В 2022 году за управление автомобилем, эксплуатация которого запрещена, к административной ответственности привлекли 3122 человека.

Часть этих правонарушений связана с тонированными стеклами, которые пропускают менее 70% света, а также с различными устройствами — быстросъемной тонировкой, занавесками и экранами, которые ограничивают водителю обзор. Все эти устройства и приспособления также принято называть тонировкой.

ПДД не запрещает полностью тонировку, хотя иногда за нее могут оштрафовать или даже арестовать на 15 суток. Расскажу обо всем подробнее.

Вот что вы узнаете

Что такое тонировка и зачем она нужна

Чаще всего под тонировкой понимают специальную пленку, занавеску, съемную шторку или то, что принято называть электронной тонировкой.

Специальная затемняющая пленка. Ее наклеивают на внутреннюю сторону стекла, со стороны салона. Есть много дешевых и дорогих вариантов: от 200 до 5000 ₽ за погонный метр. Они разные по структуре, по свойствам и по потребительским качествам. С ценами на работу похожая ситуация, все зависит от типа пленки и от автомобиля.

Затонировать заднюю полусферу хорошей пленкой на седане компакт-класса на момент публикации статьи в среднем стоит 7500 ₽. Но это очень усредненная цена.

Водители часто тонируют машины сами — и могут уложиться примерно в 1000 ₽. Такая экономия оправдана, если нужно затонировать классические Жигули или очень старую ржавую иномарку. Чем отличаются тонировочные пленки и почему лучше затонироваться в сертифицированном центре за 7500 ₽ — тема для отдельной статьи.

Съемная тонировка из ПВХ-пленки держится на стекле за счет электростатики, на ней нет клея. Ее легко убрать руками, следов на стекле не останется. Стоимость зависит от модели автомобиля, комплект для передних стекол стоит 1500—3000 ₽.

Съемные каркасные шторки: жесткий каркас, обтянутый сетчатой тканью. Крепятся к двери на магнитах или специальных защелках. Цена — от 1400 ₽ за пару шторок на передние двери.

Шторы из ткани без каркаса и не соприкасаются со стеклами. Их крепят на крючках на небольшую гардину в салоне автомобиля. Цена — от 600 ₽ за комплект из двух штор.

Электронная тонировка. Есть несколько вариантов исполнения. Самый распространенный — это когда ставят специальные двойные стекла со специальным составом между ними и блоком управления. Водитель в таком случае может менять степень затемнения стекла с помощью пульта дистанционного управления. Стоимость комплекта под ключ с установкой — от 120 000 ₽. По легенде, можно нажать кнопку и стекла через какое-то время станут прозрачными: сотрудники ГИБДД не успеют зафиксировать нарушение.

Такая тонировка требует от водителя особого внимания и служит недолго, даже если соблюдать все правила эксплуатации — и это тоже тема для отдельной большой статьи. Со временем стекло либо станет неравномерно фиолетовым, розовым или желтым, либо начнет становиться прозрачным не через минуту, а через три.

Конструкция у всех этих устройств разная, но с точки зрения закона это одно и то же.

Вот зачем людям тонировка:

  1. Салон меньше нагревается летом.
  2. Если тонировочная пленка качественная и способна задерживать ультрафиолетовые лучи, обивка салона не выгорает.
  3. Вещи, оставленные в салоне, не бросаются в глаза посторонним. Тем не менее на тонировку все равно полагаться не стоит: немало случаев, когда тонированные стекла выбивали и забирали с заднего сиденья сумку с документами, ноутбук или планшет.
  4. Стекло, оклеенное изнутри пленкой, сложнее разбить.
  5. Если оклеить лобовое стекло, водителя будет меньше слепить солнце и фары встречных машин.

Есть и недостатки. Пленка, шторки или занавески ухудшают видимость. В солнечный день это не критично, но ночью водитель может почти ничего не видеть.

Как можно и как нельзя тонировать стекла машины в России

Ограничения для тонировки стекол прописаны в правилах дорожного движения. Они запрещают эксплуатацию автомобиля, на котором установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзор с места водителя.

Те же правила устанавливают исключения. Вот что допустимо:

  1. Прозрачные цветные пленки на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов.
  2. Тонированные стекла, светопропускание которых соответствует п. 4.3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011. В перечне неисправностей из ПДД упоминается ГОСТ 5727-88, но он утратил силу и ориентироваться надо на регламент.
  3. Шторки на окнах туристических автобусов.
  4. Жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей — если с обеих сторон установлены зеркала заднего вида. Если зеркал нет — заднее стекло закрывать нельзя.

Технический регламент запрещает наличие в автомобиле дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзор с места водителя, кроме:

  1. Зеркал заднего вида.
  2. Деталей стеклоочистителей.
  3. Размещенных на стекле радиоантенн.
  4. Нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла.

Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, согласно требованиям техрегламента, от 60% для бронированных автомобилей и 70% — для остальных. Задние стекла легковых автомобилей, при наличии зеркал заднего вида, можно закрывать даже глухими шторами или жалюзи — требования по уровню светопропускания на них не распространяются.

На лобовом стекле можно размещать светозащитную полосу шириной не более 14 см для легковых автомобилей, либо до верхней границы зоны очистки ветрового стекла у грузовиков и автобусов. Светопропускание такой полосы не нормируется — она может быть вообще непрозрачной.

Какая ответственность за нарушение

Ответственность зависит от того, что именно было установлено на стеклах.

За управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента, — штрафуют по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ на 500 ₽.

Но если обзорность с места водителя ограничивают шторки, занавески или другие предметы — накажут по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Санкция — предупреждение либо штраф 500 ₽.

И в том и в другом случае ответственность может наступить только за управление автомобилем. Как это работает — на примере.

  • Машина стоит во дворе. Чтобы снег не намерзал на окнах, ее владелец закрыл лобовое стекло одеялом. Оно ограничивает обзорность с места водителя, но пока автомобиль на парковке, хозяину машины не грозит штраф.
  • Также владелец может затонировать все стекла, включая лобовое. Если он выедет на дорогу, его могут оштрафовать на 500 ₽. Но этого не случится, если автомобиль стоит без движения.

Как проверяют тонировку

Закон позволяет сотруднику ГИБДД остановить водителя в любом месте: и на стационарном посту, и просто на дороге. Ему достаточно увидеть тонированные или закрытые шторками передние стекла, чтобы остановить автомобиль. Это законное основание.

Тауметр — измеритель светового коэффициента пропускания автомобильных стекол. Это специальный прибор для измерения светопропускаемости стекол. Он должен быть внесен в госреестр средств измерений и соответствовать требованиям ГОСТ 51709-2001.

Также прибор должен иметь свидетельство о поверке, в котором указывается марка прибора, его заводской номер, владелец прибора и срок действия свидетельства.

Тауметр. Источник: теплоприбор.рф
В реестре прибор можно проверить по номеру или по названию. Если его там нет, сотрудник ГИБДД не вправе измерять им светопропускаемость стекол. Источник: fgis.gost.ru

Если светопропускаемость передних стекол окажется меньше 70% — составят постановление об административном правонарушении, не протокол. Водителю под подпись разъяснят его права, в том числе право на обжалование постановления. Жалобу можно направить руководителю подразделения ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление, либо в суд по месту совершения правонарушения.

Тауметр используют, только если на стекла наклеена пленка. В случае со шторками достаточно того, что они есть на лобовом стекле или на передних боковых окнах. Этого хватит, чтобы сотрудник ГИБДД оформил постановление об административном правонарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Сотрудник ГИБДД имеет право потребовать прекратить административное правонарушение. Самый очевидный способ — снять шторки или удалить пленку.

Также инспектор вправе потребовать прекратить движение на автомобиле. Задерживать водителя никто не будет, такая возможность не предусмотрена в КоАП РФ.

В этом случае водителю выдадут предписание о снятии тонировки. В нем будет указано, что водитель обязан снять тонировочную пленку в течение 10 дней. Логика тут такая: либо водитель в течение 10 дней обжалует штраф, либо приводит автомобиль в соответствие с требованиями ПДД и техрегламента.

Если водитель сразу удалит шторки, пленку или любые другие предметы, закрывающие обзор, предписание не выпишут.

Можно ли избежать штрафа, если снять тонировку при сотруднике полиции

Миф о том, что инспектор ГИБДД не сможет выписать штраф, если убрать тонировку со стекол в его присутствии, активно используют недобросовестные продавцы быстросъемной тонировочной пленки и шторок. В законе нет такой нормы.

Сотрудник ГИБДД оформляет постановление за уже совершенное нарушение. Устранение тонировки или посторонних предметов со стекол на месте не освобождает водителя от наказания. Достаточно того, что до момента остановки инспектором ДПС водитель нарушил ПДД.

Штрафы за тонировку

Постановление о штрафе за тонировку вступает в силу через 10 дней после вынесения, перечислить деньги надо в течение 60 дней с этого момента. За неуплату предусмотрена отдельная административная ответственность — штраф в двукратном размере от неуплаченного, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов.

