8 ситуаций, в которых правила дорожного движения удивляют или разочаровывают
Правила дорожного движения созданы, чтобы облегчить жизнь водителей и пешеходов. Но встречаются исключения.
Мы спросили читателей Т—Ж, какие пункты правил дорожного движения вызывают у них вопросы и почему. В комментариях они поделились забавными, абсурдными и странными ситуациями, в которых оказываются из-за соблюдения ПДД. А Авторедакция Т—Ж попыталась пролить свет на непонятные моменты.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда собираешься пересечь перекресток с круговым движением
Бесконечная карусель с правилом проезда круговых перекрестков. Сколько можно их менять? И так никто не знает, как ехать на круге.
На равнозначном круговом перекрестке дорогу уступает тот, кто въезжает на него. В остальных случаях водители действуют по знакам приоритета.
В марте 2023 года в п. 13.11.1 ПДД, который появился в 2017 году, внесли поправки. Возможно, законодатели пытаются снизить аварийность на перекрестках с круговым движением из-за того, что предыдущие изменения не сработали.
Когда автобус на остановке не дает проехать
Непонятно, почему нельзя объехать автобус на остановке через сплошную линию разметки. Он там может стоять почти минуту, на встречной машин до горизонта нет, но по правилам стой, жди, пока он тронется, и поезжай за ним, иначе лишение прав.
За выезд на полосу встречного движения могут оштрафовать на 5000 ₽ или лишить прав на 4—6 месяцев по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. На остановке люди могут обходить автобус спереди, поэтому лучше подождать, чтобы случайно их не сбить.
Когда хочешь вызвать такси к дому, где действует запрещающий знак
Мой дом в зоне действия знака 3.2 — «Движение запрещено». Он действует для большинства транспортных средств. По описанию получается, что такси не может подъехать к дому: это не маршрутное транспортное средство и не личный автомобиль жильца. Считаю это ужасным недоразумением, особенно когда тащусь с каким-нибудь баулом к точке посадки на соседнюю улицу.
Это правило старается соблюдать только такси, всем остальным начхать.
Знак 3.2 «Движение запрещено» устанавливают на въездах во дворы, жилые или пешеходные зоны, на территорию предприятий. Если таксист въезжает под знак по своим делам — он нарушает правила. Но если он выполняет заказ — он вас обслуживает, и запрет на него не распространяется. Поэтому ваш вопрос можно решить с агрегатором.
Когда вечером паркуешься по правилам, а утром становишься нарушителем
Зачем вообще придумали знак с парковкой по четным и нечетным дням? У меня друзья жили в доме с такой улицей и периодически катались на штрафстоянку за машиной, потому что забывали переставить ее с утра в выходной.
Знаки 3.29 и 3.30 устанавливают для коммунальных служб — чтобы они могли поочередно убирать разные стороны дороги. Но у них свой график, и они редко ежедневно занимаются этим.
Советуем обратиться с проблемой к муниципальным властям. В жалобе важно указать, что коммунальные службы не соблюдают график уборки, установленный знаком, а значит, его нужно демонтировать.
Когда ограничение скорости никто не соблюдает
Абсурд, когда ставят ограничение скорости с учетом того, что все будут ехать на 20 км/ч быстрее из-за нештрафуемого лимита. Вроде нормальная дорога, можно поставить ограничение 60 км/ч, но ставят 40 км/ч. В итоге этот скоростной режим никто не соблюдает.
Ограничение скорости не зависит от качества дороги. По п. 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2019 соответствующий знак устанавливают перед крутыми поворотами, там, где нет тротуара или ремонтируют дорогу, и в местах, где часто происходят аварии.
Даже если участок кажется безопасным, статистика ДТП утверждает обратное. Отсюда и знак ограничения скорости, которое лучше соблюдать. За превышение до 20 км/ч не оштрафуют, но ехать быстрее опасно.
Когда приходится ждать зеленую стрелку при повороте направо
Не понимаю, почему нельзя поворачивать направо на красный. В Северной Америке можно, и это очень удобно. Даже в городе, где я жил в России, был перекресток с постоянно горящей зеленой стрелкой направо, но в какой-то момент ее убрали.
То, что удобно водителю, не всегда удобно пешеходам, которые пересекают проезжую часть справа. Законодатели в этом случае защищают их интересы. По п. 6.3 ПДД водители могут повернуть направо на красный сигнал, только если горит дополнительная зеленая секция.
Когда путает формулировка правила
Всегда путаюсь с правилом помехи справа. Лингвистический анализ в моей голове считает, что, если правило называется «помеха справа», значит, те, кто едет справа, — это помеха, следовательно, они должны уступать, ведь они мешают. А на деле оказывается наоборот: им нужно уступать.
Термина «помеха справа» в ПДД нет. Но бытовая формулировка прижилась — ее, например, используют в описании ДТП.
В п. 13.11 ПДД все понятно: «на перекрестке равнозначных дорог, кроме кругового движения, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».
Когда опасных нарушителей не наказывают строго
Непонятно, почему установили смешные суммы штрафов, если не используют световые приборы или ездят с неисправными. А еще не выставляют знак аварийной остановки при остановке на проезжей части. Это на самом деле гораздо опаснее превышения скорости или нарушения разметки.
Если машина едет в темноте с выключенными фарами или стоит ночью на дороге и ее не видно, водителя могут просто предупредить или выпишут штраф 500 ₽ по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, ст. 12.20 КоАП РФ. Это минимальное наказание за нарушение ПДД.
Вероятно, законодатели считают его таким же опасным, как, например, превышение скорости на 20—40 км/ч. На наш взгляд, вероятные последствия несопоставимы: ДТП из-за автомобиля, который не видно, может быть намного тяжелее, чем из-за небольшого превышения скорости.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil