватало сил.

Поэтому проверки передали операторам технического осмотра — аккредитованным компаниям или ИП, аккредитованным на право проведения технического осмотра  . Теперь государство проверяет операторов, а операторы проверяют автомобили.

Какие обязанности у операторов техосмотра

Оператор технического осмотра обязан:

  1. Проводить сам техосмотр.
  2. Оформлять диагностическую карту в единой автоматизированной информационной системе, передавать в нее всю информацию о техническом состоянии автомобиля.
  3. Обеспечивать сохранность автомобиля, представленного для проведения техосмотра.

Оператор обязан оказать услугу любому обратившемуся. Не важно, где живет человек или находится компания, регион госрегистрации автомобиля роли не играет. Оператор не вправе отправить кого-либо проходить техосмотр по месту прописки.

Когда нужно проходить техосмотр

Периодичность прохождения техосмотра зависит от возраста автомобиля, его категории и целей использования.

Полностью освобождены от техосмотра транспортные средства с ДВС объемом менее 50 см³ или электродвигателем до 4 кВт, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч. Также техосмотр не нужен прицепам к таким ТС.

Для остальных автомобилей учитывается год выпуска, а не конкретная дата. Не важно, выпущен автомобиль в январе или в декабре. Даже если он покинул конвейер 31 декабря, 1 января считается, что уже прошел год с его выпуска.

Год выпуска и год, в который регистрируется автомобиль, полностью включаются в возраст. Как это работает — объясню на примере. Автомобиль выпущен в декабре 2022 года. Если его будут регистрировать в ГИБДД в 2022 году — его возраст один год. Если в январе 2023 — уже два года.

Информацию о прохождении техосмотра для всех остальных автомобилей можно посмотреть в нашей таблице:

Как понять, что автомобиль используется в личных целях. Я встречал в различных статьях мнение о том, что даже если посадить рядом с собой жену, тещу или соседку, то это уже считается использованием автомобиля не в личных целях. Якобы сотрудники ГИБДД, увидев пассажира, могут требовать диагностическую карту и оштрафовать водителя за ее отсутствие.

Но на деле все не так: жену, тещу и даже соседку на легковом автомобиле можно возить в личных целях и не проходить обязательный техосмотр.

Каждый водитель должен иметь официальный документ, подтверждающий цель использования автомобиля, — полис ОСАГО. Не обязательно возить с собой бумажный полис — инспектору на дороге можно предъявить его электронную копию — например, на экране смартфона. При оформлении полиса ОСАГО водитель указывает, с какой целью планирует использовать автомобиль.

Регулярный техосмотр не требуется, если автомобиль используют в личных целях. Если в поле с целями отмечено, например, «Такси», техосмотр придется проходить раз в год или раз в полгода — в зависимости от возраста автомобиля.

В теории таксист может попытаться обмануть страховую — указать, что использует автомобиль как личный, а работать на нем в такси. Но если это выяснится в ходе разбирательства, то штраф за отсутствие техосмотра — не самое худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется возместить ущерб из собственного кармана. Отказаться не получится: пострадавший, скорее всего, взыщет ущерб через суд.

Водитель сам указывает цель использования автомобиля при оформлении полиса ОСАГО
Водитель сам указывает цель использования автомобиля при оформлении полиса ОСАГО

Какие документы нужны для ТО

Для прохождения техосмотра нужны:

  1. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность.
  2. СТС, бумажный ПТС или техпаспорт — для старых автомобилей, выпущенных до 1993 года. Электронный ПТС предъявлять не нужно — достаточно свидетельства о регистрации.

Документы может показать как владелец, так и его представитель по простой письменной доверенности, заверять ее нотариально не нужно.

Где проходить техосмотр

Заехать на ближайшую станцию техобслуживания и там пройти техосмотр не получится. Там смогут проверить техническое состояние, но выдать диагностическую карту — нет. Это может сделать только оператор технического осмотра. Российский союз автостраховщиков ведет реестр операторов технического осмотра.

Как найти пункт техосмотра. Водители могут узнать об адресах и графике работы пунктов техосмотра на сайте РСА. Там есть форма поиска, которая позволяет найти адрес оператора по населенному пункту или по улице в нем.

Искать ближайшего оператора можно по названию населенного пункта или по адресу. Например, на момент написания статьи в поселке Шушенское Красноярского края техосмотр можно было пройти только у одного оператора. Источник: oto⁠-⁠register.autoins.ru
Искать ближайшего оператора можно по названию населенного пункта или по адресу. Например, на момент написания статьи в поселке Шушенское Красноярского края техосмотр можно было пройти только у одного оператора. Источник: oto⁠-⁠register.autoins.ru

Что будут проверять

Правила проведения техосмотра устанавливает правительство. Первое, что обязан проверить оператор, — это паспорт или иной документ, удостоверяющий личность водителя, свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства. Если их нет или сведения в них не соответствуют данным автомобиля — в проведении техосмотра откажут, а данные о несоответствии внесут в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Доступ к этой системе есть и у сотрудников ГИБДД — если на техосмотр пригнали машину с перебитыми номерами, к человеку, который ее пригнал, могут возникнуть вопросы.

Дальше машину будут проверять диагностическим оборудованием и осматривать визуально. Продолжительность проверки установлена правилами и зависит от категории автомобиля  . Минимальное время проверки — у мотоциклов, максимум 10 минут. Дольше всего может длиться проверка транспортных средств для перевозки опасных грузов — 88 минут. Вот на что будут смотреть.

Тормозные системы  . Они должны быть работоспособны, на тормозных дисках, барабанах и колодках не должно быть повреждений и трещин. Тормозные шланги должны быть целыми, без трещин и следов набухания, на них не должно быть подтеков. Стояночный тормоз должен быть исправен, стоп-сигналы — рабочими.

Рулевое управление  . Люфт в нем не должен превышать предельных значений, должен работать усилитель руля, если он есть. Все детали рулевого механизма должны быть на месте. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем. Устройство фиксации положения рулевой колонки, если оно есть, должно работать. В рулевом механизме и рулевом приводе не должно быть деталей с повреждениями.

Внешние световые приборы  — фары, фонари и стоп-сигналы должны быть на местах, предусмотренных заводом-изготовителем, и должны быть исправны. Лампы должны соответствовать требованиям, предусмотренным заводом-изготовителем. Форма, цвет и размер фар должны быть одинаковыми, а расположение — симметричным.

Стеклоочистители и стеклоомыватели  должны быть в наличии и исправны.

Шины и колеса  . Все гайки креплений должны быть на месте, шины должны быть целыми, без следов разрывов и торчащего корда. Колесные диски должны быть круглыми, без видимых трещин и следов сварки. На одну ось нельзя устанавливать шины разного размера и с разным рисунком протектора. Если резина шипованная, то она должна стоять на всех колесах.

Двигатель и его системы  . Крышка на бензобаке должна быть целой и сидеть плотно. Подтеки топлива недопустимы. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать требованиям техрегламента  .

Прочие элементы конструкции  . На лобовом стекле не должно быть трещин. Если на нем и на стеклах передних дверей есть тонировка, она должна пропускать не менее 70% света.

Замки дверей, механизмы регулировки сидения водителя, обогрев и обдув ветрового стекла должны работать.

Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, огнетушители на автомобилях, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены.

Как самостоятельно подготовить машину к техосмотру

Для прохождения техосмотра не нужно приобретать ничего, что не предусмотрено самой конструкцией автомобиля. Это значит, что если производитель предусмотрел крепление огнетушителя, то на техосмотре проверяют эти крепления. Сам огнетушитель при этом проверять не будут.

Водителю достаточно следить, чтобы все болты и гайки были на месте, из колес не торчал корд, нигде ничего не текло и не капало, все лампы в световых приборах горели. В этом случае, скорее всего, техосмотр получится пройти без проблем.

Нужна ли аптечка. В каждом легковом и грузовом автомобиле, автобусе, тракторе и даже в мотоцикле с боковым прицепом должна быть аптечка. Без нее нельзя выезжать на дороги общего пользования. Но на техосмотре про нее не спросят, могут только проверить наличие крепления для нее — и то при условии, что это крепление в автомобиле предусмотрел завод-изготовитель.

Мы все же рекомендуем собрать аптечку и возить ее в автомобиле. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Как собрать автомобильную аптечку».

Как получить диагностическую карту

По результатам технического осмотра оператор оформляет диагностическую карту. Сразу после техосмотра она попадает в единую автоматизированную информационную систему. Водитель не обязан получать бумажную копию, но может ее запросить.

Карту оформят независимо от того, соответствует автомобиль обязательным требованиям безопасности или нет. Если машина требованиям не соответствует, в карте укажут на это, а информацию внесут в систему. Владельцу машины придется устранить неисправности и пройти техосмотр повторно.

Образец диагностической карты. Форму диагностической карты устанавливает правительство. Правила заполнения утвердил Минтранс.

По сути, карта — это запись в базе данных. Бумажный ее вариант выдается только по желанию. Вот как он выглядит:

Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для диагностической карты
Форма для результатов диагностики
Форма для данных транспортного средства

Можно ли купить диагностическую карту. Можно договориться с сотрудниками пункта техосмотра, чтобы они выписали диагностическую карту без прохождения ТО. Но это не имеет смысла: благодаря камерам видеонаблюдения в МВД знают, где находился автомобиль на момент техосмотра.

Если машина не была на пункте ТО — ГИБДД аннулирует диагностическую карту и в течение трех дней уведомит владельца транспортного средства и его страховую компанию. Также автомобиль могут снять с учета, если его зарегистрировали на основании поддельной диагностической карты.

Ответственность за поддельные диагностические карты предусмотрена в уголовном кодексе.

В Якутии мужчина договорился с сотрудником пункта техосмотра, фактически ничего не проходил — просто купил диагностическую карту. По приговору непонятно, как именно выявили подделку, но мужчину признали виновным в совершении сразу двух преступлений:

  1. По ч. 1 ст. 327 УК РФ — за пособничество в подделке официального документа, предоставляющего права, в целях его использования и сбыта.
  2. По ч. 5 ст. 327 УК РФ — за использование заведомо подложного документа.

Наказание — один год лишения свободы условно.

Сколько стоит пройти техосмотр. Размер платы за техосмотр ежегодно устанавливают регионы по методике ФАС.

Плату ежегодно индексируют на уровень инфляции  .

В 2023 году в Москве техосмотр легкового автомобиля обойдется в 1500 ₽, такси — в 1000 ₽. Источник: техосмотр-в-москве.рф
В 2023 году в Москве техосмотр легкового автомобиля обойдется в 1500 ₽, такси — в 1000 ₽. Источник: техосмотр-в-москве.рф
Во Владивостоке стоимость техосмотра легкового автомобиля — 1023 ₽. Источник: техосмотр-вл.рф
Во Владивостоке стоимость техосмотра легкового автомобиля — 1023 ₽. Источник: техосмотр-вл.рф

Что будет, если не пройти техосмотр

Для владельцев транспорта категорий «М» и «В» нет административной ответственности — но только если транспорт используют в личных целях. Она появляется, когда транспорт используют в коммерческих целях.

Вот как это работает:

Допустим, менеджер по продажам на личном автомобиле ездит по рабочим делам, а по выходным — возит друзей на дачу. Полис ОСАГО у него оформлен как на автомобиль, используемый в личных целях. Водителя не оштрафуют за отсутствие диагностической карты.

Но человек может уволиться с работы менеджером и устроиться в такси с личным автомобилем. Раз машина используется как такси — у него появится обязанность проходить техосмотр. Если проигнорирует — его могут оштрафовать на 2000 ₽. Фиксировать нарушение могут не только сотрудники ГИБДД, но и камеры автоматической фиксации.

Есть ответственности и для компаний. За выпуск на линию транспортного средства без техосмотра сотрудника, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля, могут оштрафовать на 500 ₽, малое предприятие на 25 000 ₽, остальные компании — на 50 000 ₽.

Регресс к виновнику ДТП

Регресс — право страховой компании взыскать ущерб с виновника ДТП после выплат потерпевшим. Перечень ситуаций, когда это возможно — в статье 14 Закона об ОСАГО.

  1. Причиной ДТП стала техническая неисправность автомобиля.
  2. Владелец автомобиля по закону был обязан проходить технический осмотр, но не прошел. Это касается, например, владельцев автобусов и такси.

Страховщики не могут требовать регресс с владельцев автомобилей, для которых необязателен техосмотр.

Оформят ли ОСАГО без диагностической карты

Для покупки полиса ОСАГО нужно представить документы на машину и документ, удостоверяющий личность владельца. Страховщики не контролируют, прошел ли водитель техосмотр и заезжал ли вообще на пункт техосмотра. Если диагностической карты нет или она просрочена — отказать в оформлении полиса нельзя.

Изменение в проведении техосмотра в 2023 году

Последний раз правила прохождения техосмотра меняли 30 декабря 2021 года. Тогда президент подписал поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Они освободили от обязательного техосмотра владельцев легковых автомобилей и мототранспорта, используемого в личных целях.

На момент написания статьи в 2023 году в Госдуму не вносили законопроекты, связанные с техосмотром. Если внесут — мы обязательно расскажем.

Запомнить

  1. Техосмотр не отменили. Но легковые автомобили и мотоциклы, используемые в частных целях, должны проходить его только при совершении регистрационных действий или внесении изменений в конструкцию.
  2. Пройти техосмотр можно только у аккредитованного оператора техосмотра.
  3. По итогам техосмотра выдадут диагностическую карту.
  4. Оплата техосмотра — за счет автовладельца
  5. Оштрафовать за отсутствие диагностической карты могут только тех, для кого периодический техосмотр обязателен.
  6. За подделку диагностической карты предусмотрена уголовная ответственность.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевПроходили техосмотр? Расскажите, как все прошло:
  • cat ownerГод назад ставила на учет на себя машину, оставшуюся в наследство от папы. Диагностическую карту получила со второго раза, в первый завернули: была разбита одна противотуманка, свежекупленный на "Озоне" огнетушитель оказался пустым (а я и не знала, специально ж к ТО покупала!), а главное - ровно перед заездом на пункт ТО накрылся электроусилитель. За неделю все устранила, сгоняла за новым электроусилителем из Москвы в Тольятти (я тут про это писала в комментариях), со второго раза все прошла. Во второй раз проверяли только те пункты, по которым не прошла в первый. Заплатила 750 руб., а во второй раз ничего не стали брать, - просто проверили, все ли косяки устранены, и выдали диагностическую карту.3
  • Dinzel54Правильно понимаю что страховая не предъявит регресс к виновнику, даже если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля? (в случае когда автомобиль виновника для личного пользования и отсутствует тех.осмотр)0
  • Lis BGEО, это же фотография из новосибирского академгородка) И машине эта жёлтая там постоянно стоит3
  • АндрейРаньше техосмотр просто покупался, сейчас техосмотр также покупается, но приходится стоять и ждать отведенное регламентом время. Ну и сервисмены, которые техосмотр проводят, заворачивают технику при любом случае, когда им что-то не нравится. Особенно с мотоциклами - уже давно ГИБДД не считает кофры и дуги безопасности внесением изменений в конструкцию, но сервисмены все равно требуют снимать все «нештатное». Пользы от техосмотра как не было, так и никакой нет, кроме заработка для точек, их проводящих.1
  • АндрейSpitfire82, чтобы предъявить такой регресс необходимо доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность. А это сделать крайне сложно, практически невозможно даже.0