Придется заплатить 500 ₽ за тонировку, 1000 ₽ за несвоевременную уплату штрафа — итого 1500 ₽. И это при условии, что суд решит ограничиться только штрафными санкциями, а не арестом.

Это не все неприятности, которые ждут неплательщика. Например, он не сможет получить лицензию на приобретение оружия в течение года со дня окончания срока, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию.

Если уплатить штраф в течение 20 дней — положена скидка 50%. То есть нарушитель отдаст 250 ₽ вместо 500.

Что будет, если не выполнить предписание

Если водитель отказался снимать пленку или шторки — он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Но сотрудники ГИБДД внесут информацию о нарушении в базу данных ГИБДД.

Водителей, не исполнивших предписание, могут оштрафовать повторно по статье 12.5 КоАП РФ. Ограничений по количеству штрафов нет — постановление можно оформлять каждый раз, когда водитель сел за руль и начал движение.

Неисполнение предписания позволяет привлечь его к ответственности еще по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ — за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Санкции по этой статье — штраф от 2000 до 4000 ₽, или административный арест на срок до 15 суток, или обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

Запомнить

  1. Лобовое стекло и стекла в передних дверях автомобиля можно тонировать при условии, что они после этого будут пропускать не менее 70% света. Но нельзя во время движения автомобиля закрывать все это шторками, сеточками и другими предметами.
  2. Сотрудники ГИБДД имеют право проверять светопропускание стекол специальным прибором — тауметром. Он должен быть в госреестре средств измерений, соответствовать требованиям ГОСТ 51709-2001 и иметь свидетельство о поверке.
  3. Если тонировка не соответствует требованиям техрегламента — водителя оштрафуют на 500 ₽. Штраф придется уплатить, даже если он снимет шторки или тонировочную пленку при инспекторе.
  4. Инспектор может предложить снять тонировку на месте. Водитель вправе отказаться и получит предписание, по которому будет обязан снять тонировочную пленку в течение 10 дней. За это время можно либо обжаловать штраф, либо привести автомобиль в соответствие требованиям ПДД и техрегламента.
  5. Водителя, который не исполнит требования предписания, могут привлечь к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.

Обложка — Nomad_Soul / Shutterstock
Дмитрий Сергеев
Расскажите, как вы тонируете стекла автомобиля?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Unkle Yuri

Iwan, то есть водитель который в темное время суток ничего не видит потому что залепил стекла черным мусорными пакетами не предоставляет угрозы для окружающих? Ну-ну. ДТП все таки лучше предотвращать чем разгребать последствия.

15
A

Unkle, сколько времени вы ездили с тонировкой? Я - несколько, причем с 5% вкруг, кроме лба. Никаких проблем с обзорностью в любое время суток и года. А а темном дворе ночью и с опущенными стеклами не видно ничерта.

3
A

Дмитрий, ездил несколько лет с тонировкой, причем 5% вкруг, кроме лба. И знаете, 0 проблем, а плюсов море. Особенно тепло ее вспоминаю, когда мне с левой стороны жжет солнце, а ещё хуже - когда едешь мимо деревьев или строений, и солнце мельтешит, то появляясь, то осчезая. С тонировкой в эти моменты был лишь комфорт.

7
0
Игнатий Щеголихин

Тонирую передние боковые стекла. Читаю комментарии каких-то недоносков оскорбляющих или ущемляющих людей по внешнему признаку авто. Живу на юге, солнце жарит очень сильно) Как ездить без тонировки - не представляю
В салон никто не смотрит, в машине не так жарко, рука не вариться в кипятке, с точки зрения эстетики авто становится красивее, всякие недоноски не смотрят в окна в пробках))) и у меня не «ржавый таз», как выразился кто то выше, и нет надпили «я е*ан» на лобовом стекле. Следите за собой, не осуждайте других
Авто: Fiat Ducato
15% Боковые стекла

6
0
Дмитрий Русинов

В комментариях столько людей критически относящихся к тонировке стекол на авто, НО есть регионы юга России, где большую половину года светит солнце. Особенно летом при температуре +30 в тени, в салоне автомобиля очень непросто находиться даже при включенном кондиционере. Думаю меня поймут те автолюбители, кто ездит летом на море отдохнуть. Поэтому, возможно, для регионов средней полосы смысла в тонировке нет, но он точно есть для водителей юга нашей необъятной страны.

6
0
Unkle Yuri

Сейчас сотрудники ГИБДД вне специальных рейдов просто игнорируют тонированные машины, и это делает ситуацию очень странной, вроде тонироваться нельзя, но штраф всего 500 р и попробуй его ещё получить...

4
0
Максим Голяницкий

Меня одного коробит от "задней полусферы"? Где там сфера-то?

Изображение пользователя Максим Голяницкий
3
0
Матвей

Читаю ваши комменты и просто офигеваю! Тонировка мешает только ворам и автоугонщикам! Вам то как она навредмла, на машинах других автомобилистов?

2
Алексей Приходько

Илья, тогда сначала нужно запретить джипы, автобусы, камазы и т.п.

2
Илья Золотов
10.05, 06:54
Отредактировано

Алексей, если джип не тонированный, через его стёкла всё прекрасно видно.
А автобусы и грузовики на моей практике крайне редко паркуются в населённых пунктах на тротуарах или на обочине у перекрёстков и загораживают видимость.

0
0
Sergey Vakhramov

Спасибо за статью! Сам я тонирую только задний полукруг пятипроцентной плёнкой, что абсолютно разрешено. Нарушать не хочу.

Было бы классно увидеть статью про тонировку фар автомобиля! Последнее время всё чаще вижу автомобили с затонированными фарами, при этом знаю, что на рынке есть самоосветляющаяся ночью плёнка, которая затемняет фары только днём под действием ультрафиолета.

1
A

Sergey, фар или фонарей?

0
0
Dmitry Bondarev

В списке "зачем" не хватает пункта "чтобы круто и дерзко".

1
Юлия Море

Дмитрий, да ещё остались такие водители. Я планирую тонировать стёкла боковые задние и передние, лобовое трогать не буду. Потому что уже начинает порядком бесить, когда в Москве стоишь в пробке, а к тебе в машину заглядывают.

1
Василий Батарейкин
02.05, 05:10
Отредактировано

Iwan, отсутствующие тормоза сами по себе угрозы не представляют, пусть хоть ручником или каблуком тормозит. Но если произошло ДТП и стало ясно, что причиной стали тормоза - вот тогда можно расчехлять КоАП. Бредово звучит, да?

0
A

Василий, теплое с мягким не нужно сравнивать.

2
Дмитрий

Василий, наши помните правила вождения, то водитель обязан проверить работу тормозной системы перед началом поездки. Если водитель выехал с неработающими тормозами, то это намеренное нарушение и даже ДТП тут не при чем. ДТП это последствия. Причина - намеренное нарушение водителем правил ДД. Тоже самое с тонировкой

0
0
Владимир Юрьевич

У меня нет тонировки и не будет. Как по мне, тонировка только портит вид автомобиля - сразу он теряет с ней «свежесть» и ощущение нового. Короч, колхоз все это.
Еще поговаривают об отмене штрафов за переднюю полусферу - я считаю это плохо, тк ночью это повлияет на безопасность.
А для любителей тонировать фары я бы сделал отдельный и более жесткий штраф.

0
0
A

Предписание... А они законны? Согласно ст. 29.13 КоАП РФ, они не могут быть выписаны физ. лицу. Более никаких других законных оснований для предписаний, насколько я знаю, нет.

0
Unkle Yuri

Iwan, личный опыт, лет 20 назад тонированная вглушь 99 была круче чем большинство машин на дороге. Сдавать задом и маневрировать в темноте с открытыми стеклами приходилось. Ну и законы физики никто не отменял - если пленка блокирует свет, то этот свет не попадает вам в глаз и вы банально меньше видите.

0
0
Максим Голяницкий

И расскажите, где вы видели реальные примеры электронной тонировки? Где такую сделать? Спрашиваю, тк эта вещь пока чисто теоретическая

0
Дмитрий Сергеев

Максим, в реальной жизни электронную тонировку я нигде не видел. Но конторы, которые дают объявления о ее установке, реальны.

0
0
Alex Live
05.05, 15:35
Отредактировано

Летом можно и передние двери тонировать наглухо - даже если увидел инспектора - опустил оба стекла и всё. А что - жарко же.

0
0
Ярослав Шахрай

Поймали сегодня штраф за тонировку которой нет от слова совсем...... инспектор уперся рогом что машина тонирована на предложение поцарапать тонировку отказался замер проводили в дождь.... и редикски* стоят утром когда все спешат на работу..... время на танцы нет. Вот так не имея тонировку можно словить штраф

0
0
Наталья Балыш

Регистрировала вчера авто, в гибдд докопались и заставили снять прозрачную плёнку с передних стекол, иначе не подписали бы диагностическую карту. Это законно??

Изображение пользователя Наталья Балыш
0
0
Не Ебёт

Кого ебёт моя тонировка, есть более важные нарушения на которые хуй кладут всякие подобия в погонах.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество